Игровые технологии как один из видов метода обучения в современной начальной школе
методическая разработка на тему

Сидорова Татьяна Николаевна

Под «игровыми технологиями» в педагогике понимается группа методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.  «Педагогическая игра» обладает существенным признаком – четко поставленной целью и соответствующим педагогическим результатом. Преподаватель должен организовать и координировать игровую деятельность детей. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые должны выступать как средство побуждения, стимулирование детей к учебной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игровые технологии как один из видов метода обучения в современной начальной школе.

Актуальность данной темы заключается в определении эффективности внедрения современных игровых технологий в процесс обучения с целью повышения уровня и качества современного образовательного процесса.

Под «игровыми технологиями» в педагогике понимается группа методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.  «Педагогическая игра» обладает существенным признаком – четко поставленной целью и соответствующим педагогическим результатом. Преподаватель должен организовать и координировать игровую деятельность детей. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые должны выступать как средство побуждения, стимулирование детей к учебной деятельности.

Обучая детей младшего школьного возраста, я столкнулась с таким фактом: в последние годы появилось много детей с ослабленным здоровьем. Этим детям физически и психологически трудно усваивать учебные навыки и умения на протяжении всего урока. Я задумалась над тем, чем увлечь, как заинтересовать детей учебным процессом. И такой путь я нашла через игру. Именно обучение в игре и через игру позволило каждому ученику поверить в свои силы. А мне дало возможность обучать всех детей на уроке, не перегружая их, а, наоборот, развивая их индивидуальные способности.

Чтобы облечь урок в игровую форму, надо соблюдать следующие условия:

  1. соответствие игры учебно – воспитательным целям урока;
  2. доступность для  обучающихся данного возраста;
  3. умеренность в использовании игр на уроке.

Один из способов активизации деятельности детей на уроке – это включение в планы уроков следующие этапы-станции:

Русский язык.

Проверяйка. Проверка домашних заданий.

Вспоминайка. Повторение правописания букв, орфограм.

Словознайка. Работа со словарем.

Знайка.  Изучение нового материала, обязательного для усвоения.

Прочитайка.  Работа над правилом, закрепление его. На доске вывешивается текст и задания к нему.

Выбирвйка. При закреплении материала предлагается несколько заданий на выбор.

Угадайка. Занимательный материал в виде ребусов, загадок.

Поиграйка. Грамматические игры.

Слушайка. Разновидность слухового, выборочного диктанта.

Наблюдайка. Несколько наблюдений при подготовке к прохождению новой темы.

Составляйка. Работа с деформированным текстом, опорными словами.

Думайка. Задания повышенной трудности, опережение.

Из перечисленных станций на уроке использую, конечно, не все, а лишь 5-7, в зависимости от изучаемой темы.

На уроках математики многие названия станций совпадают,но виды работ уже другие:

Сосчитайка. Устный счет.

Помогайка. Работа в паре.

Думайка. Решение задач по выбору, повариантам.

Соображайка. Опережение, задачи повышенной трудности.

Поиграйка. Математические игры.

Эти станции я использую при разработке игр-путешествий. В играх обогащается словесный запас, развивается речь, активизируется внимание, расширяется кругозор детей. И главное: ни одного скучающего на уроке, всем интересно, дети играют, а, играя, непроизвольно закрепляют и доводят до автоматизма знания.

Многие игры и упражнения я строю на материале различной трудности. Это дает возможность осуществлять индивидуальный  подход, обеспечивать участие в игре детей с разным уровнем знаний.

Например, даю самостоятельную работу в виде игры «Кто первый добежит до финиша»

Сильным ученикам даю задание решить задачу по краткой записи, составив выражение, слабо успевающим – составить задачу по краткой записи и закончить ее решение.

Для активизации детей во время урока я провожу математические зарядки. Заранее готовлю несколько карточек, на которых записаны примеры с ответами. На одних ответы правильные , на других – нет. Показываю карточки классу, если ответ верный, то дети поднимают руку.

Все мы прекрасно понимаем, как важно научить детей быстро и правильно читать. Для этого я использую следующие приемы: игра «В слова», «Со словами»,   «Дополни слово», «Кто больше сочинит»   Считаю, что можно научить ребенка читать только тогда, когда он испытывает радость от результатов своего труда. В этом мне помогла игра «Волшебная гора» Дети были увлечены, проявляли активность, книга стала их постоянным спутником.

Игра остается одним из обязательных структурных элементов и урока «Окружающий мир»

Например, на уроке во 2 классе, посвященном семейному досугу и труду, интересно провести игры-соревнования:

1)»Кто быстрее пришьет пуговицу?»

2)»Кто быстрее отгадает кроссворд, решит ребус»

Эффективно чаще проводить сюжетно-ролевые игры. Ролевая игра развивает воображение. Например, «Представь себе, что ты на несколько минут превратился в животное, растение»

Включение в урок игровых технологий делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.  В играх формируются нравственные качества ребенка.

Игровые технологии гарантируют:

-активизацию учебного процесса,

- результативный для ученика и учителя процесс обучения,

- полноценное соединение знаний и практических навыков,

- объединение учебной и внеурочной деятельности в единый воспитательный процесс.

Правильно подобранную, умело проведенную игру, следует считать таким же важным и необходимым элементом образовательной работы, как и урок.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые технологии как один из видов деятельностного метода обучения в современной начальной общеобразовательной школе.

Актуальность данной темы заключается в определении эффективности внедрения современных игровых технологий в процесс обучения с целью повышения уровня и качества современного образовательного процесса....

Использование проектной технологии как один из видов интерактивного обучения в начальной школе

Проектная методика в начальной школе в настоящее время переживает своеобразный ренессанс. Она позволяет ребенку наполнить свою деятельность личностным смыслом, проявить себя активным субъектом познани...

Использование проектной технологии как один из видов интерактивного обучения в начальной школе

Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведёт к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого учас...

Метод проектов как инновационная технология обучения в современной начальной школе.

Метод проектов выступает оптимальной технологией развития самостоятельной, творческой активности учащихся, в результате которой обучающиеся создают конечный продукт в виде новых знаний и умений. Проек...

Кейс-технологии, как один из инновационных методов образовательной среды в начальной школе. (Эссе)

Работа может представлять интерес для учителей начального звена обучающихся. В работе сделана попытка оценить кейс-технологии в начальной школе и акцент на особенности работы  преподавателя, прак...

Технологическая карта урока физической культуры разработана в соответствии с технологиями модерации и активных методов обучения для учащихся начальной школы

Пояснительная записка Уроки физической культуры разработаны в соответствии с технологиями модерации и активных методов обучения.Moderare – в переводе с латинского – приводить в равнов...

Использование технологии Активных методов обучения (АМО) в начальной школе как важный фактор качества знаний ученика

Описсание мастер - класса по теме "Использование технологии Активных методов обучения  (АМО) в начальной школе как важный фактор качества знаний ученика"....