Развитие познавательной деятельности младших школьников через реализацию приёмов и методов ТРИЗ
статья

Беган Марина Александровна

Результатом обучения в начальной школе должно стать формирование у учащихся “умения учиться”, т.е. формирование у них общеучебных навыков и способности самоорганизации своей деятельности, позволяющих решать различные учебные задачи. Универсальные учебные действия (УУД) обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты. Они создают условия развития личности и ее самореализации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologiya_triz.doc140.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие познавательной деятельности младших школьников

 через реализацию приёмов и методов ТРИЗ

Беган М.А.,

учитель начальных классов

Результатом обучения в начальной школе должно стать формирование у учащихся “умения учиться”, т.е. формирование у них общеучебных навыков и способности самоорганизации своей деятельности, позволяющих решать различные учебные задачи. Универсальные учебные действия (УУД) обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты. Они создают условия развития личности и ее самореализации.

Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока:

1) личностные;

2) регулятивные, включая саморегуляцию;

3) познавательные, включая логические, познавательные и знаково-символические;

4) коммуникативные действия.

Одним из средств формирования универсальных учебных действий у младших школьников может стать использование приемов технологии ТРИЗ.
ТРИЗ — теория решения изобретательских задач, разработанная Генрихом Сауловичем Альтшуллером.

 В основе ТРИЗ педагогики лежат:

1) методики и технологии, способствующие развитию творческого воображения (РТВ);

2) методология решения проблем, основанная на законах развития систем, общих принципах разрешения противоречий и механизмах приложения их к решению конкретных творческих задач (ОТСМ – общая теория сильного мышления);

3) воспитательная система, построенная на теории развития творческой личности (ТРТЛ).

Внедрение ТРИЗ РТВ технологии в практику учителей начальных классов позволяет решить следующие педагогические задачи.

1. Воспитательные:

– формирование у детей правильного отношения к окружающему миру, основ анализа действительности;

– развитие у детей самостоятельности, уверенности в своих силах, ощущения, что они могут справиться с решением любой задачи.

2. Образовательные:

– повышение уровня общей образованности учащихся;

– формирование положительного отношения детей к учебному процессу;

– умение анализировать и решать изобретательские, практические и социальные задачи;

– целенаправленное развитие системнодиалектического мышления.

3. Развивающие:

– развитие памяти, внимания, логики и интеллекта в целом;

– развитие творческих способностей (беглости, гибкости, оригинальности мышления);

– развитие пространственного мышления;

– развитие речи;

– умение анализировать, синтезировать, комбинировать;

– развитие творческого воображения.

В начальной школе используются в основном приемы и методы РТВ с использованием элементов ТРИЗ, направленные на интенсивное развитие интеллектуальных способностей учащихся.

В своей работе я использую  следующие приёмы ТРИЗ:

  • модель «Элемент - имя признака - значение признака» для рассмотрения составных частей изучаемого явления и их значений (окружающий мир, русский язык).
  • «Да-нетка» - приём сужения поиска посредством задавания вопросов, на которые можно отвечать «да-нет».
  • приём «Морфологический ящик / копилка» для создания информационной копилки и последующего построения определений при изучении лингвистических, математических понятий. Копилка универсальна, может быть использована на различных предметах:
  • на русском языке – сбор частей слова для конструирования новых слов; сбор лексических значений многозначных слов; составление синонимических и антонимических рядов; копилка фразеологизмов и их значений; копилка слов, содержащих определенную орфограмму; копилка родственных слов;
  • на математике – сбор элементов задачи (условий, вопросов) для конструирования новых задач; составление копилок математических выражений, величин, геометрических фигур для их последующего анализа и классификации;
  • окружающий мир – копилки различных видов животных и растений;
  • литературное чтение – копилка рифм, метафор; копилка личностных качеств для характеристик героев. 
  • «Системный лифт» для рассмотрения частей изучаемого объекта и объекта как части другого более крупного объекта (окружающий мир, русский язык).
  • «Системный оператор» для систематизации объектов (окружающий мир).
  • приём «Создай паспорт» для систематизации, обобщения полученных знаний; для выделения существенных и несущественных признаков изучаемого явления; создания краткой характеристики изучаемого понятия, сравнения его с другими сходными понятиями (русский язык, математика, окружающий мир, литература).                                  Это универсальный прием составления обобщенной характеристики изучаемого явления по определенному плану. Может быть использован для создания характеристик:
  • на литературном чтении – героев литературных произведений;
  • на окружающем мире – полезных ископаемых, растения, животных, частей растений, систем организма;
  • на математике – геометрических фигур, математических величин;
  • на русском языке – частей речи, членов предложений, частей слова, лингвистических терминов.
  • «Составление плана/раскадровка» для составления простого и развернутого плана прочитанного произведения (литература).
  • «Метод Маленьких Человечков» для создания представления о внутренней структуре тел живой и неживой природы, предметов (окружающий мир).

