« Использование метода учебного проекта в практике работы учителя начальных классов»
статья (2 класс)

Садовник Татьяна Борисовна

Статья  на тему Использование метода учебного проекта в практике работы учителя начальных классов

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                       Садовник Татьяна Борисовна

                                                                                       Учитель начальных классов

                                                                                       ГБОУ школа 332

Тема: « Использование метода учебного проекта в практике работы учителя

начальных классов»

Настоящее время – это время перемен, когда государству нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. В Федеральном государственном образовательном стандарте четко определены необходимые для формирования нового человека изменения, в которых подчеркнуто, что «развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования».

Метод проектов является методом практического целенаправленного действия, открывает возможности формирования собственного жизненного опыта ребенка по взаимодействию с окружающим миром.

Метод проектов является педагогической технологией, актуализирующей субъектную позицию ребенка в педагогическом процессе, является методом, идущим от детских потребностей и интересов, возрастных и индивидуальных особенностей детей, стимулирующим детскую самодеятельность,

Метод проектов - один из немногих методов, выводящих педагогический процесс из стен школы в окружающий мир. Данный метод способствует актуализации знаний, умений и навыков ребенка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим.

Метод проектов реализует принцип сотрудничества детей и взрослых, позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе. Является технологией, обеспечивающей рост личности ребенка, позволяет фиксировать этот рост, вести ребенка по ступенькам роста - от проекта к проекту.

Проектная деятельность может быть эффективно использована, начиная с начальной школы, при этом, не заменяя традиционную систему, а органично дополняя, расширяя ее.

Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям. Очевидно, что учить нужно именно тому, что может пригодиться, только тогда наши выпускники смогут  достойно представлять достижения отечественного образования.

Проблема  заключается в том, что технология проектной деятельности еще мало проработана в методике начального обучения. В то время как существует необходимость использовать эту технологию для осуществления связи теории с практикой в начальной школе.

Технология проектного обучения представляет собой развитие идей проблемного обучения, когда оно основывается на разработке и создании учащимся под контролем учителя новых продуктов, обладающих новизной, имеющих практическую значимость

В начальной школе учитель может давать детям как индивидуальные так и групповые проекты ,как монопредметные ,так и межпредметные ,как кратковременные ,так и длительные.Тематика проектных работ должна определяться содержанием курса школьных предметов.

Далее хочется поделится накопленным опытом реализации проектной технологии в учебном процессе начальной школы. Во втором классе дети уже владеют некоторыми навыками работы со словарями, дополнительной литературой, энциклопедиями. Учащиеся 2 класса уже способны оформить книжки-самоделки, раскладушки, небольшие сообщения, альбомы. Например, во 2 классе дети оформили проекты «Устное народное творчество», «Мир профессий», «Планеты Солнечной системы».

В третьем и четвертом классе знакомлю учащихся с оформлением научно-исследовательского проекта. К краткосрочным проектам добавляются среднесрочные. Работа над проектом осуществляется по группам. Учу детей ставить цели проекта, определять предмет и объект исследования, планировать работу над проектом, продумывать способы презентации проекта. Результатом такой работы стали проекты учащихся «Береги родную природу», «Мое любимое село», «Зеленая страна», «Золотая осень».

Так был разработан   проект по окружающему миру  «Космос », подготовленный учащимися моего класса.

Моя роль, как учителя в этом проекте – координировать, направлять и систематизировать работу детей .Данная работа проходила в несколько этапов (долговременный проект):

1 этап: участие в классном и школьном конкурсе стихов «Что может быть прекрасней неба»;

2 этап:  подготовка к мероприятию: распределение заданий (сочинение стихотворений, подготовка вопросов и  подбор загадок самими учащимися);

3 этап: проведение мероприятия учащимися;

4 этап:  анализ (самооценка проекта учащимися)

На уроках русского языка при организации работы со словарными словами учащиеся 2 класса работали над проектом  «Словарные слова в литературе»,« Словарные слова в математике »,«Словарные слова в моей жизни». Ребята с удовольствием выполняют подобные задания, выписывают словарные слова, которые нужно запомнить ,идут в библиотеку или используют интернет ,чтобы узнать этимологию словарных слов, значение и сферу употребления, затем принимаются за создание своих проектов. Некоторым ребятам помогают их родители. В четвертом классе учащиеся способны самостоятельно продумать работу над проектом на заданную тему

