Проектная деятельность в урочной и внеурочной деятельности как средство формирования УУД
статья на тему

Чиброва Марина Александровна

Представление педагогического опыта( отчёт по теме самообразования).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoobrazovanie_chibrova_m.a.otchyot.doc139.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность в урочной и внеурочной деятельности как средство формирования УУД

   учитель начальных классов:

Чиброва М.А.

               Единственный путь,

ведущий к знаниям, - это деятельность.

Б. Шоу

                            Актуальность:

     Стандарты второго поколения определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее способность к непрерывному обучению в течение всей жизни.  

Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника ("портрет выпускника школы"):

  • любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
  • осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающий свою сопричастность к судьбе Отечества;
  • креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность науки, труда и творчества для человека и общества, мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни;
  • владеющий основами научных методов познания окружающего мира, мотивированный на творчество и современную инновационную деятельность;
  • готовый к учебному сотрудничеству, способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационную деятельность;
  • осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок, выполняющий свои обязанности перед семьёй, обществом, государством, человечеством;
  • уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать;
  • осознанно выполняющий и пропагандирующий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для самого человека и других людей;
  • подготовленный к осознанному выбору профессии, понимающий значение профессиональной деятельности для человека и общества, его устойчивого  развития.

В современном обществе большое значение для успешной адаптации ребёнка имеют такие качества личности, как

  • - умение сформировать собственную внутреннюю позицию,
  • - умение организовать свою деятельность,
  • - умение искать, воспринимать и анализировать информацию,
  • - умение организовывать и осуществлять сотрудничество.

Развитию таких качеств способствует проектная деятельность, которая может быть организована в младшей школе.

Важнейшей задачей современного образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков

Проектная деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы через постановку проблемы организовать мыслительную деятельность учащихся, развивать их коммуникативные способности и творчески подходить к результатам работы. Конечно, сразу создать систему проектов и начать использовать её в начальной школе невозможно. На начальном освоении этого рода деятельности следует говорить о применении системы проектных задач, которые подготовят ученика начальной школы к полноценной проектной деятельности в среднем и старшем звене.

Важнейшей задачей современного образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.        

    Одним из верных путей в данном направлении мы считаем обучение младших школьников  проектной деятельности.

Проблема: Низкий уровень познавательного интереса и коммуникативных навыков у учащихся.

Цель: выяснить возможности проектной деятельности обучающихся, как ведущего средства формирования УУД 

Задачи:

  • 1. Изучить педагогические, психологические, методические литературные источники по данной теме
  • 2. Выявить наиболее приемлемые формы введения метода проектов
  • 3. Раскрыть и реализовать на практике возможности метода проектов
  • 4. Разработать методические  рекомендации
  • 5. Работать над созданием  банка проектных тем ( уроков-проектов)

Объект: Степень овладения проектными методами учащимися 1-х классов.

Предмет: Приёмы формирования проектных навыков

Гипотеза:   Если включить в процесс обучения проектную деятельность обучающихся, то создание практико – ориентированных ситуаций позволит сформировать  УУД, что повысит качество образования и мотивацию учения.

Предполагаемый результат:

  • Процесс обучения в школе повысит познавательный интерес  
  • Методические разработки: правила работы над проектом
  • Банк проектных тем для учащихся начальной школы(уроки-проекты

Этапы работы:

  1. Подготовительный ( сентябрь)

Изучение литературы, всевозможные беседы, тестирование. 

Работа по изучению уровня сформированности  УУД   совместно с психологами.

  1. Основной( октябрь- апрель) 

 Работа над проектами,

Постановка задач перед детьми,

Планирование действий и операций.

Реализация проектов класса.

       

 3. Заключительный (май-июнь)

Анализ деятельности . 

Составление методических рекомендаций .

Коррекция и дальнейшее развитие программы.

      Рассмотрим метод проектов и специфику его применения в начальной школе.  Метод проектов –  способ организации самостоятельной деятельности обучающихся по достижению определенного результата. Он ориентирован на интерес, на творческую самореализацию обучающегося, развитие его интеллектуальных возможностей, волевых качеств в процессе деятельности по решению интересующей его проблемы.

