Статья: "Использование методов арт-терапии на уроках в коррекционной школе - залог эффективности работы учителя.
статья (1 класс)

Статья:"Использование методов арт-терапии на уроках в коррекционной школе - залог эффективности работы учителя.

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное специальное общеобразовательное учреждение

Запрудненская  школа – интернат  для обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья

« Использование  методов  арттерапии  на  уроках  в  коррекционной   школе     -  залог     эффективности    работы     учителя»

                                              Докладчик: Марьина О. С.,

                                                учитель первой категории

                                                  ноябрь 2019 г.

Использование методов арттерапии на уроках в коррекционной школе- залог эффективности работы учителя.

Арттерапия является одним из методов практической коррекции при работе с детьми с ОВЗ. Она является специализированной формой психотерапии. В основе арттерапии лежат искусство и творчество

Арттерапия применяется и как самостоятельный метод, и как метод, дополняющий другие техники. Благодаря своей универсальности, арттерапияспособна решить огромный спектр задач. Применяют арттерапию в работе со взрослыми, подростками, детьми.

Наши воспитанники являются особой категорией. Для них искусство является способом профилактики и коррекции отклонений в развитии.

Арттерапия (от англ. art, искусство) – это вид психотерапии и психологической коррекции, основанный на искусстве и творчестве. Возникла она в 30-е годы прошлого столетия. Впервые как метод психологической коррекции арттерапию применили при работе с эмоционально-личностными проблемами детей. С тех пор этот метод получил широкое распространение во всём мире.

Основная цель арттерапии – гармонизация развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания.  Важнейшим принципом данного метода является одобрение и принятие всех продуктов творческой деятельности ребенка. 

Среди основных функций арттерапии можно выделить следующие:

  • катарсистическая – арттерапия способствует очищению, освобождению от негативных  внутренних  состояний;
  • регулятивная – арттерапия способствует снятию нервно-психического напряжения, моделированию положительного психоэмоционального состояния, регуляции психосоматических процессов;
  • коммуникативно-рефлексивная – арттерапия обеспечивает коррекцию нарушений общения,способствует формированию  адекватной самооценки, межличностного поведения.

 

Выделяют две формы арттерапии:

  • пассивная – человек «потребляет» художественные произведения, созданные другими людьми;
  • активная –человек сам создаёт продукты творчества.

 

Сегодня арттерапия включает в себя: музыкотерапию, имаготерапию, изотерапию, библиотерапию, кинезитерапию. Каждый из этих видов арттерапии подразделяется на подвиды.

.

 Контингент детей коррекционной школы

В коррекционных школах обучают детей с различными нарушениями развития. Это дети с врождённой недостаточностью или приобретённым органическим поражением сенсорных органов, опорно-двигательного аппарата или центральной нервной системы.

Естественно, отклонения, отмечающиеся у разных групп детей, различны и по своему характеру. Однако помимо первичных нарушений в процессе развития у таких детей формируются вторичные и третичные отклонения. Они проявляются в недоразвитии высших психических функций, социальной стороны поведения.

Учителю специального коррекционного образовательного учреждения надо не только обучать детей, но и  работать над развитием эмоциональной сферы учащихся, профилактикой и коррекцией нарушений социально-личностного развития.

При работе с такими детьми учителю необходимо учитывать и специфические психологические и физические особенности каждого ребенка в классе.

В моем классе есть дети с тяжёлыми речевыми расстройствами при сохранном слухе ис задержкой психического развития, их  отличает значительные нарушения речи, влияющие на формирование других сторон психики. Им присущи отклонения в эмоционально-волевой сфере, трудности полноценной коммуникативной деятельности.

Есть ребенок  с тотальным недоразвитием, т е  имеется диффузное органическое поражение коры головного мозга. Это проявляется в недоразвитии всей познавательной деятельности ребёнка и его эмоционально-волевой сферы.

Среди детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы есть дети с эмоциональными нарушениями, с нарушениями поведения, с сочетанием этих нарушений. Особую группу таких детей составляют дети с расстройствами аутистического спектра.

Применение  на уроках различных методов арттерапии с учётом данных психологических особенностей детей могут значительно повысить эффективность уроков.

 Виды арттерапии и эффект от применения этих методов на уроках.

1. Музыкотерапия

Музыкотерапия – метод арттерапии, использующий музыку в качестве средства коррекции. Такие занятия проводят в индивидуальной и групповой формах.  Этот метод оказывает регулирующее влияние на психовегетативные процессы; способствует развитию эстетических потребностей.

 

.2. Имаготерапия

Имаготерапия (от лат. – образ) – психотерапевтический метод, относящийся к группе методов игровой психотерапии. В его основе лежит театрализация.

В имаготерапии выделяют следующие подвиды: куклотерапию, образно-ролевуюдрамтерапию, психодраму.

Куклотерапия – метод арттерапии, который активно мы используем в работе с детьми, основанный на идентификации с образом любимого героя сказки, мультфильма, с любимой игрушкой.

Технология проведения заключается в разыгрывании с куклой сюжета, когда решается сложная для ребенка задача. Кукла попадает в сложную историю и успешно с ней справляется. При этом по мере разворачивания сюжета эмоциональное напряжение ребёнка нарастает, достигнув максимума, сменяется бурными поведенческими эмоциональными реакциями, радостью, и, тем самым, снятием нервно-психического напряжения.

Образно-ролеваядрамтерапия – метод арттерапии, осуществляющий «реконструкцию поведенческой реакции» через разыгрывание по ролям и драматизацию сюжета. В составе репертуара могут быть и специально составленные сюжеты, и известные произведения, например сказки. Психодрама – метод психотерапии, распространённый по всему миру.

