Формирование регулятивных УУД в начальной школе
статья (1 класс)

Сандитова Туяна Будодоржиевна

Данная статья очень нужная для учителей начальных классов т.к. дается пути формирования регулятивных УДД. Как определить цель в работе по формированию УДД, типичные ошибки учителей, пути преодоления сложностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл regulyativnye_uud.docx104.3 КБ

Предварительный просмотр:

Регулятивные УУД, перечисленные во ФГОС

● Принимать и сохранять учебную задачу.

● Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

● Планировать свои действия (в том числе в голове, а не только на бумаге) в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

● Учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения. ● Осуществлять пошаговый и итоговый контроль результатов.

● Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи — другими словами, уметь рефлексировать над своими результатами, анализировать, насколько они соответствуют цели.

● Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.

● Различать способ и результат действия.

● Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания более совершенного результата (то есть использовать предложения, которые дали взрослые или сверстники).

1. Определение цели

Правильно выбранная и сформулированная цель — половина успеха. Внутри этого вида выделяют несколько категорий:

Постановка цели: ребёнок может ясно сформулировать, чего хочет достичь.

Целеполагание: представляет себе ясный образ результата.

Ориентировка: может анализировать исходные данные и текущие условия, свои возможности в определённой ситуации, чтобы понять, как достичь цели.

Планирование: ребёнок хорошо понимает, какие промежуточные цели и в какой последовательности перед ним стоят.

2. Оценка сил для достижения цели

Учите детей при постановке целей задумывать, насколько реально для них достичь цели — может быть, это невозможно в принципе, тогда лучше выбрать что-то более достижимое и конкретное. Ребёнок должен задумываться, сколько предполагаемое дело займёт времени, сколько потребует сил.

3. Промежуточный контроль за своими действиями

Цель нельзя достичь сразу, в один присест. Чтобы не свернуть с пути её достижения, детям очень помогает проверять себя по ходу работы. Можно задать себе вопрос «Правильно ли я всё делаю?». Если есть ошибки, скорректировать план действий или придумать новый.

4. Сосредоточение на цели

Без саморегуляции и волевого усилия сложно добиться отличных результатов. В начальной школе можно использовать довольно широкий набор упражнений и игр для улучшения концентрации внимания. Такие задания полезны всем ученикам, не только самым неусидчивым. Уметь сосредоточиться, регулировать свои эмоции, желания и даже порой собирать волю в кулак, чтобы доделать до конца — всему этому вы можете научить детей.

5. Самопроверка

После завершения дела детям нужно сделать паузу, чтобы подумать, соответствует ли результат той цели, к которой надо было прийти. Очень важно научить детей спокойному отношению к этому процессу, использовать самокритику не для самоуничижения, а, напротив, для развития и достижения лучших результатов в дальнейшем, чтобы они научились объективно рассуждать, какие можно сделать выводы после завершения дела, и куда двигаться дальше.

6. Оценка результата работы

Этап рефлексии часто пропускают, не осознавая, что в нём кроется большой потенциал для саморазвития. Если дать личную оценку, в чём была ценность деятельности в целом, что было особенно важно, интересно, что вызвало трудности, то ставить дальнейшие цели максимально реалистично будет намного легче. Можно использовать такую формулировку вопроса: «Насколько я был успешен в достижении цели, и что это значит для меня лично?»

Как проводить диагностику

Анализируя поведение учеников, вы можете заметить повторяющиеся ошибки или особенности поведения. Как правило, чтобы понимать правильно причины возникновения таких ситуаций и пытаться их предупредить, следует оценивать эти проявления по совокупности — смотреть на то, как ребёнок ведёт себя на уроках, взаимодействует со сверстниками, какие ошибки на письме делает из раза в раз. Хорошо также узнать у родителей, возникают ли похожие сложности дома.

Невнимательность, импульсивность, чрезмерная подвижность

Это та триада диагностических признаков, которые обычно характерна для детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности, с недостаточно сильными регуляторными функциями. На эффективную организацию работы таких детей на уроке уходит много сил.

Для них типично следующее поведение:

● всё время вертится на стуле
● пытается разговаривать с соседями
● тянет руку для ответа, хотя вы даже ещё не закончили свой вопрос
● в письменном задании даёт ответ, который не соответствует вопросу задачи отпрашивается в туалет на каждом уроке

У некоторых детей недостаточно развиты нейронные связи префронтальных отделов коры с подкорковыми структурами головного мозга.

