Личный вклад педагога в совершенствование методов обучения и воспитания
материал

Шпакова Елена Александровна
Главная задача современной системы образования – создание условий качественного обучения. Педагогика накопила значительное число эффективных методик. Технология обучения – системный метод планирования, применения и оценивания всего процесса обучения и усвоения знаний путем учета человеческих и технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения более эффективной формы образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

Смоленское областное государственное бюджетное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Демидовская школа-интернат»

Программа

«Личный вклад педагога в совершенствование

методов обучения и воспитания»







Автор учитель начальных классов Шпакова Елена Александровна




2017 г.

Введение

Современное общество ставит перед образовательными учреждениями задачу подготовки выпускников, способных:
- быстро адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяя их на практике для решения возникающих проблем;
- самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть возникающие проблемы и искать пути рационального их решения;

- четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены в окружающей действительности;

- работать с информацией, быть коммуникабельными в различных социальных группах;

- самостоятельно работать над расширением собственного интеллекта,

культурного уровня.

Главная задача современной системы образования – создание условий качественного обучения. Педагогика накопила значительное число эффективных методик.

Технология обучения  системный метод планирования, применения и оценивания всего процесса обучения и усвоения знаний путем учета человеческих и технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения более эффективной формы образования.

Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности. Поставленная задача требует перехода к новой системно -деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт.

Передо мной возникла проблема – превратить традиционное обучение, направленное на накопление знаний, умений, навыков, в процесс развития личности школьников.   

Уход от традиционного урока через использование новых технологий позволяет создавать условия для смены видов деятельности обучающихся, позволит реализовать принципы ФГОС.

 Цель моей педагогической деятельности – создание условий для повышения качества образования, воспитания личности, способной адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Достижение этой цели вижу возможным через использование современных образовательных технологий, на которые акцентирует внимание новый стандарт образования.  

На протяжении межаттестационного периода 2015-2020 гг. изучены и реализованы следующие технологии:

Инфомационно - коммуникационные технологии

Цель: повышению мотивации к учению, повышению эффективности образовательного процесса за счёт высокой степени наглядности, активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости обучающихся, развитие наглядно - образного, информационного мышления, навыков самообразования и самоконтроля, повышению активности и инициативности на уроке, повышению уровня комфортности обучения.

Результаты:

  • активизация познавательной деятельности обучающихся;
  • высокая степень дифференциации обучения;
  • рост объема выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза;
  • усовершенствование контроля знаний;
  • рациональная организация учебного процесса, повышение эффективности урока.

Проектная технология — развивает творческие способности, самостоятельную познавательную активность;

Цель проектного обучения: создать условия, при которых обучающиеся:

-самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;

- учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;

- приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;

- развивают у себя исследовательские умения (выявления проблем,

сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);

- развивают системное мышление.

Результаты:

- реализация субъект - субъектного подхода в организации учебной деятельности;

- формирование активной познавательной и мыслительной деятельности учащихся;

-  усиление мотивации к изучению предмета;

-  создание благоприятной атмосферы на уроке;

- исключение монологического преподнесения учебного материала.

Игровые технологии

Деловая игра- в деловых играх моделируются жизненные ситуации и отношения, в рамках которых выбирается оптимальный вариант решения рассматриваемой проблемы и имитируется его реализация на практике.

Деловая игра  это моделирования систем отношений.

Актуальность педагогической игры в том, что она позволяет достигать личностных, метапредметных и предметных результатов обучения истории и обществознанию, способствует формированию необходимых универсальных учебных действий у школьников, позволяет спроектировать и провести урок на основе системно-деятельностного подхода в обучении.

Педагогические игры по характеру педагогического процесса подразделяются на группы:

а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

б) познавательные, воспитательные, развивающие;

в) репродуктивные, продуктивные, творческие;

г) коммуникативные, диагностические

- формируют устойчивую мотивацию учения;

- формируют ценностно-смысловые, социокультурные компетенции.

Результат:

В процессе использования деловых игр на уроках истории и обществознания задачи достижения личностных, метапредметных и предметных результатов образования решаются в комплексе.

