Применение технологиии проблемного обучения в начальной школе
статья на тему

Григорьева Любовь Константиновна

Актуальность данной технологии определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке. В преодолении посильных трудностей у учащихся возникает постоянная потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehn._probl._obuch.doc905.5 КБ

Предварительный просмотр:

Применение технологии проблемного обучения в начальной школе

                                               Л.К.Григорьева

Муниципальное  общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Козьмодемьянска.

Сл.1  В настоящее время учителю начальной школы предоставлен достаточно широкий выбор вариативных программ начального образования, различных систем и учебно-методических комплектов обучения. Но все мы, идя разными тропинками, в итоге должны выйти на одну большую дорогу. Ведь перед нами стоит одна и та же цель, и одни и те же задачи.

По УМК «Школа 2100» я работаю восьмой год. Сначала я взяла  тему для самообразования: « Развитие логического мышления на уроках математики». Тема очень нужная и интересная. Но я увидела, что при максимальных затратах, результат был незначительным. Затем я стала думать, как заинтересовать детей. И вышла на тему: «Психологический настрой на урок, как фактор развития способностей младшего школьника».Но эта тема слишком размыта и банальна. Мы все уделяем ей огромное значение. Я столкнулась с проблемой выбора. Слово «проблема» и стало ключевым при выборе темы для самообразования.

 Среди многообразия современных образовательных технологий можно выделить следующие: технологии личностно-ориентированного, развивающего, проблемного обучения, а также игровые, проектные, здоровье сберегающие и информационно-коммуникативные.

 Предпочтение отдаю  технологии проблемного обучения.

Сл.2 Ведь не зря древняя мудрость гласит. 

Сл.3

Проблемное обучение - это тип развивающего обучения, в котором сочетаются самостоятельная систематическая поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена с учетом целеполагания и принципа проблемности;

На любом современном уроке нельзя обойтись без технологии проблемного обучения или без его элементов. В чем его актуальность?

Актуальность данной технологии определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке. В преодолении посильных трудностей у учащихся возникает постоянная потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками.

Умение видеть проблемы – интегральное свойство мышления. Развивается оно в течение длительного времени в самых разных видах деятельности.

 Решение учебных проблем оказывает положительное воздействие на эмоциональную сферу учащихся, создаёт благоприятные условия для развития коммуникативных способностей детей, развития их индивидуальности и творческого мышления. Кроме того, умение видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, проводить наблюдения и эксперименты, делать выводы и умозаключения, классифицировать и структурировать материал, работать с текстом, доказывать и защищать свои идеи ведёт к достижению таких образовательных результатов, как способность к самостоятельной познавательной деятельности, умение быть успешным в быстро изменяющемся мире и т.д.

Проблемный урок отличается от других (традиционных) именно этапами введения и воспроизведения знаний.

Структура проблемного урока

Цель урока

Этапы урока

Деятельность обучающихся

ЗНАНИЕ

I. Создание проблемной ситуации

Формулирование вопроса: «Почему не получается?»

II. Постановка учебной задачи

Формулирование темы урока и его задачи

III. Поиск решения

Открытие субъективно нового знания, путем выдвижения и анализа гипотез

IV. Выражение решения

Выражение нового знания в доступной форме. Моделирование.

V. Реализация продукта

Представление продукта учителю и классу.

Из структуры проблемного урока видно, что его центральным звеном является проблемная ситуация.

Сл.4

Основная цель создания проблемных ситуаций заключается в осознании и разрешении этих ситуаций в ходе совместной деятельности обучающихся и учителя, при оптимальной самостоятельности учеников и под общим направляющим руководством учителя, а так же в овладении учащимися в процессе такой деятельности знаниями и общими принципами решения проблемных задач.

Сл.5 Российский педагог М.Н. Скаткин выделил 3 основных вида проблемного обучения.

           Сл.6- 19.                          

Мои ученики активно участвуют в различных конкурсах: олимпиады учи.ру, «Русский медвежонок», «Кенгуру», «Инфознайка», «ЧИП» .  Число участников ежегодно растет.

Сл.20 Показатели качества знаний свидетельствуют о высоком уровне качественной успеваемости у обучающихся. Проведенная  диагностика, определяющая отношение к школьным предметам показала, что у ребят сформировался познавательный интерес к изучаемым предметам.

Таким образом, можно сделать вывод, что данная технология позволяет спланировать свою работу, которая направлена на достижение цели современного начального образования – развитие личности ребенка, выявление его творческих возможностей, сохранение физического и психического здоровья и добиться хороших результатов.

Список литературы:

  1. Безрукова В.С. Настольная книга педагога-исследователя. Екатеринбург: Изд-во Дома учителя, 2000.
  2. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972.
  3. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. М., 1983.
  4. Зубкова Н.М. Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей. СПб.: Речь, 2006.
  5. Игнатьев Е.И. Математическая смекалка. М.: Омега, 1994.
  6. Мельникова Е.Л. Технология проблемного обучения. Школа 2100. Образовательная программа и пути ее реализации. М.: Баласс, 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение технологии проблемного обучения в начальной школе

В данной статье описываются теоретические и практические аспекты применения технологии проблемного обучения на уроках в начальной школе....

"Особенности применения технологии проблемного обучения в начальной школе"

Цель работы: теоретическое обоснование и экспериментальная апробация педагогических условий реализации технологии проблемного обучения в начальной школе. Исходя из данной цели, были определены следующ...

Применение технологии проблемного обучения в начальной школе

Приводится  опыт  работы по применению  технологии  проблемного  обучения...

Применение технологии проблемного обучения в начальной школе

В настоящее время учителю начальной школы предоставлен достаточно широкий выбор вариативных программ начального образования, различных систем и учебно-методических комплектов обучения. Вместе с тем, п...

Применение технологии проблемного обучения в начальной школе.

В настоящее время учителю начальной школы предоставлен достаточно широкий выбор вариативных программ начального образования, различных систем и учебно-методических комплектов обучения. Вместе с тем, п...