Прежде всего, работа над проектами рассматривается, как способ формирования общих учебных умений (универсальных учебных действий):

  • организационных (регулятивных),
  • интеллектуальных (познавательных),
  • оценочных (личностных),
  • коммуникативных.

Проектная деятельность несет в себе следующие функции:

1) преобразующая — развитие конструкторского образа и его использования для построения собственного объекта. Ученик в процессе разработки конкретного проекта переструктурирует и осознает в системе новых предметных смыслов полученные ранее знания, умения, навыки;

2) отражательная — использование имеющихся образов и формирование в процессе деятельности новых представляет функцию деятельности. Данная функция проявляется в отражении объективно существующих законов и закономерностей окружающего мира;

3) технологическая — владение приемами технологической деятельности, включающей элементы моделирования, конструирования. Знание основных технологических процессов, закономерностей;

4) программно-целевая — реализует стратегию проектной деятельности, включая целеполагание, прогнозирование, планирование, организацию;

5) контрольно-регулятивная - реализует тактику проектной деятельности, включая акты принятия решений, контроля и коррекции;

6) исследовательская — специфика проектной деятельности требует от учащегося анализа существующих аналогов, обобщения существующей ситуации и выбора наилучшего варианта, тем самым ориентируя ученика на анализ процессуальной и динамической сторон окружающего мира;

7) креативная - генерирование новых идей на основе обобщенного анализа суммы полученных знаний — как в социальном контексте, так и в учебной деятельности. Креативность проектной деятельности определяет все стороны психического

Задачи, реализующиеся в ходе проектной деятельности:

1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.

2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:

- умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;

- способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;

- формирование социально адекватных способов поведения.

3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:

- воспитание целеустремленности и настойчивости;

- формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;

- формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;

- формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.

4. Формирование умения решать творческие задачи.

5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование)

Принципы организации проектной деятельности.

Выдвигаются следующие основные принципы проектной деятельности:

  • проект должен быть посильным для выполнения;
  • создавать необходимые условия для успешного выполнения проектов (формировать соответствующую библиотеку, медиатеку)
  • вести подготовку учащихся к выполнению проектов;
  • обеспечить руководство проектом со стороны педагогов - обсуждение выбранной темы, плана работы (включая время исполнения) и ведение дневника, в котором учащийся делает соответствующие записи своих мыслей, идей, ощущений - рефлексия. Дневник должен помочь учащемуся при составлении отчета в том случае, если проект не представляет собой письменную работу. Учащийся прибегает к помощи дневника во время собеседований с руководителем проекта (если проект групповой, каждый учащийся должен четко показать свой вклад в выполнение проекта);
  • обязательная презентация результатов работы по проекту в той или иной форме.

Учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, а результат (найденный способ решения проблемы) носит практический характер, и, что весьма важно, интересен и значим для самого открывателя.

     Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, то есть целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации, это одно из эффективнейших средств формирования универсальных учебных действий учащихся.

Виды проектов:

     По доминирующей в проекте деятельности:

•        практико-ориентированные (нацелены на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт проекта заранее определён и может быть использован в жизни класса, школы и др.);

•        исследовательские (по структуре приближены к научному исследованию: доказательство актуальности темы, определение проблемы, цели, задач, методов, источников информации, выдвижение гипотезы, обобщение результатов, выводы, оформление результатов);

•        информационные (направлены на сбор информации и ознакомление с ней заинтересованных лиц, анализ и обобщение фактов);

•        творческие (не имеет строгой структуры, подчиняется жанру конечного результата (газета, фильм, праздник), но результаты оформляются в продуманной завершенной форме (сценарий фильма или праздника, макет газеты);

•        ролевые (проектанты выступают в  роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли заключен договор и разрешен конфликт?

     По характеру контактов между участниками:

•        внутриклассные;

•        внутришкольные

    По количеству участников проекта:

•        индивидуальные;

•        групповые.

     По продолжительности:

•        мини-проекты (укладываются в 1 урок);

•        краткосрочные (4-5 уроков);

•        среднесрочные;

•        долгосрочные.

Требования к проекту.

 В современной педагогике метод проектов используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним как компонент системы образования.

