Технология педагогическая мастерская.
учебно-методический материал

Напалкова Ирина Павловна

Педагогическая мастерская -  форма обучения учителей и учащихся, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_pedagogicheskih_masterskih.docx58.66 КБ

Предварительный просмотр:

Технология педагогическая мастерская

        Педагогическая мастерская - это нестандартная форма организации занятий, инновационная технология обучения, которая помогает создать на занятиях творческую атмосферу, психологический комфорт, развивает у учащихся познавательные, творческие и коммуникативные способности, интерес, учебно-познавательную мотивацию, исследовательскую деятельность, позволяет осуществить и эмоционально прочувствовать процесс совместного творчества (сотворчества), поиска знания, путем самостоятельного или коллективного открытия.

         Другой особенностью мастерской является реализация идеи диалога во всех его аспектах. Происходит обмен мнениями, знаниями, творческими находками между участниками мастерской, чему содействует чередование индивидуальной, групповой деятельности и работы в парах.

        Результатом работы в мастерской становится не только реальное знание или умение, важен сам процесс постижения истины и открытие нового.

        Педагогическая мастерская как форма, метод и технология обучения возникла не на пустом месте. Идеи свободного воспитания Л. Н. Толстого, практическая деятельность С. А. Рачинского, исследования Л. С. Выготского, теоретическое наследие А. С. Макаренко, а также основы философского учения Ж. Ж. Руссо и современных французских ученых — последователей Гастона Башляра — стали основой практического моделирования сначала французских, а затем петербургских педагогических мастерских.

        Эта форма обучения может быть использована как с учащимися, так и с педагогами. Педагогические мастерские для педагогов подчинены законам андрагогики — науки об обучении взрослых. Следовательно, главное внимание в них уделяется изначально сообщаемым целям и задачам.

        Результат работы в мастерской — не только реальное знание или умение, сам процесс постижения истины и создания творческого продукта. Важная характеристика работы педагогической мастерской — сотрудничество и сотворчество.

Цели технологии (в сравнении с традиционной)


Традиционная технология


Технология педагогических мастерских


Формировать гармоническую личность


Создавать условия для самоактуализации и самореализации обучающихся


Дать знание по конкретному предмету или теме


Предоставить возможность для конструирования собственного знания, для создания своего цельного образа мира.


Проконтролировать и оценить сделанное


Реализовать возможности самооценки и самокоррекции.


Сформировать умение


Помочь выработать навыки интеллектуального и физического труда, предоставляя учащемуся право на ошибку и право на сотрудничество.


        Сравнивая цели традиционной технологии с технологией педагогических мастерских явно видно, что в традиционной системе учитель дает готовые знания, вынуждает, диктует, подсказывает, а в педагогической мастерской, ученик сам строит путь в открытии новых знаний, проживает увиденное и услышанное.

                И. А. Мухина выделяет следующие принципы и правила ведения мастерской:

  1. Ценностно-смысловое равенство всех участников, включая мастера — руководителя мастерской.
  2. Право каждого на ошибку: самостоятельное преодоление ошибки — путь к истине.
  3. Безоценочная деятельность, отсутствие критических замечаний в адрес любого участника мастерской создают условия эмоционального комфорта и творческой раскованности, реализуя принципы «педагогики успеха».
  4. Предоставление свободы в рамках принятых правил реализуется:
  • во-первых, в праве выбора на разных этапах мастерской (обеспечивается руководителем);
  • во-вторых, в праве не участвовать на этапе «предъявления продукта»;
  • в-третьих, — в праве действовать по своему усмотрению, без дополнительных разъяснений руководителя.
  1. Значительный элемент неопределенности, неясности, даже загадочности в заданиях. Неопределенность рождает, с одной стороны, интерес, а с другой — психологический дискомфорт, желание выйти из него, что стимулирует творческий процесс. Как и право выбора — обеспечивает ощущение внутренней свободы.
  2. Диалоговость как главный принцип взаимодействия, сотрудничества, сотворчества. Не спор, даже не дискуссии, а диалог участников мастерской, отдельных групп, диалог с самим собой, диалог с научным авторитетом — необходимое условие личного освоения элементов культуры, условие восхождения к новым истинам. Диалог создает в мастерской атмосферу постижения любого явления с разных позиций в разных «цветах», которые лишь совместно дают ощущение «радуги» мира. Рождается истинная коммуникативная культура.
  3. Организация и перестройка реального пространства, в котором происходит мастерская, в зависимости от задачи каждого этапа. Это может быть круг всех участников, отдельные места для индивидуальной работы, возможность быстрого представления творческого «продукта» каждого или целой группы. Содействует появлению чувства свободы.
  4. Решительное ограничение участия, практической деятельности мастера, руководителя как авторитета на всех этапах мастерской. Задача его состоит скорее в некоторой фиксации достигнутого участниками. Руководитель мастерской не ставит вопросов и не отвечает на них. В ряде случаев он может включиться в работу «на равных».