 Во втором классе учащимся уже смело даю домашние задания — подготовить проект по какой-либо теме. Чаще всего даю задание ребятам на дом, на уроках окружающего мира — подготовить проект. Темы этого предмета позволяют организовывать проектную деятельность учащихся. Например, на уроках окружающего мира в первой четверти во втором классе мы изучаем тему «Моя семья. Состав семьи». За две недели до проведения урока учащиеся получают задание подготовить проект на тему: «Древо моей семьи». Все учащиеся поставлены в равные условия. Каждый ученик должен подготовить проект, но каким он будет — будет зависеть от самого ученика и его родителей (без помощи родителей во втором классе учащиеся ещё не могут выполнить исследовательский проект), от творческих способностей ребёнка и его родителей, от степени заинтересованности. В течение двух недель учащиеся совместно с родителями работают по теме проекта, собирают информацию об истории происхождения фамилии, семьи, собирают и изучают сведения о близких и дальних родственниках. После сбора и обработки информации учащиеся оформляют свои проекты (готовят презентацию, оформляют стенгазету, рисуют семейное древо, лепят семейное древо из соленого теста, рисуют родословную своей семьи и др.). Оформленные проекты учащиеся должны защитить перед одноклассниками.  Можно выполнить презентацию( защита проекта), где учащиеся докладывают о проделанной ими работе. То, что готовят дети для наглядной демонстрации своих результатов, продукт работы над проектом, определяет форму проведения презентации.

После защиты проекта можно изделие подарить, оформить выставку проектных работ важно, чтобы дети ощутили потребность в изготовленных изделиях. Почувствовали атмосферу праздника за доставленную людям радость.

Оценка выполненных проектов должна носить стимулирующий характер, но следует превращать презентацию в соревнование проектов с присуждением мест. Школьников, добившихся особых результатов необходимо я отмечаю дипломами или памятными подарками, не присуждая мест. В начальной школе должен быть поощрен каждый, кто участвовал в проекте. Выделяю несколько номинаций, отметить победителей в каждой номинации. Например, могут быть следующие номинации: «Познавательный проект», «Нужный проект», «Памятный проект», «Красочный проект», «Веселый проект» «Творческий проект,» «Исследовательский проект»,»Игровой проект» Помимо личных призов приготовить общий приз всему классу за успешное завершение проекта.

 Проектная технология — технология обучения будущего. Её можно активно внедрять как в урочную, так и во внеурочную деятельность учащихся. Данная технология позволяет каждому ученику самостоятельно приобретать опыт исследовательской, практической деятельности, расширять кругозор и пополнять активный и пассивный словарный запас.

 Технология проектного обучения также развивает у учащихся различные практические умения и навыки, которые так им необходимы в дальнейшей жизни, такие как поиск и работа с информацией, умение не просто выражать свою точку зрения, но и аргументировать свой ответ.

До начала урока дети вывешивают свои оформленные проекты в классе на доску или выставляют в классе у доски, или сбрасывают подготовленные презентации на компьютер учителя. На уроке учащиеся, подготовившие проекты, защищают свои работы. Ребята рассказывают о членах своей семьи, о том, кто кому и кем приходится, чем занимался, где, кто и кем работал и т. п. Ребята в классе внимательно слушают выступающих, а потом задают им вопросы по теме, спрашивают о том, что нового выступающий узнал о членах своей семьи и от кого.

Проект ценен тем ,что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания ,получают опыт познавательной и учебной деятельности.

Проектная деятельность позволяет расширить цели и задачи уроков ,изменить их форму.

Уроки-проекты дают возможность  снять перегрузки  с младших школьников.

В заключение хочется отметить, что нельзя не согласиться с мнением отечественных и зарубежных педагогов и психологов, согласно которому «проектное обучение не должно вытеснять классно-урочную систему и становиться некоторой панацеей, его следует использовать как дополнение к другим видам прямого или косвенного обучения». Учитывая безусловные достоинства проектного метода и возрастные возможности учащихся 7-10 лет, а также беря во внимание опыт работы, реально и целесообразно его применение уже в начальном звене школьного обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья. «Метод учебного проекта в образовательном процессе: традиции и новации в организации проектной деятельности обучающихся (из опыта работы учителя начальных классов)»

Личностные качества закладываются в начальной школе. И не только базовые навыки, такие, как умение читать, писать, решать, слушать и говорить, нужны ребенку в жизни. Каждому человеку, вступающему в эт...

Использование метода учебного проекта: особенности работы учителя начальных классов с детьми с ОВЗ

Использование метода учебного проекта: особенности работы учителя начальных классов с детьми с ОВЗ...

Статья. Использование метода творческих проектов в кружковой работе по технологии в начальных классах

Одной из приоритетных проблем в современном образовании является проблема раннего выявления  творческих способностей обучающихся.Система дополнительного образования имеет все возможности для того...

Метод учебного проекта в образовательном процессе: традиции и новации в организации проектной деятельности обучающихся (из опыта работы учителя начальных классов)

Задачи, стоящие перед любым педагогом, адекватно осознающим реалии времени, научить каждого ребенка мыслить, самостоятельно добывать новые знания, формировать у него потребность в саморазвитии....

Статья "Использование метода учебного проекта в практике педагога."

Использование метода учебного проекта в практике педагога.Очевидно, что актуальным в педагогическом процессе сегодня становится использование методов и методических приемов, которые сформируют у...

Статья на тему: «Использование метода учебного проекта в практике работы воспитателя ГПД»

Группы прoдленнoгo дня в шкoле являются неoбходимой формой организации внеурочного времени учащихся младших и средних классов. Продленный день в школе способствует формированию воспитывающей образоват...