Статья на тему "Особенности обучения одаренных детей в учреждениях дополнительного образования"
статья

Преобразования, произошедшие в отечественной системе образования за последнее
десятилетие, ее переориентация на личностно-ориентированные и развивающие образовательные
технологии изменили отношение к обучающимся, проявляющим неординарные способности. 
Работа с одарёнными детьми признана одним из приоритетных направлений в
образовании на государственном уровне. 
Актуальность данной темы заключается в том, что в современном Российском обществе
возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных
нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели.
Дополнительное образование предоставляет каждому ребенку возможность свободного
выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в
разнообразные виды деятельности с учетом его индивидуальных склонностей. 
Личностно-деятельностный характер образовательного процесса позволяет решать одну из
основных задач дополнительного образования – выявление, развитие и поддержку одаренных и
талантливых детей, используя потенциал их свободного времени.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx22.78 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности обучения одаренных детей в учреждениях дополнительного образования

 

Расхожий миф, что талантам, т.е. одаренным детям, помогать не надо, не всегда соответствует действительности: кто-то из талантливых детей пробьется сам, а кто-то и не пробьется, зачахнет, погаснет. Есть категория одаренных детей, которые умением самостоятельно обучаться не обладают и преодолевать возникающие при этом учебные и личностные преграды не умеют. Поэтому-то принцип интенсивного и экстенсивного обучения (побольше и потруднее загрузить ребенка), который используют в образовательном процессе некоторые педагоги, может подойти не каждому одаренному ребенку.

Учреждения дополнительного образования часто сталкиваются с такими фактами, когда в школьной среде ребенок, в силу отставания в обучении, остается на заднем плане также в творческой или ,например, спортивной сфере. А находясь в среде, где не так велика общая масса визуально успешных детей и где есть возможность  проявить свою индивидуальность, где ее заметят и помогут проявить,  такие дети раскрываются, выделяются, достигают успехов и проявляют истинную одаренность. Постепенно к таким детям меняется отношение и в школе. Таким образом, процесс получения дополнительного образования расширяет возможность для увеличения количества детей с неординарными способностями, проявляющимися за рамками учебной  деятельности.

Принципиальное отличие дополнительного образования от общего заключается в том, что, благодаря отсутствию жестких образовательных стандартов, работающие в его системе педагоги имеют возможность трансформировать знания-умения-навыки учащихся в средство развития их способностей – познавательных, личностных, духовно-нравственных.

 Для реализации этой возможности целесообразны такие педагогические технологии как

  • формирование навыков публичного обсуждения и отстаивания своих идей и результатов  в творчестве, исследовательской работе;
  • индивидуализированная психологическая поддержка и помощь с учетом индивидуального своеобразия личности каждого одаренного ребенка .
  • дифференцированное обучение одаренных детей по специально разработанным программам.
  • планирование работы м с одаренными детьми
  • применение поощрительной системы в этой работе

 Педагогические условия выявления и поддержки одаренных детей в учреждении дополнительного образования

На примере двух учреждений дополнительного образования (МБУ ДО « ДДТ» и МБУ « СЮТ») можно сказать, что содержание образования в них имеет ряд особенностей:

  • не регламентируется жесткими стандартными рамками,
  • определяется интересами самих детей, их родителей, педагогов;
  • предоставляет каждому ребенку широкий выбор деятельности в различных областях: технической, художественной, театральной, певческой, хореографической, спортивной, экологической, туристско - краеведеской военно-патриотической и других на основе реализации различных дополнительных общеобразовательных программ,
  • содержание процесса имеет комплексный потенциал – обучающий, воспитательный,развивающий, предполагает как индивидуальную так и коллективную творческую деятельность,  и досуговую деятельность;
  • занятия ведутся в разновозрастных объединениях;
  • небольшой численный состав объединений, предоставляет проявить свои способности каждомувоспитаннику на основе личностно-ориентированного подхода и предусматривает отслеживание личностного роста и достижений каждого ребенка;
  • расписание занятий составляется с учетом интересов и возможностей детей;
  • распределяется по гендерному типу: для мальчиков более интересны занятия в объединенияхтехнической, туристско-краеведческой, военно-патриотической направленностей и спортивной. Большей популярностью у девочек пользуются объединения художественно-эстетической направленности: декоративно – прикладное творчество, театральная деятельность, хореография, вокал, изобразительная деятельность.

В ДДТ, например, сохраняется стабильно высокий уровень востребованности дополнительных общеобразовательных программ художественной направленности (62% обучающихся). В СЮТе -  приоритеты отданы техническому, проектно-конструкторскому направлению. Каждый педагог выбирает  формы, которые максимально позволят ребенку проявить и показать свои знания, умения и навыки.

Организация работы с одаренными детьми

Работа по выявлению и поддержке одаренных и талантливых детей в ДДТ осуществляется она поэтапно:

1. Выявление одаренных детей;

2 Создание условий для проявления этих способностей.