 Работа по методу проектов, как замечает И.С.Сергеев, – это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности. Если большинство общеизвестных методов обучения требуют наличия лишь традиционных компонентов учебного процесса – учителя, ученика (или группы учеников) и учебного материала, который необходимо усвоить, то требования к учебному проекту – совершенно особые:

 1.Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической.

2.Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – с проектирования самого проекта, в частности – с определения вида продукта и формы презентации.

Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных.

3.Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.

Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы.

4.Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт.

5.Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям общественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.

Таким образом, проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта.

То есть проект – это “пять П”:

Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация.

Шестое “П” проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др.

Требования к оформлению проекта:

1.  В проекте обязательно должна быть решена какая-либо проблема.

2.  Исследование, как и сам проект, учащийся должен выполнять самостоятельно.

3. Оформленный проект должен содержать:

  титульный лист (название проекта, автор, школа, класс, консультанты, дата исполнения);

  оглавление;

  введение (включает обоснование выбора темы, указание цели и задач);

  основная часть, содержащая описание основных этапов создания проекта;

  заключение (содержит основные выводы);

  источники информации, в том числе библиография (в соответствии с принятыми стандартами);

  приложения (рисунки, фотографии, карты, таблицы, графики, стенограмма интервью, анкеты).

3.  Вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают текст основной части работы, помещают в приложении.

4.  Каждое приложение должно начинаться с нового листа (страницы), например, “Приложение 1”, "Приложение 2" и т.д. Связь основного текста с приложением осуществляется через ссылки, которые употребляются со словом "смотри".

5.  Результаты выполненного проекта должны быть материальны (оформлены) и иметь практическую значимость.

6.  Если проект выполняется группой учащихся, то необходимо указать роль каждого на различных этапах.

       Этапы проектной деятельности младших школьников:

•        мотивационный (учитель заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики обсуждают, предлагают собственные идеи);

•        планирующий - подготовительный (определяется тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);

•        информационно-операционный (ученики собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель наблюдает, координирует, поддерживает);

•        рефлексивно-оценочный (ученики представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку; учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).

      При таком построении проектной деятельности обучающиеся оказываются в различных ситуациях, сталкиваются с затруднениями, преодолевают их как интуитивно, так и посредством новых знаний, которые нужно самостоятельно добывать для достижения поставленных целей.

      Осуществление проектной деятельности в начальной школе должно соответствовать возрастным возможностям детей. Переносить способы работы из основной школы в начальную нельзя.   Поэтому обучение проектированию предполагает совместную учебно-познавательную деятельность коллектива (группы) учащихся под руководством учителя. Основоположник психолого-педагогической теории Л.С. Выготский писал: «То, что сегодня ребёнок умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он становится способен выполнять самостоятельно».

     Ничто так не расширяет кругозор ребёнка, не воспитывает и не сплачивает детский коллектив, как совместное дело: создание макета, оформление стенгазеты, выступление перед аудиторией. А когда это подчинено одной цели и вызывает у ребят интерес, тогда достигается особый положительный  эффект. Деятельность должна заинтересовывать учащихся необычными задачами и материалами, цель которых – усилить природную любознательность детей и их стремление исследовать неизвестное. Проектная деятельность в младшем школьном возрасте опирается на  естественный интерес ребенка к предметам и явлениям окружающей среды, особенно к природному окружению, предоставляет детям возможность увидеть и прочувствовать практическое применение добытых ими знаний.

     В 1 классе  лучше начинать работу с мини-проектов, небольших проектных задач, которые возможно реализовать в рамках одного урока. «Словарь добрых слов», «Наши имена», «Необычный подарок», «Иллюстрируем книгу» и др.

План урока-проекта:

- актуализация знаний учащихся;

- постановка проблемы исследования;

- выдвижение гипотез (предположений);

- работа в группах, парах (исследование проблемы, подтверждение или опровержение гипотез);

- презентация «продукта» исследования;

- общие выводы по итогам проектной деятельности.

Этапы исследовательской деятельности учащихся:

- постановка проблемы;

- изучение сведений по данной проблеме;

- подбор методик исследования и проведение исследования;

- сбор собственного материала;

- анализ и обобщение полученных данных;

- выводы по итогам исследования.

