Здоровьесберегающие технологии в коррекционной школе
статья

Рипп Инна Валентиновна

В статье обобщен опыт применения раличных видов и методик здровьесберегающих технологий на уроках, отражены требования к организации урока с позиций здоровьесбережения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchie_tehnologii.docx41.57 КБ

Предварительный просмотр:

Применение здоровьесберегающих технологий

в коррекционной школе III-IV вида.

Из опыта работы учителя Рипп И.В.

Специальное образование приобщает детей с ограниченными возможностями здоровья к многообразным нормам и ценностям, выработанным в процессе исторического развития общества. Однако для детей с особыми образовательными потребностями эти нормы и ценности должны индивидуализироваться и конкретизироваться.

        Целью формирования ценностей здоровья и здорового образа жизни у учащихся специальной школы можно считать обучение каждого ученика способам поддержания и сохранения здоровья, воспитания и развития учащихся на основе здоровьесберегающих знаний, умений, навыков, а также формирования эмоционально-ценностного отношения к своему здоровью и здоровью других людей. Эта цель будет способствовать основной цели обучения – достижению каждым учеником максимально возможной самостоятельности и независимости.

        Педагогические задачи коррекционной школы, соответствующие данной цели:

  • Коррекционно-образовательные: формирование знаний об организме человека, его функционировании в разных социальных и природных условиях, о факторах здоровья и здорового образа жизни;
  • Коррекционно-развивающие: коррекция и развитие у школьников познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления) на основе установления взаимосвязи организма человека и окружающей среды; обогащение эмоциональной сферы; развитие воли при принятии и реализации компонентов здорового образа жизни;
  • Коррекционно-воспитательные: формирование личности, адаптированной к природным и социальным  условиям, ответственно относящейся к своему здоровью и здоровью других людей, укрепляющей свое физическое здоровье, стремящейся к охране окружающей среды.

        В силу психофизиологических особенностей детей с нарушением зрения у них трудно обеспечить формирование опыта творческой деятельности, в основе которой лежал бы самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию. Но навыки самостоятельной работы необходимо формировать на всех этапах обучения.

        Анализ программ и учебников для специальных (коррекционных) школ III-IV вида показывает, что на основе материала разных учебных предметов у школьников можно сформировать представление о ценностях жизни и разных аспектах ценностей здоровья – биологических, социальных, экономических, эстетических, этических. Каждый из названных аспектов имеет определенное содержание, которое можно включить в структуру учебных предметов на доступном для учащихся уровне.

Например, на уроках развития речи, чтения,  целесообразно начинать разговор о здоровье в узком смысле – отсутствии у человека болезней.

        На уроках  чтения при изучении темы «Устное народное творчество» показываю русских богатырей как олицетворение силы и мощи Руси. Учащиеся узнают о героизме русских воинов, проводят оценку привлекательности человека по  внешним  и внутренним признакам.

По письму включаю упражнения на тему здоровья, режима дня, правильного питания, закаливания и т.д.

                Эффективная подготовка учащихся к здоровому образу жизни невозможна без активизации всех видов деятельности (познавательной, трудовой, общественной, коммуникативной и т.д.), без актуализации нравственных ценностей. Коррекционная школа готовит учащихся к самостоятельной жизни и деятельности в социальном окружении. Предметно-практическая деятельность в системе специального образования является специфическим средством обеспечения компенсаторного развития ребенка с любым отклонением в развитии.

                Если выпускник специальной (коррекционной) школы усвоил основные понятия, может применять их в соответствующих ситуациях для объяснения ценности своего здоровья, здоровья окружающих и предпринимает практические действия по укреплению здоровья (стал усиленно заниматься физкультурой, закаливанием организма, расширил культурные и досуговые интересы, стал более активным в общественной жизни, борется с вредными привычками) – значит, педагогическая система формирования здорового образа жизни работает.

Виды здоровьесберегающих технологий.

В своей работе я использую следующие виды:

  • Методика «зрительных горизонтов» (для коррекции и профилактики дальнейшего ухудшения зрения).

Это режим работы с учебно-методическим и наглядным материалом в условиях регулярного изменения удалённости объекта восприятия. Сохранению зрения способствует расширение зрительно-пространственной активности во время уроков. Для размещения материала рекомендуется использовать как традиционные средства размещения учебного материала (классная доска, индивидуальные доски), различные средства сенсорной дидактики (кресты, держатели), так и подручные средства, индивидуальные для каждого учебного помещения (окна, простенки и т.д.) последовательное сочетание которых позволяет организовать процесс как в режимах ближнего зрения (за учебным столом, индивидуальной доской), так и в режимах дальнего зрения (используя всё рабочее пространство класса либо группы).