Другие диагностические признаки

Некритичность также может быть серьёзным симптомом. Ребёнок не замечает свои ошибки и промахи, или не придаёт им значения, не слишком радуется успехам. В такой ситуации будет правильно проконсультироваться со школьным психологом.

Конфликтность, сложности в общении не свидетельствуют о плохом или вредном характере. Детям с нарушением регуляторных функций бывает сложно контактировать с людьми, не нарушая их границ, удерживать в памяти цель коммуникации, осознанно подбирать слова, выдерживать стиль общения, последовательно отстаивать свои интересы, в то время как для поддержания конструктивного диалога и участия в совместной деятельности нужно уметь регулировать своё поведение и учитывать интересы другого человека.

Чрезмерно активные, невнимательные и непоседливые дети зарабатывают плохую репутацию как у одноклассников, так и у учителей. В худшем случае они могут взять на себя негативную роль в группе: шута, хулигана или неудачника, нередко становятся аутсайдерами. Постарайтесь не допускать такого развития событий, давая им проявить себя с положительной стороны.

Типичные ошибки

Вы можете обратить внимание, что у некоторых детей — даже у тех, кто любит читать и/или честно учит правила — повторяются одни и те же ошибки в письменных работах. Это чаще всего свидетельствует о том, что перед нами ученик с нарушениями регуляторных функций.

Типичные ошибки такого рода:

● Пропуск или излишний повтор элементов букв, слогов, слов: например, в слове «машина», где подряд повторяются одинаковые элементы в слоге «ши», их будет меньше или больше, чем нужно.

● Инертное повторение и вставки слогов и букв: «ледоход» превращается в «ледоходох».

● Слипание слов, когда повторяющиеся, похожие слоги сливаются в одно слово: вместо «на ели лежит» получается «на елижит».

● «Предвосхищение» последующих слов или букв: не «весёлые», а «сесёлые», не «добрый», «бобрый».

● Орфографические ошибки по невнимательности, несмотря на знание правил.

Подробный анализ специфических ошибок и трудностей обучения подробно обсуждается в работах российских нейропсихологов — к примеру, см. книгу Татьяны Ахутиной «Нейропсихологический подход к диагностике и коррекции трудностей обучения письму. Современные подходы к диагностике и коррекции речевых расстройств» (СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 2001. С. 195–213).

Итог

Итак, повторим. Следующие признаки с большой вероятностью указывают на то, что проблемы в обучении вызваны недостаточно сильными регулятивными функциям:

● Невнимательность, импульсивность, неусидчивость
● Утомляемость, выраженные колебания работоспособности
● Нестабильность результатов
● «Глупые ошибки»
● Забывчивость, неорганизованность
● Некритичность
● Конфликность, сложности в общении

У большинства детей невнимательность и другие расстройства регулятивных функций проявляются в первую очередь на фоне переутомления. Однако повторяющиеся сложности с поведением, в совокупности с типичными ошибками при ответах и на письме требуют специального подхода и регулярных занятий. Со «средними» детьми можно использовать те же приёмы, уделяя больше внимания этапу целеполагания и этапу рефлексии.

Развитие регулятивных УУД у «сильных» детей

Условно «сильные» дети — это те ученики, которые готовы сами отрабатывать материал, достаточно собраны, в целом хорошо учатся и активны на уроках, легко выполняют домашнее задание. Для них точкой роста может стать использование инструментов эффективной организации собственного времени и постановка не только ближайших, но и долгосрочных целей работы с учебным материалом и в разных жизненных ситуациях. Ученики, которые имеют конкретные цели и мотивы, добиваются лучших результатов.

Обсудите с ребёнком, какую цель он хочет достичь. Затем воспользуйтесь заимствованным из бизнеса приёмом SMART, или проверкой цели на соответствие пяти критериям:
S — specific — она максимально конкретна
M — measurable — её можно измерить
A — achievable — её можно достичь с учётом текущих условий
R — relevant — она действительно интересует ребёнка
T — timed — определён срок, за который её нужно достичь

Напомните детям, что важно ставить реальные сроки: сверхусилия себя не оправдывают. Учите их корректировать цель, если она не соответствует этим пяти критериям.

Ещё один инструмент — доска, на которой дела распределяются между колонками «Хотим сделать», «Делаем» и «Сделали». Можно добавить колонку «Отложили». Задачи можно писать маркером на белой доске, прикреплять магнитами на холодильник или записывать на стикерах и приклеивать на пробковую доску или большой лист бумаги или картона.

