Методические рекомендации по формированию познавательных универсальных учебных действий у младших школьников
учебно-методический материал

Юртайкина Ольга Александровна

Методические рекомендации по формированию познавательных универсальных учебных действийу младших школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskie_rekomendatsii.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по формированию познавательных универсальных учебных действий у младших школьников

Используя коррекционно-развивающие задания, игры и упражнения на уроках и во внеурочной деятельности, происходит постепенное формирование у ребенка универсальных учебных действий, которые он сможет применять на всех учебных предметах, а также и в своей повседневной жизни.

Цель методической работы состояла в разработке и использовании программы  направленной на формирование познавательных универсальных учебных действий у учащихся с задержкой психического развития (варианты конспектов для 1 класса прилагаются).

Занятия были организованы по следующим направлениям:

  1.  Формирование общеучебных универсальных учебных действий
  2. Формирование логических универсальных учебных действий
  3. Формирование знаково-символических универсальных учебных действий.

          Программа должна обеспечить:

          - формирование опыта переноса и применения универсальных учебных действий в жизненных ситуациях для решения задач общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся;

          - повышение эффективности усвоения обучающимися знаний и учебных действий, формирование компетенций и компетентностей в предметных областях, учебно-исследовательской и проектной деятельности;

          - формирование навыков участия в различных формах организации учебно-исследовательской и проектной деятельности (творческие конкурсы, олимпиады, научные общества, научно-практические конференции, олимпиады, национальные образовательные программы и т. д.);

        - формирование у учащихся научной картины мира; развитие способности управлять своей познавательной и интеллектуальной деятельностью; овладение методологией познания, стратегиями и способами познания и учения; развитие репрезентативного, символического, логического, творческого мышления, продуктивного воображения, произвольных памяти и внимания, рефлексии.

Содержание работы в рамках первого направления. Развить у детей умение самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели;  поиска и выделения необходимой информации; применения методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;  моделирования (преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область);  умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выбора наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;  рефлексии способов и условий действия, контроля и оценки процесса и результатов деятельности; смыслового чтения как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечения необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определения основной и второстепенной информации; свободной ориентации и восприятия текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимания и адекватной оценки языка средств массовой информации; умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста; составлять тексты различных жанров, соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.)

Содержание работы в рамках второго направления. Развить у детей умение анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтеза как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты; выбора оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;  подведения под понятия, выведение следствий; установления причинно-следственных связей, построения логической цепи рассуждений, доказательство; выдвижения гипотез и их обоснование.

Содержание работы в рамках третьего направления. Развить у детей умение формулировать проблемы и самостоятельного создания способов решения проблем творческого и поискового характера.

Формами выступали специально организованные коррекционно-развивающие занятия.

Приемами игры и упражнения, направленные на развитие познавательных универсальных учебных действий.

Принципами организации коррекционно-развивающих занятий выступали следующие:

Принцип полноты. Содержание программы должно быть реализовано по всем направлениям. Если какое-либо направление выпадает из рассмотрения, то это может привести к пробелам в знаниях у детей по данному направлению.

Принцип системности. Работа должна проводиться системно, весь учебный год при гибком распределении содержания программы в течение учебного года. Специально организованные коррекционно-развивающие занятия целесообразно проводить в первой половине дня. Также надо иметь в виду, что тематический план не может предвосхищать все спонтанно возникающие сложности, и от педагога в любой момент могут потребоваться проведение дополнительного занятия по той или иной теме, если он видит, что у детей возникают проблемы в усвоении материала.

Принцип концентричности. При работе с детьми разного школьного возраста содержание обучения выстраивается последовательно: дети изучают тему или раздел последовательно в нескольких классах, с постепенным расширением и углублением предлагаемого материала, одни разделы выбираются для работы с детьми первого класса, затем во втором и последующих классах они усложняются и изучаются более углубленно. Таким образом, обучение строится по принципу нарастания. Должны использоваться методы, соответствующие возрастным особенностям детей.