              Воспринимаемое ребенком с нарушением зрения пространство часто бывает ограничено учебником и тетрадью. Неизбежная при этом перегрузка аккомодационного аппарата (в частности – глазного яблока) приводит к близорукости. Нарушается оценка формы, величины предметов, а это в целом приводит к еще большей ущербности зрительного восприятия. Вне пространства они впадают в состояние хронической угнетенности.

Основными функциями режима являются профилактика зрительного утомления, благотворное влияние на чувственно- образную сферу ребёнка, развитие логического мышления и творческого воображения учащихся, преодоление эффекта замкнутого пространства, что приводит к уменьшению нервно-психического утомления. Учитель самостоятельно определяет место и продолжительность в уроке работы в данном режиме, придерживаясь общедидактических принципов, таких, как последовательность, тематическое единство, логическая востребованность наглядности и пр.

Сюда же входит и офтальмотренажеры (для профилактики нарушения зрения).

Офтальмотренажеры - приспособления для выполнения зрительного тренажа. Существует достаточно много различных средств профилактики зрительного утомления в условиях напряжённой работы.

 1.«Бегущие огоньки» - в руках у учителя надеты «варежки», прикреплёнными на них цветными кругами. Задание: смотреть на круги и при этом учитель сгибает-разгибает кисти рук.

           

2. «Цветные нитки» - на листочке бумаги наклеены нитки двух цветов – синего и красного. Задание: глазами по команде учителя проследить дорожку красной нити, a затем – синего

3. Разнообразные цветные отметки, расположенные по периметру класса.

4. «Орфографическая гимнастика» - по периметру класса расположены карточки с орфограммами : «жи»-«ши», «ча»-«ща», «чу»-«щу».Учитель называет определённую орфограмму, учащиеся должны найти карточку с этой орфограммой.

 Сенсорно-дидактические держатели на простенках.

5.Мне помогают подручные средства – окна, простенки, свободные площади стен, двери, выключатель, цветочные горшки. Основная функция: профилактика зрительного утомления. Развитие логического мышления и творческого воображения учащихся, работа в режиме ближнего и дальнего зрения, преодоление эффекта замкнутого пространства.

     6. Сенсорно-дидактические подвески. Материал подвешивается на крючки за ниточки, тем самым обеспечиваются колебательные движения наглядности, важно для повышения эффективности зрительного восприятия и т.д.

7.Две доски - рабочая на передней стенке и магнитная на задней. Использование двух досок, когда учащиеся поневоле совершают повороты от одной доски к другой, достаточно двигаются, тем самым, сохраняя интерес к уроку и активность участия в нем.

  • Методика «образного  моделирования» - порядок работы, дающий ребёнку

возможность раскрыть свой потенциал при ситуативном, конкретно – предметном моделировании. Режим реализуется и при работе с крупноформатными панно, когда у ребёнка появляется возможность создавать композицию, добавляя либо убирая отдельные её детали, и при работе с более традиционными средствами, такими, как классные и индивидуальные доски, простенки, наборные полотна и экраны. Это работа с наглядным материалом и раздаточными дидактическими  единицами. Чем больше ребёнок работает руками, тем выше общая эффективность занятий. Основной функцией режима является активизация продуктивного воображения школьников, ориентация на образность, сенсорную  и двигательную активность.

Сюда же входит и пейзажное панно – выполненный на плотной ткани пейзаж с обязательной перспективой.

               Методика «двигательных траекторий» (для профилактики нарушения зрения).

На ватмане или доске изображаются фигуры. Нужно пробегать несколько раз по контурам этих фигур глазами, упражнение выполнять обязательно стоя. Желательно придать упражнению игровой или творческий характер.

Для разминок и упражнений на мышечно-телесную и зрительную координацию, а также на развитие внимания и быстроты реакции на уроке специальные, “бегущие огоньки” (я использую лазерную указку). Упражнения сочетают в себе движения глазами, головой и туловищем, выполняются в позе свободного стояния и базируются на зрительно-поисковых стимулах, которые несут в себе мотивационно активизирующий заряд для всего организма. Результатами таких упражнений являются: развитие чувства общей и зрительной координации и их синхронизация; развитие зрительно-моторной реакции, в частности скорости ориентации в пространстве, в т.ч. реакции на экстремальные ситуации (типа дорожно-транспортных и т.п.). При выполнении этого упражнения очень важно помнить об особенностях здоровья школьников, например детям с внутричерепным давлением и рядом других заболеваний,  упражнение такого рода делать нельзя.

  • Методика «динамических поз» (для коррекции осанки).

Смена рабочей позы - перевод детей из статистической закрепощенной позы «сидя» в активную свободную позу «стоя» и обратно несколько раз в течение урока таким образом, чтобы время непрерывной работы в одном положении не превышало 10 минут. Главное достоинство стоячей позы состоит в том, что она обеспечивает преимущественно работу мышц спины. Это может быть работа у доски, работа по парам - стоя задавать вопросы друг другу, работа у магнитной доски и т.д. Важнейшая особенность всех уроков состоит в том, что они проводятся в режиме движения наглядного учебного материала, постоянного поиска и выполнения заданий, активизирующих детей. Для этого использую карточки с заданиями и возможными вариантами ответов, которые могут по воле учителя оказаться в любой точке класса и которые дети должны найти и использовать в своей работе. А также специальные держалки, позволяющие переключать зрение детей с ближнего на дальнее и формировать у них произвольный самоуправляемый шаговый логоритм при чтении текста, способствующий развитию их речемоторной функции.

  • Методика «режима поиска» - режим деятельности, при котором получение, анализ информации, принятие решения учащимися осуществляется в условиях постоянного сравнения, идентификации, узнавания учебного – методического, наглядного материала. В качестве основы поиска привлекаются и средства сенсорной дидактики, и стандартные технические средства обучения и подручные средства классного помещения. Основной функцией режима является поддержание познавательного интереса к учебному материалу, развитие и реализация индивидуальных способностей, позитивных задатков в форме, оптимальной для данной возрастной группы.

    Методика «вставки о здоровье» (формирование у детей правильного отношения к своему здоровью).

А) «Вежливые слова и здоровье». Списывание, проговаривание, составление фраз о здоровье, состоящих из вежливых слов: «Здравствуйте», «будьте здоровы!»…

Б)  Знакомство детей с текстами о здоровье: пословицы, поговорки, сказки, стихи, рассказы, народные песни…

        Урок с точки зрения его влияния на здоровье детей.

        Охрана здоровья школьников, обеспечение оптимального состояния их организма, защищенного от нервного напряжения и переутомления, в большой степени зависят от правильной организации учебно-воспитательного процесса, соблюдения гигиенических и психогигиенических норм учебной деятельности.

        Одним из условий для реализации принципов здоровьесберегающей педагогики является грамотно построенный и проведенный урок  с точки зрения его влияния на здоровье учащихся. Для меня очень важно правильно организовать урок, т.к. он является основной формой педагогического процесса. От уровня гигиенической рациональности урока во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное нарушение утомления.

        Основные требования к организации урока:

1. Каждый урок должен быть физиологичным, т.е. соответствовать жизненным процессам, происходящим в организме, учитывать законы физиологии.

2. Максимальный эффект при минимуме затрат дают «минутки здоровья» (так называемые «физпаузы», «физминутки»). При отлаженном процессе они занимают как раз не более 1 минуты. Выполнение в процессе урока нескольких физкультурных упражнений предупреждает резкое снижение работоспособности, повышает эффективность работы. После таких физпауз у детей улучшается функциональное состояние ЦНС.

3. Рациональная плотность урока (время, затраченное школьниками на учебную работу) должна составлять не менее 60 % и не более 75-80 %.

4. Количество видов учебной деятельности (опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров и т.д.) должно быть 4-7.

5. В содержательную часть урока должны быть включены вопросы, связанные со здоровьем учащихся, способствующие формированию у обучающихся ценностей здорового образа жизни и потребностей в нем.

6.  В урок необходимо включать виды деятельности, способствующие развитию памяти, логического и критического мышления.

7. Необходимо формировать внешнюю и внутреннюю мотивацию деятельности учащихся.

8.. Обязательное требование к здоровьесберегающему уроку – соблюдение правил  проветривания и температурного режима.

9.Решение на уроке вопросов психогигиены учебного процесса: насколько гармонично идет психическое развитие детей, нет ли на уроке психотравмирующих ситуаций, как осуществляется профилактика переутомления, положительные или отрицательные эмоции у учащихся, являющиеся залогом психического здоровья. На уроке создаю благоприятный психологический климат и обязательно ситуации успеха и эмоциональные разрядки, т.к. результат любого труда, а особенно умственного, зависит от настроения, от психологического климата – в недоброжелательной обстановке утомление наступает быстрее.

10. Включаю в урок технологические приемы и методы, способствующие самопознанию, самооценке учащихся.

11. Осуществляю личностно-ориентированный подход к учащимся с учетом  их индивидуальных возможностей.

12. Кроме того, каждый урок должен способствовать сохранению и укреплению здоровья и самого педагога. Чтобы создать физиологичный урок, почувствовать радость творчества, учитель должен быть здоровым. Если учитель не здоров, то он не реализует свой потенциал, нарушает физиологическое и энергетическое равновесие урока, а, следовательно, может подорвать и здоровье учеников. Сохранение и укрепление здоровья находится в руках самих педагогов.