Приведу примеры использования приёмов ТРИЗ на уроках.

Русский язык

На первых уроках по изучению раздела “Слово и его значение” (2 класс) была использована модель “Элемент – имя признака – значение признака” для конструирования лексического значения знакомых слов (например, школа, парта, учебник).                              

 Для этого учащимся предлагалось ответить на вопросы: «К какому классу предметов относится? Из какого материала «предмет» сделан? Для чего служит?». Учащиеся записали: «Школа – здание из кирпича, дерева, бетона, место, где учатся», «парта – предмет мебели, сделан из дерева, за ней сидят в школе», «учебник – книга, по которой учатся в школе». Полученные характеристики предметов сравнивались с лексическим значением слова в толковом словаре. Также предлагалось лексическое значение слова, составленное по этим же вопросам, а учащимся необходимо было отгадать слово.

Эта же модель была использована на последующих уроках раздела “Лексика” для формирования представления о многозначных словах. Модель позволила выйти на осознание того, что у многозначных слов имеется нечто общее существенное во всех значениях (например, корень дерева, зуба, слова – это то, что является главным, основным, без чего они не могут существовать; значения слова образованы по сходству обозначаемых данным словом предметов и явлений действительности). Такая работа позволила осознать понятие «лексическое значение слова», «многозначные слова», повысить интерес к изучению русского языка. Учащиеся стали сами создавать свои толковые словари, обмениваться ими, составлять и загадывать друг другу загадки о многозначных словах.

Математика

На уроках знакомства с многоугольниками (2 класс) учащиеся собирали копилку геометрических фигур, а затем на основе ее анализа конструировали определение многоугольника и разбивали многоугольники на группы. В итоге такой работы каждый ученик составил морфологический ящик геометрических фигур.

Дальнейшая работа проводилась по классификации каждой подгруппы многоугольников. Например, на основе собранных копилок четырехугольников были введены понятия прямоугольника, квадрата, ромба, трапеции, рассмотрены их существенные признаки. Работа с копилкой продолжается все  годы. В 4-м классе дополним ее объемными фигурами (конус, цилиндр, многогранники), проведём классификацию многогранников (пирамида, куб, прямоугольный параллелепипед). Такая работа позволяет повысить познавательную активность учащихся на уроках математики.

Окружающий мир

В 1 классе при изучении темы «Домашние животные» систематизацию знаний провожу с помощью приёма «системный оператор». 

6

3

9

4

1

7

5

2

8

Окно № 1 – сам объект и его функция (система).

Окно № 2 – части объекта (подсистема).

Окно № 3 – окружение объекта (надсистема).

Окно № 4 –прошлое объекта по выполняемой функции (прошлое системы).

Окно № 5 – части объекта в прошлом.

Окно № 6 – место его функционирования в прошлом.

Окно № 7 – перспективы развития объекта (будущее системы).

Окно № 8 – части объекта в будущем.

Окно № 9 – место объекта в будущем.

Показываю картинку с изображением цыпленка и задаю вопросы:

Курица

в курятнике

С мамой-

курицей

Курятник

Яйцо

 Цыпленок

 

Курица

Скорлупа,

белок, желток

Части тела птенца

Части тела

птицы

-  Кто это?

-  Из каких частей состоит тело?

-  Где живет?

- Что надо объекту, чтобы он рос?

- Каким теперь он стал?

- Чем отличается от прошлого объекта?

