Статья на тему:"Использование бережливых технологий в образовательных организациях"
статья

Использование бережливых технологий в образовательных организациях

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование бережливых технологий в образовательных

организациях

Переход к принципам эффективного управления образованием путем выявления и устранения текущих потерь в образовательном процессе позволит решить не только такие проблемы, как эффективное внедрение новых федеральных и государственных образовательных стандартов для создания предпосылок для самореализации каждого учащегося, но также и управляемость процессов в улучшении каждой образовательной организации.

Инструменты бережливого производства могут эффективно влиять на образовательный процесс, выявлять пробелы в системе образования и достигать значительных результатов за короткое время для их устранения. При бережливом производстве повышение эффективности и поиск резервов для снижения издержек производства могут быть объяснены устранением ненужных мер, правил или руководящих принципов, которые не дают добавленной стоимости [4].

Использование инструментов бережливого производства в образовательной организации помогает:

– улучшить учебный процесс, оптимизировать работу;

– улучшить качество образования;

– обеспечить стандартизацию и визуализацию учебного процесса;

– сокращение временных и финансовых потерь;

– повысить работоспособность работников и сохранение человеческих ресурсов;

– развитие образовательной организации. [1]

Под «бережливым обучением» мы понимаем организацию образовательного процесса, которая исключает потери, влияющие на эффективность обучения в системе профессионального образования. В нашем случае качество подготовки выпускников, контроль которых направлен на первичную аккредитацию.

Основной целью внедрения бережливых технологий является повышение безопасности детей, современная организация рабочих мест, повышение осведомленности родителей учащихся, «формирование бережливого отношения к школьникам, бережное отношение к вещам, книгам и предметам».[2]

Использование бережливых технологий как одного из видов инноваций при проектировании образовательного процесса влияет на формирование компетенций учителей, развитие креативности, развитие исследовательских навыков и поиск инновационных инструментов, что приводит к повышению качества образовательного процесса.

Технология проектирования прочно заняла свое место в образовательном процессе, эта технология востребована как часть внедрения федеральных государственных стандартов (ФГОС), чтобы претворить в жизнь работу образовательных учреждений.[3]

Новая система упростила работу учителей, сократила время, затрачиваемое на работу с документами, и, по сути, освободила ее – путем обучения и воспитания детей. Раньше на преподавательской работе преподаватель почти половину времени работал над документацией, сегодня эта работа не занимает больше часа. Одним из эффективных инструментов для упрощения процессов стала доска задач.[4]

Для оптимизации системы образования все виды потерь должны быть устранены. Необходимо удалить все устаревшие бумажные запасы, которые сегодня не содержат никакой полезной информации, а занимают только помещения в организации. Все сотрудники допускают ошибки на работе, это человеческий фактор: неправильно введенные данные; потеря информации или документов; неверная информация в документе; громоздкая организация папок на компьютере или папок в картотеке. Инструменты предотвращения ошибок, систематические краткие встречи для всей организации и отдельных отделов, эффективная система управления документами и визуальный контроль – все это помогает устранить их.[1]

В настоящее время в образовательных учреждениях существует аналогичная проблема, такая как составление многочисленных электронных и бумажных отчетов, создание дополнительных копий документов, дублирование одной и той же информации в разных документах (источниках). Для решения этой проблемы необходимо проанализировать необходимость определенных видов отчетной деятельности и их формы. Переутомление, которое не имеет положительного эффекта, а только требует затрат времени, является еще одним паразитом для организации. Сотрудник не всегда понимает, что некоторые из его операций являются ненужными. Это связано с тем, что начальник не дает четких инструкций для подчиненного. В образовательных организациях выполнение операций часто зависит от других сотрудников. Требуется подписание одного документа несколькими лицами. [3]

Есть проблемы в сотрудничестве и обмене информацией между различными отделами. Все эти проблемы могут быть устранены путем введения курьера, улучшения системы рабочего процесса, написания карты потока создания ценности. Чрезмерные движения во время работы помогут устранить систему 5S.[2]

5S – это методика улучшения рабочего места, которая включает 5 простых правил: следите за порядком, сортируйте, стандартизируйте, поддерживайте чистоту, улучшайте. Это улучшит качество вашего рабочего процесса за счет уменьшения количества ненужных ходов. Ненужная перевозка документов или перемещение людей приводит к расходованию временных ресурсов. Например: поиск необходимых документов в компьютерной или бумажной базе данных для хранения информации, а также ручная отправка информации на следующий этап. Инструментами, позволяющими избежать этих потерь, являются стандартизация рабочего процесса, отслеживание и контроль документов. [1]

Анализ проблемы использования инструментов бережливого производства в образовательном процессе выявил основные причины и позволил выявить пути оптимизации подготовки профессионально компетентных специалистов по спросу на рынке труда.

Список литературы:

1. Вумек Джеймс П., Джонс Дэниел Т.Бережливое производство: Как избавиться от потерь и добиться процветания вашей компании/Пер. с англ. 2-ое изд. М.: Альпина Бизнес Бук, 2005. 473 с.

2. Волкова И.А. Отраслевые особенности внедрения системы бережливости // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2016. Август № 3(36). С. 21–25.

3. Концепция «Бережливый регион вХанты-Мансийском автономном округе – Югре» от 19 августа 2016 года № 455-рп [Электронный ресурс]. URL: http://www.up-pro.ru/library/production_management/ files/koncepciya-berejlivyj.html (дата обращения: 01.43.2020).

4. Петрова В.С. Проблемы устойчивого регионального развития //Культура, наука, образование: проблемы и перспективы Материалы V Международной научно-практической конференции. Нижневартовск: НВГУ, 2016. С. 321–324.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему «Использование информационных технологий в начальной школе психолого-педагогической поддержки»

Использование информационных технологий в школе психолого-педогагической поддержки.Данный материал предназначен для учителей начальных классов....

Статья по теме " Использование здоровьесберегающих технологий", 2016 г

В статье рассмотрено использование здоровьесберегающих технологий во внеурочной деятельности....

Статья на тему: "Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе"

Учитель может внести существенный вклад в укрепление здоровья своих учеников в период, когда они находятся в школе....

Статья на тему "Использование здоровьесберегающих технологий в группе продленного дня на занятиях по бисероплетению"

Здоровьесберегающие технологии -это система работы оздоровительного пространства по сохранению и развитию здоровья его участников-и взрослых, и детей.Это касается не только учебных предметов,уроков фи...

Статья на тему : Использование информационных технологий на уроках в начальной школе для повышения мотивации к обучению

Компьютеры интенсивно вторгаются в нашу жизнь. Каждый современный образованный человек, тем более современный учитель должен иметь хотя бы элементарные знания, умения и навыки работы на ПК, ...

Статья по теме Использование компьютерных технологий на уроках в начальной школе

Статья по теме Использование компьютерных технологий на уроках в начальной школе...

Статья на тему: Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе

Статья о использовании здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе может быть полезна не только учителям начальной школы, но и учителям-логопедам, учителям, реализующим ФГОС ООН ОВЗ, та...