1. Просите их работать за чистым столом

Невнимательный ребёнок импульсивен, и его может отвлечь даже линейка, которая лежит рядом. Когда он смотрит на неё, у него возникает цепочка ассоциаций — и в тот же момент внимание ускользает.
Помогите детям организовать рабочее место так, чтобы не было ничего лишнего. Ребёнок должен работать за чистым столом, на котором лежит только учебник, тетрадь и ручка. По сути, в области внимания на парте должен быть только один объект, на котором ребёнок концентрируется в данный момент.
Это очень простой и эффективный принцип, который помогает тратить умственные усилия только на нужную в этот момент задачу, но он редко реализуется в школьной жизни и дома.

2. Делайте перерывы, дозируйте нагрузку

Когда уже дети переутомились, вернуться к нормальному режиму работы им сложно. Поэтому организовать деятельность нужно так, чтобы каждые 15-20 минут работы чередовались с перерывами 5-10 минут. Во время перерыва дети должны заняться чем-то интересным, лёгким, приятным, или принципиально сменить тип деятельности.

Можно придумывать такие задания, которые точно понравятся вашему классу или попросить ребят придумать такие задания самим. Например:

● прислушаться к звукам из окна;
● вспомнить, сколько светофоров/машин скорой помощи/автобусов/людей в красной одежде они видели по дороге в школу;
● сделать простые двигательные упражнения(это могут быть разные движения для двух рук, которые нужно делать синхронно);
● сыграть в простые подвижные игры: они развивают не только внимание и саморегуляцию, но и моторную координацию и межполушарное взаимодействие.

Просите учеников заниматься дома по такому же принципу, используя таймер, будильник, песочные часы, и делая перерывы. Время активной самостоятельной работы у детей разного уровня может составлять от 10 до 20 минут. В промежутках можно посоветовать им сделать короткую гимнастику, несколько дыхательных упражнений или просто заняться чем-то приятным.

При таком подходе дети не переутомляются, им легче поддерживать концентрацию в активные промежутки, а мозг получает возможность переработать только что полученную информацию.

Дело в том, что обучение происходит в двух режимах работы мозга — сфокусированном, когда человек сосредоточенно работает, и в фоновом режиме, когда человек отвлекся и расслаблен, мысли рассеяны. Но головной мозг продолжает продолжает «размышлять» и в фоновом режиме, осваивая новое знание или отыскивая решение задачи.

3. Разбивайте длинное задание на части и давайте инструкцию на каждом этапе

Когда вы даёте задание «Прочитать текст, посчитать в нём предложения и выделить все существительные», дети со слабым вниманием не смогут удержать в памяти такую длинную инструкцию. Скорее всего, прочитав текст и (если повезёт) посчитав предложения, они забудут про существительные.

Поэтому важно разбивать задание на части и каждую инструкцию давать после выполнения предыдущего этапа. Например, вначале попросить ребёнка только прочитать текст, потом посчитать предложения, а после этого найти существительные. На каждом этапе мы задаем новую цель и помогаем проверить промежуточные результаты. А план выполнения всего задания пока держим у себя в голове. Можно написать пошаговый план действий, постепенно передавая функцию регуляции ученикам. Таким образом они начинают действовать сами, опираясь на последовательность шагов перед глазами.

Хотя такой подход требует отдельных усилий и индивидуализации части заданий, так как дети работают в разном темпе, он показал свою высокую эффективность для детей с нарушениями внимания. Если во время работы с классом у вас не всегда есть возможность так подробно разбирать инструкцию, для невнимательных детей можно заранее распечатать альтернативные формулировки заданий, а для сильных и организованных детей использовать привычный вариант, где инструкция дана целиком.

4. Составляйте пошаговый план работы

Алгоритм работы с заданием может быть единым для всего класса, а может быть составлен индивидуально — только для детей, которые испытывают значительные трудности.

Лучше всего придумывать план работы вместе с классом/ребёнком. Алгоритм должен быть не только правильным с педагогической точки зрения, но и удобным, понятным и адаптированным под их особенности.

Например, если нескольким ученикам сложно учить стихи наизусть, нужно разобрать этапы работы и сделать небольшую памятку. Если есть трудности с разбором слова по составу — составить схему с поэтапным разбором слова. Это должны быть памятки в виде списка, схемы, пиктограмм или инфографики, которые будут перед глазами детей при выполнении задания. Для кого-то подойдут уже готовые схемы действий, которые обычно нарисованы на развороте учебника. Кому-то важно придумать самому.

5. Придумайте ритуал вхождения в сосредоточенное состояние

Невнимательным детям почти всегда тяжело начинать работу: им нужно некоторое время, чтобы разогнаться и вникнуть в материал. В нейропсихологии это называется «сложности врабатывания в задание».

