Статья на тему "Формирование навыков самоконтроля и самооценки у детей младшего школьного возраста".
статья

Григорьева Татьяна Алексеевна

Самооценка — это осознание человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающим и самому себе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_samootsenka.pptx1.81 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование навыков самооценки и самоконтроля у детей младшего школьного возраста

Слайд 2

Самооценка — это осознание человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающим и самому себе .

Слайд 3

Функции самооценки обучающая функция - заключается в том, что ученик, оценивая свою работу, еще раз повторяет пройденную тему ; мотивационная функция – обеспечивает приучение к систематической работе ; воспитывающая и развивающая функции – связаны с формированием адекватной самооценки ; аналитическая функция - связана с рефлексией учащегося, самоанализом учащегося, выявлением пробелов, трудностей в изученном материале.

Слайд 4

Основа алгоритма самооценки Что нужно было сделать в этом задании? Какая была цель, что нужно было получить? Удалось получить результат? Найдено решение, ответ? Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)? Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чем)? Каким умением пользовался? На каком уровне успешности выполнено задание? Определи уровень успешности, на котором ты решил задачу. Исходя из своего уровня успешности, определи отметку.

Слайд 5

Формирование умения самооценки 1 шаг . Учитель выбирает уроки, на которых можно ограничить предметный материал до минимума . 2 шаг . При планировании урока учитель выбирает для первой демонстрации алгоритма с/о легко выполнимое задание . 3 шаг . На последующих уроках самооценку по алгоритму предлагается произвести по очереди всем ученикам класса . 4 шаг. Постепенно вместо проговаривания вопросов, учитель предлагает ученикам самим, глядя на опорные сигналы, задавать себе эти вопросы и отвечать на них . 5 шаг. Когда ученики начинают оценивать себя, не глядя на опорные сигналы, учитель может убрать их и достават ь , только если у кого-то возникают затруднения.

Слайд 6

Если учитель ведёт урок в традиционном плане, то можно выделить и написать на доске этапы деятельности. В конце урока предложить учащимся оценить свою работу на каждом этапе в виде ступенек, ведущих к успеху. 1. «Лестница успеха»

Слайд 7

2. «Зажигаем огоньки» “Можно двигаться дальше”. “Нужна небольшая помощь”. “Стоп! Мне нужна помощь!”

Слайд 8

3 . “Дерево успехов” сегодня не получилось, но я не отчаиваюсь. все удалось; неплохо поработал, но что-то не совсем получилось;

Слайд 9

4. «Волшебные линеечки»

Слайд 10

«Волшебные линеечки» Критерии оценки О тметка (крестик) ставится вверху , если написано аккуратно: без помарок и исправлений, все буквы соответствуют правилам каллиграфии, не выходят за рамки рабочей строки, соблюден наклон. Внизу крестик ставится , если буквы “пляшут” на строке, много помарок и исправлений, элементы букв написаны не по образцу, буквы разного размера, расстояние между элементами не соответствует требованиям.

Слайд 11

Тетрадь по русскому языку

Слайд 12

Прочитайте. Определите главную мысль предложения. Найдите в словах букву, которая звука не обозначает. Какую роль она выполняет в каждом из слов? Спишите. Подчеркните орфограммы мягкого знака – показателя мягкости согласного звука и разделительного мягкого знака. 2) 3) 4) 5) 1) Формирование навыков самооценки и самоконтроля при выполнении домашнего задания. Читая задания к упражнению, ребёнок нумерует их в учебнике.

Слайд 13

После выполнения упражнения, ребёнок записывает в тетради в столбик номера заданий и, ставя « + », оценивает полноту выполнения домашнего упражнения. 1) 2) 3) 4) 5) + + + + + Затем по шкале можно оценить аккуратность и каллиграфию,старание . А К С

