Статья: « Динамические паузы, как здоровьесберегающие технологии в обучении детей с ОВЗ младшего школьного возраста ».
статья по теме

Караваева Элина Владимировна

В статье говорится о значении динамических пауз в обучении детей с ОВЗ младшего школьного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya1.docx29.5 КБ

Предварительный просмотр:

Статья: « Динамические паузы, как здоровьесберегающие технологии

 в обучении детей с ОВЗ младшего школьного возраста ».

 Дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь.

При работе детей с ОВЗ требуется систематическая работа по сохранению и укреплению здоровья детей. Решению этой задачи помогает использование здоровьесберегающих технологий. В своей работе мы применяем технологии сохранения и стимулирования здоровья; технологии  обучения здоровому образу жизни. Сюда относятся динамические паузы (физминутки, дыхательные, зрительные и пальчиковые гимнастики), подвижные, спортивные игры; релаксация, а также  занятия по физвоспитанию.

Сегодня хочется поговорить о значении динамической паузы в воспитании детей.

Она подтверждает интенсивную двигательную активность, свойственную детям младшего школьного возраста. Мы все хорошо понимаем, как нелегко малышам находиться в абсолютном покое. Во время статического напряжения происходит снижение обмена веществ, замедление обмена крови и кровоснабжения мозга, повышается артериальное давление, нарушается дыхание, наблюдаются застойные явления в мышцах. Эти изменения приводят к снижению умственной работоспособности, утомлению.

В своей работе, мы широко применяем динамическую паузу, как форму активного отдыха детей во время занятия. Она включают в себя дыхательные, пальчиковые, зрительные гимнастики и физминутки. Эти простые игровые упражнения развивают общую моторику, двигательные функции рук, глаз, зрительно-моторную координацию, влияет на сенсорное и речевое развитие; содействуют развитию памяти, внимания, четкого произношения, плавности, выразительности речи.

Главная цель проведения динамических пауз – повысить или удержать умственную работоспособность детей на уроках, обеспечить кратковременный активный отдых, когда значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха; мышцы туловища, особенно спины, находящиеся в статическом состоянии; мышцы кисти работающей руки.

В нашей школе практикуется тематическое планирование. К каждой теме у меня разработаны комплексы динамических пауз:

-«Овощи, фрукты»;

-«Осень»;

-«Домашние и дикие животные»;

-«Птицы»;

-«Лес, деревья»;

-«Зима. Зимние забавы»;

-«Ребенку о самом себе»;

-«Транспорт» и.т.д

Коррекционные занятия начинаются с дыхательного упражнения или с пальчиковой гимнастики.

Дыхательные упражнения обеспечивают развитие дыхательной струи, восстанавливают дыхание. Происходит насыщение организма кислородом, улучшение обменных процессов в организме. Наблюдается повышение общего жизненного тонуса ребенка, сопротивляемости и устойчивости к заболеваниям дыхательной системы. Достигается   нормализация и улучшение психоэмоционального состояния организма, развитие силы, плавности и длительности выдоха.

  Пальчиковая гимнастика — это вид здоровьесберегающих технологий, который применяется не только для развития мелкой моторики рук (что важно для подготовки ребенка к рисованию, лепке и письму), но и для решения проблем с речевым развитием у детей. Помимо этого такая гимнастика способствует развитию: осязательных ощущений; координации движений пальцев и рук; творческих способностей младших школьников.

Также к здоровьесберегающим технологиям в ОУ относится гимнастика для глаз. Она подразумевает проведение системы упражнений, направленных на коррекцию и профилактику нарушений зрения. Гимнастика для глаз необходима для: снятия напряжения; предупреждения утомления; тренировки глазных мышц; укрепления глазного аппарата. Для выполнения такой гимнастики достаточно 2-4 минуты. Главное правило данной гимнастики состоит в том, что двигаться должны только глаза, а голова остается в неподвижном состоянии (кроме случаев, где предусмотрены наклоны головы). Все упражнения нужно делать стоя. В группе имеются разнообразные тренажеры, круг Базарного, лабиринты, метки. Обычно образец выполнения каждого действия показывают педагог, а дети повторяют за ним. Часто такая гимнастика имеет стихотворное сопровождение. Она включает  упражнения с предметами, на тренажере Базарного, специальными таблицами или ИКТ.

Физминутки делятся условно на три группы:

-на развитие общей и мелкой моторики;

- на формирование неречевых средств общения и совершенствование глазодвигательных функций;

- на развитие сохранных анализаторов.

Основные требования при организации физминуток:

-упражнения должны быть просты по структуре, интересны и хорошо знакомы детям;

-упражнения должны быть удобны для выполнения на ограниченной площади;

- комплекс состоит из 2-3 упражнений на следующие виды движений: для рук и плечевого пояса, выпрямления позвоночника, для ног, бег на месте.

-выполняется в течение 1,5 -4 мин.

Итак, динамические паузы развивают детей физически, помогают снять утомление, развивают эмоции и выполняют корригирующую функцию.

Систематическое проведение динамических пауз приводит к улучшению психоэмоционального состояния, к изменению отношения к себе и своему здоровью.

Забота о здоровье ребенка, это забота о здоровье нации. Она должна быть ежедневной, разнообразной, развлекательной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование интерактивных игр в обучении английскому языку детей дошкольного и младшего школьного возрастов.

В статье рассматривается сочетание традиционных методов обучения и информационных технологий в преподавании иностранного языка детям дошкольного и младшего школьного возрастов  в образовательном ...

Статья на тему "Профилактика нарушений письменной речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста"

Статья по коррекционной педагогике  "Профилактика нарушений письменной речи и чтения у дошкольников и младших школьников"...

Технология работы с детьми мигрантов младшего школьного возраста: адаптация и обучение русскому языку

Дети мигрантов – это учащиеся с особыми образовательными потребностями, поэтому только комплексная работа педагогов и специалистов школьных служб приведёт к успешной адаптации детей мигрантов.Более по...

Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми младшего школьного возраста с нарушением зрения и речи

В методической разработке представлен ряд здоровьесберегающих технологий, используемых в работе педагога с детьми с нарушением зрения и речи....

Использование инновационных здоровьесберегающих технологий в работе с детьми младшего школьного возраста

Методическая разработка представлена с целью распространения опыта использования здоровьесберегающих технологий во время урока...

Статья "Цветовосприятие детей дошкольного и младшего школьного возраста."

Цветовосприятие детей дошкольного и младшего школьного возраста....