Проектная деятельность учащихся
статья (2, 3, 4 класс)

Cосницкая Надежда Николаевна

Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые средства, наметить план действий и после его осуществления, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. 

Проектная деятельность в школе охватывает все ступени. В начальной школе (1-4 классы) проектная деятельность осуществляется на уроках, на свободной самостоятельной работе, во внеурочное время. Практикуются совместные проекты всего класса по какой-либо проблеме, проекты, выполненные совместно с родителями, индивидуальные проекты.

Проектная деятельность - инновационная, так как предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать, освоить и усовершенствовать. «Проект» - в буквальном переводе с лат. «брошенный вперёд». Проект - это особый вид целенаправленной, познавательной, интеллектуальной, в целом самостоятельной деятельности учащихся, осуществляемой под гибким руководством учителя, преследующего конкретные дидактические цели.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost_uchashchihsya.docx28.03 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность учащихся

В наше время возникла острая необходимость в творческом развитии подрастающего поколения. Но творчество немыслимо без познавательной активности, а значит, современное школьное образование не возможно без исследовательской работы учащихся.

Исследовать, открывать, изучать – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное, а потому деятельность исследования классифицируется как деятельность творчества. И сам исследователь, безусловно, – творец.

Поэтому проектная деятельность учащихся  организованная, как средство активизации познавательной деятельности,  развития креативности, исследовательских умений  является неотъемлемой частью учебно-воспитательного  процесса в свете новых образовательных стандартов.

Проектная деятельность учащихся направлена на становление личности ребенка через активные способы действия. В ФГОС нового поколения под проектом понимается форма организации совместной деятельности учителя и обучающегося, совокупность приемов и действий в их определенной последовательности, направленной на достижение поставленной цели - решение конкретной проблемы, значимой для обучающихся и оформленной в виде некоего конечного творческого продукта.

Девизом проектной деятельности могут служить слова китайской пословицы: «Скажи – и я забуду. Покажи – и я запомню. Вовлеки – и я научусь».

Метод проектов – это форма организации образовательного пространства и метод развития творческого познавательного мышления.

Основные цели, которые преследует метод проектов:

научить самостоятельному достижению намеченной цели, а также конструированию полученных знаний;

научить предвидеть минипроблемы, которые предстоит при этом решить;

сформировать умение ориентироваться в информационном пространстве: находить источники, из которых можно почерпнуть информацию;

получить навыки обработки информации;

сформировать навыки проведения исследований;

сформировать навыки работы и делового общения в группе;

сформировать навыки передачи и презентации полученных знаний и опыта.

Учебные проекты подразделяются на следующие виды:

- по количеству участников: индивидуальные, групповые;

- по учебной направленности: монопредметные, межпредметные;

- по длительности: краткосрочные (1-2 урока), среднесрочные (до одного месяца), долгосрочные;

-по характеру деятельности: информационные, игровые, творческие, практико-ориентированные, исследовательские.

 Структура проекта:

  1. Теоретическое обоснование

выбор темы проекта

актуальность

цель

задачи проекта

гипотеза

  1. Практическая часть

авторская разработка

реализация разработки

результаты исследования

  1. Приложения

анкеты

диаграммы

таблицы

фотографии

Критерии оценивания работы над проектом

        -   актуальность проекта (обоснованность проекта в настоящее время, которая           предполагает разрешение имеющихся по данной тематике противоречий);

  • самостоятельность (уровень самостоятельной работы , планирование и выполнение всех этапов проектной деятельности самими учащимися, направляемые действиями координатора проекта без его непосредственного участия);
  • проблемность   (наличие и характер проблемы в проектной деятельности, умение формулировать проблему, проблемную ситуацию);
  • содержательность (уровень  информативности, смысловой емкости проекта);
  • научность  (соотношение изученного и представленного в проекте материала, а также методов работы с таковыми в данной научной области по исследуемой проблеме, использование конкретных научных терминов и возможность оперирования ими)
  • работа с  информацией (уровень работы с информацией, способа поиска новой информации, способа подачи информации - от воспроизведения до анализа);
  •  системность (способность рассматривать все явления, процессы в совокупности,  выделять обобщенный способ действия и применять его при решении задач в работе);
  • интегративность (связь различных областей знаний);
  • коммуникативность .