В работе педагогической мастерской большая роль отводится учителю, который:

1. Создает атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении.

2. Включает эмоциональную сферу учащегося, обращается к его чувствам, будит личную зинтересованность в изучении темы (проблемы).

3. Работает вместе со всеми, он равен учащемуся в поиске знания. Не торопится отвечать на вопросы.

4. Исключает официальное оценивание работы учащегося (не хвалит, не ругает, не выставляет оценок в журнал), но через афиширование работ дает возможность появления самооценки учащегося и самокоррекции.

        Педагогические мастерские могут быть разделены на типы в зависимости от:

- Мастерские построения новых знаний;

- Мастерские ценностных ориентаций и мастерские по самопознанию;

- Мастерские творческого письма;

- Мастерские смешанного типа (чаще всего добавляется творческое письмо).

        Но, какой бы вариант ее использования не выбрал педагог, он обязательно должен помнить, что главное действующее лицо на занятии – ребенок, важны его идеи, чувства, ощущения, эмоции. Иначе, у участников мастерской не произойдет озарение - инсайт, не возникнет переживание радости открытия нового, познания неизвестного свободного творчества, не скованного авторитетными мнениями.

Алгоритм мастерской включает в себя несколько этапов.

1. «Индукция» («толчок» к процессу) — создание эмоционального настроя, мотивирующего творческую и исследовательскую деятельность каждого ученика.

        Индуктор — слово, образ, фраза, предмет, мелодия, текст, рисунок – все, что может разбудить чувство, вызвать поток ассоциаций, воспоминаний, ощущений, вопросов.

        Первый этап мастерской – индукция, предполагает создание эмоционального настроя, мотивирующего творческую и исследовательскую деятельность каждого ученика.

        Для решения выше обозначенной задачи используется набор индукторов – которые «натолкнут» ребенка на осознание проблемы, заставят заинтересоваться его.

        В качестве индуктора могут быть использованы - слово, образ, фраза, предмет, мелодия, текст, рисунок – все, что может разбудить чувство, вызвать поток ассоциаций, воспоминаний, ощущений, вопросов.

        Индуктор должен проходить через все этапы мастерской, обязательно опираться на личный опыт ребенка.

        Не зависимо от числа индукторов, все они должны подбираться с учетом содержания мастерской, соответствовать возрасту, особенностям детского восприятия.

        По сути, данный этап технологии можно рассматривать как базовый, определяющий успех всей мастерской, так как именно он должен мотивировать участников мастерской на активную деятельность.         Все последующие действия педагога будут направлены на поддержание возникшего интереса к проблеме и создание условий для ее творческого разрешения.

2.  Деконструкция (поставить в затруднительное положение).

        Индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта.

        Если не знаешь, опираешься на опыт соседа(реконструкция).

        Построение этих элементов группой.

        Следующий этап мастерской - работа с материалом, (текстом, звуками, веществами, красками, моделями и др.) смешение слов, явлений – своеобразный хаос, предполагающий переход от чувств, эмоций к реальным действиям, оформление ощущений в виде гипотезы, текста, рисунка, проекта. Поскольку переживания, испытываемые на этапе индукции, индивидуальны, осознаваемая проблема личностно значима, первоначально ребенок пытается ответить на вопрос сам.

        Далее в группе заслушивается мнение каждого и совместно выбирается своя версия.

3. Социализация работа в малой группе, представление всем промежуточного, а потом и окончательного результата своего труда. Каждый выступает на основе соц. опыта, не боясь высказывать свое мнение вслух. Мысль и слово работают одновременно.

п.1 2 3 должны повторяться много раз, на основе узнанного + новое.

        На третьем этапе осуществляется социализация, т.е. организуется работа в группах. От каждой группы идет представление промежуточного, а потом и окончательного результата своего труда. Каждый выступает на основе соц. опыта, не боясь высказывать свое мнение вслух. Мысль и слово работают одновременно.

        Групповая работа обеспечивает интеграцию идей, вариантов, оформление общего проекта, совместную корректировку гипотезы.

