методическая разработка "Групповые формы работы на уроках в начальной школе"
методическая разработка

Логинова Ирина Ивановна

В статье описываются виды групповых форм работы с учащимися начальной школы на уроках

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_v_gruppe.docx32.34 КБ

Предварительный просмотр:

          Тема моего выступления ««Групповая форма работы на уроках в начальной школе». Начать его хотелось бы словами Льва Семёновича Выготского: «То, что дети могут сделать вместе сегодня, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно».

Сегодня мы-учителя констатируем такие факты, как отсутствия у современных школьников мотивации к учебной деятельности, самостоятельности в принятии решений, неумения общаться друг с другом. Всем нам хорошо известно, что в школе развитие личности происходит в процессе учебной деятельности. К концу обучения в начальной школе мы должны сформировать у младшего школьника основные компоненты этой ведущей деятельности: учебно-познавательные мотивы, учебные действия, контроль и самоконтроль, оценку и самооценку.

И перед каждым из нас стоит вопрос: «Что же надо изменить в учебном процессе, чтобы он вызвал интерес у ученика, приучал его к самостоятельному подходу в освоении нового, помогал в решении проблем, способствовал появлению навыка результативного общения?»

ФГОСобщего образования нацеливает на приоритетное направление по формированию общеучебных умений и навыков. Здесь важна активная позиция ученика для решения учебной задачи. Современное образование требует от школы, а значит и от учителя, сохранить психическое и физическое здоровье детей. Поддержать их инициативность, самостоятельность, сберечь ту оптимистическую самооценку, с которой ребенок приходит в школу, сформировать у него навыки сотрудничества, общения, научить делать самостоятельный и правильный выбор. В связи с этим актуальным становится внедрение в процесс обучения таких технологий, которые способствовали бы формированию и развитию у учащихся умения учиться, учиться творчески и самостоятельно.

Давно доказано психологами, что люди лучше усваивают то, что обсуждают с другими, а лучше всего помнят то, что объясняют другим. И ведь именно эти возможности предоставляет учащимся используемая на уроке учителем групповая работа, где ребенок вооружается навыками самостоятельной деятельности, становится в позицию исследователя, является равноправным участником обучения.

        При групповой форме работы на уроках используется технология системно – деятельностного подхода. Почему за основу взята именно технология деятельностного подхода? Можно ответить словами Бернарда Шоу: «Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность». Чтобы знания становились инструментом, ученик должен с ними работать, т. е. применять, искать условия и границы их применимости, преобразовывать, расширять и дополнять.

       Использование на уроках групповой работы убедило меня в том, что: возрастает глубина понимания учебного материала, познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся; меняется характер взаимоотношений между детьми; исчезает безразличие, приобретаются теплота, человечность; резко возрастает сплоченность класса, дети начинают лучше понимать друг друга; растет самокритичность, дети более точно оценивают свои возможности, лучше себя контролируют; учащиеся приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: ответственность, такт, умение вести себя с учетом позиций других людей. Одним словом, то, что сегодня ребенок научится делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он сможет выполнять самостоятельно.

         Групповая работа на уроке не просто нужна, она - необходима. Но это моё личное мнение. Использование групповых форм работы позволяет решить следующие задачи:

. возрастает объём усваиваемого материала и глубина его понимания;

·       на формирование понятий, умений, навыков тратится меньше времени, чем при фронтальном обучении;

·       ученики получают удовольствие от занятий, комфортнее чувствуют себя в школе;

·       возрастают познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;

·       меняется характер взаимоотношений между детьми (исчезают безразличие, агрессия, прибавляются теплота и человечность);

·       возрастает сплочённость класса;

·       учитель получает возможность осуществлять индивидуальный подход к учащимся (учитывать их склонности, способности, темп работы при делении класса на группы, давать группам задания, дифференцированные по трудности).

