Обобщение опыта работы на тему «Применение технологии рефлексии на уроках в начальной школе»
методическая разработка

Скрынникова Марина Александровна

Материал для педагога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon refleksiya.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Скрынникова Марина Александровна,

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ № 1 р.п. Самойловка»

Обобщение опыта работы

 на тему «Применение технологии рефлексии на уроках

в начальной школе»

Актуальность. Новые образовательные стандарты начального общего образования нацеливают деятельность педагога на формирование у младшего школьника основ умения учиться и способностей к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку. Этого можно достичь, если у ребенка будут сформированы рефлексивные умения. 

В современной педагогической науке под рефлексией понимают самоанализ деятельности и ее результатов. 

Применение технологии рефлексии будет способствовать  формированию самоконтроля, самооценки, осознанного отношения к своей деятельности, развитию критического мышления учащихся, если:

- будет организована рефлексивная деятельность на различных этапах урока не эпизодично, а постоянно из урока в урок;

- приёмы рефлексии на уроках будут разнообразными, вариативными и нестандартными, а также будут соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям ребенка.

Цель работы: формирование навыков рефлексии  учащихся начальной школы.

Задачи:

1. Проанализировать теоретические аспекты технологии рефлексии в педагогической науке.

2. Изучить особенности применения рефлексивной технологии в современном педагогическом процессе начальной школы.

3. Организовать учебный процесс с использованием технологии рефлексии.

4. Изучить эффективность использования технологии рефлексии

5. Разработать педагогические рекомендации по применению приёмов рефлексии на уроках в начальной школе.

Основной формой обучения является урок. К современному уроку в начальной школе предъявляется множество требований.  Одним из них является рефлексия. Рефлексия — это не пустая трата времени, а важная и необходимая составляющая учебного процесса в начальной школе. Все, что делается на уроке по формированию рефлексивной деятельности - не самоцель, а подготовка к сознательной внутренней рефлексии, развитие очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.

Новизна в моей работе в том, что технологию рефлексии стала применять на различных этапах урока с использованием разнообразных, вариативных и нестандартных приёмов рефлексии. Рефлексия использовалась не только в конце урока, как раньше, но и на других его этапах, а также по итогам изучения темы, по итогам учебной четверти.

В начале учебного года (2019-2020г) провела входную диагностику.

Что я умею делать на уроках

Количество учеников (в %)

Определяю цель работы на уроке с помощью учителя и самостоятельно

50%

Нахожу и формулирую проблему вместе с учителем

50%

Планирую работу на уроке

60%

Высказываю свою версию, предлагаю способ ее проверки

60%

Работая по плану, использую учебник, простейшие приборы и инструменты

50%

Определяю, успешно ли выполнено задание (в диалоге с учителем)

60%

Результаты говорят о том, что дети испытывают трудности в планировании своей работы на уроке; высказывании своей версии, предложении способа ее проверки; при работе по плану не все умеют использовать учебник, простейшие приборы и инструменты; в определении успешности выполненного задания.

С целью формирования рефлексивных умений свою работу строила следующим образом.

В начале и в конце урока использовала рефлексию настроения и эмоционального состояния. В начале урока - установление эмоционального контакта,  в конце урока - выявление эмоционального состояния, степени удовлетворенности работой.

Приемы:

1. «Смайлики»

2. Использование различных изображений: «Букет настроения», «Дерево чувств» и т.д.

3. «Солнышко и тучка».

4. Эмоционально-художественное оформление.

5. Оценка своего эмоционального состояния: учащиеся отвечают на вопрос «Какие эмоции ты испытываешь?»

На этапе проверки домашнего задания, а также при защите проектных работ, в конце урока - рефлексия деятельности. Рефлексия деятельности – это осмысление способов и приёмов работы с учебным материалом, поиск более рациональных приёмов.

Приемы:

1. «Поезд». Дети опускают «веселое личико» в вагончик, с самым интересным заданием, а «грустное личико» в тот, который символизирует менее интересное задание.

2. «Волшебный мешочек». Собираем в этот волшебный мешочек все самое интересное, что было на сегодняшнем уроке»

3. «Поляна». На доске – поляна из цветов, над каждым цветком – этап урока – (работа с текстом, фонетическая зарядка и т. д.). Перед каждым ребенком - бабочка. Прикрепляем свою бабочку на тот цветок, какой вид деятельности ему понравился больше всего.

4. «Корзина идей». Учащиеся записывают на листочках свое мнение об уроке, все листочки кладутся в корзину (коробку, мешок), затем выборочно учителем зачитываются мнения и обсуждаются ответы. Учащиеся мнение на листочках высказывают анонимно.