        Вместе с этим работа в группе позволяет ребенку обогатить свой опыт за счет знаний других обучающихся, сопоставить точку зрения с их мнением, научиться корректировать свою работу с учетом сделанного товарищами, осознать преимущества совместного творчества.

        Работа в сотрудничестве, возможность действовать совместно с другими вызывает чувство защищённости, востребованности и принятости другими. Все, даже самые робкие и тревожные дети, преодолевают коммуникативный барьер, причём не индивидуально, а поначалу именно в составе группы.

4.  Афиширование.

        Представление «произведений» - работ учеников и учителя (текстов, рисунков, схем, проектов, решений) в аудитории на доску и ознакомление с ними.

        «Подарок» для других групп.

        Одним из наглядных этапов выбранного решения является - афиширование — представление произведений учеников: текстов, рисунков, схем, проектов, которые прикрепляют к доске, где и происходит ознакомление с ними: каждый может подойти, прочитать, посмотреть. Текст может зачитываться вслух автором или учителем.

5. «Разрыв» — кульминация творческого процесса: инсайт (озарение), новое видение предмета, явления. Происходит осмысление полученного эмпирическим (на уровне интуиции) путем опыта через выдвижение гипотез, установление причинно-следственных связей, обоснование сделанных выводов.

        Разрыв, так определяется суть данного этапа, кульминация творческого процесса: инсайт (озарение), новое видение предмета, явления. Таким образом, происходит осмысление полученного эмпирическим (на уровне интуиции) путем опыта через выдвижение гипотез, установление причинно-следственных связей, обоснование сделанных выводов.

        У ученика может возникнуть информационный запрос, чтобы узнать больше по данной теме, и он обращается к различным источникам информации: книги, энциклопедии, словари, сеть интернет.

Методы и приемы, используемые на основном этапе мастерской наиболее часто используемых на мастерских для организации поисковой и творческой деятельности учащихся.

1.  Метод символического видения, который заключается в отыскании или построении учеником связей между объектом и его символом. Мастер предлагает ученикам наблюдать какой-либо объект с целью увидеть и изобразить его символ в графической, знаковой, словесной или иной форме.

2.   Метод сравнения версий. Он предполагает сравнение собственного варианта решения проблемы с культурно-историческими аналогами, которые формулировали великие ученые, философы и т. д. Сравнение происходит после того, как ученики уже предложили свой способ решения.

3.  Метод смысловых ассоциаций. Цель метода: актуализировать содержание подсознания, пробудить чувства, ощущения, помочь ученику соотнести предлагаемый для ознакомления материал со своим внутренним «я».

Последовательность действий:

1) учащимся предлагается записать к заданному слову ассоциативный ряд слов (выполняя задание, ученик воссоздает свое смысловое, семантическое поле данных слов);

2) предлагается задание, связанное с осмыслением данного потока ассоциаций.

Например: 1) используя записанные слова, дайте определение исходному слову-понятию;

2) выберите из этого потока ключевое для вас слово;

3) соедините два любых слова из двух соседних столбиков и, используя полученное словосочетание в качестве заголовка, напишите текст- миниатюру и т.д.

4.    Метод «Если бы». Ученикам предлагается составить описание или нарисовать картину того, что произойдет, если в мире что-то изменится.

5.  Метод «ключевых слов». Этот метод помогает учащимся актуализировать смыслы при работе с текстом. Учащимся предлагается текст, из которого они должны выписать ключевые слова (ключевые с точки зрения ученика).

Каждое ключевое слово, выбранное учеником, является своеобразным сгустком смыслов данного текста. Ученик актуализирует значимый для него смысл и делится своим пониманием текста с другими.

6.     Метод самостоятельного конструирования определений понятий.

Формирование новых понятий начинается с актуализации уже имеющихся у детей представлений и их словесного оформления. После того как состоялось сопоставление и обсуждение предложенных учениками версий, предлагается художественный текст, где используется данное слово. Учащиеся заново формулируют определения, теперь уже ориентируясь на контекст, в рамках которого функционирует слово. Затем мастер при необходимости может предложить разные варианты определений, которые зафиксированы в словарях, учебниках, справочниках. Разные формулировки остаются в тетрадях учеников как условие их личностного самоопределения в отношении изучаемого понятия.

7.  Метод эвристического исследования. Выбирается объект исследования (природный, культурный, научный, словесный или иной). Учащимся предлагается самостоятельно исследовать заданный объект по следующему плану:

1) цель исследования;

2) план работы;

3) факты об объекте;

4) опыты;

5) новые факты;

6) возникшие факты и проблемы;

7) версии ответов;

8) рефлексивные суждения.

8.  Метод конструирования вопросов. Он предполагает самостоятельную постановку вопросов к изучаемому объекту. Последовательность работы:

1) предъявление объекта изучения;

2) индивидуальное конструирование вопросов каждым участником мастерской;

3) озвучивание вопросов в группе;

4) фиксация всех вопросов на общем листочке;

5) обмен листочками между группами;

6) экспертиза и коррекция предложенных другой группой вопросов (отбор «качественных» с точки зрения содержания и формы);

7)выступления экспертов: взаимный анализ и оценка качества составленных вопросов;

8) отбор вопросов;

9) отбор вопросов для последующей работы по построению новых знаний.

9.   Метод смыслового видения. Цель данного метода – расширить представление учащихся о каком-то объекте исследования: от узкопредметного до общефилософского, сменить акценты смыслового видения. Структура метода: - учащиеся выполняют привычные для них действия; - мастер ставит перед участниками вопрос, который носит неожиданный, пародоксальный характер (с узкопредметной точки зрения) характер и переводит учащихся в сферу общефилософских категорий. В результате участники переживают состояние разрыва, что служит импульсом

к дальнейшему поиску.

10. Метод вживания. Посредством чувственно-образных и мыслительных представлений ученик пытается «переселиться» в изучаемый объект или перевоплотиться в него, чтобы почувствовать и понять его изнутри. Рождающиеся при этом мысли, чувства и есть эвристический  образовательный продукт ученика, который может быть выражен им в словесной форме, знаковой, двигательной, музыкальной или художественно-изобразительной форме. Например: «Представьте, что вы - цветок. Что вы видите, слышите, чувствуете?»

11. Метод образного видения. Он предполагает постановку заданий, ориентирующих учащихся на попытку эмоционально-образного видения и изображения объекта. Например: «нарисуйте счастье»; «дорисуйте картину по открывшемуся вам фрагменту» и т.д.

12. Прием «Чтение с пометками». Он предполагает «живой» диалог с автором текста, возможно полемику по поводу авторского видения проблемы. Суть приема: учащиеся читают текст, делая на полях по ходу чтения различные пометки, например: «+» - согласен; «-» - не согласен; «?» - есть вопросы, непонятно; «!» это интересно; «?!» - надо подумать и т.д.

13. Прием «Толстый и тонкий вопрос». Он направлен на формирование умения задаваться вопросами по поводу прочитанного текста. Учащимся предлагается составить и записать вопросы, которые у них возникли по ходу чтения, после чего они обсуждают составленные вопросы в группе и выбирают среди них «толстые» (т.е. такие, которые требуют размышлений, важные, существенные для понимания данного текста) и «тонкие» (вопросы, требующие однозначного ответа «да» - «нет» или простого привлечения фактов). Каждая группа представляет свой набор «толстых» вопросов всему классу. Таким образом формируется мотивационная основа и программа дальнейшей работы над текстом (на основе вопросов, составленных самими учениками, а не заданных извне учителем)

14. Прием «Закончи предложение». Его цель - организовать диалог участника мастерской с авторитетным мнением. Мастер предлагает вниманию участников начало предложения (из художественного, критического, научного текста, связанного с идеей мастерской) и просит закончить предложение. Каждый ученик создает свой вариант, затем знакомится с версиями других учеников. Только после того, как состоялось знакомство со всеми предложенными вариантами, мастер предлагает авторский вариант

6.  Рефлексия - отражение чувств, ощущений, возникших у учеников в ходе мастерской.

        Отсюда результат работы в мастерской описывается словами «открыл, почувствовал, помог, выстроил, создал, задумался».

        Заключительным и обязательным этапом работы мастерской является рефлексия – обратная связь, где участниками группы вербально отражаются чувства, ощущения, возникшие у них в ходе работы в мастерской, используя слова: «открыл, почувствовал, помог, выстроил, создал, задумался».

        Это, в свою очередь, богатейший материал для самого учителя, т.к. внимание к состоянию эмоциональной сферы ученика, информация, полученная в процессе рефлексии, поможет педагогу скорректировать свою дальнейшую работу в данном классе с учетом проявившихся индивидуальных особенностей школьников

        Атмосфера взаимопомощи, сотрудничества, взаимной поддержки, создаваемая в мастерской, позволяет через взаимодействие учеников с разным уровнем подготовки обеспечить взаимосвязь процессов самообучения, самовоспитания, самоконтроля и формирования коммуникативных навыков.        