             Традиционно было принято учитывать активность учащихся на уроке по поднятым рукам, выступлениям отдельных учащихся перед всем классом. А если ребенок в силу своих психологических особенностей не может пока публично выступать? Где уверенность в том, что дети, внешне принимающие активное участие на уроке, имеют прочные знания по данному материалу? При совместной деятельности проявляется, в первую очередь, активность учащихся в малых группах – там им комфортнее. Учащийся пока еще не может по разным причинам публично выступать и высказывать свои мысли вслух перед всем классом и учителем, но зато в группе он может занимать активную позицию, обсуждать наравне со всеми предложенные вопросы и задания. Учащийся в такой ситуации чувствует себя увереннее, что достаточно важно, особенно на первом этапе обучения.

Итак, с чего начать организацию групповой работы?

            Подготовительным этапом к групповой работе и одной из самых распространенных форм групповой работы является работа в парах. Я успешно использую  уже с первых дней обучения детей в школе, приучая их к сотрудничеству. На первых порах - это статическая пара, образованная из детей, сидящих за одной партой. На этом этапе главным становится выработка умения договориться, умения общаться. Дети знакомятся с правилами общения: при разговоре смотри на собеседника, тихо говори в паре, называй товарища по имени, дети учатся как соглашаться, как возражать, как помогать, просить о помощи, внимательно слушай ответ, потому что потом будешь исправлять, дополнять, оценивать. Постепенно приучаем учеников, вырабатываем умения и навыки работы в паре. Работа ведётся систематически и целенаправленно в течение четырёх лет обучения в начальной школе.

             Работу в парах можно организовать как при изучении нового материала, так и при повторении, закреплении, контроля знаний, т. е. на любом этапе урока.

Первое, чему нужно научить первоклассников – это проверять друг друга. Проверять можно ответ, ход решения, правильность и красоту письма, домашнее задание и т. д.

          Следующий этап: научить тренироваться в парах (таблица сложения, устный счёт, взаимодиктанты с использованием разрезной азбуки, выполнение заданий по вариантам с последующей взаимопроверкой).

Далее идёт обсуждение в парах. Что значит обсуждать? Это говорить по данной теме, ставить вопросы и раскрывать их.

Важно научить детей задавать вопросы и отвечать на них. (Задайте друг другу по два любых вопроса к прочитанному или услышанному тексту и ответе на них. Составьте к услышанному тексту вопросы, используя слова, записанные на доске – что? почему? для чего? и задайте их друг другу.)

Организуя сотрудничество, необходимо вводить следующие правила совместной работы: работать дружно, быть внимательными друг к другу, вежливыми; быть активными, не отвлекаться на посторонние дела, не мешать друг другу; вовремя оказывать помощь, выполнять указания старшего; следить за временем; работать по алгоритму; доводить начатое до конца.

При работе парами дети приучаются внимательно слушать ответ товарища (ведь они выступают в роли учителя), постоянно готовиться к ответу (для ребёнка очень важно, чтобы его спросили), учатся говорить, отвечать, доказывать. Ребёнок может делать в этот момент то, что в другое время не разрешается – свободно общаться с товарищем, свободно сидеть. Как правило, детям такая работа очень нравится.

Обучаясь в парах    , дети проходят материал быстрее и качественнее. У них повышается интерес к учению. При организации коллективной формы работы повышается уровень их развития, обучения и воспитания. В классе  есть дети, которые стесняются высказываться при всех. В более узком кругу  они начинают говорить. Они знают, что товарищ выслушает их, не будет над ним смеяться, при необходимости объяснит, поможет.

А так как присутствует элемент соревнования (ребята не хотят отстать от других пар) и дети ограничены временем, они стараются не отвлекаться, общаются только по теме урока.

Так постепенно приучаю детей вырабатывать умения и навыки работы в паре.  Работа ведется систематически и целенаправленно в течение 4 лет.  Получив положительные результаты, организуя работу в парах, можно смело переходить к групповой работе.

Стоит отметить, что в групповой работе нельзя ожидать быстрых результатов, все осваивается практически. Не стоит переходить к более сложной работе, пока не будут проработаны простейшие формы общения. Нужно время, нужна практика, разбор ошибок. Это требует от учителя терпения и кропотливой работы.

Перейти от работы в статичных парах к групповой работе мне помог приём «Ручеек» Данный приём хорошо известен и широко применяется учителями нашей школы.