- Из каких частей стало состоять тело?

- Где теперь основное место обитания?

- Кем станет?

                                                                                                     В ходе работы у нас получается вот такая таблица.

При знакомстве с твердыми, жидкими и газообразными телами природы использовала «метод маленьких человечков». Объясняя внутреннее строение тел и их свойства, я говорила: «Тела, окружающие нас состоят из человечков, но они очень малы и мы их не можем увидеть. Маленькие человечки – молекулы, из которых состоят вещества. Они постоянно движутся. В твердом теле человечков очень много, они держатся за руки и стоят близко друг к другу, в жидкостях человечки стоят свободнее и между ними могут «пройти» другие человечки, а в газах расстояние между человечками самое большое. Передача «информации» быстрее всего происходит в твердом теле, затем в жидкостях, медленнее всего в газах». Свойства твердых тел, жидкостей и газов моделировали сами дети. Они показывали, нагревание железа, воды и воздуха; передачу звука и запахов. Учащиеся самостоятельно ответили на вопросы: «Почему сквозь твердое тело нельзя провести руку, а сквозь жидкое можно? Почему жидкость принимает форму сосуда? Почему запах от духов распространяется по всей комнате?»

При знакомстве с Солнечной системой в 3 классе очень пригодился системный лифт. На примере лифта мы актуализировали необходимые знания и перешли к изучению нового материала:  «Класс →  первый этаж  →  школа →  улица  Подгорная  → город Корсаков→Корсаковский  район → Сахалинская  область → Российская Федерация  →  материк  Евразия  →  Северное  полушарие  →  планета Земля → Солнечная система → галактика Млечный путь → Вселенная».

Школьники с первого класса с нетерпением ждут такие уроки окружающего мира, с удовольствием и интересом открывают для себя новые знания.

Литературное чтение

При составлении плана произведения использую прием раскадровки. Каждый кадр – это схематичное изображение событий, происходящих с героями. Смена кадра – изменение места действия, изменение ситуации для героя. Обязательно создаем паспорт литературного героя. Опорные слова для паспорта выбираются самими школьниками. Вот несколько примеров паспортов из произведения А.Волкова «Волшебник Изумрудного города»:
Паспорт 1. 

Имя – Страшила Мудрый

Создатель – А.Волков

Прописка – сказочная повесть «Волшебник изумрудного города»

Внешний вид – соломенное чучело, нарисованное лицо, поношенный голубой кафтан, потертая шляпа, старые голубые батфорты

Где впервые встречается – шест у голубой изгороди

Личные качества – забавный, добродушный, любопытный, немного глуповатый

Заветное желание – мозги, так как хотел быть умным

По составленным паспортам героев провожу с учащимися викторины, для этого перемешиваю левые и правые части паспорта и прошу восстановить их. Составляю сказочные письма, в которых описываю события, происходящие с героем, но не называю его имени, задача учащихся – назвать героя, автора и произведение. Использование приемов ТРИЗ на уроках литературы способствует формированию навыков внимательного, осознанного чтения, прививает интерес и любовь к чтению художественной литературы.

Использование ТРИЗ технологии делает педагогический процесс эффективным, формирует системно-диалектическое мышление, самостоятельность учащихся и углубляет их предметные знания.

В ходе осуществления работы по теме проводился мониторинг по выявлению эффективности использования приемов и методов ТРИЗ

При диагностиках использовались методики:

- Познавательная активность по Т.И. Шамовой;

- Методика оценки уровня познавательной активности (основана на опроснике Ч.Д. Спилберга, направлена на изучение уровней познавательной активности);

«Мотивация деятельности учащихся» (по методике П. И. Третьякову, Т.И. Шамовой).

Для выявления уровня сформированности познавательного интереса к учебной деятельности использовались следующие критерии и показатели (методика исследования познавательного интереса, предложенная Кувалдиной Е.А.):

1. Обращённость учащихся к объектам познания (фактам, процессам, закономерностям) сопровождается такими параметрами, как устойчивость, локализованность и осознанность познавательного интереса.

2. Эмоциональная вовлеченность в учебный процесс (сосредоточенность внимания, слабая отвлекаемость).

