Система оценки достижения планируемых результатов
статья

Панченко Татьяна Владимировна
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования представляет собой один из инструментов реализации Требований стандартов к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования и является необходимой частью обеспечения качества образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Панченко Татьяна Владимировна

учитель начальных классов

БОУ г.Омска "Гимназия №9"

tanya-panchenko55@yandex.ru

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования представляет собой один из инструментов реализации Требований стандартов к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования и является необходимой частью обеспечения качества образования.

Система   оценивания планируемых результатов освоения программ начальной школы предполагает:

  • Включение учащихся в контрольно-оценочную деятельность с тем, чтобы они приобретали навыки и привычку к самооценке и самоанализу (рефлексии);
  • Использование разнообразных методов и форм, взаимно дополняющих друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдение, оценочное суждение).

Система оценивания строится на следующих принципах:

  • Оценивание является постоянным процессом. В зависимости от этапа обучения используется диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, итоговое) оценивание.
  • Оценивание может быть только критериальным. Критериями оценивания выступают планируемые результаты.
  • Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика, но не его личные качества.
  • Оценивать можно только то, чему учились.
  • Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам и учащимся. Они вырабатываются совместно.
  • Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретали навыки и привычку к самооценке.

В качестве объекта оценивания выступают планируемые результаты, определенные в требованиях к освоению образовательных программ, которые задаются в стандартах образования.

В итоговой оценке выделены две составляющие:

  • результаты промежуточной аттестации обучающихся, отражающие динамику их индивидуальных образовательных достижений, продвижение в достижении планируемых результатов освоения ООП НОО;
  • результаты итоговых работ, характеризующие уровень освоения обучающимися основных формируемых УУД, необходимых для обучения на следующей ступени общего образования.

Не подлежат итоговой оценке личностные характеристики: патриотизм, толерантность, гуманизм, ценностное отношение. Обобщённая оценка личностных планируемых результатов осуществляется в ходе неперсонифицированных мониторинговых исследованиях.

Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы, представленных в разделах «Регулятивные учебные действия», «Коммуникативные учебные действия», «Познавательные учебные действия», а также планируемых результатов, представленных во всех разделах подпрограммы «Чтение. Работа с текстом».

Необходимым компонентом системы оценки уровня достижений планируемых результатов освоения ООП  являются  такие современные образовательные технологии, как  «Технология оценивания учебных успехов» (Д.Д. Данилов), «Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности» (А.Б. Воронцов).

Правила технологии оценивания учебных успехов.

1 правило. Оценивается любое, особенно успешное, действие, а фиксируется отметкой только решение полноценной задачи, т.е. по использованию знаний.

2 правило. Учитель и ученик по возможности определяют оценку в диалоге (внешняя оценка + самооценка). Ученик имеет право аргументировано оспорить выставленную отметку.

3 правило. За каждую учебную задачу или группу заданий, задач, показывающих овладение отдельным умением, ставится своя отдельная отметка.

4 правило. Отметки (или часть их) выставляются в таблицу требований (рабочий журнал учителя, дневник  школьника) в графу того умения, которое было основным и приобреталось в ходе решения конкретной

задачи.

5 правило. За задачи, решенные при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика, так как в процессе овладения умениями и знаниями по теме он имеет право на ошибку. За каждую задачу проверочной (контрольной) работы по итогам темы отметки ставятся всем ученикам, так как каждый должен показать, как он овладел умениями и знаниями темы. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право пересдать (хотя бы один раз).

6 правило. Оценка ученика определяется по универсальной шкале трех уровней успешности.

Необходимый уровень – решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовалось применить сформированные умения и усвоенные знания, прежде всего соответствующие государственному стандарту, что необходимо всем по любому предмету. Это «хорошо, но не отлично».

Программный уровень – решение нестандартной задачи, где потребовалось применить либо знания по новой, изучаемой в данный момент теме, либо «старые» знания и умения, но в новой, непривычной ситуации. Это уровень, соответствующий цели программы «Школа 2100», – уровень функционально грамотной личности – «отлично».

Необязательный максимальный уровень – решение «сверхзадачи» по неизученному материалу, когда потребовались либо самостоятельно добытые знания, либо новые, самостоятельно усвоенные умения. Этот уровень демонстрирует исключительные успехи отдельных учеников по отдельным темам – «превосходно».

Пример листа «Самооценка надпредметного проекта»

1.В начале этого проекта у меня была цель ….