В «Ручейке» идёт общение ребят внутри одного ряда. Для этой работы учитель заготавливает к уроку карточки по числу учеников в ряду. Содержание карточек отличается друг от друга. Для ребят второго и третьего ряда составляются аналогичные карточки. После работы в постоянных парах начинается игра. Ребята сидят в ряду. Затем один вариант начинает движение: с первой парты ученик идёт на последнюю, а остальные передвигаются на одну парту вперёд. Движение идёт до тех пор, пока все ученики следующего варианта не займут свои места.

Данный приём и в 4 классе помогает продуктивно проводить словарную работу на уроке.

Я заготавливаю карточки по количеству человек в ряду. У меня их шесть. Изученные словарные слова делю на 6 блоков, т.е. каждый ребёнок получает свою карточку. Затем дети работают в парах: диктуют слова друг другу, проверяют работу и работают над ошибками. Меняются карточками – в следующей паре ученик диктует слова, которые он только что писал сам. Таким образом ученик получает возможность повторить слова и закрепить свои знания.

Групповая работа, как правило, начинается с фронтальной работы, в ходе которой преподаватель ставит проблему. Далее осуществляется деление обучающихся на группы и распределение заданий. Целесообразно использовать групповую работу двух видов: единую и дифференцированную. При единой групповой работе все группы выполняют одинаковые задания в рамках общей темы, дифференцированная же групповая работа предполагает выполнение группами различных заданий.

Разделение класса на группы – это важный момент в организации работы. Способов разделения существует множество, и они в значительной степени определяют то, как будет протекать дальнейшая работа в группе, и на какой результат эта группа выйдет.

1. По желанию.

Этот метод применяется в случаях, когда владеют навыками групповой работы и могут за короткий промежуток времени объединится по взаимному выбору. Задание на формирование группы по желанию может даваться, как минимум, в двух вариантах:

·         Разделитесь на группы по ... человек.

·         Разделитесь на ... равные группы.

2. Случайным образом.

Группа, формируемая по признаку случайности, характеризуется тем, что в ней могут объединяться (правда, не по взаимному желанию, а волей случая) дети, которые в иных условиях никак не взаимодействуют между собой либо даже враждуют. Работа в такой группе развивает у участников способность приспосабливаться к различным условиям деятельности и к разным деловым партнерам.

Этот метод формирования групп полезен в тех случаях, когда перед учителем стоит задача научить детей сотрудничеству. Метод также может использоваться в классах, в которых между учениками сложились в целом доброжелательные отношения. Но в любом случае педагог должен обладать достаточной компетентностью в работе с межличностными конфликтами.

Способы формирования «случайной» группы: объединение тех, кто сидит рядом (в одном ряду, на соседних партах).

3. По определенному признаку.

Этот способ я использую чаще других, т.к. он требует определенных знаний по предмету. Перед уроком на парту каждому ученику кладется карточка. Например, при изучении частей речи дети объединяются, ориентируясь на то, слово какой части речи написано на карточке. Этот способ деления интересен тем, что, с одной стороны, может объединить детей, которые либо редко взаимодействуют друг с другом, либо вообще испытывают эмоциональную неприязнь, а с другой – изначально задает некоторый общий признак, который сближает объединившихся учащихся. Есть нечто, что их роднит и одновременно отделяет от других. Это создает основу для эмоционального принятия друг друга в группе и некоторого отдаления от других (по сути дела – конкуренции).

4. По выбору «лидера».

«Лидер» в данном случае может либо назначаться учителем (в соответствии с целью, поэтому в качестве лидера может выступать любой ученик), либо выбираться детьми. Формирование групп осуществляется самими «лидерами». Например, они выходят к доске и по очереди называют имена тех, кого они хотели бы взять в свою группу. Наблюдения показывают, что в первую очередь «лидеры» выбирают тех, кто действительно способен работать и достигать результата. Иногда даже дружба и личные симпатии отходят на второй план. В том случае если в классе есть явные аутсайдеры, для которых ситуация набора в команду может быть чрезвычайно болезненной, лучше или не применять этот способ, или сделать их «лидерами». Именно по этой причине данный способ лично мною не используется.