3. Развитие творческих способностей на занятиях.

 

На первом этапе педагог проводит диагностику потенциальных возможностей: наблюдение за учащимися во время занятий, изучение его школьной и домашней истории,   формирует "Портфолио", позволяющее провести анализ достижений. Здесь важно заметить, отметить ребенка.

На втором этапе работа строится таким образом, чтобы ребёнок мог проявить свои возможности в конкретной сфере деятельности. предоставить возможность демонстрировать свои достижения на уровне кружка, дать индивидуальную работу.

На третьем этапе педагог должен помочь развить его способности через конкурсы, разработку проектных и исследовательских работ, в ходе творческих отчетов, фестивалей, организацию персональных выставок.  Для поддержки развития используются -методы поощрения.

-награждение по итогам мероприятий или учебного года одаренных детей и их родителей (законных представителей):

- размещение на «доске почета»

В рамках работы с этой категорией детей в ДДТ создан банк данных одаренных детей, где с учетом достижений и участия в общих мероприятиях выявлены самые «яркие звездочки»

В части диагностической работы используется метод ведения  "Портфолио",

Используются поощрительные методы

Информация о достижениях  детей  публикуется в СМИ.

Имеется доска почета

Подготовка педагогов к работе с одаренными детьми

Главным звеном в работе с одаренными детьми, несомненно, является педагог, который должен иметь достаточный уровень подготовки для работы с детьми данной категории, проявляющими нестандартность в поведении и мышлении.

Педагог для одаренного ребенка является личностью, продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам.

Взаимодействие педагога с одаренным ребенком должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки, быть недирективным.

Педагогу, работающему с детьми, необходимо обладать такими качествами личности, как:

  • быть доброжелательным, чутким;
  • разбираться в психологии одаренных детей, чувствовать их потребности и интересы;
  • иметь свой высокий уровень интеллектуального развития;
  • быть готовым к выполнению самых различных обязанностей, связанных с обучением одаренныхдетей;
  • иметь живой и активный характер, обладать чувством юмора;
  • проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих знаний (ведь и мы учимся у детей), незацикливаться на устоявшихся старых практических методах Но это относится именно к работе с одаренными детьми.

В целях повышения уровня психолого-педагогической подготовки педагогов,

работающих с одарёнными детьми,  и  проводится сегодняшний семинар по вопросам работы с одарёнными детьми:

В рамках диагностики в начале семинара было проведено диагностическое исследование по теме " критерии одарённости дети", организация работы с одаренными детьми»

Большинство присутствующих педагогов верно определяют основные признаки одарённости детей:

-понимают необходимость индивидуального подхода к каждому подобному ребёнку,

-выявляют индивидуальные и личностные особенности таких детей,

-выстраивают траекторию их развития,

-оказывают педагогическую поддержку и помощь тем, кто имеет признаки одарённости,

-. осуществляют совместную продуктивную и творческую  деятельности педагога и ребенка, педагога и группы,

-дают возможность для самореализации.

Принципы выявления одаренных детей

Выявление одаренных детей – продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка.

Эффективная идентификация одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна.

Поэтому вместо одномоментного отбора одаренных детей необходимо направлять усилия на постепенный, поэтапный и иногда длительный поиск одаренных детей в процессе их обучения.

С учетом вышесказанного нужно придерживаться следующих принципов выявления одаренных детей:

  • комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка:
  • наблюдение, беседы,  оценки учителей и родителей.
  • анализ реальных достижений детей и подростков в различных конференциях, спортивныхсоревнованиях, творческих конкурсах, выставках, фестивалях, профильных сменах и т.п.;
  • анализ поведения ребенка в тех сферах деятельности, которые в максимальной мересоответствуют его склонностям и интересам
  • оценка продукта деятельности детей (творческих проектов, рисунков, изделий декоративноприкладного творчества, умения к декламации стихотворений, придумыванию, проявлению артистических качеств и пр.)
  • длительность процесса идентификации (развернутое во времени наблюдение за поведениемданного ребенка в разных ситуациях);

 Способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений учащихся и педагогов - Портфолио.

Самое важное в работе над портфолио – это взаимодействие между учащимся и педагогом, в процессе которого ребенок, чувствуя внимание к себе со стороны взрослого, стремится оправдать его надежды. Таким образом, портфолио становится фактором успешности. Поэтому доступ к портфолио кружка должен быть обеспечен всем детям, Важно достигнутые успехи сделать непосредственно зримыми,  мало того возможно создание личного портфолио,  предоставление права учащемуся самому решать, что он хочет положить в свою папку, предоставляя возможность педагогу изучить неизвестные способности и наклонности ребенка в других направлениях, а ребенку «посоперничать» с другими детьми. Если в портфолио собираются работы одного типа или предмета, или фото сделанных работ технического характера то по собранным работам можно хорошо видеть прогресс.

Методы и формы обучения одаренных детей

 Применительно к обучению одарённых детей, в дополнительном образовании могут являться методы

  • индивидуальное обучение или в малых группах по программам творческого развития вопределенной области
  • работа над исследовательскими и творческими проектами в режиме наставничества

-организация творческих конкурсов, фестивалей, выставок;

  • мастер-классы для педагогов и воспитанников, творческие лаборатории, мастерские;
  • спортивно-туристские соревнования;
  • конкурсно-игровые мероприятия;
  • расширять возможности для самообучения (пользование дидактически материалом, исследованиепериодических изданий на занятиях, мотивация на пользование интернет ресурсами - развивать навыки рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной)  деятельности учащихся;
  • формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственнуюучебную деятельность.

 В перспективе привлечение к - Исследовательским работам .

  • Проектным работам.
  • участию в научно-практических конференциях

.

Заключение

В настоящее время как никогда актуально звучит заявленная тема. Во всех стратегических документах федерального уровня последних лет выявление и поддержка одаренных и талантливых детей является приоритетной государственной задачей.

В результате были рассмотрены и проанализированы теоретические аспекты детской одаренности, дано определение понятиям "одаренность", "одаренные дети", выявлены особенности обучения одаренных детей в учреждениях дополнительного образования.

Изучены педагогические условия организации образовательной деятельности, направленной на выявление и поддержку одаренных детей в учреждении дополнительного образования раскрыта сущность системы оценки деятельности

Однако в достижении результатов по выявлению, поддержке и развитию одаренных детей есть ряд проблем, требующих решения:

  • совершенствование учебно-материальной базы учреждения;

-оптимизация образовательного процесса ,создание условий для удовлетворения потребностей одаренных детей;

  • повышение профессионального мастерства педагогов, работающих с одаренными детьми (курсыповышения квалификации педагогов, работающих с одарёнными детьми) - финансирование системы стимулирования работы педагогов и одаренных детей.

 Список литературы

  1. Бабаева Ю.Д., Лейтес Н.С. Психология одаренности детей и подростков [Текст]: учеб. пособиедля студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений/ под ред. Н.С. Лейтес. – М.: Академия, 2000. – 336с.
  2. Бондаревская Е. В. Теория и практика личностно-ориентированного образования [Текст]: учебник для вузов / Е. В. Бондаревская. – Ростов Н/Д.: Изд-во РГПУ, 2006. – 352 с.
  3. Брюно Ж. [и др.] Одаренные дети: психолого-педагогические исследования и практика [Текст] /Брюно Ж. [и др.] // Психологический журнал. – 1995. – № 4. – 73 с.
  4. Г. В. Бурменский, В. М. Слуцкий Одаренные дети [Текст]/ Г. В. Бурменский, В. М. Слуцкий //М.: Прогресс, 1991. – 376 с.

5 Фанзова Ф.Р.Выявление и развитие одарённости в условиях дополнительного образования [Текст]/ авт.-сост. Фанзова Ф.Р. – Омск.-56с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как способ обучения английскому языку в учреждениях дополнительного образования

Данный материал, предствленный из опыта работы, содержит план-конспект занятия и описание игр, которые можно применять как в дополнительном образовании, так и в школе....

«Опыт использования подвижных игр, направленных на формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в учреждении дополнительного образования детей»

Данный материал содержит теоретическую и практическую часть. В практической части представлены игры, которые возможно использовать на занятиях. Данные игры направлены на формирование коммуникативных у...

Обобщение опыта работы педагога дополнительного образования муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования станции юных техников города Ейска муниципального образования Ейский район Якименко Марины Геннадиевны

В обобщении опыта работы говорится о различных направлениях педагогической деятельности, поиске решений для разнообразия деятельности объединения начального технического моделирования "Мастерилка", о ...

Создание условий по выявлению, развитию и поддержке одаренных детей в учреждении дополнительного образования

В статье обозначена актуальность работы с детьми с признаками одаренности, рассмотрен опыт по выявлению и организации работы с одаренными детьми в учреждении дополнительного образования "МБУДО &q...

Методическое портфолио педагогической поддержки одаренных детей в учреждениях дополнительного образования детей

Основными задачами в осуществлении педагогической поддержки одаренных детей являются: создание условий для развития одаренного ребенка; проведение комплекса мероприятий, направленных на развитие мышле...

Создание условий для развития одаренности ребенка в учреждении дополнительного образования

Создание условий для развития одаренности ребенка в учреждении дополнительного образования...

Методическая разработка на тему: «Особенности работы с одаренным и мотивированным к обучению ребенком в учреждении дополнительного образования. Индивидуальный образовательный маршрут.»

Индивидуальные образовательные маршруты – это технология, которая способствует самореализации обучающихся и направлена на формирование и развитие в учреждении широко образованной, социально адап...