Слайд 14

5. Рефлексия «Светофор» Усвоил материал Не усвоил материал Не все понял

Слайд 16

Предлагаем через выполнение определенных движений дать рефлексивную оценку. Могут быть предложены следующие движения: - присесть на корточки - очень низкая оценка, негативное отношение; - присесть , немного согнув ноги в коленях, - невысокая оценка, безразличное отношение; - обычная поза стоя, руки по швам - удовлетворитель­ная оценка, спокойное отношение; - поднять руки в локтях - хорошая оценка, позитивное отношение; - поднять руки вверх, хлопая в ладоши, подняться на цыпочки - очень высокая оценка, восторженное отношение . 6 . Метод «Зарядка»

Слайд 17

7. Метод « Плюс-минус-интересно » Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» - «плюс»- записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус»- записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной . В графу «И» - «интересно»- учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю. Плюс Минус Интересно

Слайд 18

1. На уроке я работал 2. Своей работой на уроке я 3. Урок для меня показался 4. За урок я 5. Мое настроение 6. Материал урока мне был 7. Домашнее задание мне кажется активно / пассивно доволен / не доволен коротким / длинным не устал / устал стало лучше / стало хуже понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен легким / трудным интересным / неинтересным Школьникам предлагается небольшая анкета, наполнение которой можно менять, дополнять в зависимости от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить обучающихся аргументировать свой ответ. 8 . Метод « Анкета »

Слайд 19

9 . Вопросы , требующие многовариантные ответы: Почему было трудно? Что открыли, узнали на уроке? Оправдались ли ваши ожидания от урока? Что вы взяли с сегодняшнего урока? Над чем заставил задуматься урок?

Слайд 20

10 . Метод « Благодарю » В конце урока учитель предлагает каждому ученику выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось. Учителя из числа выбираемых следует исключить. Благодарственное слово педагога является завершающим. При этом он выбирает тех, кому досталось наименьшее количество комплиментов, стараясь найти убедительные слова признательности и этому участнику событий.

Слайд 21

Ничего не понял Получил удовольствие Удивился Узнал что-то новое Расстроился Научился Я 11 . « Лист самооценки »

Слайд 22

Вид задания Отметка 12 . « Лист самоконтроля » Лист ведется на протяжении всего урока. Фамилия, имя ученика _____________________

Слайд 23

13. Самопроверка по эталону 14 752 270 450 549 1150 24600 После самостоятельного решения примеров детям предлагается проверить свою работу по образцу:

Слайд 24

Советы педагогам: Для формирования адекватной самооценки школьника рекомендуется: педагогу идти путём развития возможностей детей, создания для них ситуации успеха; и педагогам, и родителям рекомендуется не скупиться на похвалу, проявление эмоциональной поддержки по отношению к детям; работа по формированию самооценки должна осуществляться в разные режимные моменты и в разных видах деятельности; педагогу рекомендуется задействовать различные источники и механизмы; учитывать принцип меры и принцип системы; обучать ребёнка способам снятия мышечного и эмоционального напряжения; проводить с детьми релаксационные игры; предоставлять детям возможность делать то, чем они могут гордиться; предоставлять детям возможность оценить себя положительно (в игре, в исследовании, в беседе); предоставлять детям возможность делать выбор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Методические приёмы формирования адекватной самооценки у детей младшего школьного возраста».

Наряду с внешней оценкой, важное место в становлении личности, согласно требованиям ФГОС НОО,  занимает самооценка.Тема адекватной самооценки у детей младшего школьного возраста выбрана не случай...

Из опыта работы с низкой самооценкой у детей младшего школьного возраста.

В статье рассмотрено понятие о самооценке и её формировании у детей младшего школьного возраста. Проанализировано поведение детей с низкой самооценкой. Приведены арттерапевтические техники, доказавшие...

Формирование потребностей и навыков здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста.

Формирование потребностей и навыков здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста....

Материал по формированию навыка здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.

Представляю вам совместную деятельность учителя и воспитателя по формированию навыка здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта....

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ АДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов...

Методические приёмы формирования адекватной самооценки у детей младшего школьного возраста

Методические приёмы формирования адекватной самооценки у детей младшего школьного возраста...

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ РАБОТЫ В ПАРАХ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Формирование системы знаний и способов действий, образующих умение работать в команде, особенно важно в современных условиях. Проблема развития умения работать в команде у младших школьников очень акт...