Игровые элементы на уроке - эффективный способ активизации познавательной деятельности учащихся начальных классов.
статья

Ивлева Ирина Ивановна

Предварительный просмотр:

Ивлева  Ирина Ивановна

Игровые элементы на уроке — эффективный способ активизации познавательной деятельности учащихся начальных классов.

         Важным условием активизации познавательной деятельности младших школьников, развития их самостоятельности, мышления является использование элементов занимательности и игры на уроке. Игра пробуждает и поддерживает у детей интерес к проводимым на уроках упражнениям, формирует детское общение, воспитывает интерес к окружающей жизни. Игра с правилами, и прежде всего дидактическая игра, так же как и учебная деятельность, обязательно даёт результат, развивает самоконтроль и самооценку.

          Дидактическая игра, как и любая другая игра, например, сюжетно-ролевая, содержит следующие правила:

1) Все участники должны знать правила игры.

2) Добровольность участия в игре.

3) Определённое время игры.

4) «Чистота» игры (по правилам, принятым группой).

         Однако, учитывая всю важность игры, присутствие её на уроке правомерно только тогда, когда она служит методом обучения, а не средством развлечения уставших школьников. В развитии творчества и самостоятельности учащихся начальных классов дидактическая игра не имеет решающего значения: учитель объявляет игровое правило и действие, игра начата, и школьники ничего не могут изменить в ней. В ходе такой дидактической игры нет ничего творческого, это репродуктивная деятельность, настроенная на применение полученных ранее знаний. Конечно, такие игры широко используются в обучении, они уточняют полученные знания, развивают умения их использовать. Важно давать игровое задание каждому ребёнку так, чтобы максимально предотвратить возможность ошибки при его выполнении. Для этого учитель хорошо должен знать реальные возможности каждого школьника.

          Планируя игру на уроке, нужно заранее точно знать, какие именно операции и на каком этапе их становления закреплять в игре, какова доля участия в игре каждого класса. Для того, чтобы игра стала методом обучения, она должна проводиться на уроках систематически и целенаправленно. Единичная игра не даёт никакого развивающего эффекта.

          В начальной школе уже имеются разработанные системы дидактических игр. Так, например, уже в курсе «Обучения грамоте» содержится множество игр, которые в методических пособиях и рекомендациях расположены строго в соответствии с этапами обучения, созданы специально для отработки учебных задач. В 1 классе на уроках обучения грамоте использую такие игры, как «Назови слово с нужным звуком», «Как тебя зовут?», «Назови похожее», «Живые звуки», «Придумай слово по модели», «Кто внимательный», «Найди свой домик» и др.

           На уроках математики использую такие знакомые всем учителям начальных классов игры, как «Математическая эстафета», «Маятник», «Весёлый счёт», «Найди себе пару», «Распредели числа в домики», «Молчанка», «Угадай ка», «Лесенка», «Назови соседей». На занятия с дошкольниками и первоклассниками «Приходят» их любимые сказочные герои: Незнайка, Буратино, Весёлый карандаш, Самоделкин, различные зверюшки. Дети выполняют задания и отвечают на вопросы, которые те им задают.

           Для развития воображения и повышения эффективности процесса обучения, важна игровая деятельность, которую строит сам её участник, при этом руководство со стороны взрослого может быть принято, а может быть и отвергнуто, если оно навязывается. Творческое начало — одно из главных условий такой игровой деятельности. Ребёнок сам распоряжается взятой на себя ролью, устанавливает правила игры и взаимоотношения с партнёрами, развёртывает сюжет игры и заканчивает её по своему решению. Отсюда и необходимость использования в обучении ролевой игры.

            Именно ролевая игра способствует развитию воображения, мышления и формированию умений. Для развития ролевой игры особенно ценны уроки ознакомления с окружающим миром. Именно на них создаются особые условия для разыгрывания детьми различных ролей — реальных животных и растений, наделённых человеческими качествами оживших предметов. Например, после уроков, которые знакомят детей с осенними изменениями в природе, в 1-2 классах можно провести ролевую игру «Лесное собрание». Дети распределяют роли животных, выбирают «председателя» собрания, затем каждый участник рассказывает другим, как он готовится к зиме. Другие животные задают ему вопросы, советуют, возражают.

              Ролевые игры можно провести на другие темы, например, «Приём у врача», «Встреча гостей», «Праздник 8 Марта» и другие. Небольшие ролевые игры могут быть частью «сочинялок»: «Встретились три брата: Март, Апрель и Май — и заспорили, кто из них самый умный да красивый, трудолюбивый да богатый. Послушаем братьев и попробуем найти правого...».

               Творческие задания, обучающие детей разыгрывать различные роли, могут включать небольшие мимические сценки. Например, один школьник изображает какое-то действие, а другие отгадывают его. Учебник «Окружающий мир» А. А. Плешакова и рабочая тетрадь к нему содержат также большое количество занимательных и игровых упражнений по каждой изучаемой теме: ребусы, кроссворды, загадки, стихи, викторины, графические и изобразительные задачи и др. Часть этих заданий использую на уроке в качестве элементов проверки знаний или на этапе закрепления их. Иногда на обобщающих уроках провожу игру-путешествие. Например, «Путешествие по зимней стране», «Путешествие на родину комнатных растений» и др.

                 Задания творческого характера содержатся в учебнике «Литературное чтение» Л. Ф. Климановой и В. Г. Горецкого: инсценировка по ролям, придумать продолжение рассказа по данному его началу и т. д. Такие задания помогают развитию словесного творчества у детей.

                  В заключении хочу привести высказывание известного методиста и автора учебников математики для начальной школы М. И. Моро: «Отдавая должное игре, как методу обучения, необходимо помнить, что даже дидактическая игра не может и ни в коем случае не должна подменять собой другие известные методы обучения. Игра на уроке должнабыть подчинена целям каждого конкретного урока и помогать достижению этих целей, а не отвлекать детей от основного содержания урока».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционные формы урока с использованием ЭОР как способы активизации познавательной деятельности учащихся начальной школы.

Нетрадиционные  формы урока  с  использованием современных  технологий  ползволяют  учителю  активизировать  деятельность учащихся на уроке......

Доклад на тему:«Нетрадиционные формы организации занятий как способы активизации познавательной деятельности учащихся начальной школы»

        Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать,...

Нетрадиционные формы урока, ка способы активизации познавательной деятельности учащихся начальной школы

Нетрадиционные формы урока, ка способы активизации познавательной деятельности учащихся начальной школы...

Статья "Альтернативный урок как способ активизации познавательной деятельности учащихся"

В статье рассматривается альтернативная форма проведения урока, как эффектифного способа активизации деятельности учащихся....

Мастер-класс "Активные методы обучения как эффективный способ активизации познавательной деятельности учащихся с ОВЗ

Цель мастер-класса: научить применять активные методы обучения (АМО) на разных этапах уроков в начальных классах и в основной школе в работе с детьми с ОВЗ....