Мастер-класс_Технология продуктивного чтения как образовательная технология деятельностного типа
методическая разработка

Из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass.doc102.5 КБ
Файл master-klass.pptx105.45 КБ
Файл prilozhenie.docx11.57 КБ

Предварительный просмотр:

                                                          Мастер-класс                                           апрель  2015 г.

 «Технология продуктивного чтения

как образовательная технология деятельностного типа» 

Цель:

  • познакомить с технологией формирования  типа правильной читательской деятельности,
  • показать приемы работы по данной технологии.

План проведения мастер-класса

  1. Технология продуктивного чтения как образовательная технология деятельностного типа.
  2. Фрагмент урока литературного чтения в 3 классе.

Технология продуктивного чтения

как образовательная технология деятельностного типа.

Чтение – это окошко, через которое дети видят

и познают мир и самих себя.

Оно открывается перед ребёнком лишь тогда,

когда, наряду с чтением,

одновременно с ним и даже раньше,

чем впервые раскрыта книга,

начинается кропотливая работа над словами.

В.А. Сухомлинский

Согласно «Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования» на первый план наряду с общей грамотностью, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося выступает «формирование умения учиться, включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач», а также личностное, социальное, познавательное и коммуникативное развитие, что обусловлено изменением общей парадигмы образования.

Обновление содержания и структуры образования малоэффективно, если оно не сопровождается изменением методов преподавания и не учитываются современные психолого-педагогические принципы, позволяющие максимально эффективно работать с обновленным содержанием.

В конце  ХХ века широкое распространение получает термин «функциональная грамотность». Cущность функциональной грамотности состоит в способности личности самостоятельно осуществлять деятельность учения, а также применять все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Для обеспечения продуктивности формирования функциональной грамотности школьников педагогам необходимо применять специальные активные, деятельностные, «субъект-субъектные», личностно-ориентированные, развивающие образовательные технологии, такие как:

-проблемно-диалогическая технология освоения новых знаний, позволяющая формировать организационные, интеллектуальные и др. умения, в том числе умение самостоятельно осуществлять деятельность учения;

-технология продуктивного чтения, создающая условия для развития важнейших коммуникативных умений;

-технология проектной деятельности, обеспечивающая условия для формирования организационных, интеллектуальных, коммуникативных и оценочных умений (подготовка различных плакатов, памяток, моделей, организация и проведение выставок, викторин, конкурсов, спектаклей, мини-исследований, предусматривающих обязательную презентацию полученных результатов и др.);

-обучение на основе «учебных ситуаций», образовательная задача которых состоит в организации условий, провоцирующих детское действие;

-уровневая дифференциация обучения, использование которой вносит определенные изменения в стиль взаимодействия учителя с учениками (ученик – это партнер, имеющий право на принятие решений, например, о содержании своего образования, уровне его усвоения и т. д.), главная же задача и обязанность учителя – помочь ребенку принять и выполнить принятое им решение;

-информационные и коммуникационные технологии, использование которых позволяет формировать основу таких важнейших интеллектуальных умений как сравнение и обобщение, анализ и синтез;

-технология оценивания учебных достижений учащихся и др.

Таким образом, научиться действовать ученик может только в процессе самого действия. А каждодневная работа учителя на уроке, образовательные технологии, которые он выбирает, формируют функциональную грамотность учеников, соответствующую их возрастной ступени. Поэтому важнейшей в профессиональном становлении современного учителя является проблема формирования его технологической компетентности, включающей в себя глубокую теоретическую подготовку и практический опыт продуктивного применения современных образовательных технологий на уроке, готовность к их адаптации и модификации с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся.

В Образовательной системе «Школа 2100» существует единая для всех уроков технология чтения текста, основанная на природосообразной технологии формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения).

Данная технология направлена на формирование коммуникативных универсальных учебных действий, умений истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников; познавательных универсальных учебных действий, а именно, – умения извлекать информацию из текста.

Сама технология включает в себя 3 этапа работы с текстом.