5. «Дерево». Учащиеся записывают свое мнение об уроке на бумаге в форме листьев дерева, можно предложить ряд вопросов, затем прикрепляют их на заготовку дерева на плакате.

На этапе изучения учебного материала - рефлексия содержания учебного материала, которая позволяет выявить уровень осознания содержания пройденного.

 Приемы:

1. Рефлексия, построенная по принципу незаконченного предложения.

В конце учебного занятия обучающимся предлагаю устно или письменно закончить следующие предложения.

Варианты: "На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался…";

"Я похвалил бы себя…";

"Сегодня мне удалось…";

"Я понял, что…";

"Я научился…";

2. Анкета.

1. На уроке я работал активно / пассивно

2. Своей работой на уроке я доволен / не доволен

3. Урок для меня показался коротким / длинным

4. За урок я не устал / устал

5. Мое настроение стало лучше / стало хуже

6. Материал урока мне был понятен / не понятен

3."Синквейн".

Синквейн является быстрым, эффективным инструментом для анализа, синтеза и обобщения понятия и информации, учит осмысленно использовать понятия и определять свое отношение к рассматриваемой проблеме.

4. Оценочная лесенка. Детям предлагается лесенка, шкала на которой они должны поставить солнышко на той ступеньке, на которую вы поставили бы себя при выполнении заданий

Результативность опыта работы. 

В конце (III четверти 2019-2020 учебного года) провела повторную диагностику.

Что я умею делать на уроках

Количество учеников (в %)

Определяю цель работы на уроке с помощью учителя и самостоятельно

80%

Нахожу и формулирую проблему вместе с учителем

80%

Планирую работу на уроке

80%

Высказываю свою версию, предлагаю способ ее проверки

80%

Работая по плану, использую учебник, простейшие приборы и инструменты

100%

Определяю, успешно ли выполнено задание (в диалоге с учителем)

80%

Результаты исследования показали, что уровень формирования рефлексивных умений повысился. Кроме того, ученики стали более сознательно относятся к учебе, активно участвуют в учебной и внеурочной деятельности. Учащиеся не боятся высказывать свое мнение, даже если оно ошибочно, активно включаются в учебную деятельность.

Результат говорят о том, что применение технологии рефлексии дает положительные результаты. Дети учатся:

- адекватно воспринимать себя;

- ставить цель деятельности;

- определять результаты деятельности;

- соотносить результаты с целью деятельности;

- определять наличие ошибок в собственном поведении;

В результате рефлексивной деятельности младший школьник учится критически мыслить, аргументировать свое мнение, оценивать свою деятельность и деятельность своих одноклассников.

Учителю рефлексия на уроке даёт возможность сделать вывод и наметить стратегию дальнейшей работы над конкретной темой или блоком тем, а также оценить уровень психоэмоционального комфорта на занятии. Кроме этого, приём позволяет: определить цели работы; скорректировать работу отдельных учеников и всего класса в целом; сформировать универсальные коммуникативные учебные действия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме "Применение современных образовательных технологий"

Регулярность использования образовательных технологий на уроке....

Обобщение опыта по теме "Реализация деятельностного метода обучения в начальной школе в рамках ФГОС НОО"

Системно-деятельностный метод нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. При этом процесс обучения должен быть организован так, чтобы целенаправленно осуществлялся процесс...

Опыт работы на тему «Применение технологии рефлексии на уроках в начальной школе»

В данном материале описывается опыт работы учителя начальных классов на тему  "Применение технологии рефлексии на уроках в начальной школе"....

Обобщение опыта по теме «Формирование УУД на уроках в начальной школе»

Задачи:Изучить сущность универсальных учебных действий.Проанализировать УМК « Начальная школа 21 века »  с целью выявления его возможности в создании условий для формирования УУД.Разр...

Обобщения опыта по теме " Формирование УУД на уроках в начальной школе"

Учитель начальных классов Евдокименко Надежда Александровна. Стаж работы 34 года . Высшая квалификационная категория....

Статья обобщения опыта по теме "Применение технологии личностно-ориентированного подхода в формировании учебно-познавательных компетенций у младших школьников с ОВЗ".

В статье представлен многолетний опыт работы с детьми с ОВЗ по внедрению технологии личностно-ориентированной работы...

Обобщение опыта по теме "Использование ЭОР на уроках в начальной школе"

В данной статье представлен опыт использования ЭОР на уроках в начальной школе. Рассмотрены следующие вопросы:  использование мультимедийных возможностей, программного обеспечения и электрон...