5. По выбору педагога.

В этом случае учитель создает группы по некоторому важному для него признаку, решая тем самым определенные педагогические задачи. Он может объединить учеников с близкими интеллектуальными возможностями, со схожим темпом работы, а может, напротив, создать равные по силе команды. При этом организатор групповой работы может объяснить принцип объединения, а может уйти от ответа на вопросы участников по этому поводу.

 Безусловно, работа в группах не может существовать без определённых правил.

Прежде чем приступить к групповой работе, мы вместе с детьми установили подходящие для работы групп правила. У нас их минимальное количество, и они должны дополняют правила поведения на уроке

    убедись, что в разговоре участвует каждый;

    говорить спокойно и ясно;

    говорить только по делу;

    не говорить всем сразу;

    возражая или соглашаясь, смотреть на говорящего.

    обращаться друг к другу по имени.

Я оформляю данные правила (мы называем их заповеди) на отдельном слайде и мы обязательно озвучиваем их перед тем, как они начнут работать в группах.

Для того, чтобы дети почувствовали личную ответственность за то, как группа работает, необходимо распределить роли. Лучше всего дети работают вместе, если каждый имеет определенную роль при выполнении задания. Мы с ребятами используем следующие роли:

    Организатор – распределяет роли, следит за действиями всех членов группы.

    чтец читает вслух;

    секретарь - записывает что-то от лица группы;

    докладчик - у доски рассказывает, что решила группа;

    хронометрист –следит за временем

Подготовка к выполнению группового задания:

-постановка познавательной задачи (проблемной ситуации);

-инструктаж о последовательности работы;

-раздача дидактического материала по группам.

Групповая работа:

-знакомство с материалом, планирование работы в группе;

-распределение заданий внутри группы;

-индивидуальное выполнение задания;

-обсуждение индивидуальных результатов работы в группе;

-обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения);

-подведение итогов группового задания.

Заключительная часть.

-сообщение о результатах работы в группах;

-анализ познавательной задачи, рефлексия;

-общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи.

Затем каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща.

        Работа в группах может быть использована на разных этапах работы с учебным материалом. Учитель может организовывать в группах на протяжении всего урока или отдельного его этапа. Желательно, чтобы количество детей в группе было не менее 4 -5 человек, чтобы у каждого ребенка была своя роль и возможность высказать и доказать свое мнение. В групповой работе должны присутствовать два элемента: индивидуальный поиск и обмен идеями. Личный поиск непременно предшествует обмену мнениями. Это условие является обязательным: сначала каждый думает и действует сам, затем происходит обмен мнениями и общее обдумывание решения проблем.

         Но не стоит при организации групповой работы: принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе работать; разрешить отсесть в другое место ученику, который хочет работать один (а в каждом классе есть такие);давать для работы более 15–20 минут в 1–2 классах, более 20–30 минут в 3–4 классах; требовать в классе абсолютной тишины, так как дети должны обменяться мнениями, прежде чем представить продукт совместного труда (используется колокольчик) ; наказывать детей лишением права участвовать в совместной работе.

          Работа в группах очень нравится детям, вызывает интерес к изучаемому материалу, вселяет в ребенка веру в собственные силы.

Чтобы эта работа прошла успешно, и детям, и педагогу нужны прочные знания и фантазия, изобретательность, упорство, труд и, конечно, умение сотрудничать.

         Существуют следующие виды групповой работы.  Это «Мозговой штурм», игра «Продолжи», «Охота за сокровищами», «Снежный ком»,  «Пазлы», прием «Зигзаг» и другие. Дадим краткую характеристику некоторым из них.

1. Мозговой штурм.

    Используется для генерации идей.

    Соблюдается жесткий регламент.

    Распределяются роли внутри группы

    После выработки коллективного решения внутри группы делаются доклады / сообщения от разных групп.

2. Игра «Продолжи».

Основана на выполнении заданий разного рода группой «по цепочке».

Можно использовать на уроках по разным предметам (например, при описании иллюстрации или картины, на уроке окружающего мира при составлении рассказа о каком-либо животном).