     В первом же классе можно  поработать и над краткосрочным проектом (1-2 недели). Например,  в начале изучения нумерации можно предложить тему проекта «Любимая цифра и число».  Перед детьми ставится следующая  задача: Что я могу рассказать про свою любимую цифру?      Ребята могут объединиться в малые группы и собирать информацию об этой цифре и числе. Это могут  быть придуманные математические сказки,  истории, рисунки, иллюстрации, загадки, пословицы, поговорки, крылатые выражения. Результатом работы могут стать объёмные папки с самым разным материалом, который  потом можно использовать  на протяжении всего учебного года.

        Организация работы над проектами

Этапы

Содержание работы

 на этом этапе

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

Цель: принятие и обоснование задачи, идеи.

Определение темы проекта.

Поиск и анализ проблемы.

Постановка цели и задач проекта.

− Обсуждает тему.

− Определяет свои потребности.

− Принимает в составе группы (или самостоятельно) решение по поводу темы проекта и аргументирует свой выбор.

− Ищет противоречия, формулирует (возможно, с помощью учителя) проблему.

− Формулирует (индивидуально или в результате обсуждения в группе) цель проекта.

− Предлагает тематическое поле.

− Мотивирует учащихся к обсуждению.

− Предлагает схемы анализа потребностей.

− Наблюдает за процессом обсуждения и помогает сформулировать проблему.

− Консультирует учащихся при постановке цели, при необходимости корректирует ее формулировку.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ

Цель: проектирование.

Анализ имеющейся информации.

Поиск информационных лакун.

Сбор и изучение информации.

Поиск оптимального способа достижения цели проекта (анализ альтернативных решений), построение алгоритма деятельности.

Составление плана реализации проекта.

Анализ ресурсов.

− Проводит поиск, сбор, систематизацию и анализ информации.

− Вступает в коммуникативные отношения с целью получить информацию.

− Осуществляет выбор.

− Осуществляет процесс планирования.

− Оценивает ресурсы.

− Определяет свое место (роль) в проекте.

− Представляет продукт своей (групповой) деятельности на данном этапе.

− Проводит оценку (самооценку) результатов данного этапа работы.

− Направляет процесс поиска информации учащимися (при необходимости помогает определить круг источников информации, рекомендует экспертов).

− Предлагает учащимся различные варианты и способы хранения и систематизации собранной информации.

− Организует процесс анализа альтернативных решений.

− Помогает уточнить (скорректировать) формулировку цели.

− Организует процесс контроля (самоконтроля) разработанного плана деятельности и ресурсов.

ПРАКТИЧЕСКИЙ

Цель: реализация проекта.

Выполнение запланированных технологических операций.

Текущий контроль качества.

Внесение (при необходимости) изменений в конструкцию и технологию.

− Выполняет запланированные действия самостоятельно, в группе или в комбинированном режиме.

− Осуществляет текущий самоконтроль и обсуждает его результаты.

− При необходимости консультируется с учителем (экспертом).

− Наблюдает.

− Контролирует соблюдение правил техники безопасности.

− Следит за соблюдением временных рамок этапов деятельности.

− Отвечает на вопросы учащихся.

ПРЕЗЕНТАЦИОННЫЙ

Цель: защита проекта.

Подготовка презентационных материалов.

Презентация проекта.

Изучение возможностей использования результатов проекта (выставка, продажа, включение в банк проектов, публикация).

− Выбирает (предлагает) форму презентации.

− Готовит и проводит презентацию, при необходимости консультируется с учителем (экспертом).

− Выступает в качестве эксперта, т.е. задаёт вопросы и высказывает критическое замечание и пожелания (при презентации других групп/учащихся).

− Организует презентацию.

− Продумывает и реализует взаимодействие с родителями.

− При необходимости консультирует учащихся по вопросам подготовки презентации.

− Выступает в качестве эксперта.

КОНТРОЛЬНЫЙ

Цель: оценка собственной деятельности.

Анализ результатов выполнения проекта.

Оценка качества выполнения проекта.

Оценивает как полученный продукт, так и собственное продвижение в проекте.

Организует ситуации, вынуждающие учащихся проводить самоконтроль.

