Урок, каким он должен быть.
материал

Полетаева Людмила Александровна

Основные аспекты урока с ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon didakticheskie_trebovanija_k_sovremennomu_uroku.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические требования к современному уроку:

         

Урок- это логический законченный, целостный, ограниченный определенными рамками времени отрезок учебно- воспитательного процесса. Основные требования к уроку:          

  • четкое формулирование образовательных задач в целом и его составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами. Определение места в общей системе  уроков;
  • определение  оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, с учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся;
  • прогнозирования уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и  навыков  как на уроке, так и на отдельных его этапах;
  •     выбор наиболее рациональных методов и приемов,  и средств обобщения, стимулирования и контроля, оптимального воздействия их на каждом урока. Выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в учении учащихся;
  • реализация на уроке всех дидактических принципов;
  • создание условий успешного учения учащихся.

Условия организации урока: социально-педагогические и психолого-дидактические.

Социально-педагогическим условиям относятся:

  • наличие квалифицированного, творчески работающего условия с хорошей дидактической и методической подготовкой;
  • наличие сплоченного, дружного коллектива учащихся с правильно сформированной ценностной ориентацией;
  • наличие учебника, учебных и наглядных пособий, ТСО и соответствующим образом оборудованного помещения;
  • наличие благоприятного психологического климата, хороших отношений между учащимися и учителем, основанных на взаимном уважении, на любви педагога к детям.

Психолого-дидактическим условиям относятся:

  • высокий уровень обученности учащихся соответствующий данному моменту, этапу обучения;
  • наличие достаточного уровня сформированности мотивов учения и труда, обеспечивающего интерес учащихся к самостоятельной познавательной деятельности под руководством данного преподавателя;
  • соблюдение дидактических принципов и правил организации учебно-воспитательного процесса.

Правилами организации урока относятся:

  • определить цель (чего надо достигнуть);
  • подготовить содержание учебного материала, то есть определить его объем и сложность в соответствии с поставленной целью и возможностями учащихся; установить связь с жизнью, с практикой, с ранее изученным материалом и способами умственных и практических действий; определить системы учебных заданий и самостоятельных работ; установить оборудование урока, а также основные и дополнительные источники информации;
  • определить дидактические задачи урока, последовательное решение которых приведет к достижению всех целей;
  • выбрать наиболее эффективное сочетание методов и приемов обучения в соответствии с поставленными целями, содержанием учебного материала, уровнем обученности учащихся и дидактическими задачами.
  • определить структуру урока, соответствующую целям и задачам, содержанию и методам обучения.
  • все дидактические задачи должны решаться на этом же урока и не переноситься на домашнюю работу.

                                 Дидактические основы

                построения учебного процесса на уроке.

             Эффективность урока зависит от правильного определения каждого из структурных компонентов  и их сочетания.

  1. Мотивационно-целевой компонент.

Выдвижение цели урока учителем, совместное с учащимися       определение задач урока.

  1. Содержательный компонент.

Соответствие целям урока. Научность. Доступность. Логичность и последовательность. Практическая направленность. Воспитывающий потенциал. Развивающие возможности.

  1. Операционно-деятельностный компонент.
  1. Методы обучения:

По источнику полученных знаний: словесные, наглядные, практические.

По способу организации познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, частично-поисковые, проблемные, исследовательские.

              Методы обучения на уроке должны соответствовать:

  • задачам урока,
  • характеру и содержанию учебного материала,
  • уровню знаний, умений, навыков учащихся,
  •  материальному обеспечению урока,
  • личным качествам учителя, его подготовленности и уровню методического мастерства,
  • индивидуальным особенностям, возможностям и подготовленности учащихся.
  • бюджету времени.
  1. Методы воспитания:

Организация деятельности, формирование мировоззрения, стимулирование деятельности, осуществление контроля, взаимоконтроля, самоконтроля.

  1. Формы обучения: индивидуальные, групповые, коллективные.
  1. Оценочно-результативный компонент: ведение оперативного контроля, корректировка процесса обучения, совместная оценка достигнутых результатов.

                                   

Структура планирования урока.

            I. Тема.

  1. Цель урока: образовательная, воспитательная, развивающая.
  2. Тип урока: комбинированный урок,  урок формирования новых знаний, урок обобщения и  систематизации изученного, урок контроля и коррекции знаний, умений, уроки практического применения знаний, умений. (Схема типов урока , с указанием этапов и список видов нестандартных уроков в приложении № 1, № 2)
  3. Методы обучения ( см. выше). Форма обучения.
  4. ТСО.

II. Актуализация.

а) опорные знания; б) способы формирования интереса, в) формы контроля.

            III. Формирование новых понятий и способов действий.

а) указываются новые понятия; б) указываются приращения в знаниях, в) определяется тип самостоятельной работы;                         г) проблемные и информационные вопросы учителя.

           IV. Применение.

а) какие умения и навыки формируются; б) определяются способы получения обратной связи.

           V. Домашнее задание.

                        Основные звенья современного урока.

 1.Организационный  момент  характеризующийся внешней и внутренней  (психологической) готовностью учащихся к уроку.

  1. Проверка домашнего задания.  
  2. Проверка знаний и  умений  учащихся для подготовки к новой теме.
  3. Постановки цели занятия перед учащимися.
  4. Организация восприятия  и осмысления новой информации, т.е. усвоение исходных знаний.
  5. Первичная проверка понимания.
  6. Организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнений в ее применении      ( в том числе смена вариантов) по образцу.
  7. Творческое применение и добывание знаний, освоение способа деятельности путем решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений.
  8. Домашнее задание к следующему уроку.
  9. Подведение итогов урока.

                                 Типы уроков.

Типы уроков.

  1. Изучение нового материала.

1

4

5

6

11

12

  1. Урок формирования умений, навыков.

1

3

4

7

8

10

11

12

  1. Урок применения знаний, умений, навыков.

1

4

5

6

7

8

11

12

  1. Урок закрепления  и развития знаний, умений, навыков.

1

4

7

8

11

12

  1. Урок повторения.

1

2

4

7

8

10

11

12

  1. Повторительно-обобщающий урок.

1

4

9

10

11

12

  1. Урок проверки знаний.

1

4

10

11

12

  1. Комбинированный урок.

1

2

3

4

5

6

7

9

11

12

              Основные звенья, этапы современного урока.

 1. Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней   (психологической) готовностью учащихся к уроку.

2. Проверка домашнего задания.

3. Проверка знаний умений для подготовки к новой теме.

4. Постановка цели занятия перед учащимися.

5. Организация восприятия и осмысления новой информации, т.е. усвоение исходных знаний.

6. Первичная проверка понимания.

7. Организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнений в ее применении (в том числе смена вариантов) по образцу.

8.Творческое применение и добывание знаний, освоение способа деятельности путем решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений.

  1. Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний.

      10. Контроль за результатом учебной деятельности, осуществляемой и учителем и учащимися, оценка знаний.

  1.   11. Домашние задания к следующему уроку.

  12. Подведение итогов урока.

                                                                                     

                        Типы нестандартных уроков.

  1. Уроки – «погружения».
  2. Уроки- деловые игры.
  3. Уроки- пресс-конференции.
  4. Уроки- соревнования.
  5. Уроки типа КВН.
  6. Театрализованные уроки.
  7. Уроки- консультации.
  8. Компьютерные уроки.
  9. Уроки с групповыми формами работы.
  10. Уроки взаимообучения учащихся.
  11. Уроки творчества.
  12. Уроки- аукционы.
  13. Уроки, которые ведут учащиеся.
  14. Уроки- зачеты.
  15. Уроки- сомнения.
  16. Уроки- творческие отчеты.
  17. Уроки- формулы.
  18. Уроки- конкурсы.
  19. Бинарные уроки.
  20. Уроки- обобщения.
  21. Уроки- фантазии.
  22. Уроки-игры.
  23. Уроки- суды.
  24. Уроки поиска истины.
  25. Уроки- лекции «парадоксы».
  26. Уроки- концерты.
  27. Уроки- диалоги.
  28. Уроки- «Следствие ведут знатоки».
  29. Уроки- ролевые игры.
  30. Уроки- конференции.
  31. Уроки-семинары.
  32. Интегральные уроки.
  33. Уроки- «круговая тренировка».
  34. Межпредметные уроки.
  35. Уроки- экскурсии.

Уроки- игры «Поле чудес»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Каким должен быть современный урок?

В статье описаны основные требования современного урока. Урок должен обеспечить создание комфортной обстановки для учащихся и учителя. Отражены критерии эффективности современного урока, стр...

Каким должен быть современный урок русского языка в начальной школе?

Каждый учитель не раз задавал себе вопрос, идя на урок: будет ли урок интересным, сможет ли он вовлечь детей  в работу?Я хочу рассказать об учебных ситуациях  на уроках русского языка в нача...

Разработка урока окружающего мира по теме "Воздух должен быть чистым"

Урок - презентация разработан  для учащихся 2 класса .  Так же урок может быть проведен и в 3 классе. В плане урока необходимо  заметить  ссылку на страницы учебника в соответствии...

Каждый урок должен быть эффективен - главная задача педагога.

Каждый урок должен быть эффективен - главная задача педагога....

Каким должен быть урок

Методические рекомендации к проведению тренировки...

Каким должен быть урок в современных условиях?

  Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности УУД, обеспечивающих «умение учиться».Каким же должен быть современный урок, чтобы решалась эта задача...