2. Особенно хорошо мне удалось …

3. В следующий раз я постараюсь сделать лучше …

4. Свой результат могу оценить так (на выбор)

Максимальный уровень

«Превосходно»

Необыкновенный результат, его будет сложно повторить

Программный уровень

«Отлично»

Очень доволен, так как результат отличается от обычного

Необходимый

уровень

«Хорошо»

Доволен, похоже на то, что делаю обычно

«Нормально»

Цель достигнута, но в следующий раз многое сделаю иначе

Часть, которая пополняется учеником: каждый материал сопровождает «Лист самооценки».

Пример «Листа самооценки предметных достижений»

1. Моя задача (задание) заключалась в том, чтобы: ….

2. Я с заданием справился / не справился.

3. Задание выполнено без ошибок (или есть такие-то недочёты): …

4. Задание выполнено самостоятельно (или с помощью (кого)…

5. Моя работа мной и учителем была оценена так (слова-характеристики и,

возможно, отметка):

Максимальный уровень

«Превосходно»

Решена новая, совершенно незнакомая задача

Программный уровень

«Отлично»

Решена необычная, в чём-то новая задача

Необходимый

уровень

«Хорошо»

Знакомая задача решена полностью самостоятельно

«Нормально»

Знакомая задача решена, но с ошибками или с чьей-то помощью

«Самооценка творческого дела».

Пример листа «Самооценка творческого дела»:

1. В начале этого дела у меня была цель ….

2. Особенно хорошо мне удалось …

3. В следующий раз я постараюсь сделать лучше …

4. Свой результат могу оценить так (на выбор):

Максимальный уровень

«Превосходно»

Очень высокий результат, его будет сложно повторить

Программный уровень

«Отлично»

Очень доволен, так как результат отличается от обычного

Необходимый

уровень

«Хорошо»

Доволен, похоже на то, что делаю обычно

«Нормально»

Цель достигнута, но в следующий раз многое сделаю иначе

Пример листа «Наблюдение за участием в групповой работе»[1]* (за один урок

наблюдение ведётся за одним учеником, за неделю – всеми учениками одной

группы, за месяц – за всеми учениками класса)

Схема фиксирования результатов наблюдения:

Ученики

Число ответов (размышлений) ученика в ходе дискуссии

 («+/-» - логичные/ нет

Число вопросов ученика в ходе дискуссии

(«+ + +»)

Стиль поведения в обсуждении

(вежливость, грубость, внимание/невнимание к чужому мнению)

Действия в конфликтной ситуации столкновения мнений и интересов

(реакция на критику, форма критики чужого мнения, проявление способности к компромиссу, выработке и признанию общего решения и т.п.)

Петя М.

+ + - + -

++++

Лена С.

Оценка результатов наблюдения:

Максимальный уровень

«Настоящий лидер»

Может разрешить острый конфликт, успокоить и привлечь всех к работе, привести группу к результату

Программный уровень

«Отличный участник»

Длительно и устойчиво активен в процессе решения и представления результатов, постоянно корректен, считается с чужим мнением

Необходимый уровень

«Хороший участник»

Активен, логичен, вежлив в процессе решения (но не всегда при представлении результата); слушает других, но может не посчитаться с их мнением, может вспылить, обидеться, отказаться от работы

«Мне еще многому надо научиться»

Не очень активен, реагирует только на знакомый материал.

Высказывается сам, но не слышит других, нарушает нормы вежливости, пытается навязать свое мнение остальным

«Я в начале пути»

Почти не высказывается, соглашается с любым мнением или никак не реагирует

При безотметочном обучении важно научить детей определять эталоны

для самооценки, способы обнаружения возможных ошибок и их исправления.

Использование критериально-ориентированного подхода при оценке

образовательных результатов способствует реализации функции обратной

связи. Обучающиеся оценивают свою работу как по заданным учителем

критериям, так и по принятым в ходе совместного обсуждения. Например,

при проверке упражнения по русскому языку были разработаны следующие критерии оценки результатов выполнения задания:

– соответствие заданию (требовалось выписать слова на заданную орфограмму) – 1 балл;

– количество выписанных слов –1 балл за каждое слово;

– каллиграфия письма – 1 балл;

– аккуратность выполненной работы – 1 балл.

Количество баллов суммируется, и выставляется общий балл.

Групповая работа на уроке также может быть оценена по ряду показателей. Это может быть самооценка или оценка эксперта по следующим критериям:

– умение распределить работу в группе;

– умение выслушать друг друга;

– согласованность действий;

– активность.

Любой вид оценивания создаёт определённый эмоциональный фон и

вызывает соответствующую эмоциональную реакцию ученика. Оценка

может вдохновить, направить на преодоление трудностей, оказать поддержку, но может и огорчить, записать ученика в разряд отстающих,

нарушить контакт с взрослыми и сверстниками. При оценивании своего эмоционального состояния в конце каждого урока первоклассники закрашивают в дневнике кружок:

– зелёным цветом – «Урок прошёл удачно: я активно участвовал в работе

класса, с заданиями справлялся успешно. Я доволен собой!»;

– жёлтым – «Сегодня на уроке не все задания оказались лёгкими. Мне

было трудно, но я справился. Я вполне доволен собой!»;

– красным – «Задания на уроке оказались слишком трудными. Мне нужна помощь!».