Технология критического мышления – это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-ориентированного подхода с тем, чтобы применять полученные результаты, как к стандартам, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам.

Цель технологии – обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в процесс обучения.

Критическое мышление:

-способствует взаимоуважению партнеров, пониманию и продуктивному взаимодействию между людьми;

- - учащиеся овладевают умением интегрировать информацию, вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений, строить умозаключения и логические цепи доказательств (развивает системное логическое мышление).

- формирует у учащихся умение выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим.

Технология проблемного обучения.

Отличительные черты проблемного (продуктивного) вопроса:

1) сложность, выступающая в форме противоречия;

2) ёмкое содержание;

3) увлекательная форма;

4) доступный для ученика уровень сложности.

Цель технологии - помочь ученику раскрыться, лучше использовать свой творческий потенциал помогает создание проблемных ситуаций на уроке.

Результат: использование проблемного обучения способствует развитию у обучающихся познавательной деятельности и проявляется в активизации этой деятельности. Проблемная ситуация – состояние интеллектуального затруднения, которое требует поиска новых знаний и новых способов их получения.

Обучение в сотрудничестве: (групповая и парная работа)

Цель технологии - развитие мышления учащихся. А развивать мышление – значит, развивать умение думать. При этом учитель решает ряд учебных и воспитательных задач:

- возрастает объём учебного материала и глубина его понимания;

- ученики получают удовольствие от занятий, комфортнее чувствуют себя в школе;

- возрастают познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;

- меняется характер взаимоотношений между детьми (исчезают безразличие, агрессия, прибавляются теплота и человечность);

- растёт самокритичность - ученик более точно оценивает свои возможности;

- учитель получает возможность осуществлять индивидуальный подход к учащимся (учитывать их способности, темп работы при делении класса на группы, давать группам дифференцированные задания).

Результат: групповая работа создаёт благоприятные условия для включения всех школьников в активную работу на уроке. При организации работы в группах каждый ученик мыслит, выражает своё мнение. В группах рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения. Групповая форма работы позволяет реализовать индивидуальный подход в условиях массового обучения, организовать взаимодействие детей для выявления их индивидуальных возможностей и потребностей, тем самым повышая качество образования.

Здоровьесберегающие технологии.

Цель: способствовать предупреждению социальных отклонений в образе жизни школьников, профилактика заболеваний, предупреждение вредных и формирование полезных привычек, повышение качества образовательных услуг.

Результаты:

-сохранение и укрепление здоровья школьников, воспитание у них культуры здорового образа жизни;

- построение урока с учетом работоспособности учащихся, снижение утомляемости;

-благоприятный психологический климат, ситуации успеха и эмоциональные разрядки.

С целью предотвращения перегрузки обучающихся и сохранения их здоровья использую различные приемы и методы: поддерживаю в кабинете обоснованные санитарно-гигиенические условия. Чистота, освещенность, дизайн; физиологически грамотное построение занятий, строгая дозировка учебной нагрузки; смена видов деятельности.

Мониторинг интеллектуального развития

Анализ и диагностика качества обучения учащихся при помощи тестирования и построения графиков динамики успеваемости.

Воспитательные технологии реализуются в виде вовлечения обучающихся в дополнительные формы развития личности: участие в культурно-массовых мероприятиях.

Технология портфолио реализует следующие функции в образовательном процессе:

- диагностическую;

- целеполагания;

-мотивационную;

- содержательную;

-развивающую;

-рейтинговую;

- корректирующую.

Ситуативные технологии:

а) групповая проблемная работа,

б) тренинги общения.

Здоровьесберегающие технологии.

  Таким образом,  можно выделить следующие   признаки используемых технологий:

-  ориентированы на получение  конкретного результата;

-  цель  урока с их  использованием – приобретением знаний в процессе деятельности;

-  индивидуализация  процесса обучения;

-  способствует социализации учащихся;

 -  устанавливают качественно новые  взаимоотношения учителя и учащегося на уроке;

-  способствует  творческому и интеллектуальному развитию личности ученика и учителя.

