«Использование технологии критического мышления на уроках русского языка и литературного чтения»
статья

Татьяна Николаевна Распопова

Одним из  главных требований к условиям реализации общеобразовательных программ – проектирование учителем личностно ориентированного урока. Основными условиями построения такого урока считаются приоритет индивидуальности, вариативность, открытость. Технология «Развития критического мышления» позволяет строить учебный процесс на научно-обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации, технология направлена на развитие навыков работы с информацией, умений анализировать и применять данную информацию.

В статье говорится об этапах  (стадиях) применения данной технологии: вызов, осмысление, размышление.

Приведены примеры использования некоторых приёмов технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы в начальной школе.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

  «Использование технологии критического мышления на уроках русского языка и литературного чтения»

 «Принципиальным отличием образовательных стандартов второго поколения является их ориентации на результаты образования как системообразующий компонент конструкции стандартов». «Процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащихся, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта», /Стандарты второго поколения/.

   А значит одно из главных требований к условиям реализации общеобразовательных программ – проектирование учителем личностно ориентированного урока. Основными условиями построения такого урока считаются приоритет индивидуальности, вариативность, открытость.

   Технология «Развития критического мышления» позволяет строить учебный процесс на научно-обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации, технология направлена на развитие навыков работы с информацией, умений анализировать и применять данную информацию.

Критическое мышление имеет 5 характеристик (Д.Клестер):

  • Во-первых – это мышление самостоятельное;
  • Во-вторых – это мышление обобщенное;
  • В-третьих – это мышление проблемное и оценочное;
  • В четвёртых – это мышление аргументированное;
  • В пятых – это мышление социальное.

В программе РКМ определение критического мышления состоит из 6 компонентов.

Критический мыслитель:

  • Формирует собственное мнение;
  • Совершает обдуманный выбор между различными мнениями;
  • Решает проблемы;
  • Аргументировано спорит;
  • Ценит совместную работу, в которой возникает общее мнение;
  • Умеет ценить чужую точку зрения и сознаёт, что восприятие человека и его отношение к любому вопросу формируется под влиянием многих факторов.

        Базовая модель технологии вписывается в урок и состоит из трёх этапов (стадий):  Первый этап – ВЫЗОВ – задачи (функции)которого:

  1. актуализировать и проанализировать имеющиеся знания и представления по изучаемой теме;
  2. пробудить к ней интерес;
  3. активизировать обучаемого, дать им возможность целенаправленно думать, выражая свои мысли собственными словами;
  4. структурировать последующий процесс изучения материала.

  Второй этап – ОСМЫСЛЕНИЕ – поиск стратегии решения поставленной проблемы и составления плана конкретной деятельности; теоретическая и практическая работа по реализации выработанного пути решения.

Функции этапа:

  1. получение новой информации;
  2. ее осмысление (в том числе необходимо перечитывать часть текста в том случае, если учащийся перестает его понимать, воспринимая сообщение, задавать вопросы или записывать, что осталось не понятно для прояснения этого в будущем);
  3. соотнесение новой информации с собственными знаниями. Обучаемые сознательно строят мосты между старыми и новыми знаниями, для того, чтобы создать новое понимание;
  4. поддержание активности, интереса и инерции движения, созданной во время фазы вызова.

  Третий этап-РАЗМЫШЛЕНИЕ:(рефлексия)

  1. выражение новых идей и информации собственными словами;
  2. целостное осмысление и обобщение полученной информации на основе обмена мнениями между обучаемыми друг с другом и преподавателем;
  3. анализ всего процесса изучения материала;
  4. выработка собственного отношения к изучаемому материалу и его повторная проблематизация (новый «вызов»).

Процесс учения – это процесс увязывания нового с уже известным. Обучаемые строят новые представления на основании предыдущих знаний и представлений. Данное положение также является непременным условием использования технологии ЧПКМ.

Я остановлюсь на тех приёмах, которые меня заинтересовали, которые использую на своих уроках.

«Корзина идей» - углубляя изученную тему, вспоминаем, что уже знаем об этом.

Так, начиная изучать тему «Правописание парных согласных на конце слова», предлагаю детям вспомнить, что они знают о согласных звуках: отличие от гласных, звонкие – глухие, твёрдые – мягкие и т.д.

«Синквейн». Этот приём чаще использую на этапе рефлексии. Например, заканчивая по чтению раздел сказок о богатырях, предложила детям по группам составить синквейн . Вот что у них получилось:

Богатыри

Сильные, добрые.

Сражаются, защищают, спасают

Защищают свою родную страну.

Герои!

«Сбор ассоциаций» - озвучивается тема, дети пытаются предположить, о чём пойдёт речь на уроке; высказывают ассоциации, связанные с этим.

«Верные и неверные утверждения» - утверждения пишутся на доске или даются в устной форме. Дети отвечают, верят они или нет.

Например: -Корень – главная часть слова.

-Приставка стоит после корня.

Суффикс и сказуемое – главные члены предложения. И т.д.

«Инсерт» - системная разметка для эффективности чтения и размышления. При самостоятельной работе с текстом ребёнок на полях условными значками отмечает материал известный ему, непонятный, заинтересовавший и т.д.

«Тонкие и толстые вопросы» Этот приём использую на уроках литературного чтения. Тонкие вопросы – вопросы по содержанию прочитанного: где…? когда…? как звали …? Толстые  - вопросы на понимание содержания: почему…? зачем…? что, если бы…?

Приём «Шесть шляп». Этот приём использую при групповой работе.

На уроке чтения, говоря о жанре сказки, детям предложила этот приём.

  • 1 гр. Белая шляпа. В толковом словаре нашли значение слова, назвали виды сказок, авторство и др. Т.е. факты без эмоций.
  • 2 гр. Жёлтая шляпа. Чем хороши сказки? Аргументируйте (позитивное мышление)
  • 3 гр. Чёрная шляпа. Чем плохи, вредны  сказки? (негатив)
  • 4 гр. Красная шляпа. Рассказ о чувствах, эмоциях, связанных со сказками (эмоциональная шляпа).
  • 5 гр. Зелёная шляпа. Как влияют сказки на нашу жизнь? Как мы используем их уроки?
  • 6гр. Синяя шляпа. Постараться обобщить всё , что говорили о сказке. Это задание являлось самым сложным для второклассников. Поэтому им больше помогала.

Технология критического мышления учит детей:

  • Работать самостоятельно
  • Задавать вопросы
  • Выслушивать чужое мнение
  • Иметь своё мнение и отстаивать его
  • Критически относиться к мнению оппонентов
  • Осуществлять рефлексию своей деятельности
  • Анализировать и классифицировать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование технологии критического мышления на уроках русского языка в условиях внедрения ФГОС »

   Внедрением новых стандартов повышается значимость инновационной активности человека во всех сферах деятельности. В этих условиях необходимо создание инновационной системы образования,...

Доклад "Использование технологии критического мышления на уроках русского языка в условиях внедрения ФГОС"

Доклад "Использование технологии критического мышления на уроках русского языка в условиях внедрения ФГОС"...

Технология «Развитие критического мышления на уроках русского языка и литературного чтения»

              Предлагаемый материал основан на использовании данной технологии в филологии, будет полезен учителям начальных классов, преподающим литературу и...

Развитие критического мышления на уроках русского языка и литературного чтения.

 Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, б...

Приёмы критического мышления на уроках русского языка и литературного чтения.

Для реализации познавательной и творческой активности школьников в учебном процессе используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффекти...