Технологии оценивания образовательных достижений у учащихся начальной школы
статья

Иванникова Татьяна Валерьевна

Технологии оценивания образовательных достижений у учащихся начальной школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ivanikova_konferentsiya.docx23.27 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Агинская средняя общеобразовательная школа №2»

Технологии оценивания образовательных достижений у учащихся начальной школы.

                     Иванникова Татьяна Валерьевна,

                      учитель начальных классов

С 2004 г я работаю по УМК «Начальная школа XXI века». Современные образовательные технологии, используемые мною в работе: индивидуализация и дифференциация, проблемно-диалогическое обучение,  системно-деятельностный подход, ИКТ-технологии подход лежат в основе системы УМК.

Анализируя итоги обучения по данной системе, я убедилась, в том, что работа позволяет выйти на новый качественный уровень, соответствующий образовательному стандарту второго поколения. «Начальная школа XXI века» — это целостная система, представляющая собой совокупность равноправных, взаимодополняющих и взаимодействующих составляющих,  позволяющая обеспечить качественную подготовку учащихся начальной школы, достичь планируемых результатов ФГОС НОО (предметных, личностных, метапредметных), заложить прочную основу для успешного обучения учащихся на последующих этапах, воспитать ребенка, умеющего выстраивать отношения с людьми, миром, самим собой.  Метапредметность формируется средствами каждого учебного предмета, дает возможность объединить усилия всех учебных предметов для решения общих задач образования.

            С целью формирования универсальных учебных действий обучение строю на освоенных видах деятельности, постепенно перевожу внимание ребенка с результата выполняемых действий на способ получения этого результата, то есть от практических действий к учебным, для этого интегрирую урок и неурочные формы занятий (игры, путешествия, творческие мастерские, исследовательское бюро, виртуальные экскурсии, проектные задачи). Использую задания разных типов: проблемно-поисковые, исследовательские, творческие, практические, побуждающие учащегося самостоятельно искать ответы на свои вопросы, в ходе выполнения которых ребенок применяет имеющиеся знания на качественно новом уровне. Задания на построение плана рассказа: словесный, графический, модельный, направлены на обучение детей видеть структуру текста, помогают ученикам выстроить логику повествования. Дети умеют работают с разными источникам информации, сформирована читательская грамотность.

Для диагностики сформированности УУД веду мониторинг–листы наблюдений за формированием УУД. Критерии оценивания согласованы с учащимися. Заполнение листов происходит по результатам выполнения специально организованных практик: практикумы по ИКТ, проектные задачи, групповые проекты, диагностические работы.

Проектная задача позволяет оценивать предметные и метапредметные результаты. Два года являюсь координатором учителей начальных классов по программе «Поддерживающее оценивание» на школьном и муниципальном уровне, где представляю опыт работы над проектной задачей. Индивидуальные и групповые проекты часто являются продолжением уроков по изучаемым предметам в начальной школе.

Сегодня мои выпускники, которые учатся в 9 классе, первые ученики, успешно обучающиеся по ФГОС - МБОУ «Агинская СОШ № 2» пилотная школа по введению ФГОС ООО. С пятого класса учащиеся участвуют в реализации проектов, интегрированных образовательных площадок, смотров знаний, демонстрируя достаточный уровень сформированности метапредметных результатов. Выпускников отличает критичность мысли, их готовность к свободному межличностному общению, независимость в суждениях.

В текущей оценке деятельности учащихся использую формирующее оценивание. Использую технологию портфолио, различные методики и приемы: отчеты, различные способы самооценки (критериальные линейки, шкала самооценки), составление кластеров, схем и алгоритмов действий и другие. При включении в оценочную деятельность у детей успешно формируются рефлексивные способности, а значит, своевременно вносятся коррективы в решении учебной задачи. Портфолио включает различные формы самоотчета, самооценки, накопленные в процессе урочной и внеурочной деятельности и позволяет проследить индивидуальный прогресс учащегося, достигнутый в процессе обучения, вне сравнения с достижениями других учеников.

Использую в работе педагогическую диагностику, которая дает объективные данные об овладении каждым учеником учебными действиями. Индивидуальные траектории выстраиваю через дифференциацию заданий на развитие творческих способностей, формирование умения самостоятельно работать в любой деятельности. Такая работа способствует выработке самоконтроля, самостоятельности, позволяет успешно решать одну из приоритетных задач начального образования — формировать основные компоненты учебной деятельности. Листы ИОМ хранятся в портфолио учащихся.

Диагностика позволяет выстроить ИОМ как для сильного так и для слабого обучающегося.

Большое внимание уделяю созданию условий для развития и реализации индивидуальных возможностей учащихся во внеурочной деятельности, обеспечивая перспективы личностного роста:

1. Результативное участие в научно-практических конференциях различных уровней.

2. Обучение учащихся в дистанционной математической школе Новосибирского центра продуктивного.

3. Обучение учащихся по программе внеурочной деятельности «Логика».

4. Участие учащихся в предметных конкурсах всероссийского уровня: «Русский медвежонок» «Кенгуру» «КИТ» «Человек и природа» «Пегас» «Золотое руно».

   5. Успешное прохождение курса внеурочной деятельности «Читательский клуб».

       6. Политоринг (полиатлон-мониторинг). (Обеспечивается за счет учебных предметов, причем каждый учебный предмет в силу своих особенностей раскрывает определенные возможности для формирования тех или иных универсальных учебных действий).

Анализируя опыт использования системы мониторинга и оценки образовательных результатов, могу с уверенностью сказать, что её использование позволяет мне:

  • обеспечить положительную динамику обучения;
  • повысить качество проводимых исследований;
  • усовершенствовать контроль образовательных результатов;
  • рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность управления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в «Школе 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)

В этом учебном году я заканчиваю обучение учащихся 4-го класса, параллельно веду подготовку к набору учащихся 1-го класса.  При подготовке к работе с 1 –м классом, прошла курсы  повышения кв...

Тема: «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в «Школе 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)»

          В соответствии с ФГОС система оценки результатов переключает контроль и оценивания со старого образовательного результата на новый.    Система ...

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в ОС «Школа 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)»

Система оценки – сложная и многофункциональная система, включающая как текущую, так и итоговую оценку результатов деятельности младших школьников. вместо воспроизведения знаний мы теперь будем о...

Выступление на МО учителей начальных классов. "Технология оценивания образовательных достижений учащихся начальных классов"

 Оценка не кнут и не пряник, а просто показатель роста,  разумеется, если она максимально точна и достоверна.   Школа не может и не должна рассматривать себя как единственны...

Технологии оценивания образовательных достижений (учебных успехов) у учащихся начальной школы

Оценивание состоит из двух процессов: сравнение достижений (неудач) учащегося с его прежними достижениями (неудачами) и соотношение достигнутых результатов со стандартами обучения (желательность хорош...

Технологии оценивания образовательных достижений (учебных успехов) у учащихся начальной школы

Выступлене на ШМО учителей начальных классов.Технологии оценивания образовательных достижений...

Технология оценивания образовательных достижений учащихся начальной школы

Оценка не кнут и не пряник, а просто показатель роста,  разумеется, если она максимально точна и достоверна.Школа не может и не должна рассматривать себя как единственный, монопольный источник ин...