3. Охота за сокровищами.

Учитель составляет вопросы, которые могут требовать, как знаний фактов, так и осмысления или понимания.

Учащийся или группа должны ответить на вопросы, используя ресурсы интернета, дополнительную литературу, учебник.

4. Снежный ком.

Это работа в группе, которая начинается с решения индивидуального задания. Все учащиеся получают аналогичные задания и самостоятельно выполняют их.

После этого следует работа в парах. В парах учащиеся предлагают свои способы решения данного задания, из которых выбирается лучшее.

Далее две пары объединяются, и работа продолжается в группе из четырех человек, где снова происходит обсуждение решений и выбирается лучшее из них.

В конце работы все учащиеся попадают в одну группу. На этом последнем этапе уже не происходит обсуждения решений, группы делают доклады о своей работе.

5. Пазлы.

Учитель делит тему на несколько частей так, чтобы каждая группа получила бы свою часть темы. Также все группы получают список необходимых источников или сами учебные материалы, с помощью которых они изучают основы предложенной части темы.

После изучения материала или выполнения задания группы переформируются так, чтобы в каждую новую группу попали по 1 человеку от каждой прежней группы.

Каждый член новой группы объясняет своим новым коллегам свою часть темы, основы которой он изучил в составе предыдущей группы и отвечает на заданные вопросы.

В заключение работы делают выводы.

6. Прием «Зигзаг».

Учащиеся организуются в группы по 4-5 человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты.

Затем ребята, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется «встречей экспертов».

Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами, других членов группы. Те, в свою очередь, докладывают о своей части задания.

Формами групповой работы являются уроки-проекты и конференции. На протяжении 4 лет учащиеся учатся выполнять и представлять проекты. В УМК «Школа России» выполнение проектов предусмотрено после изучения каждого раздела.

Примеры проектов:

- Создание плаката «Подкормите птиц зимой!»

А также составление текстов инструкций

«Умеешь ли ты делать кормушки»,

«Открытка маме на 8 марта»

«Рецепт»

Новые образовательные результаты (прежде всего учебная и социальная самостоятельность, компетентность в решении проблем, в принятии решений, ответственность и инициативность) могут быть достигнуты через проектную деятельность.

Однако проектная деятельность ведущее место занимает в основной школе. В начальной школе могут возникнуть только ее прообразы, в виде виде творческих заданий или специально созданной системы проектных задач. Проектная задача носит групповой характер. На начальном этапе предлагаю применять в своей работе небольшие проектные задачи.

Например, проектная задача «Животные нашей Родины».

Окончательным этапом групповой работы является анализ деятельности работы группы, уяснение причин успеха, трудностей, а рефлексия проходит по двум направлениям:

- ход исследования решения проблемы;

- деятельность членов всей группы.

  Преимущества групповой формы учебной работы

    Не все ученики готовы задавать вопросы учителю, если они не поняли новый или ранее изученный материал. При работе в малых группах, при совместной деятельности ученики выясняют друг у друга все, что им неясно. В случае необходимости не боятся  обратиться за помощью к учителю.

    Учащиеся учатся сами видеть проблемы и находить способы их решения.

    У учеников  формируется своя точка зрения, дети  учатся отстаивать свое мнение.

    Каждый понимает, что успех группы зависит не только от запоминания готовых сведений, данных в учебнике, но и от способности самостоятельно приобретать новые знания, умения и  применять их в конкретных заданиях.

    Дети учатся общаться между собой, с учителями, овладевают коммуникативными навыками и умениями.

    Развивается чувство товарищества, взаимопомощи      

            Причем, сначала дети невнимательно слушают, что говорят товарищи в группе, но т.к. оценивается работа всей группы, а не каждого ученика в отдельности, они начинают вслушиваться в ответ товарищей, если необходимо оказывать помощь.

         Таким образом, мы видим, что ключевые моменты системно-деятельностного подхода групповая работа помогает нам выполнить. Эрнест Легуве, французский драматург, заметил, что «Цель воспитания – научить детей обходиться без нас». Групповая работа помогает детям работать самим, учиться общаться, решать конфликты, отстаивать свою точку зрения и применять свои знания на практике.