Оценивает уровень сформированности ключевых компетентностей учащихся

 Правила успешности проектной деятельности:

  • В команде нет лидеров. Все члены команды равны.
  • Команды не соревнуются.
  • Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и оттого, что они вместе выполняют проектное задание.
  • Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе.
  • Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело. Не должно быть так называемых «спящих партнеров».
  • Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание.

   

  Более продуктивная проектно – учебная деятельность возможна со 2-го класса. У детей данного возраста сформирован ряд коммуникативных умений, сформирована обобщенность умственных действий. Дети уже имеют опыт оценочной и самооценочной деятельности.  Данные умения формируются с первых дней ребенка в школе, а в процессе проектной деятельности они совершенствуются. Одним из ведущих новообразований этого возраста является произвольность психических процессов, которая предполагает волевое регулирование и направленность деятельности. Ребенок хочет и может что-то создать, самоутвердиться.     Более того, работа над проектами сплачивает детский коллектив, привлекает родителей к совместной с детьми деятельности, что способствует и сплочению семьи.    

Возможные темы проектов( для 1 класса):

Автомобили современные и старинные

Транспорт будущего

Жизнь и гибель динозавров на планете Земля

Мой кот

Москва глазами ребенка

Городской транспорт

Аквариум и его обитатели

Моя родословная

Моя семья

Профессии наших родителей

Мой город

Хлеб – всему голова

Новогодняя красавица

Птицы – наши друзья

Наш дом. Наш двор

Праздники моей семьи

Генеалогическое дерево моей семьи

Награда в нашем доме

Семейные традиции

Как мне выбирали имя

Спортивная жизнь семьи

Эти удивительные животные

Дорожная азбука

День победы

Профессии от А до Я

Числа в загадках, пословицах и поговорках

     Проектная деятельность, согласно новым стандартам, неразрывно связывается с тематическим обучением младших школьников. Примеры тем:  «Сказки»,  «Осень»,  «Птицы», «Космос», «Что мы знаем о лесе?» и т.д.

Цель работы над темой в проектной деятельности: формирование образовательных компетенций младших школьников (информационных, проектировочных, коммуникативных и др.)

Грамотно  организованная  проектная  деятельность учащихся  способствует достижению личностных результатов: формирование социальных ценностей, уважительного отношения к иному мнению, иной культуре; развитие мотивов учебной деятельности, навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

достижению метапредметных результатов: развитие мыслительных операций (познавательные УУД),  умений работать с информацией, организовывать собственную деятельность, осуществлять контроль, самоконтроль, самооценку (регулятивные УУД);  излагать свою точку зрения, слушать и слышать собеседника, вести диалог, осуществлять взаимодействие в группах разного состава (коммуникативные УУД);

достижению предметных результатов, обозначенных в рабочих программах.

     Тема, реализуемая в проектах, может быть связана с различными учебными  дисциплинами или внеклассной деятельностью. Например, изучение темы «Осень» может «красной нитью» проходить через все предметные области:

  • на уроке русского языка дети рассказы  по картине об осени;
  • на литературном чтении читают рассказы, стихи на заданную тему;
  • на уроке математики решают задачи, содержание которых соответствует теме;
  • на окружающем мире проводят экскурсии в осенний лес, исследуют изменения в живой и неживой природе, оформляют результаты в виде газеты;
  • на технологии создают декоративное панно из осенних листьев и т. д.

   А тема «Моя семья» может реализоваться во внеурочной деятельности:

  • знакомство с семьями детей (через рассказы учащихся, показ фотографий, семейных реликвий);
  • создание книги «Моя семья» (каждый ученик создает страницу о своей семье);

     Такого рода  тематическая проектная деятельность требует организации деятельности по сбору и систематизации различной информации. Несмотря на единую тему проекта,  детям должна быть предоставлена возможность выбора интересующего их аспекта.  

Сформировать регулятивные УУД на основе поиска отличий  на картинках , сделать по аналогии ( по заданию учителя разворот книги), проверить , оценить( оценивали себя постоянно смайликами, и даже оценками, очень часто объективно)

Сформировать познавательные УУД на основе изучения таких тем, как меры длины, массы, ( локоть, ступня, разные у всех, неудобства) выяснили, что нужны единые ед.измерения, раздали полоски, измерили, 1дм=10 см., измеряли ручки,учебники и т.д.) к концу урока уже на глаз определяли ширину стола и т.д.( потом проверяли) Т.е. весь  решили проектные задачи.

