Проектная деятельность как средство развития творческого потенциала у обучающихся
статья на тему

Каштанова Алена Александровна

В статье говорится о необходимости использования в работе метода проектов для развития обучающихся, в том числе и развитие у них творческого потенциала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost.docx24.92 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность как средство развития творческого                                                                        потенциала у обучающихся

Духовная жизнь ребёнка полноценна  лишь                                                                                                                                                                                                                                                                      тогда, когда он живёт в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он засушенный цветок.

                          В.А. Сухомлинский

        В последние годы особо остро стоит вопрос о развитии творческих способностей детей в теории и практике обучения. Это связано с тем, что обществу требуются высокопрофессиональные, творчески мыслящие специалисты, способные незамедлительно реагировать на происходящие изменения.  Главной задачей современной школы является раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.

        Развитие творческих способностей ведёт к формированию познавательных интересов, к развитию любознательности. Творческие работы и задания возбуждают «умственный аппетит». Сухомлинский В.А. говорил: «В каждом ребенке дремлет птица, которую нужно разбудить для полета. Творчество – вот имя этой волшебной птицы!».  Чем раньше ребенок разбудит в себе эту птицу, чем раньше научится видеть красоту окружающего мира, понимать язык природы, музыки, поэзии, радоваться и удивляться, тем ярче, эмоциональнее, чище он будет. А известный академик С.П.Капица отмечал, что творческий элемент имеет место в любом виде деятельности, везде, где человек действует не по инструкции. Сущность творчества – в открытии и создании качественно нового, имеющего какую-либо ценность. В научном творчестве открываются новые факты и законы, то, что существует, то, что не было известно.

        Развитию творческого потенциала каждого ребёнка способствует проектная деятельность.

        Слово «проект» (в буквальном переводе с латинского — «брошенный вперед») толкуется в словарях как «план, замысел, текст или чертеж чего-либо, предваряющий его создание».

Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.

        Метод учебного проекта — это одна из личностно ориентированных технологий, способов организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, исследовательские, поисковые и прочие методики. «Я слышу, и я забываю. Я вижу, и я помню. Я делаю, и я понимаю», - этими словами Конфуция можно кратко и ёмко охарактеризовать метод учебного проекта.

        Основной задачей обучения посредством проектов является исследование детьми вместе с учителем окружающей жизни. Учебный проект для  учащегося

- это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности;

-это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат;

-это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Проектная деятельность – это та среда, где каждый может себя проявить.

        В основе каждого проекта лежит проблема. От проблемы мы как бы отталкиваемся, инициируя деятельность. Нет проблемы — нет деятельности. Проблема проекта обусловливает мотив деятельности, направленной на ее решение. Целью проектной деятельности становится поиск способов решения проблемы, а задача проекта формулируется как задача достижения цели в определенных условиях.

В процессе проектной деятельности формируются следующие общеучебные умения и навыки:

1. Рефлексивные умения (умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний; умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения этой задачи?)

2. Поисковые (исследовательские) умения (умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей; умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле; умение запросить недостающую информацию у эксперта; умение находить несколько вариантов решения проблемы; умение выдвигать гипотезы;  умение устанавливать причинно-следственные связи)

3. Навыки оценочной самостоятельности;

4. Умения и навыки работы в сотрудничестве (умение коллективного планирования;  умение взаимодействовать с любым партнером; умение взаимопомощи в группе в решении общих задач; навыки делового партнерского общения; умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы)

5. Менеджерские умения и навыки (умение проектировать процесс (изделие);  умение планировать деятельность, время, ресурсы;  умение принимать решения и прогнозировать их последствия;  навыки анализа собственной деятельности, ее хода и промежуточных результатов)

6. Коммуникативные умения (умение инициировать учебное взаимодействие с взрослыми - вступать в диалог, задавать вопросы; умение вести дискуссию; умение отстаивать свою точку зрения; умение находить компромисс; навыки интервьюирования, устного опроса и т.д.)

7. Презентационные умения и навыки (навыки монологической речи; умение уверенно держать себя во время выступления; артистические умения; умение использовать различные средства наглядности при выступлении; умение отвечать на незапланированные вопросы)

        Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность. В проектной деятельности младших школьников можно выделить следующие этапы:

  1. Сбор и обработка информации
  2. «погружение в проблему» (выбор и осознание проблемы)
  3. Разработка собственного варианта решения проблемы: актуальность и важность; анализ информации; программа действий; разработка варианта программы
  4. Реализация плана действий (проекта)
  5. Презентация проекта
  6. Подготовка к защите проекта
  7. Рефлексия (самоанализ и самооценка проделанной работы, свои впечатления)

В начальной школе могут быть эффективно реализованы следующие типы проектов:

 - творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализация, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.д.;

 - ролевой проект позволяет младшим школьникам сообразно возрасту «примерять» на себя чей-то образ, познавать таким образом мир, учиться строить взаимоотношения в нем;

- информационный проект предполагает аналитическую работу с информацией, с целью её анализа, обобщения и представления широкой аудитории; 

-практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешних заказчиков и завершающийся изготовлением нужных и полезных для окружающих вещей, что позволяет ребенку почувствовать свою социальную значимость;

- исследовательский проект направлен на развитие исследовательских умений и навыков, исследовательского мышления с использованием лабораторного эксперимента, моделирования, социологического опроса и др.