      Педагог может выполнять  функции  организатора,  партнера, консультанта,  психолога,  лаборанта,  иллюстратора, наблюдателя. При этом необходимо всегда  оставаться  доброжелательным,  говорить тихо, приучая и учащихся во время групповой работы вести обсуждения тихими голосами. Организуя групповую работу, нельзя ожидать быстрых результатов, переходить к более сложной работе, пока не будут отработаны простейшие формы общения. Нужны время, практика, кропотливый труд учителя.                                             Можно сделать вывод, что при организации учебной деятельности по группам, каждый обучающийся вовлекается в учебный процесс, в систему, требующую от него, с одной стороны, самостоятельности и продвижения в своем темпе, а с другой, умения общаться, сотрудничать и решать учебные задачи. Можно не сомневаться, что подобная организация учебного процесса дает хорошие результаты, обеспечивает умственное развитие, а главное и самое ценное, развивает самостоятельность, уверенность в себе, трудолюбие. А это всё заложено в требованиях ФГОС к портрету выпускника начальной школы.

                                             Наиболее благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу на уроке создают групповые формы работы. Работу в парах начинаю вводить с 1 класса. В качестве подготовительной работы на уроках имеет место сочетание фронтальной и индивидуальной форм работы. В одном классе учатся сильные, слабые, средние ученики. Поэтому задания для индивидуальной работы даю дифференцированно (по уровню трудности  и объему учебного материала).

После того, как дети научатся работать по индивидуальным карточкам, предлагаю учиться работать в парах «учитель-ученик». Знакомимся с правилами общения.

-Правильно сиди за партой.

-При разговоре смотри на собеседника.

-Тихо говори в паре.

-Называй товарища по имени.                                  

-Внимательно выслушивай ответ.

-Тактично исправляй и дополняй.

-Справедливо оценивай.

Так постепенно приучаю детей вырабатывать умения и навыки работы в паре.  Работа ведется систематически и целенаправленно в течение 4 лет. Работу в парах можно организовать  на любом этапе и виде урока. Первое , чему нужно научить первоклассника-это проверять друг друга. Проверять можно ответ, ход решения, правильность и красоту письма, домашнее задание.

Следующий этап: научить тренироваться в парах (таблица сложения, устный счет, взаимодиктанты, выполнение заданий по вариантам с последующей проверкой).

 При организации работы в парах важно учитывать ряд особенностей.:

-Каждый ученик выступает в роли то «ученика, то учителя».

-Ближайшая цель – учить всему тому, что он знает сам.

-Основной принцип работы-все по очереди учат каждого и каждый всех.

-Каждый отвечает не только за свои знания, но и за успехи товарищей.

      Обучаясь в парах    , дети проходят материал быстрее и качественнее. У них повышается интерес к учению. При организации коллективной формы работы повышается уровень их развития, обучения и воспитания. В классе  есть дети, которые стесняются высказываться при всех. В более узком кругу  они начинают говорить. Они знают, что товарищ выслушает их, не будет над ним смеяться, при необходимости объяснит, поможет. При групповой форме работы зажатые дети раскрываются, у них появляется уверенность в собственных силах. Группы могут формироваться по уровню овладения учебного материала, по содержанию, а также за счет определенной расстановки мебели. Задание для групп м.б. одинаковым, а может и отличаться. Например, на уроке развития речи одна группа пишет текст-повествование «Осень пришла», вторая группа-текст-описание «Осенний лес», третья-текст рассуждение «За что я люблю осень»?..

На первом этапе в группе   работают «сильные» ученики, лидеры. Причем, сначала дети невнимательно слушают, что говорят товарищи в группе, но т.к. оценивается работа всей группы, а не каждого ученика в отдельности, они начинают вслушиваться в ответ товарищей, если необходимо оказывать помощь.

 Благодаря коллективной работе дети учатся:

-Формулировать свою точку зрения.

-Выяснять точки зрения своих партнеров.                          

-Обнаружить разницу точек зрения.

-Разрешать разногласия с помощью логических аргументов.