Вывод: основное отличие используемых технологий: практическая направленность, проблемный характер, использование активных методов обучения. Разнообразие современных педагогических технологий позволяет учитывать индивидуальные способности обучающихся, раскрывать их творческий потенциал, обеспечить всестороннее развитие личности обучающихся.

Перечень используемых современных образовательных технологий: 

Наименование

образователь-

ной

технологии

Цель применения образователь-

ной технологии

Компетенции, на формирование которых направлено использование образовательной технологии

Эффект использования образователь-

ной технологии

Здоровьесбере-

гающие технологии.

Сохранение и укрепление здоровья обучающихся через физкультурно-оздоровительные мероприятия.

Компетенции личностного самосовершенствования.

Психолого-педагогическая помощь обучающимся, повышение культуры мышления и поведения.

Проектный метод в обучении и воспитании.

 

Ориентирование на развитие обучающихся и их самореализацию в деятельности.

Учебно-познавательные,

личностного самосовершенствования.

Повышение

исследовательских, информационных, презентационных,

коммуникативных умений обучающихся, желание самопознания.

Технология проблемного диалога

 

 

Реализация педагогической модели – обучение через «открытие», вызов поисковой деятельности ученика (класса) через проблемное учебное задание.

Учебно-познавательные,

личностного самосовершенствования, общекультурные.

Формирование самостоятельности обучающихся, умения добывать новые знания самими обучающимися.

Игровые технологии.

 

 

Создание условий в качестве средства адаптации, приема и метода обучения, средства изучения детей, лечебно-коррекционного метода.

Учебно-познавательные, общекультурные.

Адаптация к новому режиму психофизической активности, регуляции и нормирования  интеллектуальной, эмоциональной и физической нагрузки, сохранения и укрепления здоровья.

Технология продуктивного чтения

 

Формирование умения самостоятельно понимать текст.

Учебно-познавательные

 

Развитие общеучебных умений и навыков.

Овладение устной и письменной речью, самоконтроль  в процессе выполнения работы, способности оценивать ее качество и результат.

Технология оценивания учебных успехов.

 

Развитие контрольно-оценочной самостоятельности.

 

Компетенции личностного самосовершенствования.

Повышение качества знаний обучающихся,  общих учебных умений и навыков: определение способов контроля и оценки деятельности.

Информацион-но-коммуникационные технологии.

Повышение эффективности и качества обучения, усиление мотивации обучения через использование мультимедийных презентаций разного характера.

Информационные,

учебно-познавательные, общекультурные.

Повышение мотивации к изучаемым предметам, повышение активной деятельности обучающихся на уроке, развитие информационного кругозора обучающихся.

Личностно-ориентированное обучение.

Обеспечение комфортных условий развития личности, реализация ее природных потенциалов.

Учебно-познавательные,

личностного самосовершенствования.

Желание самопознания, повышение познавательной деятельности обучающихся, результативности обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа «Личный вклад педагога в совершенствование методов обучения и воспитания»

В этой программе описываются результаты использования современных методов обучения и воспитания....

Программа «Личный вклад педагога в совершенствование методов обучения и воспитания»

Владение современными педагогическими технологиями и новыми методиками - это составляющая методической культуры учителя. Внедрение новых технологий в учебный процесс меняет позицию и привычные установ...

Программа "Личный вклад педагога в совершенствование методов обучения и воспитания"

     Главная задача современной системы образования – создание условий качественного обучения.Современное образование отказывается от традиционного представления результато...

4 ДОКУМЕНТЫ К АТТЕСТАЦИИ. Личный вклад в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания и продуктивное использование новых образовательных технологий, транслирование в педагогических коллективах опыта...

Личный вклад в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания и продуктивное использование новых образовательных технологий, транслирование в педагогических коллектива...

Наличие обобщенного актуального педагогического опыта. Личный вклад в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания, транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов деятельности.

Развитие творческих способностей младших школьников в условиях группы продленного дня.Одна из главных задач воспитателя ГПД является раскрытие и развитие творческих способностей младших школьников.Цел...