Что означает тьюторское сопровождение. Формы, методы и технология тьюторского сопровождения.
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Иванова Надежда Сергеевна

       В статье собран материал относительно развития тьюторского сопровождения в системе инклюзивного образования согласно ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о, где отражено построение образовательного процесса, ориентированного на учёт индивидуальных возрастных и психофизических особенностей учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Что означает тьюторское сопровождение

Формы, методы и технология тьюторского сопровождения

Иванова Надежда Сергеевна

Воспитатель начальных классов

ГБОУ СОШ № 291 Красносельского района

Санкт-Петербурга

В рамках реформирования современной общеобразовательной школы широкую популярность приобретает реализация практики инклюзивного образования.

Инклюзивное образование – практика общего образования, основанная на понимании, что инвалиды в современном обществе могут (и должны) быть вовлечены в социум. Данная практика ориентирована на формирование условий доступности образования для всех. В том числе она обеспечивает доступ к образованию для детей с инвалидностью. Усилия общественности в 1990-х - 2000-х гг. и формирование общественного мнения позволили начать создание условий для такого типа педагогики, получившей наименование инклюзивной (вовлекающей).

Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети - индивидуумы с различными потребностями в обучении. Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении. Если преподавание и обучение станут более эффективными в результате изменений, которые внедряет инклюзивное образование, тогда выиграют все дети (не только дети с особыми потребностями).

Принципы инклюзивного образования:

- ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

- каждый человек способен чувствовать и думать;

- каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

- все люди нуждаются друг в друге;

- подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

- все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

- для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;

- разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Первые в России инклюзивные образовательные учреждения появились в нашей стране на рубеже 1980 - 1990 гг. В Москве в 1991 году по инициативе московского Центра лечебной педагогики и родительской общественной организации появилась школа инклюзивного образования "Ковчег" (№1321).

В настоящее время в России одновременно применяются три подхода в обучении детей с особыми образовательными потребностями:

Дифференцированное обучение детей с нарушениями речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с задержкой психического развития в специальных (коррекционных) учреждениях I–VIII видов.

Интегрированное обучение детей в специальных классах (группах) в общеобразовательных учреждениях.

Инклюзивное обучение, когда дети с особыми образовательными потребностями обучаются в классе вместе с обычными детьми.

В федеральном законе «Об образовании» зафиксировано право детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на специальные образовательные условия и введено понятие инклюзивного образования — «обеспечения равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей».

Что означает тьюторское сопровождение?

Одна из наиболее заметных линий реформирования современного образования связана с появлением за последние несколько лет достаточно большого числа попыток введения новых образовательных профессий. Редкая школа, претендующая на место в инновационном движении, не «пригласила» в свой штат социальных педагогов, психологов, освобожденных классных руководителей (воспитателей) или гувернеров. Далеко не последнее место в этом списке занимают тьюторы. И сегодня, когда реализация и практика тьюторства приобретают если не массовый характер, то, во всяком случае, популярность, вопрос о концептуальных основаниях тьюторской деятельности кажется уже решенным.

В дидактике тьютор – это позиция, сопровождающая, поддерживающая процесс самообразования, индивидуальный образовательный поиск, осуществляющая поддержку разработки и реализации индивидуальных образовательных проектов и программ. На языке простом тьютор – это наставник.

Тьютор — фигура посредника между свободными личностями в пространстве образования, между культурным и индивидуальным, индивидуальным и корпоративным. Тьютор связывает в образовании своего подопечного процессы учения, самовоспитания и формирования образа жизни.

Тьюторское сопровождение – это педагогическая деятельность по индивидуализации образования, направленная на выявление и развитие образовательных мотивов и интересов учащегося, поиск образовательных ресурсов для создания индивидуальной образовательной программы, на работу с образовательным заказом семьи, формирование учебной и образовательной рефлексии учащегося.

Актуальность: Одна из проблем, которая стоит перед учителем современной общеобразовательной школы, это низкий уровень заинтересованности учащихся и отсутствие мотиваций к получению знаний. Перед учителем стоит задача пробудить в детях личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться в жизни.

