Технология РКМЧП, Технологическая карта: Внеклассное чтение. К 75 летию Победы. Тема "Домашние животные - маленькие герои большой Войны". 3 класс.
план-конспект урока

Кашкина Татьяна Михайловна

Тема урока: Домашние животные – четвероногие помощники войны.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта

Внеклассное чтение, 3 класс, с использованием приемов РКМЧП

Учитель: Кашкина Т.М.

Тема урока: Домашние животные – четвероногие помощники войны.

Цели:  развитие интереса к истории своей страны; расширение знаний детей о Великой Отечественной войне 1941 – 1945гг., воспитание  чувства гордости и уважения к прошлому своего Отечества; формирование доброжелательности и эмоционально - нравственной отзывчивости,  языковой культуры; закрепление умения строить свои высказывания  в форме простых суждений об объекте; формирование способности к взаимовыручке, работая в группе; расширение общекультурного кругозора; создание пространства для межличностного общения.

Учебные задачи:

Личностные:

  • формировать  основы патриотического  воспитания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях;
  • формировать ответственное,  бережное отношение  к домашним животным;
  • формировать  коммуникативную  компетенцию;
  • формировать познавательный интерес к новым способам изучения информации;
  • формировать  внутреннюю позицию на уровне понимания необходимости речевой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни.

Метапредметные: 

Регулятивные УУД:

  • учить,  совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу;
  • формировать умение контролировать  и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
  • овладевать  основами  саморегуляции  в учебной и познавательной деятельности;
  • определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;

Познавательные УУД:

  • формировать  мотивацию к обучению, познанию, выбору индивидуальной образовательной траектории;
  • формировать  навык смыслового чтения;
  • учить ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знание) для решения учебной задачи;
  • формирование умения добывать новые знания,  извлекать информацию, представленную в разных формах: текст, иллюстрация, кластер,  игра,  пословица;
  • учить переосмысливать полученную информацию, наблюдать,  делать самостоятельные выводы;

Коммуникативные УУД:

  • формировать умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
  • развивать умение  доносить свою позицию до других: оформлять свою  мысль в устной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, консультанта, оратора).

Предметные:

  • знать значение слов на  русском  языке;

  • анализировать  конструкцию предложений на русском языке;
  • моделировать с помощью информации в книге  собственные ответы.

Оборудование: презентация;  раздаточный материал: конверт №1: бланки для «синквейна»; конверт №2: тексты о собаках, кашках, лошадях, таблицы для «кластера», фотографии животных, В.Бианки «Лесная газета».

№п/п

Этапы занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1

2

3.

Стадия вызова.

Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.

Использование приема   «Дерево предсказаний».

(5 мин.)

Стадия осмысления.

Работа с информационным текстом по учебнику с.100.

(7 мин.)

Физкультминутка

(3 мин)

Приветствует учащихся.

- Здравствуйте, ребята!  (слайд №1)

 Улыбнитесь друг другу! Помните о взаимоподдержке и доброжелательности.

Работая в группе, помните о правилах: (слайд №2)

  1. Слушай, что говорят другие.
  2. Делай выводы об  услышанном,  задавай вопросы.
  3. Говори спокойно ясно, только по делу.
  4. Анализируй свою деятельность, вовремя корректируй недостатки.
  5. Помогай товарищам, если они об этом просят.
  6. Точно выполняй возложенную на тебя роль.

Активизация учащихся.

На доске изображено дерево. Учитель задает ученикам вопросы:

- Скажите, ребята, может ли человек прожить без домашних животных?

-Что нам дарят домашние животные?

- А что взамен  дарит животным человек?

-Как вы одним словом можете назвать  своего домашнего питомца?

-Ребята, вы догадались, какая тема урока сегодня будет раскрыта?

Учитель предлагает учащимся прикрепить  предполагаемые задачи урока к «Дереву предсказаний».

Составляем кластер.

