Диагностика затруднений педагогов в использовании технологий деятельностного типа
статья

Свищева Инна Алексеевна

В основу нового стандарта образования положен системно-деятельностный подход, концептуально базирующийся на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл spravka.docx55.42 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностика  затруднений педагогов в использовании технологий деятельностного  типа

В современном обществе, когда  происходит систематическое  обновление  знаний  и увеличивается  объем  информации,  учитель  должен  заниматься  не  простой  передачей  знаний,  а формированием  у  учащихся  качеств,  которые  обеспечат  успешность  личностного  и профессионального роста подрастающего поколения.

Такой подход к обучению вызван тем, что российские школьники, имея багаж знаний, не  умеют выходить за пределы  учебных ситуаций, в которых формируются эти знания, не  умеют применять свои знания в близких к реальным ситуациях. (По исследованиям PISA)  

Поэтому в основу нового стандарта образования положен системно-деятельностный подход, концептуально базирующийся на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту.

Традиционный подход к обучению строится по принципу «Делай, как я…».  В нем нет места детскому действию,  а, следовательно, нет места мышлению. Для современной школы необходимо деятельностное  содержание,  учебное  сотрудничество, особая  образовательная технология, контрольно-оценочная деятельность.

Современные  образовательные технологии также не могут существовать вне деятельностного характера обучения, где центральное место занимает детское  действие.  

Видов деятельности  много. Нас, как  педагогов, в большей степени интересует учебная деятельность.  

Каким образом строятся принципы обучения в деятельностном подходе?

 

Таким образом, деятельностный подход обеспечивает:

 более высокий уровень результативности и продуктивности учебного процесса;

 формирование более дружественной, доброжелательной обстановки;

 повышение самооценки и коммуникативной компетентности.

 

Деятельностный подход позволяет:

 уйти  от репродуктивного способа обучения  и  перейти к деятельностной  педагогике,  в которой  центральной  (ключевой)  компетентностью  является    наличие  у человека основ теоретического мышления, способного в экстремальных условиях находить нужное решение, уметь действовать в нестандартных ситуациях.

 изменить предметное содержание, направленное на поиск обобщенных способов действия с  предметом    через  построение  системы  научных  понятий,  что  позволило  уйти  от  большого количества  частных  фактов,  ненужной  информации,  которыми  изобилует  большинство современных традиционных программ. Освоение обобщенных способов действия позволяет научиться    решать  большой  круг  частных  (конкретных)  задач  за более  короткий  отрезок учебного времени.

 перейти на другой тип  отношений между субъектами  образовательного  процесса.  

Для выявления затруднений педагогов в использовании технологий деятельностного  типа проведены мониторинговые исследования методической компетентности педагогов ОО. Это различные анкеты и опросники, посещение уроков, беседы с учителями на предмет выявления проблем в педагогической деятельности.

Анализ анкет педагогов школы показывает, что, к счастью, не у всех педагогов школы, но все же  инновационная деятельность вызывает затруднения, и в связи с этим возникает необходимость в методическом сопровождении преподавателей. Анализ вовлеченности преподавателей в инновационную деятельность свидетельствует, что иногда она носит формальный характер. Это обусловлено рядом причин, таких как:

- формирование среды своей деятельности в традиционном режиме с одновременно невысокой степенью готовности к инновационным изменениям;

- отсутствие мотивации вследствие перегруженности различной внеурочной работой;

- невозможность определить приоритетное направление («распыление» в разных направлениях), а значит отсутствие ощутимого результата.

Для работы с молодыми педагогами, а также, с вновь прибывшими педагогами, назначаются учителя-наставники.  

Не всегда необходимо проводить масштабное анкетирование педагогов. Например, у тех учителей, у которых во время проведения уроков традиционные формы работы на уроках преобладают над современными, кто тяжело принимает инновационную деятельность, во время проведения мониторинга просто задавались вопросы для выявления причин неприятия инноваций. Вопросы были из анкеты  «Антиинновационные барьеры учителей, препятствующие освоению инноваций». Главными причинами были названы:

1. Убеждение, что эффективно учить можно и по-старому.

2. Большая учебная нагрузка.

Посещенные уроки показали, что многие  педагоги в своей практике успешно внедряют и используют активные современные формы работы на уроке. Интересно, что не всегда наибольшие затруднения в этом процессе возникают у молодых педагогов.  