I. Работа с текстом до чтения.

Цель этого этапа — развитие умения предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, иллюстрации и группе ключевых слов (т. е. развитие умения антиципации – предвосхищения, предугадывания предстоящего чтения).

1. Чтение фамилии автора и заглавия текста. Рассматривание иллюстрации, которая предшествует тексту. Предположения детей о героях, содержании. Если дети читают текст дома самостоятельно, этап антиципации сохраняется. Работа в классе начинается с вопросов учителя: какими были ваши ожидания? Какие вопросы до чтения у вас возникали? На что обратили внимание перед чтением и почему? И т.п.

2. Чтение ключевых слов, которые учитель заранее вычленяет из текста и записывает на доске. На основании заглавия, иллюстрации и ключевых слов дети высказывают свои предположения о теме, героях произведения, последовательности событий. Учитель ставит  задачу прочитать текст, провести «диалог с автором» и проверить правильность своих первоначальных предположений.

информации.

На данном этапе происходит постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.


II. Работа с текстом во время чтения.

Цель этого этапа — достижение понимания текста на уровне содержания.

  1. Первичное чтение текста.
    Самостоятельное чтение в классе или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.
    Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений – на выбор учителя).
    Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.
  2. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.).

Объем текста, требующего подобного «медленного» чтения, определяет учитель с учетом темы, цели урока, художественной задачи текста и читательской компетентности детей.
Словарная работа (объяснение и уточнение значений слов) ведется по ходу чтения. В этом случае она становится мотивированной и интересной: ведь именно по ходу чтения становится понятно, какие слова нуждаются в толковании, а само слово толкуется в контексте, а не вне его.

Вопросы, которые задает учитель по ходу чтения, показывают детям процесс «вчитывания» в текст, учат вниманию к слову, показывают, что из себя представляет «диалог с автором».

Что такое диалог с автором?

С точки зрения методики преподавания - это прием работы с текстом во время его чтения. С точки зрения сформировавшегося читателя - это естественная беседа с автором через текст.

Чтобы диалог был содержательным и полноценным, читателю необходимо по ходу чтения совершать разнообразную работу:

- находить в тексте прямые и скрытые авторские вопросы;

- задавать свои вопросы;

- обдумывать предположения о дальнейшем содержании текста;

-  проверять, совпадают ли они с замыслом автора;

-  включать воображение.

Во время диалога с автором происходит вычитывание информации из каждой единицы текста, вероятностное прогнозирование нового содержания и самоконтроль своих прогнозов и предположений.

Как учить детей вести диалог с автором?

Способность, читая, вести диалог с автором через текст необходимо формировать в процессе совместного чтения текста учителя с детьми. Это может происходить и во время первичного чтения, и во время перечитывания - все зависит от особенностей текста.

Можно посоветовать учителю соблюдать при этом такую последовательность действий:
1)
научить ребят видеть в тексте авторские вопросы, прямые и
скрытые.
2)
включать творческое воображение учащихся: по слову, детали, иной свернутой текстовой информации читатель прогнозирует, что случится дальше, как будут развиваться события, чем может закончиться этот эпизод (часть, все произведение);
3)
научить ребят задавать свои вопросы автору по ходу чтения. Это вопросы, ответы на которые содержатся в тексте, но в неявной, скрытой форме: чем это можно объяснить? Что из этого следует? Что сейчас случится? Почему именно так…? Для чего …? Кто такой …?
Возникающие вопросы опять- таки предполагают возникновение ответов-предположений и проверку себя по ходу дальнейшего чтения;
4)
помочь учащимся самостоятельно вести диалог с автором по ходу первичного чтения. При переходе от совместного обучающего чтения к чтению самостоятельному расставлять в тексте (в конце предложений) сигналы: В – вопрос (найди, задай), О – ответ (ответь на этот вопрос), П – проверка (проверь точность своих предположений именно в этом месте текста), З – зеркало (включи воображение, не торопись читать, загляни в волшебное зеркало). 
В планах авторов учебников по литературному чтению и литературе из серии «Свободный ум» (1–6-й кл.) – введены  подобные сигналы
 в 2–3 текста каждого учебника

3.Беседа по содержанию, выборочное чтение.