 Сущность психодрамы состоит в разыгрывании не готовых ролей, а импровизаций на тему проблемной ситуации.

Конечно, этот метод требует от учителя умения быстро перестроиться, импровизировать, из « ниоткуда сделать чудо».

 Как и образно-ролевая драмтерапия ,психодрама позволяет отрабатывать социальные способы поведения.

 

3. Изотерапия

Изотерапия – одно из направлений арттерапии, предполагающий использование методов изобразительного искусства.

Мы  широко используем этот метод в  в работе с детьми. В дело идут различные материалы, позволяющие создать художественное произведение: краски, карандаши, пластилин, цветную бумагу и т.д.

Выделяют два направления изотерапии:

  • пассивное – использование уже готовых произведений изобразительного искусства для их анализа и интерпретации;
  • активное – самостоятельные творческие проявления в изобразительной деятельности.

 

Используя изотерапию в коррекционной работе, необходимо учитывать, что целями и задачами изотерапии является самовыражение в рисунке и моделирование проблемной ситуации;качество рисунка в изотерапии не выступает важным критерием его оценки;

4. Библиотерапия

Библиотерапия-коррекционное воздействие на ребенка с помощью чтения специально подобранной литературы в целях нормализации или оптимизации его психического состояния

Художественным материалом для чтения могут быть произведения различных литературных жанров. Конечно, в своей работе с малышами мы активно используем сказки, в первую очередь, русские-народные.

В последнее время появилась самостоятельная методика, относящаяся к библиотерапии – сказкотерапия. Сказкотерапия подразумевает использование сказочной формы.

Среди достоинств библиотерапии можно выделить разнообразие и богатство средств воздействия, интимность, длительность, силу впечатления, повторяемость., и, конечно, доступность. 

Сказкотерапию используют для интеграции личности, совершенствования взаимодействий с окружающим миром, расширения сознания, развития творческих способностей. Посредством сказкотерапии оказывают помощь агрессивным детям, неуверенным, застенчивым, детям с проблемами принятия своих чувств. Сказкотерапия предоставляет нам широкое поле для работы:

  • использование сказки как метафоры;
  • рисование по мотивам сказки;
  • обсуждение поведения и мотивов действий персонажа;
  • проигрывание эпизодов сказки;
  • использование сказки как притчи-нравоучения;
  • творческая работа по мотивам сказки.

 

Применение арттерапии в коррекционной школе

Арттерапиякак метод психологической коррекции используется в олигофренопедагогике  применительно к различным вариантам отклонений в развитии детей..

При проведении арттерапии с детьми с ОВЗ нам необходимо соблюдать основные принципы психокоррекционной работы:

  • принцип единства коррекции и развития;
  • принцип взаимосвязи коррекции и компенсации;
  • принцип учёта возрастных психологических и индивидуальных особенностей развития ребенка;
  • принцип комплексности методов психолого-педагогического воздействия;
  • принцип личностно- ориентированного и деятельностного подхода на уроке;
  • принцип оптимистического подхода, т е организации атмосферы успеха на уроке;

Выводы:

На всех возрастных этапах и со всеми категориями детей можно использовать все виды арттерапии. Однако их применение будет иметь свою специфику.

Для использования арттерапевтических методик в коррекционной работе с детьми с  ОВЗ наиболее сензитивным( благоприятным) является возраст  7-8 лет.

Наиболее распространены в психокоррекционной работе с детьми младшего школьного возраста такие методы арттерапии, как изотерапия, сказкотерапия, имаготерапия, музыкотерапия.

 С помощьюданных методов учитель  решает образовательные и коррекционные  задачи конкретного урока  и  психологические проблемы детей.

Мы убедились на практике, что применение арттерапевтических методик на уроках при работе с детьми с ОВЗ  позволяет решить большой спектр психолого-педагогических  задач. Однако при работе необходимо учитывать индивидуальные особенности ребёнка, уникальность структуры вторичных нарушений психики( речи, мышления, самосознания), развитие ситуации  на уроке в данный момент времени.

И , конечно, сам учитель должен стараться быть и художником, и музыкантом, и артистом, и фокусником,короче говоря–волшебником!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Эффективность работы учителя начальных классов в реализации творческих способностей учащихся и сохранение их здоровья»

При определении целей и задач  педагогической  деятельности важно учитывать, что начальная ступень образования есть составная часть всей образовательной цепи и первоначальное в ней зве...

Эффективность работы учителя по развитию информационной грамотности учащихся.

Выступление на методическом объединении  учителей начальных классов (март 2012г) по теме "Эффективность работы учителя по развитию информационной грамотности учащихся»....

Статья "Использование игр и игровых упражнений на уроках русского языка в начальных классах"

Статья об использовании игровых упражнений на уроках русского языка...

«Дидактические игры на уроках русского языка» (из опыта работы учителя). Курсовая работа.

Для развития и совершенствования познавательных, умственных и творческих способностей детей очень действенным методом является дидактическая игра, которая может выступать как ведущая деятельность до с...

Статья "Некоторые методы и приемы использования ономастического материала на уроках русского языка" (из опыта работы учителя)

Одной из важных задач обучения русскому языку является пробуждение интереса, положительной мотивации к изучению русского языка....

Статья "Использование нетрадиционных художественных техник рисования на уроках изобразительного искусства в начальной школе"

Художественное воспитание детей в совресменной школе не может быть второстепенным. Работа с различными материалами в различных художественных техниках расширяет возможности ребенка, развивает простран...

Статья " Использование инновационных методов и приемов развития речи и мышления у детей с ЗПР"

Речь - существенный элемент человеческой деятельности, позволяющий человеку познавать окружающий мир, передавать свои знания и опыт другим людям, аккумулировать их для передачи последующим покол...