        В соответствии с ключевыми задачами современного образования одним из основных видов УУД являются коммуникативные навыки, которые предполагают:

Виды коммуникативных действий.

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Группы коммуникативных умений учащихся:

Группа информационно - коммуникативных умений состоит из умений:

– вступать в процесс общения.

– ориентироваться в партнерах и ситуациях общения.

– соотносить средства вербального и невербального общения.

Группа регуляционно - коммуникативных умений состоит из умений:

– согласовывать свои действия, мнения, установки с потребностями товарищей по общению (осуществление само_ и взаимоконтроля учебной итрудовой деятельности,

– доверять, помогать и поддерживать тех, с кем общаешься

– применять индивидуальные умения при решении совместных задач

– оценивать результаты совместного общения (критически оценивать себя и других, учитывать личный вклад каждого в общение, принимать правильные решения, выразить согласие (несогласие), одобрение (неодобрение),оценить соответствие вербального

Группа аффективно - коммуникативных умений основывается на умениях делиться своими чувствами, интересами, настроением с партнерами по общению; проявлять чуткость, отзывчивость, сопереживание, заботу к партнерам по общению; оценивать эмоциональное поведение друг друга.

        

Для успешной реализации формирования коммуникативных навыков учащихся в своей практике я использую французские мастерские.

Литература:

1.     ФГОС. Стандарты второго поколения. Фундаментальное ядро содержания общего образования. Под редакцией В.В. Козлова, А.М. Кондакова. Москва, «Просвещение», 2011

2.     Мухина И.А. Что такое педагогическая мастерская? Мухина И.А., Ерёмина     Т.Я. Мастерские по литературе: интеграция инновационного и традиционного опыта: Книга для учителя. СПб.: СПб ГУПМ,

3.     Окунев А.А. Как учить не уча, или 100 мастерских по математике, литературе и для начальной школы. – СПб.: Питер Пресс, 1996. – (Новое образование).

4.     Педагогические мастерские: интеграция отечественного и зарубежного опыта. Выпуск 1 Сост. И.А.Мухина. – СПб.: СПбГУПМ, 1995.

5.     Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС / О.Б.Даутова, Е.В.Иваньшина, Т. Б.Казачкова, О.Н.Крылова, И.В.Муштавинская. – СПб.: КАРО, 2014.

6.     Учение. Общение. Творчество: Девять мастерских. / Т. Я. Еремина. – СПб.: «Корифей», 2000.

7.     Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. –

М.: Народное образование, 1998.

8.     Педагогические мастерские. Из опыта работы учителей начальных классов. - СПб,1997

9.     Белова Н.И., Мухина И.А. Педагогические мастерские: Теория и практика. - СПб,1998

10.     Белова Н.И. "Школа педагогического мастерства: семинары-практикумы. Фестиваль педагогических идей". Волгоград, "Учитель",  2009.

11.           Никишина И.В. Инновационные педагогические  технологии. Волгоград, «Учитель», 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урок окружающего мира в технологии педагогических мастерских. 2 класс.

Педагогическая мастерская — это необычная форма проведения учебных занятий. Она состоит из последовательности взаимосвязанных этапов. На каждом из этапов опреде­ляющ...

Урок изобразительного искусства и художественного труда в технологии педагогических мастерских.

Мастерская педагогическая - это такая форма обучения детей и взрослых, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного...

Урок по развитию речи в технологии «Педагогические мастерские». Подготовка к написанию сочинения «Моя весна».

Урок русского языка по развитию речи призван формировать у учащихся умение составлять художественное описание природы, используя личный опыт наблюдений за окружающим миром. Цель данного урока – введен...

Инновационный проект «Организация учебного процесса на основе технологии педагогических мастерских»

Актуализация проекта.Сегодня, в связи  с изменением ценностных ориентиров российского общества, образование  оказалось перед необходимостью кардинальных перемен в школе. Новые пок...

Формирование универсальных учебных действий через технологию педагогических мастерских

В данной статье представлена модель занятия, разработанного по технологии педагогических мастерских...

Урок английского языка в технологии педагогических мастерских во втором классе.

Тема урока: Home sweet home. (Обобщающий урок по сказке The Town Mouse and the Country Mouse)Цели: Развивающий аспект: развитие способности обобщать, формулировать выводы, развитие способности о...