Педагогический опыт по теме "Развитие речи младших школьников на уроках литературного чтения и русского языка"
статья

Нураева (Шихалёва) Дарья Сергеевна

Представление педагогического опыта на конкурсе "Учитель года"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod._seminar.docx208.94 КБ

Предварительный просмотр:

Слайд

Добрый день, уважаемые члены жюри, коллеги.

Хочу представить педагогический опыт по теме: «Развитие речи младших школьников на уроках литературного чтения и русского языка».

Одной из наиболее значимых задач на первом этапе обучения является развитие речи обучающихся. Важно вызвать у ребенка интерес к родному слову, научить правильно говорить, рассуждать, писать. (слайд) Поэтому целью является: изучение и апробация приемов и методов по развитию речевой деятельности на уроках русского языка и литературного чтения для повышения качества обученности.

Слайд

Исходя из цели, были поставлены задачи. С ними можно ознакомиться на слайде.

Мной был осуществлен подбор методов, приемов, направленных на формирование речевых умений и навыков, расширение кругозора чтения, развития творческих способностей.

Слайд Речь – показатель культуры, мышления и интеллекта человека. Чаще всего на уроках мы используем диалогическую речь (диалог учитель-ученик, ученик-ученик). Считаю, что наиболее важно развивать монологическую речь обучающихся. Слайд Монолог – развернутое высказывание одного человека. Слайд (3 щелчка) Оно строится по закону текста: вступление, основная часть, вывод. Так обучающийся учится высказываться, выстраивая логическую последовательность. Такое построение речи является хорошей базой для успешного обучения в школе.

В опыте моей работы нет новых открытий, но я постаралась за счет создания оптимального речевого режима, подбора эффективных методов и приемов за короткий отрезок времени добиться, чтобы все обучающиеся класса овладели родным словом, обогатили свой словарный запас и в том числе могли выстраивать монологическую речь.

С обучающимися второго класса провела стартовую диагностику с целью объективного оценивания уровня речевой готовности. Заданием было – составить рассказ по картинке. Слайд

С критериями оценивания вы можете ознакомиться на слайде.

Выявила учеников с хорошо развитой речью, которые смогли справиться с заданием самостоятельно – 9 обучающихся.

Другая группа детей пользовалась помощью учителя – 7 обучающихся.

Дети третьей группы смогли справиться с заданием только с помощью наводящих вопросов учителя – 5 обучающихся.

Эта диагностика важна тем, что я знаю, каких ребят могу спросить сразу, кого после ответа-образца, а кого в последнюю очередь, после многократного прослушивания ответа. Слайд (6 щелчков)

Использую в своей работе репродуктивные и продуктивные методы. Ознакомиться с тем, что входит в каждый из методов, можно на слайде.

Выяснилось, что пересказ является наиболее эффективным упражнением по развитию связной речи в блоке репродуктивных методов. На уроках применяю разные виды пересказов и всегда прилагаю инструкцию для учеников:

Слайд (2 щелчка)

  1. Пересказ по методике Ривина-Баженова. (Инструкция на слайде) Данная методика предполагает проработку текста по абзацам. Дети работают в парах, сильный - слабый с целью оказания посильной помощи при работе. Дети вместе  читают абзац. Находят незнакомые и малопонятные слова, выясняют их значение. Затем совместно выясняют, о чем абзац, выясняют основную мысль и озаглавливают его. Заголовок записывают в тетради. Так прорабатываются все абзацы текста. Дети учатся работать в парах, оказывать помощь друг другу. Когда все абзацы проработаны, каждый ученик пересказывает текст по заголовкам абзацев. Тексты надо брать несложные, небольшие по объему.

Слайд (2 щелчка)

  1. Поэтапный пересказ. (инструкция на слайде) Эта работа включает в себя следующие этапы: чтение текста, словарная работа, анализ текста и языковых средств автора произведения, деление на части, выделение главного и озаглавливание частей, составление плана, пересказ этой части отдельно, пересказ всего текста. Образец-пересказ на уроке дают сильные дети. Кто еще готов пересказать на уроке, делают это. Кому трудно пересказать текст, есть возможность еще раз подготовиться дома, а затем рассказать на следующем уроке.

При анализе текста можно предложить учащимся следующие задания:

  •  Ответить на вопросы на понимание содержания текста.
  •  Согласиться с утверждениями или опровергнуть их.
  •  Составить «синквейн» по прочитанному произведению.
  • Рассказать текст от лица главного героя (или какого-либо второстепенного героя).
  •  Придумать другую концовку.

Слайд (2 щелчка)

  1. Успешно использую  в своей практике пересказ «Минутка».  