Критерии оценивания «продукта» проектной деятельности

  • полнота реализации проектного замысла ( уровень воплощения исходной цели, требований в полученном продукте, все ли задачи оказались решены);  
  • соответствие контексту проектирования (важно оценить, насколько полученный результат экологичен, т. е. не ухудшит ли он состояние природной среды, здоровье людей, не внесет ли напряжение в систему деловых (межличностных) отношений, не начнет ли разрушать традиции воспитания, складывавшиеся годами);
  • соответствие культурному аналогу, степень новизны (проект как «бросок в будущее» всегда соотносится с внесением неких преобразований в окружающую действительность, с ее улучшением. Для того чтобы оценить сделанный в этом направлении вклад, необходимо иметь представление о соответствующем культурном опыте.);
  • социальная (практическая, теоретическая) значимость;
  • эстетичность;
  • потребность  дальнейшего развития  проектного опыта (некий предметный результат, если он оказался социально значимым, требует продолжения и развития. Выполненный по одному предмету учебный проект обычно порождает множество новых вопросов, которые лежат уже на стыке нескольких дисциплин).

Критерии оценивания оформления проектной работы

  • правильность и грамотность оформления (наличие титульного листа, оглавления, нумерации страниц, введения, заключения, словаря терминов, библиографии);
  • композиционная стройность, логичность изложения  (единство, целостность, соподчинение отдельных частей текста, взаимозависимость, взаимодополнение текста и видеоряда, Отражение в тексте причинно-следственных связей, наличие рассуждений и выводов);
  • качество оформления (рубрицирование и структура текста, качество эскизов, схем, рисунков);
  • наглядность (видеоряд: графики, схемы, макеты и т.п., четкость, доступность для восприятия);
  • самостоятельность.

Критерии оценивания презентации проектной работы (продукта):

  • качество доклада (композиция, полнота представления работы, подходов, результатов; аргументированность и убежденность);
  • объем и глубина знаний по теме (или предмету) (эрудиция, наличие межпредметных (междисциплинарных) связей);
  • полнота раскрытия выбранной тематики исследования при защите;
  • представление проекта (культура речи, манера, использование наглядных средств, чувство времени, импровизационное начало, держание внимания аудитории);
  • ответы на вопросы  (полнота, аргументированность,  логичность, убежденность, дружелюбие);
  • деловые и волевые качества докладчика (умение принять ответственное решение, готовность к дискуссии, доброжелательность, контактность);
  • правильно оформленная презентация.

Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.

В процессе работы над проектом учащиеся ставят задачи, выдвигают идеи по решению проблемы, ведут поиск и анализ информации, делают выводы, но также воплощают свои задумки, реализуют свой потенциал, показывают и развивают способность к самостоятельной деятельности. Учитель является помощником в самостоятельной деятельности учащихся.

Роль учителя на разных этапах выполнения проекта меняется. На подготовительном этапе она состоит в том, чтобы инициировать идеи проекта или создать условия для появления идеи проекта, а также оказать помощь в первоначальном планировании. На этапе реализации проекта учитель выступает в роли помощника, консультанта по отдельным вопросам, источника дополнительной информации. Существенная роль отводится координации действий между отдельными микрогруппами и участниками проекта. На заключительном этапе возрастает роль контрольно-оценочной функции, так мне как учителю следует принять участие в подведении итогов работы в качестве независимого эксперта.

Для направления деятельности учеников можно использовать памятку:

  • Выбери тему проекта
  • Подумай, на какие вопросы по этой теме ты бы хотел найти ответы
  • Продумай варианты своих ответов на поставленные вопросы
  • Реши, где ты будешь искать ответы на поставленные вопросы
  • Поработай с источниками информации, найди ответы на свои вопросы
  • Сделай выводы
  • Оформи результаты своей работы
  • Подготовь краткое выступление по представлению своего проекта

Памятка поможет ученику самостоятельно использовать информацию, систематизировать материал, пошагово выполнять проектную или исследовательскую работу.

