Образовательная робототехника в начальной школе
статья (1 класс)

Использование в обучении конструкторов Лего и программного обеспечения к ним вызывает у детей желание двигаться по пути открытий и исследований, а любой признанный и оцененный успех добавляет уверенности в себе, у детей формируются универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к самостоятельной учебной деятельности по обработке информации (то есть умение учиться).

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovatelnaya_robototehnika_v_nachalnoy_shkoly.docx19.12 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная робототехника в начальной школы

Сегодня в России есть все предпосылки к информационному обществу, основанному на знаниях и высоком инновационном потенциале. Целью образования на сегодняшний день является общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию как умение учиться.

 Важнейшей задачей современной учебной системы  является формирование универсальных учебный действий, благодаря которым школьник научится учиться, приобретет способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий. Они формируются, применяются и развиваются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.

Обучение должно способствовать развитию у учащихся мотивации последующей образовательной деятельности, а также информационной культуры, как умения целенаправленно работать с информацией и использовать для её получения, обработки и передачи, современные технические средства и методы. В связи с этим важное значение для образовательной деятельности современного педагога имеет связь теории с практикой применения полученных знаний на пути их преобразования в реальный продукт.

Использование в обучении конструкторов Лего и программного обеспечения к ним вызывает у детей желание двигаться по пути открытий и исследований, а любой признанный и оцененный успех добавляет уверенности в себе, у детей формируются универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к самостоятельной учебной деятельности по обработке информации (то есть умение учиться).

Модели из деталей LEGO могут и универсальным наглядным пособием. Процесс работы с конструктором позволяет развивать моторику рук и умственную активность, а также предоставляет учителям средства для достижения целого комплекса образовательных целей.

А именно:

  • Развитие словарного запаса и навыков общения при разработке и объяснении работы модели.
  • Установление причинно-следственных связей.
  • Анализ результатов и поиск новых решений.
  • Коллективная выработка идей, упорство при реализации некоторых из них.
  • Экспериментальное исследование, оценка (измерение) влияния отдельных факторов.
  • Проведение систематических наблюдений и измерений.
  • Использование таблиц для отображения и анализа данных.
  • Построение трехмерных моделей по двухмерным чертежам.
  • Логическое мышление и программирование заданного поведения модели.
  • Написание и воспроизведение сценария с использованием модели для наглядности и драматургического эффекта.

В учебной деятельности элементы робототехники возможно применять на различных этапах урока: на этапе целеполагания и мотивации, при объяснении нового материала, актуализации опорных знаний, закреплении, контроле и оценки. Робототехнические конструкции могут использоваться учителем в качестве иллюстративно-наглядного материала, демонстративного пособия, набора для выполнения практических работ по технологическим картам, способа организации групповой и индивидуальной проектной деятельности учащихся.

Применять элементы робототехники можно как на уроках, так и во внеклассной и внеурочной деятельности.

Проекты при этом могут быть небольшие (на один урок). На внеурочных занятиях изучение любой темы, выполнение практических заданий на компьютере, снабжается примерами, иллюстрациями и задачами из области лего-конструирования и робототехники. Это способствует формированию ключевых ИКТ-компетенций, а также познавательного интереса к робототехнике.

С учетом возрастных особенностей младших школьников, все понятия курса вводятся на наглядных и доступных детям графических и телесных примерах.

Проблемы, которые возникли:

  • низкий уровень самостоятельности учащихся в учебном процессе;
  • неумение следовать инструкции, ярко выраженное в неспособности внимательно слушать и выделить последовательность действий, а также выполнить работу от начала до конца в соответствии с заданием;
  • отсутствие переноса знаний из одной образовательной области в другую, из учебной ситуации в жизненную;
  • Слабый уровень владения компьютерной техники

Проектная деятельность в 1 классе начинается с решения проектных задач, затем следует выполнение небольших мини-поектов. Выполнять мини-проекты на занятиях удобнее всего, используя лего-конструкторы, так как сборка моделей из деталей Лего очень нравится детям. Отработанные в начальной школе действия с лего конструкторами помогут учащимся использовать знания о робототехнике на предметах естественнонаучного цикла, во внеклассной и внеурочной деятельности, в школьном, домашнем и дистанционном обучении.

Для работы над проектами по робототехнике необходимы мыслительные умения высокого уровня. Такая работа способствует развитию метапознавательных и познавательных мыслительных умений, таких, как самооценка, решение проблем, принятие решений.

Выполнение разнообразных проектов способствует развитию познавательных, творческих навыков учащихся, умению самостоятельно искать информацию, развитию критического мышления; а также самостоятельной деятельности учащихся: индивидуальной, парной, групповой, которую они выполняют в течение определенного отрезка времени. Умение самостоятельно конструировать свои знания помогает ориентировать в информационном пространстве, способствует формированию мировоззрения учащихся и целостной научной картины мира.

Для демонстрации достигнутых учащимися результатов следует использовать такую форму как «выставка» и «соревнование». Соревнования и выставки можно проводить внутри школы. Сами по себе соревнования роботов очень красивы и азартны, они хорошо воспринимаются неподготовленными зрителями, поэтому они могут сыграть роль популяризатора занятий, вовлекая в занятия программированием все новых школьников.

Таким образом, можно сделать вывод о ряде преимуществ использования образовательной робототехники в проектной деятельности учащихся. Во-первых, ориентирование на реальный практический результат, так как в процессе работы создается осязаемая модель. Во-вторых, во время работы строятся новые дружественные и партнерские отношения между учениками, а также между учителем и учащимися. Расширяется образовательный кругозор учащихся, возрастает стойкий познавательный интерес. Также работа над проектом по робототехнике помогает учащимся проявить себя с самой неожиданной стороны. У них есть возможность показать свои организаторские способности, скрытые таланты, а также умение самостоятельно добывать знания, что является очень существенным для организации процесса обучения в современной школе.

Литература:

  1. Байбородова, Л.В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах. ФГОС/ Л.В. Байбородова [Текст]: - М., Просвещение, 2013 г.
  2. Матяш, Н.В. Проектная компетентность как результат образования [Электронный ресурс]/ Н.В. Матяш: Режим доступа - http://www.almavest.ru/ru/archive/2011/vypusk4(may)/363
  3. Образовательная робототехника в начальной школе [Текст]: учеб.-метод. Пособие/ Обр. центр информ. и мат.-техн. Обесп. ОУ Чел. Обл. [В.Н. Халамов, Н.Н. Зайцева и др.]; – Челябинск, 2012


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Легоконструирование и робототехника в начальной школе

Конспекты уроков по  робототехнике...

Легоконструирование и робототехника в начальной школе

Конспекты уроков по  робототехнике...

Проект занятия по робототехнике в начальной школе по теме: « Робот. Движение вперёд»

Проект занятия по робототехнике в начальной школе   по  теме    « Робот. Движение вперёд» . Первый год обучения.Цель: Научить задавать про...

Курс «Введение в робототехнику" в начальной школе.

Практические рекомендации по организации курса "Введение в робототехнику" в отделении дополнительного образования для начальной школы....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная информатика и робототехника в начальной школе"

Представлена программа по информатике для внеурочных занятий в начальной школе...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РОБОТОТЕХНИКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Презентация.ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РОБОТОТЕХНИКА В НАЧАЛЬНОЙ  ШКОЛЕ...

Статья "Изучение основ робототехники в начальной школе"

Изучение основ робототехники в начальной школе...