Как повысить познавательный интерес к изучению предмета у школьников?
классный час

Орлова Алиса Александровна

Ребёнок по своей природе - пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках и трепетных звуках, в сказке, в игре, в собственном творчестве, в красоте. Через сказку, игру, через неповторимое детское творчество - верная дорога к сердцу ребёнка. (В.А. Сухомлинский)

 

Случается, что ребенку не доставляет радость изучение какого-либо предмета, и учеба кажется скучной и неинтересной. Нежелание учиться возникает из-за отсутствия познавательного интереса. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл познание как интерес26.68 КБ

Предварительный просмотр:

Шляхова Алиса Александровна учитель начальных классов  Коменская СОШ тема моего доклада 1 слайд Как повысить познавательный интерес к изучению предмета у школьников?

2 слайд Ребёнок по своей природе - пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках и трепетных звуках, в сказке, в игре, в собственном творчестве, в красоте. Через сказку, игру, через неповторимое детское творчество - верная дорога к сердцу ребёнка. (В.А. Сухомлинский)

Случается, что ребенку не доставляет радость изучение какого-либо предмета, и учеба кажется скучной и неинтересной. Нежелание учиться возникает из-за отсутствия познавательного интереса. Что же такое познавательный интерес?

3 слайд с научной точки зрения (Познавательный интерес - избирательная направленность, включающая в себя мотивационный, содержательно-деятельностный и эмоционально-оценочный компонент, возникающая при включении школьников в лично значимую для них деятельность, а если проще

Это интерес к учебной деятельности, к приобретению знаний, к науке

4 слайд Познавательный интерес можно классифицировать по возрасту:
1) С 3 до 7 лет-наиболее активный возраст. Интересы разнообразные, но поверхностные
2) Нач.школа-7-12 лет. Ведущая деятельность-учение. Интересы лежат в области изучаемых предметов. Самый благодатный период для развития познават.интересов

3) Подростковый возраст-ведущая деятельность-общение. Характерное явление-попробовать себя во всех областях. Учителя оказывают наименьшее влияние.
4) Старший подростковый возраст- человек определяется с интересами. Четкий круг интересов,часто направленный на будущую деятельность. 

и так как я сейчас преподаю в начальной школе и для детей 7-12 лет самый благодатный период для развития познавательных интересов
5 слайд

Во всех возрастных группах сохраняется интерес к другим вещам. И их можно также квалифицировать по уровням:

1) Любопытство. Присуще всем. Поверхностный интерес,основанный на внешних факторах.
2) Любознательность. Лежит в основе действий человека.( заставляет человека что-либо делать)
3) Интерес. Проявление интереса в конкретной области, сопровождающ.активными действиями.
(2-3 интереса для обычного человека)
4) Теоретический интерес. Сопровождается творчеством. (изобретения,открытия,инновации,новые методики и тд.) ; творчество в любом виде.

Слайд 6 Образование направлено, прежде всего, на развитие личности, повышение  ее активности и творческих способностей, а следовательно, и на расширение использования методов самостоятельной  работы учащихся, самоконтроля, использование активных форм и методов обучения, всего этого не добиться без присутствия интереса у обучающихся к изучению предмета.

Соответственно согласно слайду на всех этапах урока можно повысить познавательный интерес к процессу обучения

Познавательный  интерес означает интеллектуально- эмоциональный отклик на процесс познания, стремление обучающихся  к учению, к выполнению индивидуальных и общих заданий, интереса к деятельности преподавателя и других обучающихся.

7 слайд Активизация познавательной деятельности - это постоянный процесс побуждения к энергичному, целенаправленному обучению

8 слайд

Итак чтобы развить познавательный интерес необходимо

во- первых занять ученика на уроке интересной деятельностью. Примером такой деятельности могут быть проведение различных опытов, разгадывание кроссвордов и ребусов, разыгрывание сценок по теме урока. Главное, чтобы учащийся сам хотел заниматься этой деятельность, а не действовал по принуждению.

Во-вторых Занятие не должно быть в виде монолога, обязательно со стороны учащихся должна быть обратная связь. Для качественного диалога между учеником и учителем - ученик должен не бояться высказывать собственную точку зрения на уроках, чувствовать себя защищенным. Недопустимы негативные оценки ответа учащегося и насмешки окружающих, так как это способствует психологическому отдалению учащегося и нежеланию отвечать., и соответственно приводит к снижению познавательного интереса3

Нужно объяснять детям, что все люди разные, что все по-разному усваивают материал. Сильных учащихся необходимо приучать помогать слабым для того, чтобы слабые тянулись за сильными, а не отставали еще больше, становясь слабее.