III. Работа с текстом после чтения.

Цель этого этапа — достижение понимания на уровне смысла (понимания основной мысли, подтекста — «чтение между строк»),

  1. Беседа по проблемному вопросу ко всему тексту в целом. Результатом этой беседы должно стать понимание основной мысли произведения, того, что автор прямо не высказал словами, а «спрятал между строк».
  2. Рассказ учителя о писателе и беседа с детьми о его личности рекомендуются после чтения произведения, а не до, поскольку именно после чтения эта информация ляжет на подготовленную почву: ребенок сможет соотнести ее с тем представлением о личности автора, которое у него сложилось в процессе чтения. Кроме того, грамотно построенный рассказ о писателе углубит понимание прочитанного произведения. Сведения о биографии писателя, об истории создания произведения можно сообщить и до чтения, если это оправдано.
  3. Повторное обращение к заглавию и иллюстрации, беседа о смысле заглавия, его связи с главной мыслью, о содержании иллюстрации, взгляде художника и т.д.
  4. Выполнение творческих заданий (иллюстрирование, устное, словесное рисование, составление диафильма к тексту, инсценирование и др.).

Одна из задач, которую призваны решать уроки литературного чтения заключается в том, чтобы актуализировать внутренний потенциал ребёнка, вызвать то или иное переживание, что будет способствовать воспитанию талантливого читателя, способного к интерпритации авторского замысла в рамках собственного читательского и жизненного опыта, готового к созданию устных и письменных высказываний на основе прочитанного.

        

        Покажем в сравнении традиционный урок литературного чтения и урок с применением технологии продуктивного чтения.

Опора на технологию не означает, что уроки работы с текстом должны быть однообразны по своей структуре и организации.

Традиционный урок

До чтения. Учитель готовит к восприятию текста, например: «Сейчас я расскажу вам о писателе» или «Сегодня узнаем о …»

Словарная работа.

Во время чтения. Текст читается учителем или детьми до конца (без пауз).

После чтения. Ученики отвечают на вопросы учителя и перечитывают текст по заданиям учителя.

Продуктивное чтение

До чтения. Ученики прогнозируют содержание текста. «Предположите, о чем этот текст по его названию…А иллюстрация подтверждает это?» возникает мотивация к чтению.

Словарная работа (по ходу чтения).


Во время чтения. «Читаем, ведем диалог с автором: задаем вопросы, прогнозируем ответы, проверяем себя по тексту». Возникает читательская интерпретация.

После чтения. Беседуем и уточняем позицию автора.

Фрагмент урока литературного чтения в 3 классе

Тема: Легко ли смеяться над собой?

(В. Драгунский «Надо иметь чувство юмора»)

  • Работа с текстом до чтения.

- Вспомним, над каким разделом мы с вами сейчас работаем? (День смеха)

- Русская пословица гласит – «Смех – тот же витамин». Как вы это понимаете? (доска)

(Приложение 3)

-Прочитайте фамилию автора, произведение которого мы сегодня будем читать. (доска) Встречались ли мы раньше?

- Вы удивлены его появлением сегодня? (нет). Почему?

- Давайте вспомним, кто такой В. Драгунский? (писатель)

- Для кого он писал? (для детей)

- Кто является главным героем его рассказов? (Дениска)

- Кем он является автору? (сын)

- Попробуем составить небольшой рассказ о В. Драгунском, исходя из того, что мы вспомнили.

- Прочитайте название произведения. Что утверждает автор?

- Вы согласны с его утверждением? Почему? Объясните? (Дети рассуждают)

- А над кем или над чем мы чаще всего смеемся?

- А часто ли мы смеемся над собой?

-Прочитайте тему сегодняшнего урока. (доска)

- В виде чего она записана?

- Значит, что будем делать сегодня на уроке?