        Если здоров ученик, то познание доставляет ему радость. Педагог должен научить ученика управлять своим здоровьем, ценить его, отвечать за свою жизнь. Процесс приобщения к культуре здоровья должен идти на каждом уроке, мероприятии, во внеурочной деятельности.

        Критериями удачного урока с точки зрения его влияния на здоровье учащихся являются следующие:

- отсутствие усталости у учащихся и педагога;

- положительный эмоциональный настрой;

- удовлетворение от сделанной работы;

- желание продолжать работу.

Данную информацию можно получить в ходе опроса учащихся после урока.

Эмоциональный настрой оценивается в середине урока: более 50% учащихся  свое настроение оценивают как положительное (через символы, знаки, рисунки, ответы…)

 Для урочных форм характерно то, что деятельностью учащихся управляет педагог, который в течение строго установленного времени в специально отведенном месте руководит учебным процессом. При этом строго соблюдается частота занятий, их продолжительность и взаимосвязь. Я рассматриваю технологию организации урока в условиях здоровьесберегающей  педагогики. Основными требованиями в организации качественного урока, должны быть следующие:

1.Построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса с использованием последних достижений передовой педагогической практики с учётом вопросов здоровье сбережения.

2.Обеспечение необходимых условий для продуктивной деятельности с учётом состояния здоровья, зрительных нарушений,  особенностей развития, интересов и наклонностей детей.

3.Активизация развития всех сфер личности учащихся.

4.Логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательной деятельности.

5.Эффективное использование средств здоровьесберегающих технологий (физминутки, паузы, корригирующие упражнения и др.)

6.Обеспечение вариативного использования правил здорового образа жизни в зависимости от конкретных условий проведения урока.

7.Формирование умения учиться, заботясь о своём здоровье.

Письмо и развитие речи, чтение   как учебные предметы в специальной (коррекционной) школе.

Письмо является одним из основных предметов в специальной школе. Обучение письму носит коррекционную и практическую направленность, что определяет содержание и структуру учебного предмета. Важнейшая цель уроков письма и развития речи – формирование речи как средства общения, как способа коррекции познавательной деятельности учащихся и облегчения их адаптации после окончания школы.

Весь комплекс здоровьесберегающих технологий может быть применён на любом этапе урока в свободном сочетании и последовательности. Занимаясь подготовкой к каждому конкретному занятию, выполняю этот отбор исходя из целей и задач курса, данного конкретного урока. Последовательность этапов урока определяется его целью и содержанием, однако комфортное благополучие возможно при условии, что каждый урок содержит все элементы от приветствия до прощания.

На своих уроках я стараюсь соблюдать гигиенические критерии рациональной организации урока:

  • Плотность урока не менее 60%, но не более 80%.
  • Число видов учебной деятельности 4-7, с чередованием через 7-10 минут и средней продолжительности не более 10 минут.
  • Наличие эмоциональных разрядок, благоприятный психологический климат на урок.
  • Поза чередуется в соответствии с видами работы. Постоянно следить за правильной посадкой учащихся.
  • 2-3 физминутки за урок, состоящих из 3 лёгких упражнений.

Внимательный учитель всегда заметит внешние признаки усталости ученика: частую смену позы, потягивание, встряхивание руками, зевоту, закрывание глаз, подпирание головы, остановившийся взгляд, ненужное перекладывание предметов, разговор с соседом, увеличение количества ошибок в ответах, не восприятие вопроса, задержка с ответом, частые подглядывания на часы в ожидании конца урока.

Но стоит более обстоятельно остановиться на организации уроков, чтобы они соответствовали требованиям  сохранения и укрепления здоровья школьников.

  1.Строить урок необходимо в соответствии с динамикой внимания учащихся, то есть,  учитывать периоды работоспособности детей на уроке (период «врабатываемости», период высокой продуктивности, период снижения продуктивности с признаками утомления) и подбирать задания соответствующей сложности.

   2.Учитывать время и чередование каждого вида  учебной деятельности на уроке. Ориентировочная норма  каждого вида деятельности – 7-10 минут. Так, например, во время  объяснительного диктанта целесообразно не только объяснять орфограммы и пунктограммы, но и провести морфемный, фонетический, лексический разборы.

   3.Творческие задания – необходимый элемент на каждом уроке. Они способствуют развитию мыслительных операций и  одновременно отдыху ребят.

  4.Индивидуальное дозирование объёма учебной нагрузки и рациональное распределение её во времени достигается благодаря применению гибких вариативных форм построения учебного процесса. Для  выполнения этого требования  я  использую  разноуровневые задания на уроках  и для выполнения домашней работы.