Какие формы тьюторского сопровождения можно использовать в работе учителя, воспитателя?

Индивидуальная тьюторская консультация (беседа) - индивидуальная организационная форма тьюторского сопровождения, представляет собой обсуждение с тьютором значимых вопросов, связанных с личным развитием и образованием каждого учащегося.

Групповая тьюторская консультация.

На этих занятиях, реализуется тьюторское сопровождение индивидуальных образовательных программ школьников с похожими познавательными интересами.

Педагог - тьютор одновременно осуществляет несколько видов работы: мотивационную, коммуникативную и рефлексивную. Тематику предстоящей тьюторской консультации желательно обсуждать вместе со всеми тьюторантами в группе. С одной стороны, это создает атмосферу доброжелательности, взаимопонимания и сотрудничества во время проведения самой консультации, а с другой, обеспечивает продуктивность консультации.

Тьюториал (учебный тьюторский семинар).

Тьюториал - это активное групповое обучение, направленное на развитие мыслительных, коммуникативных и рефлексивных способностей школьников. Это открытое учебное занятие с применением методов интерактивного и интенсивного обучения. Тьюториал также имеет своей целью оживить и разнообразить процесс обучения, активизировать познавательную деятельность школьников, вызвать проявление творческих способностей, побудить к

применению теоретических знаний на практике. В роли ведущих тьюториала выступают тьюторы или преподаватели, осуществляющие тьюторское

сопровождение школьников. Иногда ведущими тьюториала могут быть старшие школьники, имеющие опыт в данной области знаний.

Такая работа способствует овладению учащимися технологий индивидуальной и групповой рефлексии; выработке критериев оценки результатов эффективности индивидуальной и групповой работы.

Тренинг.

В последнее время тренинги всё активнее применяются и преподавателями, и тьюторами как одна из эффективных форм организации тьюторского сопровождения. Освоение необходимых умений и навыков во время тренинга предполагает не только их запоминание, но и непосредственное использование на практике сразу же, в ходе тренинговой работы. В тренингах, так же, как и в тьюториалах, но только в гораздо более интенсивной форме широко используются различные методы и техники активного обучения: деловые, ролевые и имитационные игры, работа с электронными определителями и определителями на печатной основе, моделирование, разбор конкретных ситуаций и групповые дискуссии.

Выбор каждый раз конкретных форм, методов и технологий самой тьюторской работы является строго индивидуальным выбором тьютора и зависит как от возрастных и личностных особенностей школьника, так и от личностных и профессиональных предпочтений самого тьютора.

Необходимо помнить, что для проведения тренингов с детьми и подростками необходимы специальные знания и навыки.

Образовательное событие.

В отличие от воспитательного мероприятия, данная форма тьюторского сопровождения учащихся имеет целью развитие образовательной мотивации, построение и реализацию индивидуальных образовательных программ,

проектов и исследований. Это могут быть: экскурсии в природу, экспедиции, полевые исследования, эксперименты, лабораторные практикумы и др.

Образовательное событие включает различные виды деятельности и различных участников: кроме самих учеников, в нём принимают участие другие интересные, привлекательные, успешные люди («лидеры», «авторы», «эксперты» и т.п.). События дают возможность преодолеть опасность фиксации тьюторантов на тьюторе и перехода тьютора в позицию «учителя» («консультанта», «руководителя»).

Основные методы тьюторского сопровождения:

- методы практикоориентированной деятельности,

- методы проблемного обучения (разрешение проблемных ситуаций, метод обучающего кейса),

- проектные методы (разработка и защита ИОП, проекта, портфолио),

- психодиагностические (анкетирование, психологическая диагностика, индивидуальное и групповое консультирование, профконсультирование),

- методы активного обучения,

- методы анализа самоанализа (рефлексия, рефлексивный отчет образовательных целей, деятельности по их достижению, анализ и самоанализ способностей, склонностей)

- методы самостоятельной работы обучающегося (индивидуально и в группах).