Из всего вышесказанного можно сделать следующий  вывод: творчество - это результат труда и усилий самого ребенка. Исследование - всегда творчество. Оно имеет высокую ценность для современного образования. По моим наблюдениям и выводам, дети с желанием посещают уроки, активны, когда их что-то заинтересовывает, увлекает, а именно творческие задания. Используя на уроках и во внеурочной работе исследовательскую деятельность, решается главная задача - открыть креативные способности каждого ребенка.

Возможности метода проектов для развития личности школьников выявляются через структуры деятельности учителя и школьника. Эту структуру можно представить в следующем виде:

Ученик

Учитель

Определяет цель деятельности

Помогает определить цель деятельности

Открывает новые знания или способы деятельности

Рекомендует источники получения информации

Экспериментирует

Предлагает возможные формы работы

Выбирает пути решения

Содействует прогнозированию результатов

Активен

Создает условия для активности школьника

Субъект деятельности

Партнёр ученика

Несёт ответственность за свою деятельность

Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки.

Все проекты оцениваются классом по следующим критериям:

  1. Раскрытие темы
  2. Связность, последовательность изложения материала
  3. Простота и ясность изложения
  4. Художественно-графическое качество схем, рисунков; доступность для восприятия с учетом расстояния до зрителей
  5. Уверенность,  владение собой; удержание внимания аудитории
  6. Адекватность ответов поставленным вопросам

Обучающиеся с удовольствием обсуждают проекты, представленные на учебных занятиях, как в парах, так и в группах; не боятся высказывать свою точку зрения перед классом, задавать интересующие вопросы. Поэтому можно с уверенностью утверждать, что у учащегося развивается креативная компетентность, как показатель коммуникации. Проект создает максимальные условия для проявления и становления творческих возможностей учащегося.

Трудно представить в наше время проектную деятельность без  использования ИКТ. Опыт показывает, что применение проектных технологий с использованием ИКТ на уроках расширяет возможности творчества, как учителя, так и учеников, стимулирует освоение учениками новейших достижений в области компьютерных технологий, делает урок познавательным, разнообразным, а самое главное – современным.

Список литературы

  1. Величко В. М. Проектная деятельность учащихся. Волгоград: Издательство «Учитель», 2007.
  2. Господникова М.К. Проектная деятельность в начальной школе (ФГОС). Волгоград: Издательство «Учитель», 2014.
  3. Колесникова И.А. Педагогическое проектирование. М.: Издательский центр «Академия», 2005.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация проектной деятельности учащихся начальной школы при интеграции урочной и внеурочной деятельности

Цель – подготовка учащихся к проектной деятельности.Задачи: - определение проблемы, темы целей проекта  в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся...

Проектная деятельность учащихся. Мультимедийное занятие по русскому языку для учащихся 3 класса по теме:" Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением".

Мультимедийное занятие по русскому языку для учащихся 3 класса на тему " Безударная гласная в корне слове, проверяемая ударением" включает тренажеры, задания повышенной сложности, упражнения на развит...

Проектная деятельность учащихся во внеурочной деятельности.

Цель: формирование мотивационной готовности педагогов к овладению проектной деятельностью Задачи:-демонстрация опыта работы по формированию у учащихся одной из исследовательской способности...

Доклад на тему"Проектная деятельность учащихся во внеурочной деятельности"

Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая с классом во внеурочное время для удовлетворения потребностей школьников в содержательном досуге (праздники, в...

Доклад на тему: "Проектная деятельность учащихся на уроках и во внеурочной деятельности при реализации ФГОС"

Проектный метод обучения предполагает процесс разработки и создания проекта. В основе метода лежит развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ...

Проектная деятельность учащихся в начальной школе на уроках и внеурочной деятельности

žОдной из действенных форм организации работы с детьми является проектно-исследовательская деятельность. Осуществляя исследования и проекты, ученики имеют возможность быть не слушателями и созерцателя...

«Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников»: Проектная деятельность учащихся

laquo;Организация  проектно-исследовательской деятельности младших школьников»: Проектная деятельность учащихся...