  5. В своей работе я использую различные методы и формы преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельную работу и т.д. На уроке их должно быть не менее 3-х. Ориентировочная норма чередования видов преподавания – 10-15 минут.

 А чтобы избежать монотонности на уроке, использую задания различных видов: тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом; задания на перегруппировку; на поиск и распознавание ошибок (например, найти в предложенных заданиях ошибки, исправить их).

 6.Чтобы не было перегрузки учащихся, необходимо строго соблюдать объём всех видов диктантов, текстов для изложений, а контрольные и самостоятельные работы проводить строго по календарно-тематическому планированию.

      На уроках чтения лучше использовать аудиозаписи (чтение художественных произведений  артистами,  музыкальные произведения как фон или иллюстрации  для  читаемых  вслух стихотворений).  

     А музыка вообще может  служить средством релаксации учащихся на уроке (например, во время зрительной гимнастики).

   8.На каждом уроке провожу физкультминутки (1-3 раза), делаем игровые паузы, зрительную гимнастику и, конечно, эмоциональную разгрузку (2-3 минуты). Эмоциональная разрядка – это использование  шуток, юмористических картинок, поговорок, афоризмов с комментариями, шуточных стихотворений, музыкальных фрагментов и т.д.  Так, можно использовать тексты, пропагандирующие физкультуру, спорт, туризм.

 

Я на своих занятиях ставлю цель - разбудить, вызвать к жизни внутренние силы и возможности ребёнка, использовать их для более полного развития личности. Это в полной мере совпадает с механизмами формирования и укрепления здоровья путём наращивания адаптационных ресурсов человека, потенциала его психологической адаптации. Важнейшая черта этой педагогики – приоритет воспитания над обучением – позволяет в рамках формирования общей культуры личности последовательно воспитывать культуру здоровья школьника.

Игра

В игре и через игровое общение у растущего человека проявляется и формируется мировоззрение, потребность воздействовать на мир, адекватно воспринимать происходящее.

В игре, не зависимо от сознания ребенка, работают различные группы мышц, что благотворно влияет на здоровье. Элементы игры используются в качестве обратной связи и оценки ответов одноклассников:

-хлопанье в ладоши,

-топанье ногами,

 -поднятие руки или сигнальных карточек различного цвета, обозначающего “да”, “нет”, “прошу слова”.

 Словарная работа в игровой форме, когда дети поочередно выбегают к доске и на скорость записывают слова.

б) использование различных методов, способствующих активизации инициативы и творческому самовыражению самих обучающихся:

– метод свободного выбора (беседа, выбор действия, выбор способа действия);

– активные методы (обучение действием, обсуждение в группах, ученик как исследователь);

– методы, направленные на самопознание, саморазвитие (интеллект, эмоции, воображение, общение, самооценка).

Все это снимает утомительную нагрузку, связанную с необходимостью поддержания рабочей позы.

На этих уроках каждый ребенок вовлечен в активную сменяемую деятельность: то он артист, то художник, то зритель, то технический исполнитель. Ощущение значимости каждого в подготовке и участии в уроке решает целый комплекс учебно-воспитательных задач, в том числе и здоровьесбережения. Здоровьесбережение, безусловно, зависит от объема и уровня сложности домашнего задания. Вреден для здоровья достаточно распространенный педагогический прием наказания домашним заданием повышенного объема или сложности.

Опыт показывает, что если ребенок не справился с домашним заданием несколько раз, то у него пропадает интерес к этому процессу. Поэтому  предлагаю детям разноуровневые задания и даже оставляю за ними право выбора в соответствии с собственными силами.

Создание экологического пространства:

– проветривание помещений;

– озеленение кабинета;

– освещение кабинета.

Благотворно на здоровье и настроение влияют запахи. Лучший их источник – растения, наши молчаливые друзья и помощники. Кроме этого, решается воспитательная задача: привлекая детей к уходу за растениями,  они получают  основы экологического воспитания.

В своей работе использую вот такие  элементы здоровьесберегающей технологии на различных этапах  урока:

Письмо и развитие речи.

1.Проверка домашнего задания: в зависимости от вида задания могут использоваться держатели, подвески, с карточками орфограмм, трудных слов, пейзажное панно, простенки.

Это может быть проверка правописания орфограмм на пройденные правила, некоторые слова из домашнего задания.

2.Особенности организации словарной работы. Работа над словарными словами имеет серьёзное значение для коррекции и развития ребенка с нарушением зрения. Как правило, у ребёнка ограниченность словаря, его неточность, значительное преобладание  пассивного словаря над активным.