Какова технология тьюторского сопровождения?

Под педагогическим тьюторским сопровождением можно понимать такое учебно-воспитательное взаимодействие, в ходе которого ученик совершает действие, а педагог создает условия для эффективного осуществления этого действия. Технологии и методики, которые тьютор может использовать в своей работе с учащимися, – это технологии открытого образования.

– «Кейс-обучение» (метод обучения, основанный на разборе практических ситуаций),

- «Портфолио» (метод презентации образовательных результатов),

- «Дебаты» (метод организации публичной дискуссии, в которой нужно предельно доказательно аргументировать свою точку зрения и опровергнуть противоположную) и др.

Для подростков, в силу их возрастных особенностей, особенно важны соревновательные и коммуникативные аспекты взаимодействия со сверстниками, что может стать отдельным предметом рефлексии в работе тьютора и тьюторанта. Формы работы тьютора – консультации, индивидуальные и групповые тьюториалы (семинары), образовательные события, тренинги должны применяться с учетом возраста и возможностей тьюторантов-подростков. Тьюторское сопровождение (при реализации его в любой организационной форме) всегда носит индивидуальный адресный характер, поэтому при его осуществлении и выборе соответствующей формы, адекватной взаимодействию с конкретным тьюторантом, должны обязательно соблюдаться гибкость и вариативность.

Тьюторская деятельность может быть реализована с помощью:

- проектной технологии;

- технологии работы с портфолио;

- технологии группового и индивидуального консультирования;

- тренинговой технологии;

- технологии профильных и профессиональных проб;

- активизирующей методики Н.С. Пряжникова;

- информационных технологий.

Основными функциями тьютора в отношении обучающихся выделяют следующие:

- диагностика состояния и процесса обучения обучающихся;

- осуществление целеполагания;

- мотивация и вовлечение обучающихся;

- управление деятельностью и мыследеятельностью обучающихся;

- коррекция деятельности обучающихся;

- контроль выполнения заданий;

- рефлексия деятельности (своей и обучающихся).

Рассмотрим, как сопоставляются эти функции с типовыми задачами тьютора по отношению к обучающимся:

Соответствие типовых задач и функций тьютора по отношению к обучающимся

Типовые задачи

Функции

Знакомство

Диагностика; целеполагание

«Размораживание» (проблематизация)

Мотивация

Организация изучения концепций курса

Организация деятельности

Организация групповой и индивидуальной работы

Коррекция

Организация обратной связи

Контроль

Диагностическая функция связана с участием тьютора в реализации одного из важнейших, пронизывающих всю его работу действия - анализа.

Под аналитической деятельностью тьютора понимают, синоним его мыслительной, интеллектуальной деятельности по переработке профессионально значимой информации. Анализ

понимается как проникновение в суть дела, как действие, раскрывающее причины учебных событий, результатом которого является диагноз - оценка действительного состояния учебной деятельности обучающихся. Диагностическая функция позволяет взвешенно оценить происходящее, положительные и негативные стороны деятельности обучающихся.

В работе тьютора эта функция проявляется в следующих действиях:

- изучение исходных данных об обучающихся (возраст, место работы, стаж в занимаемой должности, степень занятости на работе, уровень образования, наличие предыдущего опыта обучения и др.);

- определение индивидуальных особенностей обучающихся (стиль обучения, доминирующий тип мышления, уровень развитости способностей и др.);

- определение установок обучающихся на обучение, их потребностей, мотивов, ожиданий, опасений и причин, их вызывающих;

- определение и анализ опыта, знаний и умений обучающихся по содержанию курса, а также успешного или неуспешного предыдущего опыта обучения;

- диагностика степени усвоения обучающимися содержания изучаемого курса (идей, моделей и концепций).

Функция целеполагания составляет основу работы тьютора. Тьютор должен устанавливать и формулировать разнообразные цели, например, долгосрочные и краткосрочные цели образования и обучения обучающихся. Первые относятся ко всему периоду обучения, вторые — к конкретному элементу учебного процесса. Это цели конкретных упражнений с обучающимися, цели того или иного собственного действия. Это учебные и организационные цели.