- Мы поговорим о домашних животных, самых близких человеку:

 Собака

  Кошка

Лошадь

- Чтобы информация была полной, необходимо воспользоваться текстом в книге. В.Бианки «Лесная газета»

 (Слайд №3)

-Какие клички дают домашним животным?

Учащиеся рассматривают фотографии  с изображением домашних животных.

-Ребята, объясните, как живется этим животным?

-Можно сказать, что у домашних животных нет забот?

Кто ухаживает за домашними животными?

(Слайд №4)

«Сова»

Совушка-сова,

 Большая голова,

 Летела, летела,

На пенечек села.

Глазками хлоп-хлоп.

Ножками топ-топ.

Головой повертела-повертела

И дальше полетела.

Здороваются друг с другом. Рассаживаются по группам. Настраиваются на урок.

У детей на столах лежат слова- определения, которые нужно соотнести с животным: друг, защитник, смельчак, красавец, пушистик, забияка. Ребята прикрепляют эти понятия к дереву, озвучивая, какому животному соответствует данное определение.

Ученики читают тему: Домашние животные – четвероногие помощники войны.  (Открывается первая часть темы.)

Учащиеся ставят задачи, которые будут решать, прикрепляют их  к «дереву предсказаний»:

  1. Знакомиться с жизнью домашних животных.
  2. Учиться   пользоваться новой информацией.
  3.  Сделать открытие о том, какие повадки есть у домашних животных.
  4. Исследовать неизвестные тексты.

Ребята выходят к доске и составляют кластер:

Собак

  Кошка

Лошадь

Учащиеся дополняют кластер понятиями (которые снимают с дерева предсказаний): (собака) друг, (кошка) защитник,  (лошадь) красавец.

Учащиеся читают вслух предложения.

Учащиеся находят соответствующие предложения о животных в книге В Бианки «Лесная газета».

Учащиеся отвечают на вопросы:

  1.  Как называют  собаку? Шарик, Барбос.
  2. Как называют кошек, лошадок?

Учащиеся размышляют над правильными ответами и от каждой группы выступают с ответами.

-Домашние животные живут в тепле и заботе.

-Их кормят заботливые хозяева.

-Даже мышей лень ловить нашей кошечке.

Учащиеся рассказывают о своих домашних животных.

Учащиеся участвуют в физкультминутке.

Регулятивные УУД:

- развитие мотивов учебной деятельности;

Познавательные УУД:

-выбор индивидуальной образовательной траектории;

Коммуникативные УУД:

-планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками в группах;

Познавательные УУД:

-умение извлекать информацию, наблюдать, делать собственные выводы;

-формирование навыка смыслового чтения;

Коммуникативные УУД:

-оформление своей мысли в устной речи на основе небольшого текста;

-планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

Познавательные

УУД:

-обнаружение учебной задачи;

4.

Групповая работа с  использованием приемов РКМЧП

( 10 мин)

Побуждение к активному поиску.

- Ребята, воспользуйтесь конвертом №1. В нем находятся бланки для «синквейна».

Составление «Синквейна»

  1. Одно существительное –тема синквейна.
  2. Два прилагательных, раскрывающих тему.
  3. Три глагола, описывающие действия, относящиеся к теме.
  4. Фраза из четырех слов, позволяющая ученику выразить своё отношение к теме или содержащая вывод.

5.  Одно слово – резюме, дающее новую интерпретацию темы, содержащее ассоциацию к ней.

Выслушивание мнений учащихся.

Высказывание своей точки зрения.

 Консультации друг с другом и с учителем.

Работа в группах, направленная на решение поставленных задач составление «синквейна». Группы выбирают животных: собака, кошка, лошадь.

Каждая группа читает получившиеся высказывания.

1 группа:

Собака - преданная, смелая; бежит, охраняет, думает; Смелая собака охраняет человека. Друг.

2группа:

Кошка – умная, ловкая, шипящая; Умная кошка ловит мышей. Защитник.

3 группа:

Лошадь -  добрая, чуткая; бежит, несется, ржет. Добрая лошадь несется галопом. Красавица.

 Проверка  с комментированием.