Процесс презентации слов должен опираться на работу всевозможных анализаторов. Новое слово обязательно прочитывается учителем и воспринимается школьниками на слух; далее разбирается его значение с использованием наглядных или словесных средств при активном участии детей. Варианты использования различных элементов предметной среды на данном этапе чрезвычайно разнообразны. Это и создание различных сюжетных композиций на панно, куда органично вводится новое слово, и активное использование всех пространственных поверхностей класса для организации работы в режимах оптимальной двигательной активности и поиска, и включение в урок комплекса приспособлений (держателей и др.) для проведения картинных словарных диктантов, работы со словами с пропущенной орфограммой и пр. Вот некоторые варианты:

  • На подвесках размещаются карточки со словами: корова, лопата, деревня, заяц. Задание: списать слова, отвечающие на вопрос «Кто?». Подчеркнуть непроверяемую орфограмму.
  • В простенках расположены карточки с пропущенными орфограммами. На держателе у учителя карточки с буквами «о» и «а». Задание: часть детей записывают слова с пропущенной буквой «а», часть – с пропущенной буквой «о».
  • В простенках расположены предметные картинки. Задание: по первым буквам составить и записать слова в тетрадь.
  • Игра «Третий лишний». В простенках, на доске расположены плакаты с группами слов. Задание: выписать «лишнее» третье слово. Например: ученик, учитель, ребята;   заяц, собака, лисица; карандаш, тетрадь, пенал.

Можно применить и практическую деятельность. Слово «апельсин» или «яблоко». Слово записано на карточке, разбираются орфограммы. Учитель предлагает детям яблоко или апельсин, предлагает предмет понюхать, пощупать, осмотреть  и т.д.

3.Введение новых понятий. На данном этапе урока учитель имеет возможность наиболее творчески интерпретировать и использовать всю предметно - развивающую базу класса. Моя задача – не только сосредоточить и удержать внимание детей, но и вызвать неподдельный интерес учеников к новому материалу. А у многих учащихся наблюдается низкая точность и прочность запоминания, замедленное восприятие учебного материала, не сформировано логическое мышление и неустойчивое внимание. Затруднения в анализе и синтезе, абстрагировании и обобщении. Именно понимаемое содержание усваивается ими быстрее, точнее и прочнее по сравнению с тем, что лишь заучивается путём многократных повторений. Поэтому необходимо постоянно заботиться о том, чтобы школьники понимали запоминаемый материал, а также ставить вопрос о вариативных, многообразных приёмах, которые следует применять для повторения пройденного и тем самым противодействовать механическому зазубриванию. Поэтому я стараюсь использовать всевозможные приёмы при изучении новой темы, опираясь на все сохранные анализаторы школьника, пытаясь заинтересовать, но, не забывая и об утомлении детей.

2)Тема «Однокоренные слова». Цель: дать представления об однокоренных словах, умение подбирать однокоренные слова.

  • На пейзажном панно  изображение осеннего леса. На полянке грибы различных размеров. Идёт грибной дождь. Вблизи и вдалеке грибники. Родственные слова записываются на доске и в тетради в столбик, ещё раз зачитываются: гриб, грибочек, грибник, грибная пора, грибной дождь. Делается вывод: во всех словах «гриб» - это корень слова. Именно от него образовались другие слова.
  • На пейзажном панно создаётся сюжет: дети играют в снежки; падает снег, сугробы, в лесу гуляет снегурочка, во дворе дома снеговик. Идёт беседа о времени года. Задание: назовите предметы, названия которых являются однокоренными словами.
  • На простенках карточки с корнями слов: ход, лес, снег. Задание: подберите однокоренные слова.

3) Тема «Имя существительное». Цель: развитие умения различать имена существительные среди других слов, определять их род, число, падеж.

  • В простенках расположены карточки со словами:  от дома…, для брат…, по лес…, в степ.., о сестр…, над рек…, за огород.., под лестниц….Задание:  списать слова, употреблённые в родительном падеже;  дописать окончания имён существительных, определить их падеж.
  • В простенках расположены предметные картинки. Задание: написать слова в определённом падеже (например, в родительном и предложном падежах).
  • По периметру класса расположены предметные картинки: ёж, берёза, голуби, лимон, учебник, окно. Задание: выбрать лишнее слово (голуби-мн.ч.) У остальных определить род, склонение.
  • На держателе  карточки с предлогами одного падежа. На подвесках -  предметные картинки. Задание: используя предлог и предметную картинку, записать слово в определённом падеже.
  • Работа у пейзажного панно. Создаётся сюжет: дети купаются, растут грибы, ягоды, на дороге корова, скачущая лошадь, на дереве птицы и т.д. Задание: записать слова, которые отвечают на вопросы «кто?», «что?».
  • По периметру класса предметные картинки. Записать только те слова, где пишется мягкий знак после шипящих.