Чтобы детям было легче переключиться в правильный режим мышления, придумайте ритуал, который помогает сосредоточиться и начать заниматься. В классе для этой цели вы можете обратиться по имени, установить зрительный контакт, или хлопнуть в ладоши.

Каждому ребёнку подходит что-то своё. Важно научить ребёнка «стартовать самому», пусть он придумает какие-то «волшебные слова», которые он может сказать сам себе, сконцентрироваться и начать работать.

6. Формулируйте инструкции коротко

Давайте ученикам короткие инструкции-действия: «послушайте», «запомните», «остановитесь», «проверьте», «подумайте». Рабочая память невнимательных детей обычно обладает небольшим объёмом, потому что за неё отвечают те же структуры мозга, что и за регуляторные функции. Ребёнок может просто не понять суть витиеватых формулировок или не запомнить важные данные, если они идут большим потоком.

Хорошо работают короткие, конкретные инструкции: «Запомните ...», «Ищите существительные», «Выделяйте окончания».

7. Давайте конструктивную обратную связь

Всем людям, и младшеклассникам в том числе, нужна обратная связь во время обучения: что я уже умею, чему научился, и насколько хорошо. Начните с того, что получается хорошо, и лишь потом переходите к ошибкам. Помните, что положительное подкрепление в обучении гораздо эффективнее отрицательного. Чем деликатнее вы будете, тем выше шансы на то, что дети вас услышат.

Максимально конкретно расскажите, что именно ребёнок сделал неправильно, обсуждая результаты. Важно сформулировать это, не переходя на личность. Например: «Ты сделал три ошибки. Из них одна — по невнимательности, другая из-за того, что ты не помнишь орфограмму, и третья — пропустил запятую». В конце можно снова поощрить, отметить успехи и перспективы. И главное, помогите ученикам переформулировать промахи в цели — что нужно сделать, чтобы в будущем избежать ошибки. Расскажите о том, что ошибки помогают учиться, и невозможно научиться чему-то новому не ошибаясь.

8. Стремитесь к осознанной работе с материалом

«Механическое» копирование в работе с невнимательными детьми неэффективно. Если некоторым детям достаточно, например, 10 раз написать словарное слово, чтобы его запомнить, то тем, у кого есть сложности с концентрацией, это обычно не помогает.

Для запоминания словарных слов можно обыграть их, использовать разные мнемотехники, создать зрительный образ слова.

Если детям объяснять, логику правил русского языка и красоту математики, и давать контекст для понимания материала, они запомнят намного лучше. Попробуйте начать с экспериментов и вопросов, потом дать теоретические пояснения, и только потом отрабатывать тему на учебном материале.

9. Помните о долгом вхождении в рабочий процесс и быстром истощении

Подбирая задания к уроку, учитывайте, что дети с несформированными регуляторными функциями долго включаются в работу над заданием и быстро истощаются. В начало и конец контрольной работы или домашнего задания нужно ставить лёгкие или интересные задачи.

Дети смогут справиться со сложными заданиями, требующими больших усилий, если будут делать такие упражнения в первой половине урока, контрольной или домашнего задания, ближе к началу.

Регулярные занятия — залог успеха развития регулятивных УУД

Регулятивные УУД у детей можно развивать на любом предмете, соблюдая четыре основных правила:

  1. «Правило одной сложности»: отрабатывайте УУД на знакомом детям материале.
  2. Регулярность занятий: работайте над одним навыком не менее 3-7 минут за один раз, два-четыре раза в неделю. Это эффективнее, чем полчаса раз в неделю.
  3. Длительность занятий: заметные результаты можно ожидать через два-три месяца.
  4. Постепенность: увеличивайте время практики, но не резко.

1. Проговаривание цели деятельности

Ребёнок, который не может сконцентрироваться, теряется в огромном потоке входящей информации, упускает нить рассуждений и забывает, что именно он делает. Ему становится сложно структурировать происходящее.

В такой ситуации ему необходимо останавливаться и проговаривать цель, ответив себе на вопрос «Что я сейчас делаю и зачем?» Например: «Мне нужно нарисовать схему задачи, чтобы перейти к вычислениям», «Мне осталось прочитать ещё две страницы текста, чтобы доделать домашку», «Я делаю домашку по русскому, осталось два упражнения. Я буду хорошо готов к завтрашнему уроку, буду чувствовать себя уверенно. А когда закончу, могу позаниматься музыкой».