Коммуникативный компонент универсальных учебных                   действий
МЕТОДИКА  «РУКАВИЧКИ»(автор: Г.А. Цукерман)

Материал: вырезанные из бумаги рукавички (по количеству участников), три разноцветных карандаша.

Ход работы: проводится в виде игры. Для проведения из бумаги вырезают рукавички с различными незакрашенными узорами. Количество пар рукавичек соответствует числу пар участников. Детям, сидящим парами, дают каждому по одному изображению рукавички и просят украсить их одинаково, т. е. так, чтобы они составили пару. Дети могут сами придумать узор, но сначала им надо договориться между собой, какой узор они будут рисовать. Каждая пара учеников получает изображение рукавичек в виде силуэта (на правую и левую руку) и одинаковые наборы цветных карандашей.

В ходе работы наблюдаю:

  • степень сходства узоров
  • умение детей договариваться,
  • взаимопомощь по ходу рисования;
  • эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся и др.).

Уровни оценивания:

  1. Низкий уровень: в узорах явно преобладают различия или вообще нет сходства. Дети не пытаются договориться, каждый настаивает на своем.
  2. Средний уровень: сходство частичное - отдельные признаки (цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные различия.
  3. Высокий уровень: рукавички украшены одинаковым или очень похожим узором. Дети активно обсуждают возможный вариант узора; приходят к согласию относительно способа раскрашивания рукавичек; сравнивают способы действия и координируют их, строя совместное действие

Методика «Узор под диктовку» Игра: «Сломанный телефон»

     При выполнении проекта следует соблюдать последовательность действий:

Грамотно организованная проектная деятельность учащихся предоставляет учителю широкие возможности для формирования универсальных учебных действий.  Проектная деятельность способствует подготовке учащихся к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.

  • Проектная деятельность обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие ребенка-школьника.
  • Прежде всего, в ходе проектной деятельности расширяются знания детей об окружающем мире. Это связано с выполнением исследовательских и творческих проектов.

Кроме того, развиваются общие способности детей – познавательные, коммуникативные, регулятивные

Результаты деятельности:

  • Использование проектной деятельности  способствует формированию УУД
  • Рекомендации, критерии оценки проектов, словарь проектной деятельности
  • Банк проектных тем
  • Банк  уроков-проектов

Выводы:

  • Проектная деятельность способствуют формированию ключевых компетентностей: информационной, коммуникативной, самоорганизации, а также включению учащихся в активный познавательный процесс, в ходе которого ученик сам формирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность

                            Список литературы:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения.- М.: Просвещение, 2011. 
  • Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К. Н. Поливанова. — 2-е изд.- М..: Просвещение, 2011.
  • Методическое пособие «Проектная деятельность в учебном процессе» составители: Брыкова О.В., Громова Т.В., Салова И.Г., Санкт- Петербург, 2005г.
  • Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников. – М., 2004
  • Заславский, Воронцов, Клевцова: Сборник проектных задач. Начальная школа. В 2-х выпусках. М..: Просвещение,2011 г.
  • Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. – 2004. - №2.
  • Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. // Нар. образование. – 2000. - №7.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование проектного метода в урочной и внеурочной деятельности с младшими школьниками

В материале описано как проходит интергация внеурочной и урочной деятельности на примере проектного метода....

«Пути формирования социально – значимых компетенций младших школьников через урочную и внеурочную деятельность в условиях реализации ФГОС начального общего образования» (Формирование социально – значимых компетенций младших школьников через игровую деятел

Социальная компетентность – это совокупность умений, знаний и навыков, которые способствуют успешному сосуществованию личности в социуме. Технологии игрового обучения в начальной школе позволяют...

Проектная деятельность в урочной и внеурочной деятельности как средство формирования УУДеятельности

Проектная деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы через постановку проблемы организовать мыслительную деятельность учащихся, развивать их коммуникативные способности и творчески подход...

Проектная деятельность в урочной и внеурочной деятельности как средство формирования УУД

Стандарты второго поколения определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее способность к непрерывному обучению в течение всей жизни. ...