- Как бы вы ответили на этот вопрос сейчас, в начале урока? (Мнения разойдутся)

- А хотите знать, что думает об этом писатель В. Драгунский? Тогда, начинаем читать, открываем учебник на странице 169.

Дети замотивированы на чтение.

  • Работа с текстом во время чтения.
  1. Первичное чтение части 1-й (дети читают вслух)

Виктор Драгунский

Надо иметь чувство юмора

1

Один раз мы с Мишкой делали уроки. (Кто мы?) (Идет настрой на внимательное чтение) Мы положили перед собой тетрадки и списывали. И в это время я рассказывал Мишке про лемуров (Кто такие лемуры -словарная работа: рассказ о лемуре, показ его изображения), что у них большие глаза, как стеклянные блюдечки, и что я видел фотографию лемура, как он держится за авторучку, сам маленький-маленький и ужасно симпатичный.


      Потом Мишка говорит:
      - Написал?
      Я говорю:
      - Уже.
      - Ты мою тетрадку проверь, - говорит Мишка, - а я - твою.
      И мы поменялись тетрадками.
      И я как увидел, что Мишка написал, так сразу стал хохотать.
      Гляжу, а Мишка тоже покатывается, прямо синий стал. (
Что значит, покатывается? Покажите, как это)
      Я говорю:
      - Ты чего, Мишка, покатываешься?
      А он:
      - Я покатываюсь, что ты неправильно списал! А ты чего?
      Я говорю:
      - А я то же самое, только про тебя. Гляди, ты написал: "Наступили мозы". Это кто такие - "мозы"?
      Мишка покраснел: (
От чего?)
      - Мозы - это, наверно, морозы. А ты вот написал: "Натала зима". Это что такое?
      - Да, - сказал я, - не "натала", а "настала". Ничего не попишешь, надо переписывать. Это все лемуры виноваты.
(Кто смеется в рассказе? Над чем?)
      И мы стали переписывать. А когда переписали, я сказал:
      - Давай задачи задавать!
      - Давай, - сказал Мишка.
      В это время пришел папа. Он сказал:
      - Здравствуйте, товарищи студенты...
      И сел к столу.
      Я сказал:
      - Вот, папа, послушай, какую я Мишке задам задачу: вот у меня есть два яблока, а нас трое, как разделить их среди нас поровну?
      Мишка сейчас же надулся и стал думать.
(Что значит , надулся?) Папа не надулся, но тоже задумался. Они думали долго.
      Я тогда сказал:
      - Сдаешься, Мишка?
      Мишка сказал:
      - Сдаюсь!
      Я сказал:
      - Чтобы мы все получили поровну, надо из этих яблок сварить компот. - И стал хохотать: (
Что значит, хохотать? Отчего смешно Дениске?) - Это меня тетя Мила научила!..

  1. Выявление первичного восприятия.

- Мы с вами сказали, что в начале рассказа смеялись оба мальчика, а в конце Дениска смеется один. Почему?

- Можете уже сказать, у кого из героев есть чувство юмора?

  1. Первичное чтение частей 2 и 3 (вслух, комбинированное чтение)