Это последовательное выполнение 6 упражнений по 1-2 минуты каждое.

  •  Чтение отрывка (1-2 минуты).
  •  Осознание и осмысление прочитанного, т.е. составление 3-4 вопросов по  содержанию.
  •  Запись на доске 4-7 ключевых слов.
  • Образцовый пересказ текста сильным учеником.
  • «Жужжащий» пересказ в парах.
  •  Пересказ учениками на отметку.

  • Перейдем к продуктивным методам (они основываются на построении детьми собственных высказываний: обобщенная беседа, рассказывание, пересказ с перестройкой текста, дидактические игры на развитие связной речи, творческие задания).

Расскажу о применении самых эффективных упражнениях из моего опыта:

Слайд

Одним из таких упражнений является

  1. Составление рассказа детьми по сериям картинок.  

Ученики рассматривают картинки, выясняют их взаимосвязь и составляют рассказ. Можно усложнить задачу: перепутать картинки местами. Тогда ребятам нужно будет восстановить последовательность, а уже потом приступить к составлению рассказа.

 Картинки по запросу серия картинок для составления рассказа

Слайд

  1. Работа по готовым планам.

Готовые планы - прекрасная база для построения связного содержательного ответа.

Вначале идет подготовительная работа. Цель ее заключается в том, чтобы собрать  необходимый материал по  каждому пункту. Если уроки литературного чтения, то обратить внимание на языковые средства автора, запомнить их и использовать в своем рассказе. После этого весь материал собирает в целый ответ-монолог. Образец дает сильный ученик.

План характеристики главного героя на слайде.

  1. И конечно самостоятельное составление плана для ответа.

 Изучение устных предметов невозможно без составления плана. Без плана письменного или устного трудно рассказать материал. План помогает увидеть в целом маленькие части, выявить главное, выяснить логику рассказа, сделать вывод. После такой проработки материала ученику намного легче его запомнить.

Для составления плана выделили этапы работы учащихся:

  • Первичное чтение.
  • Вторичное чтение текста с карандашом в руке. Разделить текст на части.
  • Выделить главное в этой части. Это предложение и будет заглавием части. К каждой части можно записать опорные слова, которые помогут построить ответ в нужной последовательности.

На этапе обучения в начальной школе сложно представить себе учебный день без применения игровых форм на уроках. Поэтому в работе активно применяю игры, направленные на развитие речи. Расскажу о наиболее эффективных.

Слайд (3 щелчка)

4.         Игры

а) Составь предложение. Ознакомьтесь на слайде.

б) «Пропавшие слова» (Цель: обучение логическому построению предложений). Такой вид заданий есть и в контрольно-измерительных материалах к учебнику русского языка учебно-методического комплекса «Школа России». При выполнении такого рода заданий даются слова для справок, но можно дать ребятам возможность и пофантазировать самим, вставляя слова в текст, которые они самостоятельно могут придумать.

 «Я прочитаю рассказ. Но некоторые слова в нем потерялись. Догадайся какие».

Тишина царит в дремучем ___. Черные ___ затянули солнце. Вот-вот пойдет ___

д) Игра «Журналисты». (Для ребят игра «Журналисты» - необычный и интересный вид работы, но в то же время учитель имеет возможность на уроке литературного чтения проверить, как ученики усвоили, понимают произведение.

Тех, кто хочет побыть в роли героев произведения, приглашаю выйти к доске. Остальные дети журналисты.
Задача «журналистов» – задать интересный, необычный вопрос героям.
Задача «героев» произведения – дать полный, хороший ответ.

Слайд (3 щелчка)

ж) «Слова – приятели» (Цель: расширение словарного запаса школьников, работа со словами синонимами)

  1.  «Как по-другому можно сказать о печальном человеке?»
  2. «Каким словом можно заменить слово «конь», «врач», «пища» и т.д.?»
  3. «Какое слово лишнее? Почему?»

 Грустный, печальный, глубокий, унылый

Ученики выбирают из ряда слов лишнее, объясняя, что выбранное слово имеет другое значение, а остальные слова – синонимы.

Слайд С первых уроков работала над тем, чтобы дети давали полные ответы на вопросы.  Слайд Для этого использую прием «Дай полный ответ». Первые недели детям  напоминала: «Я буду задавать  на уроке вопросы, а вы должны отвечать не одним словом, а целым предложением. Если вы скажете одним словом, я ничего не пойму». Детям объяснила, как правильно построить ответ на вопрос. В начале ответа надо повторить то, что было в вопросе, но без вопросительного слова, затем нужен  мостик со словами «потому что», «так как». Слайд На доске появляется запись-помощница:

 Почему? Потому что

                                                                 так как

   Моя задача на всех уроках добиться правильных и полных ответов.