4

Кроме этого, для поддержания интереса к учебе необходимо учитывать особенности восприятия и усвоения материала разными учащимися. Кто-то хорошо усваивает информацию на слух; кто-то хорошо воспринимает информацию только зрительно, для кого-то необходимы действия с учебными объектами.

8 слайд

5Для того, чтобы ребенок понимал, что ему еще многому нужно научиться, чтобы его интеллектуальное развитие не стояло на месте, а постоянно стремилось вперед, необходимо время от времени предлагать задания на уровень выше, чем уровень учащихся, которые будут выполнять эти задания. Выполнение таких заданий усиливает интерес к предмету и активизирует мыслительные процессы. При оценке выполнения заданий с повышенным уровнем сложности необходимо учитывать не общий результат, а собственные удачи каждого ученика в решении поставленной задачи.

6

Также учителю не стоит забывать и о собственном самообразовании. Необходимо постоянно повышать свой педагогический уровень, пополняя запасы приемов обучения и интересного материала к урокам, интересоваться новыми технологиями обучения, по возможности, применяя их на практике. Важно не только сделать процесс усвоения нового материала разнообразным, а гораздо важнее развивать интерес к учению и не позволять этому познавательному интересу ослабевать.

9 слайд И чтобы внедрить  познавательный интерес  во время стандартного учебного процесса необходимо наложение стандартного учебного процесса на нестандартный , чтобы не навредить получению знаний по программе.

Взгляды педагогов на данное направление  расходятся: одни видят в них прогресс педагогической мысли, правильный шаг в направлении демократизации школы, а другие наоборот, считают такие уроки опасным нарушением педагогических принципов, вынужденным отступлением педагогов под напором обленившихся учеников, не желающих и не умеющих серьезно трудиться.

10 слайд Чтобы эти уроки приносили пользу, учителю необходимо выполнять следующие условия:

  • 1. Демонстрировать детям своё полное к ним доверие.
  • 2. Помогать им в формировании и уточнении целей и задач.
  • 3. Организовывать сообщение нового материала в форме увлекательного диалога, не нарушать единство логической структуры урока.

Нетрадиционными могут быть и организационный момент, и ход урока, и физкультминутка. Это зависит от профессионализма и творческого таланта учителя.

Но все же Развитие ребенка на уроках происходит по-разному. Все зависит от того, что именно понимается под развитием. Если иметь ввиду, что развитие - это наращивание знаний, умений и навыков производить определенные действия - такое развитие обеспечивается именно традиционными уроками, и на данном уроке процесс познавательного интереса снижется, либо Оно может идти или медленно. Если предпочитаете быстрый вариант - тогда необходимо обратиться к нетрадиционной организации урока.

Но а я считаю, что в наше информационное время одностороннее рассмотрение проблемы развития познавательного интереса  не есть правильно, необходимо задействовать все возможные приемы для заинтересованности детей, не отклоняясь от стандартов ФГОС

Разумеется, никто не требует отмены традиционного урока, как основной формы обучения и воспитания детей. Речь идет об использовании в разных видах учебной деятельности нестандартных, оригинальных приемов активизирующих всех учеников, повышающих интерес к занятиям и вместе с тем обеспечивающих быстроту запоминания, понимания и усвоения учебного материала с учетом, конечно, возраста и способностей школьников.

Для меня урок - это не только «основная форма организации учебного процесса», но и место встречи с личностью ученика. Встреча начинается с первых дней пребывания ребёнка в школе. Чем ярче, увлекательнее и убедительнее она проходит, тем успешнее и радостнее идёт дальнейшее образование.

Многие творчески работающие учителя стали использовать необычные разновидности урока, новые построения учебных занятий, в корне отличающиеся от так называемых нестандартных уроков классического образца.

Формула эффективности урока включает две составные части: тщательность подготовки и мастерство проведения. Плохо спланированный, недостаточно продуманный, наспех спроектированный и не согласованный с возможностями учащихся урок, качественным быть не может.

К таким урокам нужно тщательно готовиться: давать предварительные задания, объяснять построение урока, роль и задачи каждого ученика, готовить наглядные пособия, карты, дидактический материал. Предусматривается ход занятий с учетом уровня и особенностей как класса в целом, так и отдельных школьников, характера и способностей учеников, получивших конкретное задание. Например: урок - экскурсия; видео - урок; урок - интервью; урок - праздник; урок - викторина и т.д.

Видео - урок. Использование видеофильма помогает также развитию различных сторон психической деятельности учащихся, и, прежде всего внимания и памяти.