3. Интеллектуальная активность (стремление поделиться с товарищами, учителем новой информацией, почерпнутой из различных источников за пределами обучения, стремление учащихся по собственному побуждению участвовать в деятельности).

На основе выделенных критериев, а также для аналитической обработки результатов исследования и получения количественных показателей пришли к следующим выводам:

- Изучение эффективности применения приемов и методов ТРИЗ в образовательном процессе:

По данным диаграммы демонстрируют, что пристальное внимание к процессу обучения в сочетании с личностно ориентированным подходом и применением приемов и методов ТРИЗ наглядно отразилось в росте показателей мониторинга, как «наученность», или «включенность мышления в процесс обучения на уроке», что от 1 к 3 классу растет не только эрудиция учеников (22% – 56% – 69% ), но показатель уровня потенциала  мышления детей (48% – 53% – 66% ) и показатель «гибкости мышления»  (22% - 37% - 69%)

Познавательная активность по Т.И. Шамовой

Из диаграммы видно, что на протяжении 3-х лет в классе устойчивый рост по выделенным критериям. Воспроизводящая активность составляет 85% - ученик понимает, запоминает и воспроизводит знание, владеет способами применения по образцу

Интерпретирующая активность 74%  - ученик выявляет сущность явления, познает связи между явлениями, владеет способом применения знаний в новых условиях

Творческая активность  56% - ученик проникнут в сущность явлений, находит для решения новый способ

Воспроизводящая активность выросла с 56% до 85%, интерпретирующая – с 44% до 74%, творческая – с 22% до 56%.

«Мотивация деятельности учащихся» (по методике П. И. Третьякову, Т.И. Шамовой)

Из диаграммы видно, что познавательные мотивы  к 4-му классу стали преобладать  над социальными мотивами.

Мотивация учения

Вывод, который позволил сделать мониторинг: применение  приемов и методов ТРИЗ положительно влияет как на мотивацию учения в классе, так и на рост интеллектуально-познавательных способностей детей.

Таким образом, использование приемов и методов ТРИЗ позволяет    обеспечить эффективную организацию учебного процесса, но и как в любой методике есть особенности, т. е.  свои плюсы и минусы.

+ приемы и методы ТРИЗ помогают - развивают мотивацию к обучению и наилучшие стороны ученика, учать учащихся самостоятельно добывать знания,  развивают интерес к предмету, позволяют активизировать процесс развития у учащихся коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений.

 - Уроки с использованием приемов и методов ТРИЗ интересны не только для учащихся, но и для учителей. Дети начальной школы имеют свои особенности, поэтому - не могут совладать со своими эмоциями, поэтому на уроках создаётся вполне допустимый рабочий шум при обсуждении проблем; методы лучше вводить постепенно, воспитывая у учащихся  культуру дискуссии и сотрудничества; применять данные методики не обязательно все на каждом и на одном уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме "Развитие познавательной деятельности младших школьников на уроках математики через использование активных форм, методов и приемов обучения"

Обобщение опыта по теме "Развитие познавательной деятельности младших школьников на уроках математики через использование активных форм, методов и приемов обучения" ...

Протокол №3 заседания МО "Использование различных технологий, методов и приемов на уроках и во внеурочной деятельности для развития познавательной деятельности младших школьников". Декабрь 2015 г.

Выступление по теме самообразования "Устный счет на уроках математики как средство развития мыслительных операций младших школьников"....

Протокол №6 заседания МО "Использование различных технологий, методов и приемов на уроках и во внеурочной деятельности для развития познавательной деятельности младших школьников". 23.03.2016

Дополнение к выступлению заместителя директора по вопросу определения проблемы городского семинара "Проблемы и перспективы когнитивного развития младших школьников  в условиях современной шк...

"ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ.РОЛЬ ВНЕКЛАССНЫХ ЗАНЯТИЙ В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"

Познавательная активность является социально значимым качеством личности и формируется у школьников в учебной деятельности.  Проблема развития познавательной активности младших школьников, ...

«Активизация познавательной деятельности младших школьников через использование активных методов обучения в рамках ФГОС».

laquo;Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью». Л.Толстой Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность ...