Выступление на Педмарафоне. День Учителя начальных классов.
статья

Тайгамбаева Татьяна Владимировна

Материал статьи посвящен  развитию читательской грамотности младших школьников.Акцент сделан на работе с художественными текстами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_pedmarafon-2019_taygambaeva_t.v.docx18.11 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

«Саргатский  лицей»

Формирование умений  восприятия художественного текста  

 у младших школьников

Читательская грамотность

Тайгамбаева  Татьяна  Владимировна

учитель начальных классов

2019

Обучение чтению…,как много скрыто в этих словах…

Именно, с формирования умения читать открывается перед ребенком  огромный мир познания школьных наук. Недаром русская народная пословица гласит -«Сначала аз да буки, а потом храм науки».

Особое восприятие у учащихся начальных классов вызывает чтение художественных произведений. Не секрет, что современные дети все меньше уделяют внимание чтению книг. Предпочитая время проводить за новейшими гаджетами, и далеко не за чтением электронных книг. Выходом  из данной ситуации может послужить правильно организованная работа над восприятием художественных  произведений.

В младшем школьном возрасте, с точки зрения психологов, значительно развита эмоциональная сфера. Учащиеся  способны  воспринимать читаемое  «чувствами»,открыто реагировать  на события, представленные в художественном произведении. Однако, при условии, что текст, который им предлагает учитель ярок, динамичен, эмоционален. Увлеченные на уроке учащиеся обязательно захотят продолжить чтение книги дома. Безусловно, каждый учитель , согласно методике преподавания предмета, проводит анализ изучаемого текста. Но порой, из-за излишней регламентации урока, этот анализ носит логический аспект, образная и эмоциональная сторона произведения игнорируется. Такая деятельность способна подавить чувства ребенка, «засушить» их, как следствие предмет чтения становится для школьников нудным, неинтересным.

Какие же  профессиональные умения должен раскрыть  у себя педагог, чтобы учащиеся полноценно восприняли художественное произведение?

Полноценно - значит  всесторонне, основываясь на логическом, образном, эмоциональном восприятии. Чтение художественного произведения должно вызывать чувства сопереживания героям. Все это сделать нелегко,  но это нужно ! Так как любовь к чтению, к литературе в целом, оказывает  благотворное влияние  на формирование Личности  ребенка, его духовной, нравственной, эмоциональной сферы. Очень важно в начальной школе, на первой ступени обучения, заложить  основы культуры чтения, донести до школьников мысль о том, что Литература -великое искусство!!

И воспринимать это искусство нужно учиться.

Для полноценного восприятия младший школьник  должен овладеть рядом умений, а именно:находить и распознавать художественные средства выразительности, различать жанровые особенности, видеть образное изображение природы, уметь нарисовать в своем воображении смысловые картины, увидеть позицию автора, обыграть суметь речь героев,  высказать свою точку зрения и так далее.

 В данной статье постараемся  рассмотреть основные читательские умения, связанные с восприятием, осмыслением художественного произведения, поделимся опытом работы со своих уроков.

Свою работу над художественным произведением  начинаю с подготовительной работы  к восприятию текста: на этом этапе мобилизую работу над жизненным опытом маленьких читателей, даю сведения об авторе. Данные приемы вводят учащихся в обстановку , в которой будут развиваться события, описанные  в произведении.

Затем проводится первичное восприятие текста. Здесь, особо хочется отметить эмоциональное чтение учителем или прослушивание аудиозаписи.

В первом классе использую элементы театрализации. Ярко, образно воспринимаются детьми такие уроки. Они выступают моими помощниками , включаясь в мини-спектакли. Следующим этапом идет разбор персонажей, обсуждение их поступков.

На заключительном этапе идет осмысление  прочитанного, воспроизведение  прочитанного. То есть , провожу работу над углубленным восприятием произведения, пытаюсь добиться понимания детьми идеи автора ,выявляю читательское отношение. Которое проявляется  в эмоциональных проявлениях читателя- мимике, жестах, словесной окраске чтения.

Практическое осуществление:

В этом учебном году , с 1 классом, работу по формированию  умений восприятия текстов продолжаю на предмете обучение грамоте(чтению).Работаю по УМК «Школа России», азбуке Горецкого. Следует отметить, учебник прекрасно иллюстрирован, что помогает учителю организовать работу по обсуждению произведений. На подготовительном этапе ребята активно выдвигают идеи, узнают произведения по героям иллюстраций, приводят сведения из жизненного опыта, связанные с  изучаемым текстом. Например, при изучении сказки «Колобок» рассказывают  об особенностях характеров героев, о их положительных и отрицательных качествах , проявляемых в том числе в других сказках. Затем предлагаю им рассказать сказку по-цепочке, передавая друг-другу игрушечного колобка .При этом активно развивается  не только устная речь , но и актерское  мастерство юных дарований.  Насколько эмоционально проходит такой урок чтения!!!После окончания мини-представления подробно обсуждаем всех героев, правильно ли они поступили, обсуждаем чему нас учит сказка. Выявляем главное- что нельзя доверять незнакомцам( в сказке это Лиса).Тут же провожу воспитательную работу с детьми на данную мораль.

 При изучении сказки «Теремок» провожу  спектакль-игру, где учащиеся по очереди входят в Теремок (гимнастический обруч) проговаривая эмоционально фразы героев сказки –животных, издавая характерные звуки и движения.

При изучении сказки  А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях» акцент делаю на свое эмоциональное чтение с элементами театрализации(подношу зеркальце-расческу к себе и читаю наизусть обращение к нему, резко бросаю его на стол по ходу текста, изображаю поклон в пояс(при встрече с богатырями), подношу макет яблока к губам изображая надкусывание и т.д.) Учащиеся при этом сидят как завороженные, очень глубоко переживают смысл читаемого текста. Все это создает предпосылки для привлечения ассоциаций, возникающих на основе театрального изображения учителя.

Ведь учитель-это и актер, и сказочник , и игрок.

А учитель начальных классов-универсал во всем!

В далеком 1972 году Симон  Львович Соловейчик  писал .. «какие бы методы ни открывали, какое бы оборудование ни привозили бы в класс..-главным, вечным и неизменным остается в школе учитель…»

И в этот нынешний 2019 год-Год Театра, я желаю всем учителям начальных классов  быть непревзойденными артистами на своих уроках, особенно на уроках чтения, сделать все возможное чтобы младшие школьники  полюбили книги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на заседании ШМО учителей начальных классов по теме: «Использование ИКТ на уроках в начальной школе»

Выступление на заседании ШМО учителей начальных классов по теме: «Использование ИКТ на уроках в начальной школе»....

"Экономика в начальных классах". Выступление на республиканском семинаре учителей начальных классов.

Данная статья даёт представление о необходимости изучения экономики в начальной школе,раскрывает её цели и задачи, знакомит с комплектом учебников и тетрадей по экономике ( 2 -4 классы)....

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов "Приёмы и техники применяемые на каждом уроке в начальных классах"

Организационный момент в начале урока традиционно отводится учителем для наведения дисциплины, привлечения внимания к себе и уроку. Потеря пяти минут порой не дает  ожидаемого эффект, а дети...

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов учителя Савиной А. М. на тему "Формы и методы работы со слабо успевающими детьми".

Ещё древние мудрецы говорили: "Увидеть и понять проблему - наполовину решить её." О формах  и методах работы со слабо успевающими учениками. Правила и рекомендации для учителя....

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов, учителей-логопедов по теме: «Методы и приемы логопедической ра-боты по коррекции дислексии у младших школьников»

Учение  о  нарушениях  чтения  и  письма  существует  уже  более  ста лет, однако  и  до  настоящего  времени  вопросы  диагн...