Основные трудности, возникающие у молодых учителей в начальный период их профессиональной деятельности, связаны главным образом  со слабой методической подготовкой. Имея запас теоретических знаний, полученных в институте, учитель зачастую не знает, как их применять на практике:  он не владеет многообразием приёмов и форм обучения. С этой целью в нашей школе работает и приносит свои положительные плоды программа наставничества. Наставники посещают уроки молодых специалистов, проводят  совместные анализы и самоанализы посещенных уроков. Для того, чтобы выявить направления работы наставника со своим подопечным, также используется анкетирование.

Сейчас без инновационной составляющей нельзя представить деятельность современного образовательного учреждения. В ходе анкетирования преподаватели отвечали, что при внедрении инноваций они нуждаются в различных видах сопровождения: кому-то необходима психологическая поддержка, часть педагогов испытывают потребность в индивидуальных консультациях педагогов – практиков, часть называют желательным участвовать  в семинарах по инновационной деятельности, готовы пройти курсовую подготовку. Но, обязательным условием инновационной работы,  называли наличие достаточного количества времени, учебно-методической литературы и современной материально-технической базы. Если со вторым и третьим условием в нашей школе положение относительно благополучное, то большая учебная нагрузка не всегда позволяют учителю уделять достаточное время на апробацию инноваций в своей урочной и внеурочной деятельности. Поэтому задача заместителей директора по УВР школы скоординировать методическую работу таким образом, чтобы интересно учиться и интересно учить стало возможным всем участникам образовательного процесса.

Для этого, в 2019/2020учебном году была определена методическая тема школы: _____________________________________________________

В рамках работы по данной теме, был проведен педагогический совет, на котором рассматривались вопросы: «Плюсы и минусы традиционного урока», «Классификация современных педагогических технологий». Педагоги школы делились своим опытом применения технологий деятельностного типа и обсуждали проблемы, возникающие при их применении. Главная сложность, по мнению педагогов,  заключается  в  изменении характера деятельности учителя и обучающихся на уроке. Для многих педагогов сложными являются  изменения в проектировании урока по ФГОС, то, что учитель должен четко  спланировать содержание  педагогического взаимодействия, т.е. расписать собственную деятельность  и деятельность ученика.  

Причем деятельность обучающегося представляется  в  трех аспектах: познавательном, коммуникативном и регулятивном.

При традиционном подходе цели урока формулируются в терминах, характеризующих субъектную позицию учителя, который излагает новые знания, систематизирует, обобщает, проверяет.  При деятельностном - цели определяются в терминах субъектной позиции обучающихся, которые учатся видеть проблему, ставить цели, выбирать способы их реализации, анализировать достоинства и недостатки в собственной деятельности. Учителя смешивают цели и задачи урока, а ведь задачи  урока – это шаги по направлению  к цели: что нужно сделать для достижения результата.

Задачи  могут быть сформулированы только как процесс и должны выражаться в деятельностной форме.

Например: (создавать условия, содействовать  развитию, формированию и т.д.).

Деятельностный подход на уроках осуществляется через:

- моделирование и анализ жизненных ситуаций;

- использование активных и интерактивных методик;

- участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности  (Для повышения мотивации учащихся к проектной деятельности, в декабре 2019 г. проходила научная  конференция «Шаг в науку». Для успешной подготовки, проводятся коллективные и персональные консультации педагогов и учащихся. );

- вовлечение учащихся в игровую, оценочно-дискуссионную, рефлексивную деятельность.

Сложной для некоторых учителей является организация парной, групповой работы. Здесь нужно идти постепенно усложняя задачу: научились работать в парах, предлагаем работать в четверках. После того как научились работать в четверках, предлагаем организовывать работы в более многочисленных группах (6-8 человек).

 Общими проблемами остаются:

-Непринятие учителем принципов и философии  ЛОО; (личностно-ориентированного образования);

-Отрицание учителем позиции ученика как субъекта деятельности;

-Кажущаяся сложность технологии и затратность по времени;

-Стереотипы в оценивании.

Таким образом, проблемы, возникшие у учителей при использовании инновационных технологий должны решаться совместно всеми участниками образовательного процесса. Использование в процессе обучения новых технологий, и средств обучения, позволяет устранить однообразие образовательной среды и монотонность учебного процесса, создает условия для смены видов деятельности обучающихся. Эффективность обучения, и мотивация учащихся будет выше, если учителя научатся правильно реализовывать инновационные технологии на уроках, уверенно решив возникшие проблемы.

Приложение

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА
"Оценка готовности учителя к участию в инновационной деятельности"

Инструкция: Уважаемые коллеги! Оцените, пожалуйста, предложенные критерии своей готовности по 5-балльной шкале.