4)Имя прилагательное. Цель: развитие умения различать имена прилагательные, определять их род, число, падеж.

  • В простенках или по периметру класса расположены предметные картинки. Задание: записать название предмета с указанием определённого признака.

Например: барабан – звук                                      ёж – на ощупь

                    арбуз – форма                                      вишня – цвет

                    лимон - вкус

  • В простенках расположены предметные картинки. Задание: подобрать как можно больше прилагательных. Определить их род, число.

4.Организация самостоятельной работы. Уровень организации самостоятельной работы на уроке является одним из основных критериев оценки качества усвоения учащимися учебного материала. Именно от результатов самостоятельной деятельности учащихся учитель отталкивается при подборе необходимых методов и приёмов. Сознательное усвоение материала возможно только при условии активной работы учащихся, а также проявления интереса к предъявленному материалу и отсутствие усталости. На уроках я использую  приёмы, повышающие активность мыслительной деятельности школьников и уровень осознания ими изучаемого материала. Это – сравнение и сопоставление, объяснение и доказательство, анализ и синтез, классификация и аналогия. Вместе с тем быстрое снижение познавательных интересов и мотивационной стороны речи, требует использования таких приёмов и видов работы, которые постоянно поддерживают активность детей (наглядные опоры, практическая и игровая деятельность, разнообразие видов упражнений и заданий к ним). На этом этапе работа может быть организована по группам либо индивидуально. Задания могут различаться по степени сложности. Свои уроки я строю с учетом индивидуальных зрительных возможностей и способностей учащегося, использую трехуровневые задания, в том числе и контрольные работы. И у меня появляется возможность дифференцированно помогать слабому ученику и уделять внимание сильному, более эффективно работать с трудными детьми. Сильные учащиеся активно реализуют своё стремление быстрее продвигаться вперёд и вглубь, слабые – меньше ощущают своё отставание от сильных.

Физминутки.

Следует помнить, что ребёнок устаёт от неподвижности быстрее, чем от активного движения, и от грамотного баланса между покоем и движением зависит и эффективность учебного процесса, и активность развития, и физическое самочувствие ученика. Физминутки нужны и для повышения умственной работоспособности, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия мышечного статического напряжения, зрительного утомления.  Кроме того, я определяю и фиксирую психологический климат на уроке, провожу эмоциональную разрядку, строго слежу за соблюдением учащихся правильной осанки, позы, за её соответствием виду работы и чередованием  в течении урока. Обязательное условие эффективного проведения физминуток – положительный эмоциональный фон. Выполнение упражнений со скучающим видом,  нехотя, как бы делая одолжение учителю, желаемого результата не даст, скорее, наоборот.

 Перечислю, какие требования и рекомендации учитываю при проведении физкультминуток.

  • Комплексы подбираются в зависимости от вида урока, его содержания. Упражнения должны быть разнообразны, так как однообразие снижает интерес к ним, следовательно, их результативность;
  • Физкультминутки должны проводиться на начальном этапе утомления, выполнение упражнений при сильном утомлении не даёт желаемого результата. Важно обеспечить позитивный эмоциональный настрой;
  • Предпочтение нужно отдавать упражнениям для утомлённых групп мышц.
  •  Обычно физкультминутки проводят под стихотворный текст.

При подборе стихотворений следует обратить внимание на следующее:

-Важно, чтобы содержание текста сочеталось с темой урока;

- Преимущество отдаётся стихам с чётким ритмом;

- Текст произносится учителем или воспроизводится в записи, т. к. при произношении текста детьми у них может сбиваться дыхание.

Виды физкультминуток:

·         Упражнения для снятия общего или локального утомления;

·         Упражнения для кистей рук;

·         Гимнастика для глаз;

·         Гимнастика для слуха;

·         Упражнения, корректирующие осанку;

·         Дыхательная гимнастика.

Рекомендации по выбору вида физкультминутки в зависимости от преобладающей деятельности учащихся на уроке.

На уроке  можно провести разнообразные физкультминутки с использованием различных офтальмотренажеров. Учитель выступает в роли ведущего. Прикрепляю  на указку предметные  картинки, фигурки, с их помощью показываю направление движения по определённым траекториям, задаю необходимый маршрут следования. Ученики-исполнители; они выполняют движения глазами, следя за предметами или выполняя указания учителя. Например: На кончике указки небольшое изображение бабочки, пчёлки, птички, комара, осы и т.д.  Задания:  

« Догони….», «Полетай за…».

   Очень эффективен комплексный тренажер с использованием  не только зрительно-двигательных траекторий, но и включением в работу простенков и зрительных меток. Для того чтобы эти «физминутки» были не только увлекательны, но и информативны, познавательны, я в своей работе использую различные способы с использованием известных детских стихотворений.