        Для того, чтобы создать условия для эффективности проектной деятельности необходимо провести подготовительную работу с учащимися, учитывать их возрастные и индивидуальные особенности, обеспечить заинтересованность детей в работе над проектом (мотивацию), внимательно относиться к выбору основополагающего вопроса проекта, учитывать возможности учебных предметов для реализации проектной деятельности, создавать группу не более 5 человек.

        Важно отметить, что занимаясь проектной деятельностью с учащимися, педагог может выступать в той или иной роли:

  • «Энтузиаст»: побуждает учеников к познавательной и творческой деятельности.
  • «Специалист»: компетентен во всем.
  • «Консультант»: помогает советом, подсказывает, как лучше сделать.
  • «Руководитель»: может наметить план проекта, его структуру.
  • «Модератор»: организовывает обсуждение и направляет мысль ученика в правильное русло.
  • «Координатор»: организовывает сотрудничество.
  • «Эксперт»: анализирует результаты, оценивает.

        Обучение младших  школьников проектной деятельности может осуществляться в рамках различных общеобразовательных дисциплин, а также во внеурочной деятельности. Дети младшего школьного возраста  по своей природе уже  исследователи, им свойственна любознательность, жажда новых впечатлений. Они с удовольствием принимают участие в видах учебной работы, которые предполагают выполнение поисковых и экспериментальных заданий.     

        Проектная деятельность развивает творческий потенциал учащихся, позитивно влияет на качество образовательного процесса. Применение метода проектов влияет на полноценное развитие личности, развивает мотивацию личности  к познанию и творчеству, расширяет познавательные возможности  и творческую активность учащихся; формирует теоретические знания и практические навыки, раскрывает творческие способности личности в избранной области деятельности, способствует достижению повышенного уровня знаний, умений, навыков в избранной области, что помогает для самореализации, самоопределения.

            «Глина, из которой ты слеплен, высохла и затвердела, и уже ничто и никто на свете не сумеет пробудить в тебе уснувшего музыканта, или поэта, или астронома, который, быть может, жил в тебе когда-то», - эти пронизанные болью слова Антуана деСент- Экзюпери как будто обращены к каждому учителю. Все, что нужно для того, чтобы учащиеся смогли проявить свои дарования, - это умелое руководство со стороны взрослых.

Список литературы:

  1. Азарова Л.Н. Как развивать творческую индивидуальность     младших  школьников // Начальная школа.- 1998 г.-№4.-с.80-81.
  2. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000
  3. Безрукова А.В. «Педагогика. Проектная педагогика». Учебное пособие, 2006г., издательство «Деловая книга»
  4. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов. – М.: Вентана-Граф, 2004.
  5. Шлинке Т. Н.Метод проектов как одно из условий повышения      творческой активности учащихся. М.,Просвещение, 2012..
  6. Воскобойникова Е. А. Проектные работы первоклассников в      период обучения грамоте. Начальная школа №12. 2007.
  7. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников // Начальная школа. 2005. № 9.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность как средство развития творческих способностей младших школьников

В данной статье рассказывается об организации проектной деятельности на уроках и внеурочной деятельности в начальной школе....

Обобщение опыта по теме: "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности и творческого потенциала учащихся младших классов"

Ведущая идея данного педагогического опыта: развитие  познавательной активности и творческого потенциала учащихся посредством проектной деятельности....

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФОРМА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Тема: «Организация проектной деятельности как формы развития творческого потенциала учащихся начальной школы на уроках технологии».Цель: исследовать проектную деятельность как форму р...

Досуговая деятельность как средство развития творческого потенциала школьников.

Досуг – это специфическая форма, организация свободного времени школьника, в котором он реализует свои интересы. Досуг, под руководством учителя-воспитателя – внеурочная деятельность в нач...

«Проектная деятельность как средство развития творческих способностей младших школьников»

В настоящее время очень актуальной является проблема активности детей, их интереса к учебе. Нельзя не заметить тот факт, что у учеников уже в начальных классах страдает мотивация и интерес к получению...