Критерии

1

2

3

4

5

I. Мотивационно-творческая направленность личности

1

Заинтересованность в творческой деятельности

 

 

 

 

 

2

Стремление к творческим достижениям

 

 

 

 

 

3

Стремление к лидерству

 

 

 

 

 

4

Стремление к получению высокой оценки деятельности со стороны администрации

 

 

 

 

 

5

Личная значимость творческой деятельности

 

 

 

 

 

6

Стремление к самосовершенствованию

 

 

 

 

 

Всего:

 

II. Креативность педагога

7

Способность отказаться от стереотипов в педагогической деятельности, преодолеть инерцию мышления

 

 

 

 

 

8

Стремление к риску

 

 

 

 

 

9

Критичность мышления, способность к оценочным суждениям

 

 

 

 

 

10

Способность к самоанализу, рефлексии

 

 

 

 

 

Всего:

 

III. Профессиональные способности учителя к осуществлению инновационной деятельности

11

Владение методами педагогического исследования

 

 

 

 

 

12

Способность к планированию экспериментальной работы

 

 

 

 

 

13

Способность к созданию авторской концепции

 

 

 

 

 

14

Способность к организации эксперимента

 

 

 

 

 

15

Способность к коррекции своей деятельности

 

 

 

 

 

16

Способность использовать опыт творческой деятельности других педагогов

 

 

 

 

 

17

Способность к сотрудничеству

 

 

 

 

 

18

Способность творчески разрешать конфликты

 

 

 

 

 

Всего:

 

IV. Индивидуальные особенности личности учителя

19

Работоспособность в творческой деятельности

 

 

 

 

 

20

Уверенность в себе

 

 

 

 

 

21

Ответственность

 

 

 

 

 

Всего:

 

 

Обработка результатов

На основе полученных результатов делаются выводы:

  • о высоком уровне готовности педагога к участию в инновационной деятельности – набрано от 84 до 71 балла;
  • среднем уровне – от 70 до 55 баллов;
  • низком уровне – менее 55 баллов.

Анкета

«Антиинновационные барьеры учителей, препятствующие освоению инноваций»

Если Вы не интересуетесь инновациями и не применяете новшеств, то каковы причины этого:

  1. Слабая информированность в коллективе о возможных инновациях.  
  2. Убеждение, что эффективно учить можно и по-старому.
  3. Плохое здоровье, другие личные причины.
  4. Большая учебная нагрузка.
  5. Небольшой опыт работы, при котором не получается и традиционное.
  6. Отсутствие материальных стимулов.
  7. Чувство страха перед отрицательными результатами.
  8. Отсутствие помощи.
  9. Разногласия, конфликты в коллективе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОКЛАД – ВЫСТУПЛЕНИЕ К педагогическому совету на тему: «Использования современных образовательных технологий в образовательном процессе» «Особенности использования технологии проектного обучения в начальной школе»

Обучение школьников специальным знаниям, а также развитие у них общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске, - одна из основных практических задач современного образования. ...

Урок технологии, или занятие по художественному труду с использованием технологии междисциплинарного обучения: "Вторая жизнь футляра от Киндер-сюрприз"

Данная методическая разработка урока технологии предназначена для учащихся 2-х классов или воспитанников кружка "Умелые руки" (8 - 9 лет). Данный урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Ур...

Методические рекомендации для педагогов по использованию физических минуток

«Забота о здоровье ребёнка – это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил… и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего забота о гармоничной пол...

Урок русского языка с использованием технологии проблемного обучения, групповой технологии, технология здоровьесбережения. « Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?»

Урок русского языка по теме "Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?", на этом уроке используются технологии проблемного обучения, групповой работы, здоровьесбережения....

Повышение профессионализма педагогов при использовании технологии развития целостного мышления

В статье представлен анализ анкетирования педагогов по итогам курса повышения квалификации «Обучение педагогов развитию целостного мышления у школьников»  Развитие целостного мыш...

Мастер-класс для педагогов школы «Использование приёмов критического мышления на уроках окружающего мира»

Мастер-класс для педагогов школы «Использование приёмов критического мышления на уроках окружающего мира»....

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 4 КЛАССА «РЕБУСЫ» С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ, ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ технологии и ТЕХНОЛОГИИ ИГРОВОГО ОБУЧЕНИЯ

⦁ Познакомить учащихся с понятием “числовой ребус”.⦁ Накопление практического опыта владения логическими приёмами: сравнение, обобщение, классификация, аналогия.⦁ Вырабатывать навыки после...