Слайд(4 щелчка) Использую прием наращивания

   Детям предлагала поиграть в  игру «Снежный ком» или «Повтори и скажи». Эта работа заключается в том, что прежде чем дать ответ на поставленный вопрос, надо повторить предыдущие ответы. Таким образом, в конце образуется полный ответ-монолог.

    Слайд + щелчок (памятка) На уроках русского языка, литературного чтения использую прием многократного повторения текстов-ответов с опорой на памятки. Ученик легче усваивает не то, что видит, слышит и читает, а то, что сам произносит.  Многократное повторение монологов в форме рассуждения не только тренирует органы речи, но и развивает связную речь учащегося. Навыки монологической  речи приобретаются постепенно. Овладение правильным ответом возвышает ребенка в его собственных глазах, поскольку является показателем его умственного развития. В помощь ученикам предлагаю памятки, в которых отражается последовательность ответа, иногда и научные термины. Недавно с ребятами прошли раздел по литературному чтению «О братьях наших меньших». В рамках раздела познакомились с рассказом «Храбрый утенок» Б.Житкова. Для того, чтобы ученики построили ответ-монолог о рассказе и герое, в помощь ребятам предложила памятку, опираясь на которую, ученики могут дать полный ответ без дополнительных вопросов учителя.

Памятка «Рассказ «Храбрый утенок»»

(расскажи о рассказе и герое, опираясь на памятку).

Мы прочитали рассказ…. . Главный герой - ….. .

Утенок Алеша предстаёт перед нами … (какой? Сильный, храбрый…).

В рассказе говорится о том, как (что)… .

Утенок учит нас тому, что…

У утенка Алеши можно научиться тому, что…

Стараюсь давать детям задания на дом, которые способствуют развитию речевых умений: подготовка дополнительных сведений из разных источников, написание рассказов, сказок, закончить рассказ по-другому. На уроках иногда мы устраиваем диспуты, чтобы проверить результаты работы. Диспут – высказывание разных точек зрения по одному вопросу, проблеме. Ученики высказывают свое мнение и приводят аргументы.

Чтобы начать диспут, я задаю вопросы: «Согласны ли вы, что…», «Докажите, что…», «Какой этот герой?». Это не только диагностика эффективности работы, но и удовольствие высказаться и пообщаться с учителем и одноклассниками.

Обучающиеся стали активнее вступать в диалог, рассуждать, показывают хорошие результаты при написании сочинений (изложения еще не писали).

Слайд (диаграмма) 

Результаты написания сочинений:

2 слайда Обучающиеся моего класса активно участвуют в конкурсах и олимпиадах муниципального, окружного и Всероссийского уровней. Есть победители во Всероссийской олимпиаде по русскому языку и литературному чтению на сайте Учи.ру, также принимаем активное участие в Международном дистанционном конкурсе «Олимпис», показываем хорошие результаты. Попробовали свои силы в Международной олимпиаде «Лисенок».

2 слайда Я стараюсь помочь ребятам и занимаюсь самообразованием. Часто повышаю свою квалификацию по разным направлениям с помощью курсов, принимаю активное участие в онлайн-конференциях и в конкурсе «Портфолио молодого педагога». Участвую в вебинарах и, конечно, в организации проведения олимпиад.

Слайд Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диалог как средство развития связной речи младших школьников на уроках литературного чтения

В статье  рассказывается о технологии учебного диалога, которая  является ведущей в числе технологий личностно - ориентированного образования....

Формирование устной речи младших школьников на уроках литературного чтения IIкласс

исследовательская работа на тему"Формирование устной речи младших школьников"...

Упражнения на развитие связной речи младших школьников на уроках литературного чтения посредством заданий творческого характера.

Виды работы на развитие связной речи младших школьников на уроках литературного чтения посредством заданий творческого характера....

Экологическое воспитание младших школьников на уроках литературного чтения и русского языка

Особенности организации учебного процесса младших школьников дают педагогу возможность так спланировать учебно- воспитательный процесс, чтобы как можно больше школьных предметов приобрели экологическу...

Патриотическое воспитание младших школьников на уроках литературного чтения и русского языка.

Привить любовь к своей Родине необходимо как можно раньше, а именно в начальных классах. Дети уже в младшем школьном возрасте должны понять, как это важно любить свой народ, гордиться его прошлым и на...

Тема педагогического опыта «Формирование читательских компетенций младших школьников на уроках литературного чтения системой приемов смыслового чтения»

Тема педагогического опыта «Формирование читательских компетенций младших школьников на уроках литературного чтения  системой приемов смыслового чтения». В своем педагогическом опыте ...