Рефлексивный этап процесса обучения предполагает осмысление полученных результатов, предметных и универсальных учебных действий, способствующих их достижению, своей роли и значимости своего участия в учебной деятельности. В процессе рефлексии ученики обсуждают следующие вопросы:

– «Что является самым удачным в работе»;

– «Пожелание себе»;

– «Пожелание партнёру»;

– «Что было самым трудным в работе»;

– «Чему я научился в процессе работы».

Рефлексия не только помогает школьнику осмыслить учебную деятельность, но и служит эффективным средством обратной связи для

учителя.

Осмысление ценности, значимости, целесообразности, полезности,

необходимости полученных знаний и опыта способствует формированию

ценностного отношения школьников к учебной деятельности. Ценностно-

ориентационная функция в содержании оценочной деятельности учителя

становится приоритетной, ведущей. При её реализации учитель может

использовать алгоритм самооценки, включив в него вопросы и комментарии, позволяющие «продвигать» учеников к достижению тех результатов, которые запланированы, а значит, и к достижению успеха:

– Какое значение имеет для тебя то, что ты делаешь? А для всех ребят?

– Это соответствует условиям (требованиям), о которых мы договаривались?

– Как ты думаешь, какую пользу это принесёт тебе (твоей семье, классу…)?

– Тебе это необходимо? Почему? Зачем?

– Как ты думаешь: твои действия

приведут нас к поставленной цели?

– Результаты, которые ты получил, тебя порадовали (устраивают)? Ты этого хотел?

– Сегодня ты всех нас порадовал тем, что…/Ты нам помог разобраться

в трудной задаче. Как ты догадался, что она решается именно так?!/Спасибо тебе за то, что…! Нам это было очень важно (нужно, значимо, цен_

но) – и т.п.

Выполнение правил оценивания позволяет заметно снизить показатели уровня тревожности в ситуациях предъявления себя, отношений с учителями.

Таким образом, оценочная деятельность учителя начальных классов, содержание которой образуют ценностно-ориентационная, контрольная, диагностическая функции и функция обратной связи, не только

обеспечивает содержательную, достоверную, объективную, дифференцированную информацию о достигнутых школьниками результатах, но и способствует их достижению, активизации учебной деятельности на основе формирования ценностного отношения к ней.

Список используемой литературы:

1.Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч. 1 / [М. Ю. Демидова, С. В. Иванов, О. А. Карабанова и др.]; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. — М. : Просвещение, 2009. — 000 с. — (Стандарты второго поколения).

2. Реализация новых образовательных стандартов в начальной школе средствами Образовательной системы  «Школа 2100» (Пособие для учителя 1 класса), http://www.school2100.ru/

3. Система оценки достижений планируемых результатов

освоения основной образовательной программы начального общего образования в ОС «Школа 2100», http://www.school2100.ru/

4. Р.Н. Бунеев. «Личностно ориентированное образование» в сб. «Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла». Издательстикй дом РАО, «Баласс». 2003. С. 26-28.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система оценки достижений планируемых результатов

Презентация поможет тем, кто готовится к переходу на новый образовательный стандарт....

Система оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования (ФГОС второго поколения)

 В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школе разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образова...

Система оценивания в соответствии с ФГОС. Требования к системе оценки достижения планируемых результатов

Презентация создана на основе материала статьиСистема оценивания в соответствии с ФГОС. Требования к системе оценки достижения планируемых результатов. //Начальная школа. Всё для учителя: №8, 2012. Ав...

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в «Школе 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)

В этом учебном году я заканчиваю обучение учащихся 4-го класса, параллельно веду подготовку к набору учащихся 1-го класса.  При подготовке к работе с 1 –м классом, прошла курсы  повышения кв...

Тема: «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в «Школе 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)»

          В соответствии с ФГОС система оценки результатов переключает контроль и оценивания со старого образовательного результата на новый.    Система ...

Планируемые результаты освоения ООП НОО и система оценки достижения планируемых результатов в рамках формирования УУД.

Материалы из ООПрограммы НОО "Средней школы № 8" г. Когалыма. Одной из основных задач  реализации ООП НОО является формирование УУД, оценивание уровней сформированности УУД и представление данных...

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в ОС «Школа 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)»

Система оценки – сложная и многофункциональная система, включающая как текущую, так и итоговую оценку результатов деятельности младших школьников. вместо воспроизведения знаний мы теперь будем о...