                                                                       2
      Мишка надулся еще больше.
(Что он чувствовал?) Тогда папа сощурил глаза и сказал: (Покажите,как можно сощурить глаза? Когда мы так делаем?)
      - А раз ты такой хитрый, Денис, дай-ка я задам тебе задачу.
(Как называет отец Дениску? Почему?)
      - Давай задавай, - сказал я.(Каким чувствует себя Дениска?)
      Папа походил по комнате.
      - Ну слушай, - сказал папа. – Один мальчишка учится в первом классе «В». Его семья состоит из пяти человек. Мама встает в семь часов и тратит на одевание десять минут. Зато папа чистит зубы пять минут. Бабушка ходит в магазин столько, сколько мама одевается плюс папа чистит зубы. А дедушка читает газеты, сколько бабушка ходит в магазин минус во сколько встает мама.
      Когда они все вместе, они начинают будить этого мальчишку из первого класса «В». На это уходит время чтения дедушкиных газет плюс бабушкино хождение в магазин.
      Когда мальчишка из первого класса «В» просыпается, он потягивается столько времени, сколько одевается мама плюс папина чистка зубов. А умывается он, сколько дедушкины газеты, деленные на бабушку. На уроки он опаздывает на столько минут, сколько потягивается плюс умывается минус мамино вставание, умноженное на папины зубы.
      Спрашивается: кто же этот мальчишка из первого «В» и что ему грозит, если это будет продолжаться? Все!
      Тут папа остановился посреди комнаты и стал смотреть на меня.
(Чего он ждал?) А Мишка захохотал во все горло (Т.е. как?) и стал тоже смотреть на меня. Они оба на меня смотрели и хохотали. (Что их рассмешило? А что чувствовал в это время Дениска? Как поведет себя Дениска дальше?)
      Я сказал:
      - Я не могу сразу решить эту задачу, потому что мы еще этого не проходили.
(Что делает Дениска? А Дениске было смешно?Почему?)
      И больше я не сказал ни слова, а вышел из комнаты, потому что я сразу догадался, что в ответе этой задачи получится лентяй и что такого скоро выгонят из школы.
(Вы поняли, почему Дениска ушел? Что он чувствовал?)

3

Я вышел из комнаты в коридор и залез за вешалку и стал думать, что если это задача про меня, то это неправда, потому что я всегда встаю довольно быстро и потягиваюсь совсем недолго, ровно столько, сколько нужно. (Продолжает себя оправдывать) И еще я подумал, что если папе так хочется на меня выдумывать, то, пожалуйста, я могу уйти из дома прямо на целину. (Что такое целина, словарная работа: рассказ целине). Вот так обиделся Дениска на папу за эту задачу и как ему жалко себя – он даже собирался уйти из дому на целину! (Поясняем текст, вызывая у детей определенные эмоции). Там работа всегда найдется, там люди нужны, особенно молодежь. Я там буду покорять природу, и папа приедет с делегацией на Алтай, увидит меня, и я остановлюсь на минутку, скажу:
      "Здравствуй, папа", - и пойду дальше покорять.
      А он скажет:
      "Тебе привет от мамы..."
      А я скажу:
      "Спасибо... Как она поживает?"
      А он скажет:
      "Ничего".
      А я скажу:
      "Наверно, она забыла своего единственного сына?"
      А он скажет:
      "Что ты, она похудела на тридцать семь кило! Вот как скучает!" (
Что представлял Дениска? Что он хочет услышать от папы?)
      А что я ему скажу дальше, я не успел придумать, потому что на меня упало пальто и папа вдруг прилез за вешалку. Он меня увидел и сказал:
(Что мог сказать папа?)
      - Ах ты, вот он где! Что у тебя за такие глаза? Неужели ты принял эту задачу на свой счет?
      Он поднял пальто и повесил на место и сказал дальше:
      - Я это все выдумал. Такого мальчишки и на свете-то нет, не то что в вашем классе! (
Стало ли легче Дениске от этих слов? Почему?)
      И папа взял меня за руки и вытащил из-за вешалки.
      Потом еще раз поглядел на меня пристально (
Это как?) и улыбнулся:
      - Надо иметь чувство юмора, - сказал он мне, и глаза у него стали веселые-веселые. - А ведь это смешная задача, правда? Ну! Засмейся!
      И я засмеялся.
      И он тоже.
(Кто смеется в конце рассказа?)
      И мы пошли в комнату.

  1. Обобщающая беседа.

- Как вы думаете, стоило ли Дениске обижаться на задачу?

- А почему он все-таки обиделся? (принял задачу на свой счет, решил, что несправедливо папа про него говорит, обиделся, что папа с Мишкой смеялись)

- Почему папа первый подошел к Дениске, нашел его за вешалкой? (хочет научить сына смеяться над собой)

- Как вы сейчас думаете, Дениска имеет чувство юмора? (не совсем). А его отец? (конечно, задачку придумал смешную и полезную)

- Поможет ли папина задача Дениске стать лучше? (задача заставила задуматься сына о своем обычном поведении и критически взглянуть на себя со стороны)

   5. Самостоятельное перечитывание текста про себя, выполнение заданий по вариантам.