Для реализации функции целеполагания тьютору требуется решить следующие задачи:

- анализ целей модели обучения;

- определение содержания и специфики деятельности обучающихся;

- выделение типовых (наиболее часто встречающихся) задач, которые должны решать обучающие

- определение наиболее типичных, связанных с личностными качествами затруднений и проблем, с которыми сталкивается в своей деятельности обучающийся;

- формулирование предполагаемых результатов деятельности обучающихся (что они должны знать, уметь, чем должны владеть и какими должны быть);

- согласование целей, определенных Вами, с целями обучающихся;

- согласование целей с возможностями обучающихся по их достижению.

Вопрос целеполагания не последний в работе тьютора. Выделяют простую связь, ведущую к проблеме: цель следует за осознанием чьего-то «хочу». Вся

трудность целеполагания состоит в том, чтобы перед этим субъективным «хочу» сознавалось объективное «надо».

Мотивационная функция тьютора состоит в создании и поддержании включенности обучающихся в обучение и эффективное продвижение в курсе. Для осуществления этой функции необходимо уметь решать такие задачи:

- выяснять исходные ожидания обучающихся от обучения, индивидуальные потребности и мотивы;

- формировать установки на продуктивную, главным образом самостоятельную, деятельность;

- создавать в группе обучающихся атмосферу заинтересованности, доверия и поддержки;

- стимулировать учебную мотивацию различными интерактивными методами обучения;

- организовывать и поддерживать общение обучающихся друг с другом, что обычно способствует эффективной работе на занятиях.

Функция планирования заключается в упорядочении действий обучающихся и своих в соответствии с задуманной целью. В какой-то мере эта функция напоминает построение стратегии достижения цели, но только планирование более детализировано, более конкретно.

Эффективное планирование в образовательном процессе основывается на умении:

- формировать учебные цели на основе четырехступенчатой модели развития специалиста (что он должен знать, уметь, чем должен владеть и кем должен быть) и с учетом анализа результатов предварительной диагностики (потребностей обучающихся, их исходного уровня подготовки, профессионального опыта и др.);

- формировать стратегии и тактики собственной деятельности с обучающимися;

- определять последовательность действий в соответствии с поставленными целями и ожидаемыми результатами;

- разрабатывать структуру занятий с обучающимися как завершенный цикл деятельности (введение, основная часть, заключение) с учетом доминанты совместной, а не индивидуальной деятельности обучающихся;

- распределять время занятий с учетом целей, содержания и технологий обучения, а также особенностей группы (спецификой индивидуальных стилей обучения обучающихся).

Функция установления коммуникаций особенно важна на первых этапах взаимодействия тьютора с обучающимися - при формировании группы, установлении взаимоотношений как между тьютором и обучающимися, так и между самими обучающимися. Выделяют следующие требования:

- быть открытым и доступным для обучающихся;

- понимать и реализовывать в своей деятельности тезис: «Все обучающиеся одинаковые, все обучающиеся разные»;

- устанавливать между собой и обучающимися, а также между самими обучающимися доброжелательные и партнерские взаимоотношения;

- организовывать совместную деятельность обучающихся в группе на основе сотрудничества, согласования целей групповой деятельности и способов их совместного достижения;

- формировать в группе благоприятный эмоциональный настрой, атмосферу поддержки и взаимопомощи, чувство сопричастности к группе;

Функция контроля диктует, что никакое обучение, ни при каких условиях не может обойтись без обратной связи, без контроля выполнения работы, направленной на достижение намеченных целей. В широком смысле к функции контроля относят также коррекцию и оценку. Тьютор должен помнить, что успешность выполнения этой функции закладывается и обеспечивается задолго до контроля, как такового, т.е. в процессе планирования, так как именно на этом этапе формируются цели, критерии и показатели их достижения.