Принцип развивающего обучения. Направлен на развитие личности ребенка, то есть на развитие потенциальных физических и умственных возможностей в специально созданных педагогических условиях.

Принцип научности в обучении. Научное познание — это переход от внешнего описания явления или предмета к характеристике их сущности (внутреннего строения). В результате научных знаний формируется теория. Главным звеном школьных знаний являются основные исходные положения науки, которые должны усвоить учащиеся. Особенность обучения детей с зпр заключается в оптимальном усвоении доступного детям минимума знаний. При этом важно не допустить примитивизма в преподнесении материала.

Принцип наглядности обучения является одним из важнейших  при работе с детьми с задержкой психического развития. Абстрактное мышление  у них слабо развито, как следствие, ему необходимо связывать полученные в звуковой форме знания с представлением о реальной жизни в образной форме. Чувственные образы способствуют усвоению понятий, знаний, правил, теории. Одним из главных условий обучения детей данной категории является именно опора на чувственное познание детей, на их личный опыт. Важнейшей стороной организации чувственного познания и является наглядность обучения.

Принцип активности и сознательности предполагает формирование у учащихся сознательного понимания учебного материала, сознательного отношения к учебным занятиям, познавательной активности. Механическое усвоение приводит к быстрому забыванию полученных знаний, к неспособности применить их в реальности. Прежде всего сознательное отношение к обучению предполагает развитие познавательных интересов у детей. У детей с задержкой психического развития активность и сознательность формируются исключительно благодаря профессиональным навыкам педагога.

Принцип прочности усвоения знаний является одним из важнейших. Минимум полученных знаний должен стать базой для дальнейшего формирования и углубления профессиональных навыков, необходимых для адаптации в самостоятельной жизни. Главное в усвоении знаний — это повторение. Но для детей с задержкой сихического развития повторение имеет свои особенности, в связи с особенностями памяти этой категории детей. Прежде всего, повторение должно быть разнообразным по форме. Можно сформулировать следующие требования, предъявляемые к учебному процессу в плане прочности усвоения знаний:

Принцип интеграции. Данная программа может быть реализована как самостоятельная, так и выступать как составная часть комплексной программы. При этом ее содержание органично вплетается в содержание основной  образовательной  программы.

Средствами организации коррекционно-развивающих занятий выступали следующие: самостоятельная работа, игровая деятельность, интеграция, наблюдение, учебная деятельность.

Методами организации коррекционно-развивающих занятий выступали следующие: создание проблемных ситуаций, метод сравнения, метод моделирования, метод дискуссии, наглядные методы, частично-поисковый метод, экспериментирование и опыты, игровые приемы.

Таким образом целенаправленная работа по формированию познавательных универсальных учебных действий будет способствовать лучшему усвоению указанных выше действий и будет полезна для использования педагогу-психологу (классному руководителю). Так как экспериментальным путем доказано, что у данной категории детей затруднен этот процесс и рекомендуется дополнительная работа в рамках разработанной  программы в данном направлении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики

Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики...

Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках русского языка

Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках русского языка...

Педагогический проект "Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках русского языка"

Разработка концепции развития универсальных учебных действий в системе общего образования отвечает новым социальным запросам. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное р...

статья по теме: СИСТЕМА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ЕЕ РЕЗУЛЬТАТ

В статье рассмотрены особенности системы коррекционно-развивающей работы по формированию познавательных универсальных учебных действий у младших школьников с задержкой психического развития. Автором п...

Проектная задача как способ формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников

Неотъемлемой частью  ядра нового стандарта являются  универсальные  учебные  действия  (УУД). Под УУД понимаются «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надп...

Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО

Важнейшей задачей начальной школы является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих младшим школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это до...

Обобщение педагогического опыта по теме «Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников через проблемное обучение»

Обобщение педагогического опыта по теме "Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников через проблемное обучение"...