Метод проектов на уроках в начальной школе
проект (2 класс)

Метод проектов на уроках в начальной школе (из опыта работы 1 и 2 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kondrashkina_m.s.docx19.42 КБ
PDF icon kondrashkina_m.s.pdf2.07 МБ

Предварительный просмотр:

Метод проектов на уроках в начальной школе

Из опыта работы учителя начальных классов

Кондрашкиной Марии Сергеевны

Главная задача начальной школы – обеспечить развитие личности ребенка. Источниками полноценного развития ребенка выступают два вида деятельности: учебная и творческая. Творческая деятельность не нацелена на освоение уже известных знаний. Именно она способствует проявлению у ребенка самодеятельности, самореализации, воплощению его собственных идей, которые направлены на создание нового.     

   Одной из современных педагогических технологий, способствующих развитию творческих способностей, является проектно-исследовательская деятельность учащихся. Она направлена на формирование и развитие у детей коммуникативных навыков, навыков подготовки к урокам, правильного распределения времени, планирования и самоконтроля. Ребёнок перестаёт быть объектом педагогического воздействия и становится активным участником творческой деятельности, цель которой – активизация его собственных ресурсов в процессе обучения и развития. Проектная деятельность способствует формированию у младших школьников умения планировать свою деятельность, определять ее цели и задачи, структурировать действия и операции, необходимые для реализации общего замысла.

 Метод проектов широко используется в современной школе, и передо мной, как учителя начальных классов, стоит задача развивать у детей проектные навыки.

Школьники вовлечены в проектную деятельность с первого класса. Наша программа подразумевает выполнение небольших проектных работ на уроках окружающего мира, математики, обучения грамоте, русского языка и технологии. В первом классе детям предлагались облегченные варианты проектов, выполнение которых предполагалось в тетрадях с ПО. Результатом этих работ были рисунки, устные рассказы. Дети с большим удовольствием их выполняли. Кроме этих работ, в первом классе мы выполнили еще одну работу: краткосрочный коллективный проект «Ай, дабуква Ё».  При чтении слов с этой буквой, дети заметили, что буква Ё всегда обозначает ударный звук, возник вопрос «почему?» и во всех ли словах, далее, дети вспомнили, что в некоторых книгах вообще не печатают ее. Мы заметили, что она особенная, и поставили цель- изучить ее особенности. Дети подготовили необходимы материал: история возникновения буквы Ё, интересные факты, провели словарную работу.  Продуктом этой работы стал плакат.

Во втором классе, я усложнила работу, и мы перешли к индивидуальным проектам.  Я старалась обратить внимание детей на 3 вещи:

  1. Идея проекта. Научить детей замечать интересные факты, ведь вокруг много всего интересного. Показать, что идеи для исследований могут прийти к нам прямо на уроке.
  2. Конечный продукт. Показать детям, что конечным продуктом их работы могут быть: плакаты, книги, фильмы, концерты, презентации, игры и т.д
  3. Интерес. Вовлечь всех детей.

За первую четверть мы выполнили 5 индивидуальных проектов. Работа велась следующим образом:

Идея и гипотеза выдвигалась на уроке, далее, мы с учеником обсуждали план действий. Выполнение работы происходило дома с родителями.

  1. Идея первого проекта пришла к нам в голову на уроке, сразу после летних каникул. Детям нужно было нарисовать рисунок на тему: «Как я провел лето». Малашкин Саша побывал в горах, нарисовал гору Эльбрус и себя в теплой одежде. Я спросила, его почему он был в одежде, ведь было лето. Он рассказал, что там было холодно. На вопрос «почему?» он не на шел ответ, тогда мы предположили, что с повышение высоты температура не повышается, как нам хочется думать и наоборот понижается. И решили доказать так ли это.

Гипотеза: с повышением высоты над уровнем моря, температура воздуха понижается. Дома Саша изучил информацию о фактора, влияющих на погоду в горах. Доказал гипотезу. Результат был оформлен в виде презентации.

  1. Идея второго проекта родилась на уроке информатики. При изучении темы «Источники информации», авторы учебника предложили детям по листочку узнать дерево. У Стетюха Полины возник вопрос, неужели все листочки разные и невозможно спутать их. Я предложила ей изучит этот вопрос. Результатом работы стал гербарий- игра.

Гипотеза: по форме листа можно узнать само дерево.