1 вар. – выписать ключевые слова

2 вар. – составить простой план.

Проверка.

  • Работа с текстом после чтения.
  1. Итоговая беседа.

- Как бы вы теперь ответили на вопрос темы урока?

- Как вы думаете, кому живется лучше человеку, обладающему чувством юмора, или тому, кто не имеет этого чувства?

- Чему научил вас рассказ В. Драгунского?

- А у вас есть чувство юмора?

2.  Дополнительные сведения о Драгунском.

- Давайте, вспомним, что мы уже знаем об авторе.

- Что можете добавить после чтения рассказа?

- А хотите еще узнать интересные факты из его жизни?

- Я вам раздаю небольшие тексты, познакомьтесь с ними, подготовьтесь, поделитесь впечатлениями.

- Что нового узнали о Драгунском?

МАСТЕР УЛЫБКИ

АРТИСТ ТЕАТРА И ЭСТРАДЫ

КЛОУН В ЦИРКЕ

НАПИСАЛ ОКОЛО 90 РАССКАЗОВ

- Составьте небольшом рассказ об авторе по ключевым словам.

Домашнее задание (на выбор)

- Ответить письменно на вопрос: что такое чувство юмора?

- Пересказать, используя план и опорные слова.

Список использованной литературы.

  1. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. – М.: Народное образование, 2004.
  2. Леонтьев, А.А. Что такое виды речевой  деятельности? / А.А. Леонтьев // Начальная школа : плюс - минус. – 2000. – No 5.
  3. Образовательные технологии : сб. мат. – М. : Баласс, 2012. – 160 с.
  4. Светловская, Н.Н. Обучение чтению и законы формирования читателя / Н.Н. Светловская // Начальная школа. – 2003. – No 1.
  5. Бунеев, Р.Н. Программа «Чтение и начальное литературное образование (для четырёхлетней начальной школы)» [Электронныйресурс] / Р.Н. Бунеев, Е.Н. Бунеева. – www.school2100.ru 
  6. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы [Электронный ресурс]. – http://www.edu.ru 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер-класс Технология продуктивного чтения как образовательная технология деятельностного типа. Учитель начальных классов Расова Елена Васильевна

Слайд 2

Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребёнком лишь тогда, когда, наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга, начинается кропотливая работа над словами. В.А. Сухомлинский

Слайд 3

Развивающие образовательные технологии проблемно-диалогическая технология; технология продуктивного чтения; технология проектной деятельности; обучение на основе «учебных ситуаций»; уровневая дифференциация обучения; информационные и коммуникационные технологии; технология оценивания учебных достижений учащихся и др.

Слайд 4

Технология продуктивного чтения направлена на развитие: коммуникативных универсальных учебных действий; познавательных универсальных учебных действий.

Слайд 5

Технология включает в себя 3 этапа работы с текстом: I . Работа с текстом до чтения. Цель этого этапа — развитие умения предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, иллюстрации и группе ключевых слов (т. е. развитие умения антиципации – предвосхищения, предугадывания предстоящего чтения).

Слайд 6

II . Работа с текстом во время чтения. Цель этого этапа — достижение понимания текста на уровне содержания.

Слайд 7

Диалог с автором находить в тексте прямые и скрытые авторские вопросы; задавать свои вопросы; обдумывать предположения о дальнейшем содержании текста; проверять, совпадают ли они с замыслом автора; включать воображение.

Слайд 8

Последовательность действий: научить ребят видеть в тексте авторские вопросы, прямые и скрытые; включать творческое воображение учащихся; научить ребят задавать свои вопросы автору по ходу чтения; помочь учащимся самостоятельно вести диалог с автором по ходу первичного чтения.