Рассмотрим, что должен выполнять тьютор в своей дельности с позиции функции контроля:

- анализировать задания обучающихся, определяя степень успешности обучения и образования;

- комментировать недочеты и ошибки обучающихся в письменных заданиях;

- оценивать качество выполненных заданий;

- корректировать деятельность обучающихся в соответствии с результатами проверки заданий (ошибками и затруднениями обучающихся);

- вести мониторинг заданий;

- оценивать достижения отдельных обучающихся и группы в целом.

Функция рефлексии в деятельности тьютора, как и любого специалиста, обучающего других людей, незаменима. Рефлексия является смысловым центром личности и механизмом развития человека. Поэтому и тьютор, реализуя эту функцию, имеет возможность индивидуально и профессионально развиваться.

Что становится объектом рефлексии, объектом мыслительного отражения тьютора?

С одной стороны, рефлексия может быть направлена на цели и содержание курса, на технологии его воплощения в учебном процессе, на достигнутые результаты (их соответствие целям, меры этого соответствия и др.), на характер и средства коммуникации, на стиль общения, на распределение ролей в группе и т.п.

С другой стороны, предметом рефлексии становятся способы организации собственной деятельности, общения и мышления тьютора, его самоизменения. Следовательно, функция рефлексии реализуется в таких задачах деятельности:

- организация анализа возможностей тьютора;

- организация рефлексии собственной деятельности и общения тьютора на предмет выявления его индивидуальных особенностей (идеи и принципы, которыми тьютор руководствуется в работе, предпочитаемый стиль обучения и др.), его затруднений, ошибок и достижений;

- идентификация движущих сил развития тьютора и сил, препятствующих этому;

- создание в деятельности обучающихся «поводов» для рефлексии т.е. проблемных ситуаций;

- организация рефлексии деятельности обучающихся с целью анализа их деятельности, понимания места «проблемных точек» (затруднений), вызвавших их причин и версий устранения затруднений, а также понимания того, что необходимо знать и уметь самому обучающемуся.

Методическая функция тьютора относится к числу важных функций.

К действиям составляющих данную функцию относятся:

- создание необходимых средств для организации учебного процесса (специальных заданий, комплектов вопросов, набора конкретных ситуаций, иллюстративного материала и др.);

- разработка различных контрольно-диагностических методик: перечня контрольных вопросов, анкет, опросных листов, информационных карт, тестовых материалов и др.

- анализ и описание собственного тьюторского опыта;

- внедрение в собственную деятельность эффективного опыта других тьюторов.

При проектирование образовательных программ в условиях тьюторского сопровождения рекомендуется учитывать:

1.        Основания для программы развития в условиях тьюторского сопровождения:

- история школы;

- основные достижения;

- анализ современной ситуации;

-партнерские связи школы.

2.        Предыдущий опыт работы и его приобретение:

- тьюторское сопровождение индивидуальных образовательных программ;

- индивидуализация в начальной школе;

- подростковая школа индивидуальных образовательных траекторий;

- старшая школа индивидуальных образовательных программ;

3.        Образ будущего школы по результатам реализации программы развития:

- стратегические цели.

4.        Представления о результатах образования, лежащие в основе программы развития школы.

- Внутренние результаты.

Результаты для учащихся:

для старшеклассников и выпускников,

для учащихся подростковой школы,

для учащихся начальной школы.

Результаты для родителей.

Результаты для педагогов.

- Внешние результаты:

Результаты работы учреждения для города и городской системы образования;

Результаты для инновационного сообщества города (научно-внедренческого комплекса).

5.        Основные направления программы развития:

- Цели обеспечения доступности и высокого качества образования.

- Реализация концепции индивидуализации образования на возрастных ступенях: проблемный психолого-педагогический анализ, стратегическая цель реализации концепции индивидуализации на возрастных ступенях.

6.        Реализация концепции «Расширенной школы». Школа как культурно-оздоровительный и образовательный центр территории.

7.        Материальное обеспечение программы.

8.        Реализация основных направлений программы:

- обеспечение доступности и высокого качества образования;

- реализация концепции индивидуализации образования на возрастных ступенях;

- реализация концепции «Расширенной школы» - школы как культурно-оздоровительного и образовательного центра территории;

-переход к новому статусу (финансовой самостоятельности школы).

