Дидактическая игра
статья

Уткина Ольга Владимировна

 

Обучение в начальной  школе – важный этап в жизни каждого ребенка. Игровая деятельность, которая является ведущей в дошкольном возрасте, должна постепенно быть заменена учебной. Переход от собственно игры к учению должен быть плавным. Эффективным средством развития высших психических функций у детей младшего школьного возраста являются дидактические игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon didakticheskaya_igra.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение в начальной  школе – важный этап в жизни каждого ребенка. Игровая деятельность, которая является ведущей в дошкольном возрасте, должна постепенно быть заменена учебной. Переход от собственно игры к учению должен быть плавным. Эффективным средством развития высших психических функций у детей младшего школьного возраста являются дидактические игры.

Дидактическая игра (игра обучающая) – это вид деятельности, занимаясь которой, дети учатся [2, с. 17]. Дидактическая игра, как и каждая игра, представляет собой самостоятельный вид деятельности, в которой участвуют дети: она может быть индивидуальной или коллективной. В игре дети преодолевают трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. В дидактических играх ребёнок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступный ему анализ и синтез, делает обобщения.

Во время проведения дидактических игр происходит не только усвоение учебного материала, но и развивается интеллектуальная, эмоционально-волевая сфера ребенка. Дидактические игры также способствуют формированию универсальных учебных действий (УУД) [7].  Дидактическая игра помогает сделать учебный материал увлекательным, сформировать учебную мотивацию. Своевременное включение дидактической игры в учебный процесс облегчает и упрощает обучение, так как игровая деятельность привычна, знакома и привлекательна для ребенка. Положительные эмоции облегчают процесс усвоения знаний.

Основные положения теории игровой деятельности были сформулированы и разработаны классиками русской и советской педагогики К. Д. Ушинским, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинским и другими авторами.

В современной дидактике и психологии детские игры рассматриваются как совершенно необходимое явление в жизни ребенка. Играя, школьники изучают учебные предметы, развивают личные качества, способности.

Важную роль в познании окружающего мира отводил детской игре  В.А. Сухомлинский. Его «школа на природе» – практическая реализация значительных познавательных возможностей целесообразно организованных детских игр, максимально способствующих активизации учебно-воспитательного процесса, формирование творческой личности, ее социализации [4, с 52 ].

С древних времен игра использовалась в качестве средства обучения детей. Система школьного образования до конца XIX века опиралась на рациональную дидактику, где необходимым компонентом являлась дидактическая игра. Исключение можно было встретить в привилегированных учебных заведениях, где использовалась игры на развитие умственных способностей.

Игра, по мнению К.Д. Ушинского, –  это своеобразный род деятельности, притом свободной и обязательно сознательной деятельности, под которой он понимал стремление жить, чувствовать, действовать. «Не надо забывать, - пишет Ушинский К. Д., что игра, в которой самостоятельно работает детская душа, есть тоже деятельность ребенка» [6, с. 239].

Игра – это вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе. Это особый тип деятельности ребенка, воплощающий в себе его отношение к окружающему миру и социальной действительности [1, с. 548].

Игра является характерной и своеобразной формой активности ребёнка, благодаря которой он учится и приобретает опыт. Поэтому игра побуждает в ребёнке самые высокие эмоциональные переживания и активизирует его самым глубоким образом. Игру можно воспринимать как процесс развития, направленный на формирование наблюдательности, воображения, понятий и навыков.

Игра – это «дитя труда» - писал Ушинский К. Д. - Нет ни одной игры, которая не имела бы себе прототипа в одной из форм серьезного труда, всегда предшествующего ей и по времени и по самому существу. Необходимость существования вынуждает человека к труду. А в труде он постепенно научается ценить деятельность своих сил как источник наслаждения». «Игра, - продолжает Ушинский К. Д., - устраняет при этом полезную цель труда и, следовательно, делает целью этот самый приятный результат, сопровождающий труд» [6, с. 243]. Игра для младших школьников – предпочитаемая форма деятельности. В игре, осваивая игровые роли, дети обогащают свой социальный опыт, учатся адаптироваться в незнакомых условиях. Интерес детей в дидактической игре перемещается от игрового действия к умственной деятельности [9, с.78].

Итак, игра – особый путь получения знаний об окружающем, путь заимствования от людей обычаев общественного поведения, накопления опыта, поисков, средств выражения своих переживаний и впечатлений.

Основное психологическое различие игровой и учебной деятельности состоит в том, что игровая деятельность является свободной, вполне самостоятельной - ребенок играет тогда, когда хочет, выбирает по своему желанию и интересу тему, средства для игры, выбирает роль, строит сюжет, и пр. Без обоснованного использования игры в учебном процессе урок в современной школе нельзя считать полноценным.

Учитель-практик Торгашева Т. Ф. говорит о том, что появление интереса к обучению детей в значительной степени повышает прочность их знаний, умений и навыков, содействует коррекции внимания, мышления и других психических процессов [5, с. 10]

Дети эмоциональны, впечатлительны в этом возрасте, им требуется смена видов деятельности, разнообразие заданий, упражнений, игр.

Таким образом, дидактические игры должны занимать определенное место в начальном образовании, так как их использование положительно влияет на развитие ребенка (на его мышление, внимание, воображение), способствует формированию новой ведущей деятельности - учебной.

Список литературы

  1. Большой энциклопедический словарь / ред. А.П. Горкин. – Издание 2-е, переработанное и дополненное. – Санкт-Петербург : Большая Российская энциклопедия: Норинт, 2002. – 1456 с.
  2. Словарь психолого-педагогических понятий: - справочное пособие для студентов всех специальностей очной и заочной формы обучения / авт. – сост. Каленникова Т. Г., Борисеевич. – Минск: БГТУ, 2007. – 68 с.
  3. Суворова Г.А. Деятельностный подход  к психологическому консультированию в образовании: системогенетическая парадигма. Монография. 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: МПГУ, 2015.-416 с.
  4. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. – Киев: Радяньская школа, 1973. – 288 с.
  5. Торгашева Т. Ф. Игра на уроках в начальной школе // Начальная школа 2012. - №3 – с. 10 – 12.
  6. Ушинский К. Д. Избр. Соч. Т1. – М., 1953. – С. 589.
  7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: просвещение, 2011. – 33 с.
  8. Шадриков В.Д. От индивида к индивидуальности: введение в психологию. М.: Изд-во "Институт психологии РАН", 2009.- 656 с.
  9. Щукина Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. – М.: Педагогика, 1971. – 352 с.

//


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра "В волейбол играем-английский повторяем!"

Игра предназначена для повторения темы "Животные" на уроках английского языка. Для детей, начинающих изучать язык. ( 2 класс)....

Дидактические игры по теме "Зимние Олимпийские игры"

Дидактические игры представлены в виде презентации, предназначены для учащихся начальной школы к уроку физической культуры....

Дидактическая игра "Биржа". Во время этой игры детям предлагаются дифференцированные задания по окружающему миру и математике в 4 классе.

Наша "Биржа" интеллектуальная. Мы "покупаем акции", то есть задания и обмениваем их на оценки. Карточки с заданиями разных цветов: для сильных, средних и слабых. Первые двое учеников, справившиеся с з...

Курсовая работа "Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса у младших школьников" и конспекты уроков математикис применением дидактических игр.

Данная курсовая работа показывает эффективность применения дидактических игр на уроках математики, а конспекты подтверждают практическое применение игр на уроках в начальной школе. ...

Дидактическая игра «Кто играет в прятки с Черепашкой?» (для дошкольников)

Дидактическая игра «Кто играет в прятки  с Черепашкой?»Разработала: учитель-логопед Марченко Елена АлександровнаЗадачи:- учить понимать значение глаголов, объединять их единым смыслом (по тр...

Дидактическая игра "Своя игра"

Класс делится на две команды. Команды по очереди выбирают тему и вопрос на любое количество очков (вопросы усложняются по мере возрастания очков). После обсуждения в команде дети отвечают на поставлен...

Дидактическая игра по математике "Своя игра"

Дидактическая игра по математике "Своя игра" для учеников второго класса. Целесообразно её проводить в конце учебного года, так как весь материал нацелен на повторение изученного за весь год...