Можно говорить вслух, шёпотом, про себя, как удобно. Мы рассчитываем на то, что постепенно он станет произносить это про себя, проговаривание станет внутренним инструментом самоконтроля. Такой метод позволяет сконцентрироваться, распределить силы более эффективно и меньше уставать.

2. Умение работать по образцу или заданному правилу.

Это умение проверяется при поступлении в школу на простых задачах, но не у всех оно сформировано в полной мере. Такой навык кажется несерьёзным, но он лежит в основе более сложных видов деятельности, и его неразвитость может сказаться позже.

Начните с простых образцов и правил/алгоритмов. К примеру, пошаговое копирование составных невербализуемых фигур, повторение алгоритма решения примера в несколько действий, любой алгоритм работы с текстом.

Главное, чтобы на этих заданиях вы научили ребёнка:

● Развернуто и организованно анализировать образец: последовательно, в определённом порядке. При зрительном анализе, например, это стратегия слева направо и сверху вниз. Или сначала анализируя глобальную фигуру, затем находя её части. Или следуя строго по порядку, если это алгоритм.

● Действовать по шагам, то есть последовательно: работать теми блоками, которые выделил при анализе.

● В конце так же пошагово и последовательно оценить и проверить результат.

3. Развернутая ориентация в условиях задания, выделение ключевых условий.

Этап развёрнутой ориентировки присутствует в любой деятельности. Нужно, чтобы у детей выработалась привычка останавливаться на этапе чтения условия задачи и вопроса и вникать в суть задания. Она критически важна, это залог успешного результата. Поэтому учить детей медленно, осмысленно читать текст задания, рассматривать данные, перечитывать вопрос, размышляя по ходу — одно из самых важных учебных действий.

Подвижные или невнимательные дети не всегда могут правильно понять задание. Могут и просто не прочитать часть текста. Для того, чтобы избежать таких ошибок, просите ребёнка прочитать задание, а потом пересказать его вслух, как если бы он пересказывал его соседу по парте — так он активно анализирует условия. Если он повторил не всё, что требовалось, попросите прочитать задание ещё раз и пересказать его заново.

Пересказ условий помогает:

● понять, что нет ничего страшного в том, что он не всё понял с первого раза — это нормально, просто нужно обязательно сделать ещё один подход;

● проговаривать сложные или длинные задания про себя, то есть полноценно их анализировать;

● сформировать привычку несколько раз внимательно «читать» исходные данные.

Также очень помогает выделение ключевых условий. Для этого ребёнок должен взять маркер или карандаш и подчеркнуть в тексте задания основные данные. Например, данные в текстовой задаче, морфемы, помогающие при грамматическом разборе, основополагающие по смыслу слова в тексте. Можно учить дополнительно проговаривать ключевые условия про себя, после первого прочтения задания. Чем дольше ученики будут делать выделять нужные условия, используя ручки, карандаши и маркеры, тем лучше у них сформируется умение делать это впоследствии автоматически.

4. Самопроверка.

При решении любого задания под конец у детей накапливается невнимательность и усталость, и одновременно происходит истощение мотивации — становится неинтересно, хочется поскорее разделаться с делом. Не всегда хочется возвращаться к началу и проверять своё решение — хотя именно на этом этапе есть шанс легко исправить допущенные ошибки.

Задача учителей — научить детей после завершения задания ещё раз вчитываться в условия и оценивать ответ на здравый смысл, тот ли ответ был найден — может ли площадь получиться в километрах в час?

Можно просить детей проверять не только себя, но и соседа.

Когда вы учите детей подводить итог в конце любого задания, обратите внимание и на личностную составляющую. Пусть ребёнок оценит, что было интересно, что — сложно, а что вызывало трудности.

Чтобы этап рефлексии получился максимально эффективным, и ребёнку было не страшно задаваться вопросом, «получилось ли у меня достичь цели, а если не получилось, то почему?», необходимо работать над самооценкой детей и уровнем их уверенности в себе.

Если ребёнок реагирует на свои результаты парадоксальным образом — почти никогда не радуется успехам и одновременно не обращает внимания на промахи, лучше проконсультироваться со школьным психологом. Такое некритичное отношение может быть важным симптомом сложностей разного рода в не меньшей степени, чем чересчур тревожное.

5. Составление расписания.

Помогите детям организовать себя — предложите им инструменты, на которые они могут в этом опираться. Учите распределять своё время, в краткосрочной и долгосрочной перспективе.

Расписания и календари — основной инструмент, который им можно предложить. Они могут охватывать любой удобный период, от одного дня до месяца Объясните важность такой внешней опоры.