  1. Идея для третьего проекта возникла на уроке чтения, при изучении русских народных загадок. Детям нужно было дома подготовить русскую народную загадку. Никишова Вика подготовила более 20 загадок. Причем там были и народные и авторские. Я обратила внимание на их многообразие. Мы стали разгадывать и обратили внимание, что их можно объединить по темам. И предложила ей дать им классификацию и оформить в виде книги. Такое оформление проекта хорошо тем, что его всегда можно дополнить. Следующим этапом ее работы будет изучение зарубежных загадок и загадок народов мира.
  2. Четвертой работой стал проект «В гостях у сказки». Знакомясь со сказками русского народа, а затем с авторскими сказками, мы изучили их сходство иотличие, изучили виды сказок, рассмотрели выставку и пришли к выводу, о большом их количестве. Дети обменивались названиями сказок, которые они уже читали, я предложила им познакомиться с новыми сказками. Маслова Алиса предложила записать сказки, которые мы читали и новые, чтобы не забыть. Так родилась у нас идея, составит свою книгу сказок. Чтобы в ней было легко ориентироваться, мы решили, то нужно разделить сказки по видам. Задание было усложнено тем, что мы читали еще и сказки зарубежных авторов и сказки народов мира. Поэтому нужно было включить и их. Результатом работы стала  книга- лепбук.

Кроме заполненных бланков, мы оставили в каждой рубрике несколько чистых, которые мы будем заполнять по мере знакомства с новыми сказками.

  1. Идея пятого проекта родилась на уроке окружающего мира. При изучении темы «Природные явления», детям нужно было подготовить небольшое сообщение о самом необычном природном явлении. Сообщения были разные. Строганова Маша подготовила сообщение о дожде из животных.  Рассказала, что бывают дожди из пауков, лягушек, змей и других животных. Дети задали вопрос, а может ли в Пензе пройти такой дождь? Маша ответила, что нет, что обосновать не смогла. Поэтому перед ней стала задача, изучить этот вопрос.

Гипотеза: В Пензенской области дождь из животных пройти не может.

Маша изучила исторические сведения об этом явлении, механизм формирования дождя, посмотрела несколько фильмов, сделала выводы.

Результатом стала компьютерная презентация.

Подводя итоги работы в первой четверти, могу сказать следующее:

В ходе работы над проектом у учащихся возникает интерес к учебной деятельности. Они учатся планировать свою деятельность, пользоваться различными источниками информации, отбирать нужные материалы, выражать своё мнение, создавать конечный продукт – материальный носитель проектной деятельности, оценивать себя и других.

Идеи наших проектов были просты, понятны детям и возникали прямо на уроках; результатами стали разные продукты: плакат, гербарий игра, презентации, книги-лепбуки. Когда работы была готова, дети презентовали ее классу. Это настолько увлекло детей, что после уроков они стали спрашивать «А когда я буду готовить свой проект?». Это говорит о том, что цель заинтересовать детей была нами достигнута.

         

          Знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственными положительными эмоциями, не становятся полезными. Ребёнок пишет, читает, отвечает на вопросы, но эта работа не затрагивает его мыслей, не вызывает интереса. Он пассивен. Конечно, что-то он усваивает, но пассивное восприятие и усвоение не могут быть опорой прочных знаний. Дети запоминают слабо, так как обучение не захватывает их. Всегда можно отыскать что-то интересное и увлекательное в жизни. Нужно только найти его и подать детям, что побудит их самих подобным находкам и открытиям.

 Метод проекта предоставляет ребёнку уникальную возможность реализовать свои фантазии и соединить их с мечтой о взрослости. Работать над проектом способны дети разного уровня подготовленности. Главное – помочь ребёнку поверить в свои силы. Наиболее полно и отчётливо воспринимается ребёнком то, что было интересно, то, что нашёл и доказал сам.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационные технологии и использование метода проектов на уроках в начальной школе

Повсеместное использование информационных ресурсов, которое мы уже наблюдаем в обществе, определяет необходимость подготовки наших детей для комфортных взаимоотношений, особенно творчески активной мол...

«Метод проектов на уроках в начальной школе»

В последнее время в отечественном образовании наблюдается необычайный интерес к методу проектов.Проект– это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс дей...

Метод проектов на уроках в начальной школе

Основные требования к проекту.Классификация проектов по продолжительности....

Метод проектов на уроках в начальной школе.

Материал представлен для выступления на МО учителей начальных классов. В данной работе представлены основные требования к проектам, виды проектов, презентация проектов, а также отмечены особенности ос...

Метод проектов на уроках в начальной школе

Инновационный поиск новых средств приводит педагогов к пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и ме...

Презентация "Использование метода проектов на уроках в начальной школе"

1. http://lmb.sosh.ru/art.asp?id=61 2. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М., 2005.3. http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/142-preschool-pedagogy/1448-2012-07-25-15-...