Отчет о работе.

Коммуникативные УУД:

-умение оформлять свои мысли с достаточной полнотой и точностью;

планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.

Познавательные УУД:

-формирование познавательной цели;

-поиск и выделение необходимой информации;

Регулятивные УУД:

-умение высказывать свое предположение;

-определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;

5.

Стадия осмысления.

Активизация деятельности учащихся.

(13 мин.)

Графическая систематизация изученного материала -пополнение «кластера»

Ребята, открываем вторую часть темы нашего урока:

Домашние животные – четвероногие помощники войны. (Слайд №5)

-Вы удивлены такому повороту темы? Почему?

-Поговорив с вами о домашних животных мы выяснили, что они преданные, чуткие, добрые, хитрые, смекалистые, осторожные.

-Все эти перечисленные качества пригодились животным и на войне.

-Получается, что животные воевали.

-Как вы думаете, какие профессии на войне освоили эти животные?

-Благодаря чему? (дрессировке)

- Вновь работаем в группах. Каждая группа будет знакомиться с текстом, затем обменяется информацией, дополнит «кластер»  и выскажет свое мнение.

 Воспользуйтесь конвертом №2, чтобы получить тексты для работы:

1группа: текст о собаках;

2 группа: текст о кошках;

3 группа: текст о лошадях.

-Ребята, чему вы удивились?

-Послушайте стихотворение:

Сколько сказано слов.

Может чья-нибудь муза устала

Говорить о войне

И тревожить солдатские сны…

Только кажется мне,

До обиды написано мало

О собаках-бойцах,

Защищавших нас в годы войны!

Стерлись в памяти клички.

Не вспомнить теперь и мордашку.

Мы, пришедшие позже, не знаем совсем ничего.

Лишь седой ветеран

Еще помнит собачью упряжку

В медсанбат дотащившую,

С поля боя когда-то его!

- Ребята, собаки действительно шли с человеком бок о бок, а в трудные минуты выходили вперед. Они делили с человеком окоп и паек. Они трудились и погибали вместо человека.

-Вы узнали, что немало пользы принесли во время войны и кошки. Фронтовики заводили в окопах и землянках самых обыкновенных, но вполне «годных к нестроевой службе» кошек. Кошки, во-первых, ловили мышей в окопах и землянках, во- вторых - поднимали дух солдат.

- Удивительно, что специально обученные кавалерийские лошади, не боясь ни выстрелов, ни взрывов, участвовали в боях, тащили пушки, полевые кухни, повозки с ранеными.

- После  войны была создана медаль для кошек «Мы тоже служили Родине», а собаке -Джульбарсу вручили «Медаль за отвагу».

-Ребята, какие качества из перечисленных пригодились животным на войне?

 -Теперь вы знаете, какие домашние животные помогали солдатам на войне. В юбилейный год 75-летия Великой Победы мы вспомнили с вами о подвигах животных.

 

Дети предполагают, что животным не место на войне.

Учащиеся предполагают и  добавляют в «кластер» слова:

 преданные, чуткие, добрые, хитрые, смекалистые, осторожные;

дрессировка.

Поиск путей решения проблемной задачи.

Учащиеся читают тексты, работая в группах и параллельно добавляют слова в «кластер».

1группа: текст о собаках(см. приложение 1),

Джульбарс, Дик, Мухтар, Дина;

Истребитель танков, санитар, связист, сапер, диверсант, сторож, ездовой.

2 группа: текст о кошках(см. приложение 2),

Ловля крыс на подлодках, ловля мышей в блиндажах, поднимали дух солдат, в Ленинграде- «мяукающая дивизия», радар(слухач).

3 группа: текст о лошадях(см. приложение 3),

Связные, тягачи оружия, перевозка полевых кухонь, конные подводы для раненых.

Обсуждение, проверка  полученной информации. Добавление понятий в «кластер».

Учащиеся после пополнения слов начинают рассказ о животных, побывавших на полях сражений.

- Собаки принимали активное участие в Великой отечественной войне. Всего же по военным дорогам от Москвы до Берлина проползло, прошагало, проехало и пробежало 68 тысяч Шариков, Бобиков и Мухтаров: породных и не очень, больших и малых, гладких и лохматых. Все они внесли неоценимый вклад в великое дело.

- Джульбарс.

 На историческом Параде Победы 24 июля 1945 года были представлены все фронты Великой Отечественной войны, все роды войск. Вслед за сводными полками фронтов, полком Военно-морского флота и колоннами боевой техники по Красной площади шли ...собаки со своими проводниками. В том историческом параде за «коробкой» солдат с собаками шел главный кинолог страны подполковник Мазовер. Ему было разрешено не чеканить шаг и не отдавать честь главнокомандующему, поскольку он нес на руках бойца 14-й штурмовой инженерно-саперной бригады — собаку по кличке Джульбарс. Четвероногий боец принимал участие в боях и разминировании местности на территории Румынии, Чехословакии, Венгрии и Австрии. Там Джульбарс обнаружил 468 мин и 150 снарядов, за что был представлен к боевой награде — медали «За боевые заслуги». Ко дню исторического парада Джульбарс еще не оправился после полученного ранения. Говорят, что его несли на кителе (шинели) самого Сталина. 

Собакам, нашим верным друзьям, за их подвиги и преданность поставлены памятники.

Учащиеся отвечают:  преданность, чуткость, доброта, хитрость, смекалка, осторожность. А еще то, что они поддавались дрессировке.

Коммуникативные УУД:

- умение доносить свое мнение до других, оформлять свою речь;

-умение выполнять различные роли в группе;

Познавательные УУД:

-умение добывать новые знания в разных формах: иллюстрация, ребус;

Регулятивные УУД:

-умение находить учебную задачу;

6.

Стадия рефлексии.

Применение нового знания. Соотнесение «новой» информации со «старой».

(7 мин.)

Возвращение учащихся к первоначальным предположениям.

-Ребята, вспомните, какие предположения мы ставили в начале урока. Что можно добавить.

На слайде представлены фразы из рефлексивного экрана. (Слайд №6) Напишите их на зеленых листочках «дерева предсказаний» и прикрепите к стволу.

- Вы смогли сравнить жизнь домашних животных и четвероногих помощников войны.

Раньше я думал(а), что…

 а теперь я думаю, что …

Раньше я не знал(а), что…, а теперь я знаю, что

Самооценка и самоопределение.

Учащиеся пишут на зеленых листочках «дерева предсказаний» свои мысли, прикрепляют к ветвям.

- Пусть оживет наше дерево, а мы никогда не забудем четвероногих помощников войны.

Раньше я думал(а), что…

 а теперь я думаю, что …

Раньше я не знал(а), что…, а теперь я знаю, что…

Регулятивные УУД:

-самооценка деятельности на уроке;

Оценка выполнения учебной задачи

        

Коммуникативные УУД:

- умение с достаточной полнотой и точность выражать свои мысли;

- умение вести небольшой диалог по теме урока, коллективно анализировать свою деятельность на уроке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ урока внеклассного чтения "Маленькие герои большой войны"

Дан самоанализ урока внеклассного чтения, который  проводится в 6 классе коррекционной школы....

Методическая разработка урока внеклассного чтения в 1 классе «Маленькие герои большой войны»

Тип урока: Урок изучения нового материала Цели: Образовательные:Знакомство с биографией пионеров-героев;Повышение  интереса к изучению истории родины через литературные произведения;Раз...

Презентация к уроку внеклассного чтения в 1 классе "Маленькие герои большой войны"

Тема урока внеклассного чтения «Маленькие герои большой войны» Тип урока: Урок изучения нового материала Цели: Образовательные:Знакомство с биографией пионеров-героев;Повыше...

Технология РКМЧП,Технологическая карта, внеклассное чтение. "В гостях у сказки". 3 класс.

Внеклассное мероприятие по литературному чтению «В гостях у сказки» с использованием технологии РКМЧП...