Проговорите с родителями учеников, что у последних должен быть чёткий план на каждый день. Это можно сделать как в индивидуальной беседе с родителями тех детей, кому это требуется в первую очередь, так и на родительском собрании, показав родителям примеры расписаний. Все дела должны быть расписаны по времени, с учётом того, сколько времени занимает то или иное дело. Это помогает детям ничего не упустить из виду.

Хорошо, если у родителей будет возможность провести инвентаризацию времени ребёнка: сколько часов и на что отводится в будни и в выходные. Особенно полезно делать это перед большим проектом или, например, окончанием года. Для этого надо разобраться, чем он занят каждый день, сколько уходит на сон, еду, дорогу, учёбу, хобби.

Таблица

Очень хорошо работает таблица для разделения дел на срочные и несрочные, важные и неважные. Можно разделить «жёсткие» дела, которые нужно сделать обязательно (почистить зубы и подготовиться к завтрашней контрольной) и гибкие (сделать практическую часть большого проекта). Попробуйте спланировать день с учениками и провести день в соответствии с этим планом. ресурс

Еще немного про сильных детей.

Некоторые сильные дети могут справиться без родителей, при вашей поддержке. Предложите им на занятиях по внеурочной деятельности составить расписание на день — покажите образец, ответьте на возникающие вопросы. Обсудите на следующий день, удалось ли воплотить план в жизнь. Для обсуждения можно использовать следующие вопросы:

● Какие у тебя впечатления от работы с планом на день?

● Отличался ли этот день от других?

● Что было трудно? Как удалось справиться с трудностями?

● Много ли ты успел сделать? Какие это были дела: учебные, полезные, свободные? Что ты не успел?

● План помог тебе в организации дня? Чем помог и не помог?

● В каких ситуациях план может пригодиться тебе в будущем?

В современном мире дети не успевают наиграться в дошкольном возрасте. В начальной школе игра по-прежнему остаётся одним из важнейших и привлекательных для ребёнка видов деятельности и при этом отлично помогает развивать регуляторные функции головного мозга. Используя различные игры на отработку концентрации внимания, можно достичь хороших результатов в улучшении концентрации и распределения внимания. Кроме того, удерживание игровой роли и необходимость соблюдать правила и достигать цели в игре помогают нарабатывать саморегуляцию.

В учебном процессе для развития регуляции могут быть использованы настольные игры, подвижные игры с правилами, или живые игры со сложным сценарием. Существуют также игры, направленные именно на развитие концентрации внимания. Чтобы выиграть в таких играх, нужно сохранять максимальную сосредоточенность на протяжении всей игры — 10–15 минут — реагируя на одни стимулы и не отвлекаясь на другие, что позволяет активно задействовать префронтальные отделы головного мозга. Отрабатывать отдельные когнитивные навыки — например, концентрацию внимания или умение планировать — лучше «курсом», играя в игры, которые способствуют его развитию, 1–2 недели подряд, 2–3 раза в неделю.

Методики развития зрительного внимания

Внимание делится на зрительное и слуховое. Дети, как и все остальные люди, делятся на тех, кому проще воспринимать информацию глазами, и тех, кому легче это делать на слух.
Для развития зрительного внимания можно использовать книги для рассматривания. Их можно поделить на:

Виммельбухи
Это книги большого формата (порой даже больше, чем А4), без текста, с огромным количеством персонажей и объектов. Обычно они посвящены одной теме — жизни города, деревни, временам года и так далее.

Виммельбухи универсальны, их интересно разглядывать детям от 2 до 12 лет. Смысл работы с ними в том, чтобы искать детали или определённого героя, озвучивать сюжеты — на одном развороте их может быть несколько десятков. Это отлично развивает концентрацию внимания и поиск объекта в зрительном поле.

Детективные задачки по картинке

В таких книгах собраны задания на наблюдательность и логику — нужно найти ответ или решение по иллюстрации. Можно брать как известные задачки про инспектора Варнике, так и современные книги для детей, например, «Найди преступника» Юлиана Пресса или «Следователь Карасик» Екатерины Кронгауз.
Также вы достигнете хороших результатов, используя такие классические методики, как лабиринты, таблицы Шульте или изображения, на которых сложно сразу увидеть искомую фигуру.

Развитие слухового внимания

Для развития этого вида внимания подходят любые практики концентрации на том, что можно услышать.