 Например:

1. Тренаж с использованием стихотворений С.Я.Маршака «Мяч». На конце указки учителя изображение мяча. Учитель или класс хором читают стихотворения «Мяч» и одновременно глазами «обегают» схемы-траектории или в простенках в хаотическом порядке расположены карточки со словами из стихотворения.

2.В простенках  расположены предметные картинки: диван, чемодан, саквояж, картина, корзина, картонка, собачка. Учащиеся вместе с детьми повторяют слова из стихотворения и фиксируют взглядом названный предмет и т.д.

 Очень эффективными на уроках я считаю предметные физкультминутки. Например, повторяя  части речи, учитель вслух произносит слова, а ученики, услышав имя существительное, хлопают в ладоши; имя прилагательное – подпрыгивают; глагол – приседают;  при изучении грамматических признаков существительного: если учитель произносит существительное I склонения – поднимают руки, существительное II склонения – приседают, существительное III склонения – выполняют повороты. Также при изучении рода, падежа и т. д.

На уроках чтения часто осуществляем инсценирование (как герой ходит, какие дви- жения выполняет). И время урока расходуется не зря, и дети отдыхают, и внимание развивается.

Внедрение вышеуказанных методов и приемов  ведет к положительной динамике по снижению отклонений состояния здоровья школьников

Физминутки могут проводиться в различной форме и воздействовать на различные органы.

Вывод.

Изложенная выше разработка показывает, что внедрение в обучение здоровьесберегающих технологий и их элементов ведёт к снижению показателей заболеваемости детей, улучшению психологического климата в коллективах. Учителям, освоившим эту технологию, становится легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины и происходит раскрепощение учителя, открывается простор для его педагогического творчества. И вовсе не значит, что учитель  должен взять на себя обязанности медицинского работника. Просто работать надо так, чтобы образование не наносило вред здоровью учащихся и самого учителя.

      Здоровый образ становится основным приоритетом в жизни, одной из главных ценностей человека в нашем обществе. Но если мы не научим детей ценить, беречь и укреплять свое здоровье, не будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то будущее поколение не будет здоровым.

Анализируя свою деятельность и её результаты, я пришла к выводу, что для повы-шения качества знаний и уровня обученности и при этом сохранение психического и физического здоровья необходимо:

  1. Способствовать совершенствованию слухового и зрительного внимания, восприятия, памяти, расширению и активизации словарного запаса, развитию мышления.
  2. Формирование в классе эмоционального поля взаимоотношений, обеспечивающих уважение к личности ребёнка.
  3. Применять на всех уроках здоровьесберегающие технологии.

В дальнейшей своей работе  я планирую:

1.Посещать уроки коллег, применяющих на уроках здоровьесберегающие технологии.

2.Создать методическую копилку по здоровьесберегающим технологиям.

3. Решать проблемы в области здоровьесбережения комплексно: с родителями, с воспитателями, с учителями-предметниками, с медиками.

4.Участие в обобщении опыта путём посещения конференций, семинаров, лекций по данной проблеме.

5. Изучать  передовой опыт работы учителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Содержание учебного материала как средство реализации здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.

Учебный материал всех предметов начальной школы по любой программе предоставляет возможность учителю прямо на уроке формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, давать детям знания об организ...

Рабочая программа реализации здоровьесберегающих технологий на коррекционных логопедических занятиях с учащимися начальной школы, имеющих нарушения речи.

Департамент образования г. МосквыСеверо-восточное окружное управление образованияГосударственное бюджетное образовательное учреждениеЦентр Образования № 1490Утверждаю:Директор ГБОУ ЦО № 1490...

Взаимодействие семьи и школы по внедрению здоровьесберегающих технологий в коррекционных классах.

В статье рассказывается о внедрении здоровьесберегающих технологий в работе с детьми коррекционных начальных классов (VII вида).  Здоровьесберегающие технологии в образовании — это организация уч...

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В КОРРЕКЦИОННОМ КЛАССЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДА АРТ-ТЕРАПИИ

…От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь,  мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы....

"Здоровьесберегающие технологии в коррекционно-образовательном процессе" (статья и презентация)

Статья "Здоровьесберегающие технологии в коррекционно-образовательном процессе"Презентация "Здоровьесберегающие технологии в коррекционно-образовательном процессе"...

Здоровьесберегающие технологии в коррекционной школе

Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей....

Здоровьесберегающие технологии в коррекционной школе. Испрльзование шаров Су- Джок.

Су- Джок терапия является одним из эффективных приемов, обеспечивающих коррекцию дефектов познавательной и эмоционально- волевой сфер обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Су- Джок используют п...