Во время просмотра в классе возникает атмосфера совместной познавательной деятельности. В этих условиях даже невнимательный ученик становится внимательным. Для того чтобы понять содержание фильма, школьникам необходимо приложить определенные усилия. Так, непроизвольное внимание переходит в произвольное, его интенсивность оказывает влияние на процесс запоминания. Практика показывает, что видео - урок является одним из типов нетрадиционного урока.

Такой вид работы активизирует мыслительную и речевую деятельность учащихся, развивает их интерес к литературе, служит лучшему усвоению изучаемого материала, а также углубляет знание материала, поскольку при этом происходит процесс запоминания.

Урок - праздник. Эта форма урока расширяет знания учащихся о традициях и обычаях, существующих, в странах и развивает у школьников способности к общению, позволяющих участвовать в различных ситуациях межкультурной коммуникации.

Урок - интервью - это своеобразный диалог по обмену информацией. На таком уроке, как правило, учащиеся овладевают определенным количеством частотных клише и пользуются ими в автоматическом режиме. Оптимальное сочетание структурной повторяемости обеспечивает прочность и осмысленность усвоения.

В зависимости от поставленных задач тема урока может включать отдельные подтемы. Например: «Свободное время», «Планы на будущее», «Биография» и т.д. Во всех этих случаях мы имеем дело с обменом значимой информацией. Однако при работе с такими темами, как «Моя школа» или «Мой город», равноправный диалог теряет смысл, поскольку партнерам незачем обмениваться информацией. Коммуникация приобретает чисто формальный характер.

Подготовка и проведение урока подобного типа стимулирует учащихся к дальнейшему изучению предмета, способствует углублению знаний в результате работы с различными источниками, а также расширяет кругозор.

        Нетрадиционные уроки в начальной школе по - прежнему занимают значительное место. Это связано с возрастными особенностями младших школьников, игровой основой данных уроков, оригинальностью их проведения. При проведении открытых уроков данная форма является всегда выигрышной, т.к. в ней представлены не только игровые моменты, оригинальная подача материала, занятость учащихся не только при подготовке уроков, но и в проведении самих уроков через различные формы коллективной и групповой работы.

Признаки нетрадиционного урока:

  • 1. Организация и выполнение творческих заданий.
  • 2. Обязательно создается временная инициативная группа из учащихся для подготовки урока.
  • 3. Эмоционального подъема учащихся через оформление кабинета, доски, музыки, использование видео.

Значимость нестандартных занятий в общем учебно-воспитательном процессе обусловлена, прежде всего, тем обстоятельством, что сама по себе учебная деятельность, направленная в традиционном ее понимании на усвоение коллективом учащихся базовой школьной программы, не сопряженная с творческой деятельностью, способна, как это ни парадоксально, привести к торможению интеллектуального развития детей.

Привыкая к выполнению стандартных заданий, направленных на закрепление базовых навыков, которые имеют единственное решение и, как правило, единственный заранее предопределенный путь его достижения на основе некоторого алгоритма, дети практически не имеют возможности действовать самостоятельно, эффективно использовать и развивать собственный интеллектуальный потенциал.

С другой стороны, решение одних лишь типовых задач обедняет личность ребенка, поскольку в этом случае высокая самооценка учащихся и оценка их способностей преподавателями зависит, главным образом, от прилежания и старательности и не учитывает проявления ряда индивидуальных интеллектуальных качеств, таких, как выдумка, сообразительность, способность к творческому поиску, логическому анализу и синтезу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование игровых технологий как средство повышения учебно-познавательного интереса к изучению немецкого языка в начальной школе"

Игра способствует развитию познавательной активности учащихся в изучении иностранного языка. Она несёт в себе немалое нравственное начало, ибо делает учебный процесс радостным, творческим и коллективн...

«Развитие познавательного интереса в процессе изучения английского языка у младших школьников в условиях перехода на новые стандарты»

Сегодня выпускнику средней школы недостаточно владеть определенным объемом знаний, умений и навыков, у него должно быть сформировано умение самостоятельно добывать знания и оперировать ими. Современна...

Курсовая работа "Внеурочная деятельность как средство формирования познавательного интереса к изучению английского языка у младших школьников»

Актуальность проблемы исследования. Внеурочной деятельности всегда уделялось пристальное внимание со стороны многих учителей, методистов и ученых. В последние годы психологами и педагогами констатируе...

Формирование у младших школьников познавательного интереса к изучению родного края

Воспитать настоящих граждан – патриотов своей Родины невозможно без изучения истории родного края.  Школьники, участвуя в познавательной деятельности, приобретают знания об отдельном и...

Диагностика по изучению количества учащихся, испытывающих интерес к изучению предмета.

Диагностика по изучению количества учащихся, испытывающих интерес к изучению предмета....