Задавайте детям не только читать тексты, но и слушать — сегодня доступно множество хорошо озвученных произведений из школьной программ. После этого вы можете задать вопросы на понимание, узнать впечатление от текста. Также рекомендуйте ученикам слушать подкасты по теме урока или аудиосказки — именно аудио, а не видео, чтобы вся информация поступала из одного источника.

Сосредоточенное прослушивание классической музыки также прекрасно развивает слуховое внимание, так как для понимания произведения нужно следить за постепенным развитием музыкальной темы.

На уроке можно использовать простое упражнение, которое обычно называют «Минута тишины». В повседневной жизни у нас преобладает зрительное восприятие, поэтому мы со временем перестаём обращать внимание на бесконечное разнообразие звуков. Поэтому попросите детей на минуту закрыть глаза и прислушаться к тому, какие звуки они слышат. Попробуйте сами создать дополнительные шумы или звуки. Спросите у детей, что именно они расслышали. Чем дольше дети концентрируются таким образом, Можно начать с одной минуты и постепенно увеличивать время до 3–4 минут.

Также хорошо работают: разучивание стихов и песенок; загадки или лёгкие задачки, которые вы читаете, и дети должны воспринимать их на слух.

Игры на развитие длительности, концентрации, устойчивости и переключения внимания

Эти игры можно использовать при работе в классе или индивидуально. По подобию этих заданий вы можете придумать похожие, на любом материале: со словами, предложениями, числами, понятиями, текстами, пословицами, математическими правилами.

Съедобное-несъедобное
Вы произносите слова. Если слово попадает в категорию «еда», детям нужно как можно быстрее прыгать или хлопать в ладоши.

Да и нет не говорите!
Придумайте серию разнообразных вопросов и задавайте их достаточно быстро. Отвечая на вопросы ученики должны использовать любые слова, кроме «да» или «нет».

Хлопай–топай
Придумайте серию разнообразных вопросов и задавайте их достаточно быстро. Отвечая на вопросы ученики должны использовать любые слова, кроме «да» или «нет».

Морская фигура замри
Игрокам надо удерживать позу загаданного животного. Невнимательным детям сложно долго не двигаться, так что можно попробовать использовать мотивацию выиграть для отработки у них навыка сосредоточения и сопротивления импульсивным желаниям.

Игры на развитие длительности, концентрации, устойчивости и переключения внимания

Снежный ком
Первый игрок загадывает слово, следующий называет первое слово и добавляет второе, и так каждый следующий игрок должен назвать предыдущие слова и добавить своё.

Можно ограничить область возможных слов (или чисел), исходя из изучаемого материала. Например, можно придумывать слова относящиеся только к одной семантической группе (животные, современные профессии, космос); родственные слова; двузначные числа, сумма цифр которых будет чётным числом; простые числа; трёхзначные числа, которые начинаются на последнюю цифру предыдущего загаданного числа. Можно играть со словами так, чтобы в итоге получился рассказ или связное предложение.

В классе играют обычно по рядам, одну последовательность придумывает один ряд. Сосед по парте может подсказать. Последним партам приходится тяжело, поэтому будет честно начинать в разные дни с разных парт. Чтобы остальные два ряда также принимали участие в игре, можно попросить любого ученика повторить последовательность. Или, что ещё интереснее, повторить последовательность в обратном порядке.

Скажи наоборот
Можно придумать игры, аналогичные «снежному кому», но с усложнением задачи. Например, если повторяются числа, поменять цифры в числе местами, тогда последовательность 23, 56, 78 повторяется как 32, 65, 78, и только потом добавляется своё число. Простой повтор слов можно заменить их на антонимы или синонимы.

Вместо повторения исходной последовательности можно просить преобразовать по тому или иному правила те числа (предложения), которые вы диктуете ученикам. Например, предложение «Кошка сидела под столом и ела рыбу из голубой миски», нужно превратить в предложение с похожими словами, изменив при этом каждое слово. К примеру может получится предложение «Собака лежала около стула и пила воду из синего тазика». Здесь уже не так важна «точность перевода», сколько длинный ряд слов (7-9 слов) и пространство для творчества.

Игры на развитие длительности, концентрации, устойчивости и переключения внимания

Робот
Перед глазами учеников должно быть игровое поле — квадрат, расчерченный на клеточки 3
3 или 44. По полю может по команде двигаться робот. Он может двигаться вниз, вверх, вправо, влево на одну клеточку из произвольной стартовой клеточки. Вы диктуете ходы, а дети должны мысленно передвигать по полю робота в нужном направлении.

