«Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса» «Технология работы в парах»
статья на тему

Харжевская Елена Константиновна

Выступление

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_raboty_v_parah.docx19.03 КБ

Предварительный просмотр:

 «Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса»

                                   «Технология работы в парах»                

              Все учителя заинтересованы в том, чтобы каждый ученик в его классе активно работал на уроках, чтобы на каждом уроке он получал хорошие знания.

 Наиболее благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу на уроке создают групповые формы работы, работа в парах. Парная работа учит умению взаимодействовать: планировать совместную деятельность, договариваться о способах разделения обязанностей, соотносить свои действия с действиями партнёра.

  Такая работа очень полезна: она повышает внимание учащихся, побуждает их вдумчиво относиться к заданию, выполняя его самостоятельно и проверяя работу товарища. А это способствует прочному усвоению знаний, развитию навыков самоконтроля, самооценки.

Работу в парах начинаю вводить с первого класса. В качестве подготовительной работы на уроках имеет место сочетание фронтальной и индивидуальной формы работы. Поэтому задания для индивидуальной работы  даю  дифференцированно (по уровню трудности, по объёму учебного материала).

После того как дети научатся работать по индивидуальным карточкам, начинают учиться работать в парах «учитель - ученик». В первом классе главным становится выработка умения договориться, умения общаться. Знакомимся с правилами общения: как сидеть за партой, при разговоре смотри на собеседника, тихо говори в паре, называй товарища по имени, как соглашаться, как возражать, как помогать, просить о помощи. Необходимо научить внимательно выслушивать ответ, тактично исправлять и дополнять, справедливо оценивать. Вызываю любую пару к доске и на примере показываем, как нужно работать.

Работу в парах можно организовать, как при изучении нового материала, так и при повторении, закреплении, контроля знаний, т.е. на любом этапе, на любом виде урока.

         Последовательность действий учителя по использованию форм парной работы можно представить в виде алгоритма:

  1. Подготовка к работе в паре.
  2. Непосредственная работа в паре.
  3. Рефлексия способов взаимодействия эффективности.

Подготовительный этап

  1. Формирование пары.     Способы:

Самый простой и естественный для школьного класса способ – образовать в пару детей, сидящих за одной партой.

Преимущества – не тратится время, постепенно накапливается опыт взаимодействия именно у этой пары.

Недостатки – опыт ограничен индивидуальными особенностями данных детей. Сложилось – будут хорошо работать, не сложилось – будут конфликты.

Состав пар:

Наиболее продуктивно работают пары, не сильно отличающиеся по степени обобщения (высокий — средний, средний — низкий).

Неэффективны пары из двух слабых учеников – им нечем обмениваться друг с другом.

Редко получается совместная работа у пары детей с низким уровнем самоорганизации.

Случаются ситуации, что ребенок не хочет работать в паре. Не стоит тратить время урока на публичное выяснение причин, позвольте ему работать отдельно, но вернитесь к этой проблеме на следующих уроках;

Особенности подготовки учащихся к работе в парах.

Установление контакта и настрой на совместную работу

Для формирования готовности детей к совместной работе хорошо использовать следующие упражнения:

 «Мостик» — пара строит мостик, соединяясь поднятыми руками;

«Равновесие» — участники удерживают равновесие стоя или сидя, взявшись за руки и отклоняясь на длину рук.

«Разминка пальчиков» — соприкасаемся пальчиком с соседом по парте и говорим:  «желаю (большой), успеха (указательный), большого (средний), во всем (безымянный)

и везде (мизинец). Здравствуй (вся ладонь).»

Умение слушать партнера и слышать то, что он говорит.

Это умение нельзя сформировать заранее, оно будет развиваться в течение всего времени работы в паре. Для того, чтобы договориться, понять друг друга, дети будут невольно стараться строить речевое высказывание так, чтобы быть понятым.

Правила работы в паре:

  1. Говорим шепотом.
  2. Работаем вместе.
  3. Договоримся: если письменное задание, как будем выполнять, кто пишет, кто выступает.
  4. В выступлении говорить от имени двух лиц: «Мы считаем, мы думаем, мы решили…»
  5. Когда закончили выполнение задания, поднимаем руки.
  6. Оцениваем работу, благодарим  друг друга.

Уважаемые коллеги, а сейчас я хочу предложить вашему вниманию видеоролик урока с  элементами парной работы.

Непосредственная работа в паре

Уважаемые коллеги, а сейчас я хочу предложить вашему вниманию самим поучаствовать в моём мастер класс. Но сначала давайте разделимся на пары. Найдите пару к своей картинке и встаньте к этому человеку. Настроимся на работу друг с другом : «Разминка пальчиков» — соприкасаемся пальчиком с соседом по парте и говорим: желаю (большой), успеха (указательный), большого (средний), во всем (безымянный) и везде (мизинец). Здравствуй (вся ладонь).  А теперь задание получает каждая пара.

План вашей работы: 

1. Из слов составить предложение.

2. В предложении найти имя прилагательное.

3. Найдите существительное, с которым связано имя прилагательное.

4. Разберите имя прилагательное как часть речи.

5. Запишите получившиеся предложения.

6. Обменяйтесь листочками, откройте карточку   и проверяете работы друг друга.

            Работая в парах, дети проходят учебный материал быстрее  и  качественнее. У них повышается интерес к учению. Парная работа делает урок более интересным, живым, воспитывает у детей сознательное отношение к учебному труду, активизирует мыслительную деятельность, даёт возможность многократно повторять материал. А самое главное, что детям такая работа нравится, значит и есть и будет положительный результат.

         Рефлексия способов взаимодействия эффективности.

Закончить нашу работу я  хотела  бы, используя метод «Незаконченные предложения»

«Я буду использовать в своей работе…

«Для меня было новым…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая технология на основе системы эффективных уроков

В этой работе описана педагогическая технология, которую я успешно применяю на своих уроках...

Педагогическая технология на основе системы эффективных уроков

В этой работе описана педагогическая технология, которую я успешно применяю на своих уроках....

Технология эффективности управления и организации учебного процесса по методу Лысенковой С.Н. : перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментированном управлении»

Дети с ОВЗ слабо усваивают программный материал. Им просто не хватает времени для усвоения темы.Поэтому я использую в своей работе технологию  С. Н. Лысенковой: перспективно-опережающее обучение ...

Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса

Выступление на ШМО учителей начальных классов.Педагогические технологии......

Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса

Педагогические технологии на осове эффективности управления и организации учебного процесса...

Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса

Доклад.Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса...

Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса

ПрезентацияПедагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса....