мастер -класс на тему:"Использование алгоритмов на уроках русского языка, как эффективный приём работы над повышением грамотности учащихся".
методическая разработка

Краснокуцкая Надежда Сергеевна

мастер -класс на тему:"Использование алгоритмов на уроках русского языка, как эффективный приём работы над повышением грамотности учащихся"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_algoritmov_na_urokah_russkogo_yazyka.docx170.87 КБ

Предварительный просмотр:

Использование алгоритмов на уроках русского языка, как эффективный приём работы над повышением грамотности учащихся.

     Начать сегодняшний мастер-класс я хочу со слов из знаменитого произведения Льюиса Кэролла «Алиса в стране чудес»:

«Алиса спрашивает у кролика:

Куда мне надо идти?

Мудрый кролик ей отвечает:

Все зависит от того, куда Вам надо прийти.»

     Эти слова имеют глубокий смысл. Зачастую мы не находим решения  какой-нибудь проблемы из-за того, что не можем выстроить правильно последовательность своих действий.

   Работая в школе, пришла к выводу, что учащиеся не могут четко составить план своих действий при решении определенной задачи. Ученики, которые хорошо помнят все правила, также могут совершать ошибки именно потому, что не осознают, как эти правила применять. 

     Здесь на помощь приходит такой прием, как алгоритмизация. С понятием «алгоритм» ребенок знакомится еще во 2 классе на уроках информатики.

Сегодня же я хочу продемонстрировать, как мы вместе с учащимися составляем алгоритмы на уроках русского языка. Что же такое «алгоритм»? Это выполнение ряда действий, операций, которые приводят к правильному результату.

     Проблема формирования у детей орфографической грамотности – одна из главных в методике преподавания русского языка в школе. Известно, что для этого необходимо развивать, закреплять орфографическую память, зоркость и слух. Но как добиться того, чтобы учащийся мог не только видеть и работать над допущенными уже ошибками, но и до письма смог различить в потоке речи отдельные орфограммы и быстро выбрать правильное написание. Здесь в помощь приходит составление и использование алгоритмов. Работа должна носить поэтапный характер. Например, на уроке изучения орфограммы «Буквы и – ы после ц» в 3 классе по учебнику С.В.Иванова на первом этапе после чтения правила по учебнику вместе с детьми построили программу действий, то есть определённый алгоритм, чёткое следование которому и приведёт нас к решению орфографической задачи.

https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/667234/img4.gif

Затем начинается второй этап - работа по формированию умения применять изученное правило или по –другому закрепление алгоритма применения правила. Алгоритм используется на дидактическом материале, составленном учителем: 

Вставить пропущенную букву в слова ц...фры, акац…я,  ц…ган, станц…я, на ц…почки, продавц…, ц…трус, ц…тата, улиц…, ц…стерна, организац…я, определить правильность её выбора (И-Ы), используя алгоритм. 

Образец действий учащихся при написании слова цирк:

1. Является ли слово исключением? (Нет)

2. В какой части слова стоит орфограмма? (В корне)

3. Пишу в корне букву «и», цирк.

Алгоритм может быть не только разветвленным, но и линейным. Примером линейного алгоритма служит алгоритм проверки безударных гласных в корне.

https://sun9-36.userapi.com/c7001/v7001430/4e59a/gL-n8sRjeuE.jpg

Сейчас я попрошу фокус группу поработать и составить алгоритм по теме урока: «Учимся писать приставки без-, бес, из-, ис-, раз-, рас-«. В помощь вам я отсканировала страницу из учебника по русскому языку 3 класса с правилом. Вам необходимо поработать с рубрикой «Тайны языка», после чего данную информацию изложить в виде линейного или разветвленного алгоритма.

Пока группа работает, хочу еще рассказать о таком приеме, как алгоритмическое сочинение. В классе учатся разные ученики и не каждый может построить полный ответ на вопрос, не говоря уже о таких заданиях, как придумать окончание текста или составить рассказ по картинке.

Пример взят из книги В.Пароджанова «Занимательная информатика». Тема сочинения «История с кашей».

https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/667234/img2.jpg

Ребята, следуя данному алгоритму, сочиняют историю, при чем у этой истории может быть несколько развитий действий. А сам алгоритм служит опорой для сочинения. Слабые дети, благодаря этому приему, находятся в состоянии успеха, опираясь на вопросы, они могут составить самый простой рассказ или сочинение.

       Предлагаю фокус-группе поработать над алгоритмическим сочинением. Возьмите рабочие листы. На листах представлен алгоритм. Тема сочинения «Рыбная ловля». На задание вам 3 минуты. (фокус-группа выполняет задание)

https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/667234/img3.gif

(Выслушиваю первое задание фокус-группы, затем 2 задание.)

     В своей работе я использую алгоритмы уже в 1-м классе. Учащиеся заводят альбомы для правил, которые постепенно заполняются алгоритмами, которые позволяют отрабатывать правила правописания при выполнении различных самостоятельных работ.

     Таким образом, научившись составлять алгоритмы, учащиеся не только становятся грамотнее на письме, но и приобретают навык размышлять, планировать свои действия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование алгоритмов на уроках русского языка в начальной школе

Использование алгоритмов на уроках руссого языка ведет к прочному усвоению знаний и развитию орфографической зоркрсти...

Использование алгоритмов на уроках русского языка в начальной школе (презентация)

Алгоритм не самоцель, а способ получить прочные знания. В презентации представлены различные алгоритмы для развития грамотного письма...

использование алгоритмов на уроках русского языка в начальных классах

 Проблемы выбора эффективных приёмов обучения  грамматике и орфографии по-прежнему актуальны, поэтому существует живая  необходимость привлечения к процессу обучения современных ...

Использование алгоритмов на уроках русского языка в начальной школе

В статье объясняется актуальность и значимость использования на уроках русского языка алгоритмитизированного обучения....

Мастер-класс по теме "Использование рефлексии на уроках в начальных классах"

В матриале приводится классификация приемов рефлексии, способы их реализации....

Мастер- класс по теме: « Использование пословиц на уроках русского языка и литературного чтения»

представление наиболее результативных элементов собственной системы работы, методических приемов, педагогических действий, обеспечивающих эффективное решение учебно-воспитательных задач....

Методический материал по теме "Использование фразеологизмов на уроках русского языка"

laquo; Использование фразеологизмов на уроках русского языка»Цель мастер класса: показать приемы, которые можно использовать на уроках русского языка для обогащения словаря учащихся начальных к...