Дополнительное образование как средство экологического воспитания младших школьников
статья

Кулагина Татьяна Михайловна

 

     Экологическое воспитание младших школьников МОУСОШ №5 г.Унеча на сегодняшний день является актуальной задачей воспитательной работы, о чём и говорится в стандартах второго поколения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл экологическое образование326.83 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнительное образование

как средство экологического воспитания  младших школьников

     Экологическое воспитание младших школьников МОУСОШ №5 г.Унеча на сегодняшний день является актуальной задачей воспитательной работы, о чём и говорится в стандартах второго поколения.

    Девизом этой деятельности могут служить слова выдающего русского педагога В. А. Сухомлинского: « Через красивое  к природе - к человеческому - такова закономерность воспитания».

    Экологическое воспитание позволяет учащимся приобретать знания, которые необходимы  для  дальнейшей жизни. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде является одним из направлений Программы духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся в рамках ФГОС второго поколения начальной общей школы МОУСОШ №5 г.Унеча.

     Приоритетной целью современного начального образования является развитие личности ребёнка, эта цель достигается через гуманизацию процесса обучения, через формирование ценностных ориентиров ребёнка. Частью такого потенциала является и экологическое воспитание. Функции  экологического воспитания младших школьников:

1.Образовательная - формирование разносторонних представлений о природе, человеке и обществе, элементарная ориентированность в доступных естественнонаучных, обществоведческих, исторических, экологических понятиях.

2.Развивающая  - осознание отдельных доступных связей в природном и социальном мире, психическое и личностное  развитие школьника.

3. Воспитательная  -  социализация ребёнка, принятие им законов существования в среде обитания, воспитание  эмоционального взгляда на мир, становление личности по принципу единства этических и эстетических чувств, формирование элементарной  экологической культуры, формирование умения рационально организовывать свою жизнь и деятельность в соответствии со знанием своего организма и гармоничным взаимодействием с природой, обеспечение элементарной эрудиции ребёнка, его культурного фонда.

   Работа по экологическому воспитанию проводится как на уроках, так и во внеурочное время, тесно переплетается с задачами, поставленными на других уроках - окружающего мира, математики, литературного чтения, изобразительного искусства, технологии.

   Так, например, изучение экологии ведётся на уроках окружающего мира. Здесь на доступном уровне рассматриваются связи между живой и неживой природой, различными компонентами  живой природы, между природой и человеком. Постоянное внимание учителя к раскрытию экологических связей значительно повышает интерес учащихся к предмету.

F:\фото\PA070182.JPG

Занятие кружка «Юные экологи». Экскурсия в сквер

   

 Экологическое  воспитание  и экологическое образование - два взаимосвязанных процесса.

    Работа по экологическому воспитанию детей нашла отражение во внеклассных мероприятиях, классных часах, экскурсиях в природу, в работе кружка « Юные экологи». Этот кружок работает уже три года. В первый год обучения на занятиях кружка я знакомила ребят с животным миром нашей страны и его пернатыми жителями. Мы ходили на экскурсии, наблюдали за птицами, оставшимися зимовать. Учащиеся мастерили кормушки и регулярно подкармливали наших пернатых друзей. Итогом этой работы явился  экологический праздник « День птиц». Ребята совместно с родителями изготовили скворечники и развесили их во дворе школы.

C:\Users\МОУ СОШ №5\Desktop\Портфолио Кулагиной для аттестации\P1000979.JPG 

Открытое внеклассное мероприятие, посвященное Дню птиц

(3б класс, учитель Кулагина Т.М.)

   Во втором классе на занятиях кружка «Юные экологи» я рассказывала об экологии человеческого жилища. Особое внимание уделялось созданию уюта при помощи комнатных растений. Дети с удовольствием приносили светолюбивые и теплолюбивые комнатные  цветы, увлеченно ухаживали за ними и радовались их красоте. Наблюдение за жизнью растений и грибов продолжается и на третьем году обучения. Много времени мы с  ребятами  проводим на закреплённой за классом клумбе. Осенью мы собираем семена однолетних цветов и подготавливаем их к весеннему посеву.

     Так постепенно занятия по экологическому воспитанию и образованию  расширяются: это выяснение роли  неживой природы в жизни человека; пополнение знаний о разнообразии живой природы; изучение почвы; экологических связей в живой природе; открытие мастерских; изготовление кормушек, домиков для птиц; выявление связей между состоянием природы и здоровьем человека; обсуждение примеров экологических катастроф и их влияние на жизнь человека.

  В заключение стоит отметить, что системная работа по экологическому воспитанию и образованию детей  младшего школьного  возраста  обязательно реализует свои задачи. В сознании ребёнка  закрепятся знания, правила построения мира, поминание природных явлений. Повзрослев, такой человек вряд ли  станет вредить природе, потому как даже  простейшие экологические знания помогут ему правильно оценивать результаты своего влияния на природные объекты. Важно, чтобы в младшем школьном возрасте у ребёнка закрепилась в  сознании достаточно полная информация о природных закономерностях и  экологических правилах.

Т. Кулагина

учитель начальных классов

МОУ-СОШ №5 г.Унеча


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебный проект как средство экологического образования младших школьников

Методическая разработка посвящена экологическому образованию младших школьников через проектную деятельность. Она раскрывает, как формировать и развивать экологиче...

Проект «Лепбук как средство экологического воспитания обучающихся с нарушениями слуха»

Комплекс экологических знаний осваивается без особых усилий, если знания преподносятся в увлекательной форме....

Рабочая программа дополнительного образования по экологическому воспитанию «Экознайка» (подготовительная группа) на 2018-2019 учебный год.

Программа «Экознайка» предназначена для работы с детьми шести- семи лет . Программа построена на принципах и подходах развивающего образования и направлена на развитие ...

Образовательный (педагогический) проект по экологическому воспитанию школьников «Экологическая сказка»

В результате реализации проект "Экологическое воспитание школьников" докажет, что проведённые нами мероприятия, облегчают усвоение, закрепление знаний о природе и повышают мотивацию обучения...