Быть справедливыми и толерантными.

     Коллективная работа имеет некоторые преимущества перед фронтальной:

-Обсуждаются разные варианты решений.

-Отвергаются ошибочные.                                      

-Ученики заинтересованы в быстром и правильном выполнении задания.

      Решить современные педагогические задачи и получить новые качества личности мл.школьника  с использованием только классно-урочной формы обучения, провести оценку полученных результатов, используя только тестовые проверочные работы и пятибальную систему оценки, практически невозможно. Необходим поиск новых способов и форм организации образовательного процесса, с помощью которых можно достичь новых образовательных результатов.

Одной из таких адекватных форм является проектная деятельность. Новые образовательные результаты (прежде всего учебная и социальная самостоятельность, компетентность в решении проблем, в принятии решений, ответственность и инициативность) могут быть достигнуты через проектную деятельность.

Однако проектная деятельность ведущее место занимает в основной школе. В начальной школе могут возникнуть только ее прообразы, в виде виде творческих заданий или специально созданной системы проектных задач. Проектная задача носит групповой характер. На начальном этапе предлагаю применять в своей работе небольшие проектные задачи.

Например, проектная задача «Животные нашей Родины».

      Заключение. Таким образом, объединение учащихся в группы способствует формированию коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников. В группе ребятам предоставлена возможность оценивать деятельность группы и самого себя, высказать свое мнение, послушать мнение других, у них вырабатывается умение работать именно в команде, младшие школьники учатся выслушивать мнение своих товарищей по группе, анализировать сказанное, с чем-то соглашаться и объяснять, почему согласен, а с чем-то нет и соответственно приводить аргументы несогласия. Групповая работа младших школьников на уроке организовывается по следующим условиям: 1) предварительная подготовка учащихся к выполнению группового задания, постановка учебной задачи и инструктаж учителя; 2) обсуждение и составление плана выполнения учебного задания в группе, определение способов его решения, распределение обязанностей; 3) групповая работа по выполнению учебного задания; 4) наблюдение учителя и помощь работе группы и отдельным учащимся; 5) взаимопроверка и взаимоконтроль за выполнением задания в группе; 6) сообщение учащихся учителю и классу о полученных результатах, общая дискуссия в классе под руководством учителя, дополнение и исправление, дополнительная информация учителя и формулировка окончательных выводов. 7) индивидуальная самооценка работы в группе, взаимооценка. Следует отметить, что учебная деятельность по группам предполагает общение младших школьников, т.е. принимать во внимание эту особенность и организовывать специальные социализирующие, воспитывающие ситуации в процессе обучения. Групповые формы учебной деятельности развивают личностные отношения учащихся, позволяют учитывать социальный статус конкретного ученика, помогают ему самоутвердиться в среде одноклассников; создают между учащимися отношения ответственных зависимостей, организуют общественный контроль, рождают общественное мнение, развивают самооценку учащихся, переживание коллективных достижений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Групповая форма работы на уроках в начальной школе.

Наиболее благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу на уроке создают групповые формы работы....

Доклад на тему "Групповые формы работы на уроке в начальной школе.

Доклад был подготовлен для выступления на районом МО....

Групповые формы работы на уроках в начальной школе.

Основной формой организации процесса обучения является урок. В начальной школе эффективно использовать на уроках групповые формы обучения, которые позволяют добиться лучшего усвоения материала, ...

Групповые формы работы на уроках в начальной школе.

Материал для выступления на МО учителей начальных классов....

Групповая форма работы на уроках в начальной школе.

В материале дается пояснение тому,как можно использовать груповую форму работы на уроках в начальной школе.В данном материале раскрывается суть применяемой формы работы на уроках. Даны некоторые напра...

Групповая форма работы на уроках в начальной школе. Обучение работе в парах в 1 классе.

В материале описываются этапы введения групповой работы в 1 классе...

Выступление на методическом совете "Групповая форма работы на уроках в начальной школе"

Изменения, которые произошли в нашем обществе, повлекли за собой изменение целей современного образования, изменение всех составляющих методической системы учителя. Результатом обучения и воспитания в...