Слайд 9

III . Работа с текстом после чтения. Цель этого этапа — достижение понимания на уровне смысла (понимания основной мысли, подтекста — «чтение между строк»)

Слайд 10

Традиционный урок До чтения. Учитель готовит к восприятию текста, например: «Сейчас я расскажу вам о писателе» или «Сегодня узнаем о …» . Словарная работа. Во время чтения . Текст читается учителем или детьми до конца (без пауз). После чтения . Ученики отвечают на вопросы учителя и перечитывают текст по заданиям учителя. Продуктивное чтение До чтения. Ученики прогнозируют содержание текста. «Предположите, о чем этот текст по его названию…А иллюстрация подтверждает это?» возникает мотивация к чтению. Во время чтения. «Читаем, ведем диалог с автором: задаем вопросы, прогнозируем ответы, проверяем себя по тексту». Возникает читательская интерпретация. Словарная работа (по ходу чтения). После чтения. Беседуем и уточняем позицию автора.

Слайд 11

Легко ли смеяться над собой? Виктор Юзефович Драгунский «Надо иметь чувство юмора»

Слайд 12

Спасибо за внимание! Успехов в освоении современных образовательных технологий!



Предварительный просмотр:

ПРИЛОЖЕНИЕ

МАСТЕР УЛЫБКИ

АРТИСТ ТЕАТРА И ЭСТРАДЫ

КЛОУН В ЦИРКЕ

НАПИСАЛ ОКОЛО 90 РАССКАЗОВ

ЮМОРИСТИЧЕСКИЕ РАССКАЗЫ

ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ – ДЕНИСКА (СЫН)

ПИСАЛ ДЛЯ ДЕТЕЙ

ПИСАТЕЛЬ

В. Драгунского часто называют мастером улыбки. Он был артистом театра и эстрады, несколько лет руководил театром, который назывался «Синяя птичка». А ещё В. Драгунский работал Дедом Морозом на ёлках, и все дети, мамы, папы, бабушки и дедушки просто животики надрывали от смеха – такой весёлый это был Дед Мороз.

В. Драгунский одно время работал клоуном в цирке – в лохматом рыжем парике. Во время Великой Отечественной  войны Виктор Юзефович с другими артистами ездил на фронт выступать перед бойцами, чтобы у них было хорошее настроение.

Когда у В. Драгунского подрос сын Дениска, с ним начали происходить всякие смешные истории, и вскоре вышли книги: «Денискины рассказы», потом «Он живой и светится», «Расскажите мне про Сингапур», «Человек с голубым лицом».  Всего В. Драгунский написал около 90 рассказов.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология продуктивного чтения как образовательная технология деятельностного типа (из опыта работы)

Чтение является универсальной техникой получения знаний в современном обществе, а понимание текста – это познавательная деятельность по установлению его смысла на основе читательского опыта. В докладе...

Технология продуктивного чтения как образовательная технология деятельностного типа.

Чтение – неотъемлемый элемент культуры общества, средство воспитания,  образования и развития личности. Чтение влияет на формирование эмоционально-ценностных отношений, обогащает личный опы...

Технология продуктивного чтения, как образовательная технология деятельностного типа.

Технология продуктивного чтения - это образовательная технология, обеспечивающая с помощью конкретных приемов чтения полноценное восприятие и понимание текста, читателем, активную читательскую п...

Выступление на заседании методического объединения учителей на тему «Технология продуктивного чтения, как образовательная технология деятельностного типа»

«Читать - это еще ничего не значит; что читать и как понимать прочитанное – вот в чем главное дело".К. Д. Ушинский.Перед учителями начальных классов стоит задача не только приобщить младших школьников...

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ, КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ТИПА.

Данное сообщение было представлено на методическом объединении учителей начальных классов....

Презентация "ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ, КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ТИПА"

К моему сообщению по теме "Технология продуктивного чтения, как образовательная технология деятельностного типа" я создала презентацию, которая была показана на районном методическом объединение учите...

Технология продуктивного чтения как образовательная технология деятельностного типа.

Презентация к докладу "Технология продуктивного чтения как образовательная технология деятельностного типа"...