Рисовать или водить пальцем по полю нельзя. Робот ломается и становится неуправляемым, когда выходит за пределы игрового поля. Задача детей — сказать «Стоп!», когда по вашей команде роботу придётся выйти за пределы поля. В дальнейшем количество клеток может увеличиваться, последовательность ходов удлиняться. Можно и совсем убрать поле как внешнюю опору.

Поймай, если сможешь
Вы называете различные слова, задача детей — хлопнуть в ладоши, когда встретится слово, обозначающее, например, животное. В другой раз предложите топать, когда услышит слово, обозначающее растение. Затем объедините первое и второе задания, т.е. ученики хлопают в ладоши, когда слышат слова, обозначающие животных, и топают при произнесении слов, обозначающих какое-либо растение.

Это отличная тренировка не только концентрации, но и переключения внимания. Чем интереснее список составленных слов, тем интереснее игра. Смешивайте темы, переходите на иностранные языки. Эту простую игровую механику можно переложить практически на любой учебный материал.

Быть Юлием Цезарем
Головной мозг не умеет одновременно делать несколько задач, даже у взрослых людей. Это возможно только если одна из деятельностей полностью автоматизирована (мыть посуду и говорить по телефону получится, а вот говорить по телефону за рулём уже опасно). Но вы можете научить учеников быстро переключаться между разными задачами, и это очень хорошая тренировка умения сосредоточиться в целом.

Смысл игры «Быть Юлием Цезарем» — делать два дела одновременно. Например, прочитайте вслух небольшое предложение (текст). Чтение сопровождается негромким постукиванием карандашом по столу. Дети должны запомнить текст и сосчитать число ударов. Или решать математический диктант на простые арифметические действия и копировать простой рисунок по клеточкам.

Настольные игры

Можно воспользоваться готовыми настольными играми, придуманными именно для развития внимания. Для победы от участников требуется быть предельно сконцентрированным на ходе игры. В России из игр такого плана доступны и популярны «Барабашка», «Доббль», «Назови на букву», «Pictureka», «Зов джунглей», «Uno», «Свинтус», «Паника в лаборатории».

О чём говорилось в этом курсе

Итак, вы можете помочь детям отрабатывать регулятивные УУД
1. Убрать со стола всё, что отвлекает.
2. Придумать ритуал вхождения в сосредоточенное состояние.
3. Помнить о долгом вхождении в рабочий процесс и быстром истощении.
4. Формулировать инструкции коротко.
5. Разбивать длинное задание на части и давать инструкцию на каждом этапе.
6. Учить детей внимательно читать условие несколько раз, выделять ключевые данные.
7. Рисовать схему решения и план действий.
8. Учить детей практикам тайм-менеджмента.
9. Учить детей проговаривать свои действия вслух.
10. Делать перерывы, дозировать нагрузку.
11. Говорить с учениками о результатах деликатно и давать конструктивную обратную связь.
12. Стремиться к осознанной работе с материалом.
13. Учить детей проверять себя, сопоставлять вопрос в задаче и полученный ответ.
14. Учить размышлять, чему они научились при выполнении задания, что вызвало затруднения, оценивать свою подготовку и эмоциональное состояние.
15. Почаще вспоминать различные игры на развитие внимания и концентрации.
16. Интегрировать в работу онлайн-платформы, использование которых даёт преимущества при отработке регулятивных УУД.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативной компетентности учащихся начальной школы на уроках литературного чтения

Компетентность и грамотность в общении сегодня являются одним из факторов успеха в любой сфере жизнедеятельности....

Формирование учебной самооценки учащихся начальной школы по программе «Школа 2100»

В статье рассказывается о этапах формирования самооценки учащихся. Приведены примеры из личного опыта работы над данной темой....

Формирование регулятивных УУД в начальной школе

Для успешного существования в современном обществе человек должен обладать регулятивными действиями, т.е. уметь ставить себе конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации....

Рефлексия как способ формирования регулятивных УУД в начальной школе

В работе описаны обоснования этапа рефлексии и его роли в  формировании регулятивных УУД, представлены методы и приемы....

Формирование регулятивных УУД на начальном этапе обучения

Материа полезен для учителей  1 классов, т.к. в нем даётся полное описание   регулятивных  ууд и приводятся примеры методов и приемов по их развитию в 1 классе....

Выступление на педсовете "Формирование регулятивных УУД в начальной школе"

Выступление на педсовете "Формирование регулятивных УУД в начальной школе"...

Методическая мастерская "Применение технологии критического мышления для формирования регулятивных УУД в начальной школе"

Методическая мастерская "Применение технологии критического мышления для формирования регулятивных УУД в начальной школе"...