9.        Календарный план реализации программы.

10.        План график реализации программы:

- нормативно-правовое обеспечение нововведений;

- график событий и мероприятий, проходящих в рамках реализации программы;

- совершенствование методического мастерства педагогов;

- компетентностный подхода в обучении и образовании;

- введение ИКТ в учебный процесс;

- разработка методических рекомендаций по реализации нововведений в социальные проекты и массовую педагогическую практику;

- разработка и апробация сетевых образовательных программ и сетевых образовательных событий;

- повышение квалификации работников образования;

- переход к новому статусу.

Согласно ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о, построение образовательного процесса ориентировано на учет индивидуальных возрастных, психофизических особенностей обучающихся, в частности, предполагается возможность разработки индивидуальных учебных планов. Реализация АОП и индивидуальных учебных планов сопровождается поддержкой тьютора.

Список литературы

 

  1. . Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ.
  2. . Бутова, Ю. 1. Закон РФ «Об образовании», действующая редакция. Организация тьюторского сопровождения в образовательном учреждении: содержание, нормирование и стандартизация деятельности тьютора: Материалы Всероссийского научно-практического семинара.
  3. . Инклюзивное образование: методология, практика, технология: Материалы международной научно-практической конференции (20-22 июня 2011, Москва) /Моск.гор.психол.- пед.ун-т; Редкол.: С. В. Алехина и др. — М.: МГППУ, 2011.)
  4. . «Организация тьюторского сопровождения детей с ОВЗ в условиях реализации инклюзивной практики в образовательных учреждениях». Информационный материал Карпенковой И.В., Кузьминой Е.В. Москва 2011.
  5. . Карпенкова И.В. «Тьютор в инклюзивной школе»: сопровождение ребенка с особенностями развития. Из опыта работы, - М., ЦППРиК «Тверской», 2010.
  6. . Неклюдова, Л. В. О современном подходе к организации повышения квалификации педагогических кадров [методика тьюторского сопровождения] / Л. В. Неклюдова // Методист. – 2010. – № 1. – С. 17–20.
  7. . Трофименко, Т. И. Тьюторское сопровождение сети ресурсных центров как нетрадиционная модель методической службы / Т. И. Трофименко // Методист. – 2010. – № 3. – С. 26–32.
  8. . Тьютор: [истоки, основные цели и задачи тьюторского сопровождения] // Кафедра открытых образовательных технологий Московский институт открытого образования. – URL: http://www.oot-kaf.ru/archives/483


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Технология тьюторского сопровождения в начальной школе как средство развития познавательного интереса младших школьников"

Основной формой тьюторского сопровождения познавательных интересов младших школьников в учебном процессе можно считать личностную ситуацию....

Доклад "Технология тьюторского сопровождения ученической деятельности".

Литература:  1. Беков Х.А. Терминология в системе дополнительного педагогическогообразования: Словарь / Х.А. Беков, С.В. Широбоков, И.И. Кирьянов идр. – М.: ИПК госслужбы, 2001. – 107 с.2. ...

Программа «Методика и технологии тьюторского сопровождения обучающихся в процессе формирования готовности к осуществлению здоровьеориентированной деятельности»

Аннотация Дети – это самое святое на земле!Заниматься здоровьем детей -Это самое благородное дело!В данной работе я старалась показать моё видение здоровьеориентированной деятельности учите...

Взаимодействие учителя воспитателя и логопеда как метод работы по консультативному сопровождению ребенка в условиях фгос

Содержание коррекционной работы в соответствии с Федеральными Государственными требованиями и стандартами образования в настоящее время направлено на создание системы комплексной помощи детям с умстве...

"Методика и технологии тьюторского сопровождения обучающихся в процессе формирования готовности к осуществлению здоровьеориентированной деятельности"

Тьютор в области формирования индивидуального стиля жизни работает с технологиями оздоровления физического, психологического уровней, а также (и это наиболее важно) формирует мотивацию на здоровьеорие...