Из опыта работы «Системно – деятельностный подход на уроках в начальной школе: использование АМО (активных методов обучения) на разных этапах урока»
статья

Недоступ Любовь Ивановна

В материале представлен опыт работы по использованию активных методов обучения (АМО). На примере урока введения новых знаний показано, ка на разных этапах урока возможно включая разные АМО разнообразить формы, методы и приёмы работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty.docx23.08 КБ

Предварительный просмотр:

Берёзовский филиал МКОУ «Волчихинская СШ №2»

Волчихинского района Алтайского края

Учитель: Недоступ Любовь Ивановна   учитель начальных классов

Из опыта работы «Системно – деятельностный подход  на уроках в начальной школе: использование АМО (активных методов обучения) на разных этапах урока»

           Семь лет я работаю по новым стандартам. Работать по ФГОС сложно, но можно, и даже радостно и интересно. Моей задачей теперь, в отличие от предшествующей работы, когда надо было просто как можно нагляднее и доступнее на уроке всё объяснить, показать, рассказать, является включение самого ученика, даже наислабейшего, в учебную деятельность, научить его учиться.

Я должна организовать урок так, чтобы дети самостоятельно овладевали новыми знаниями и самостоятельно же применяли эти знания в решении разнообразных проблем: познавательных, учебно-практических, жизненных. Поэтому мне пришлось переосмыслить свой немалый педагогический опыт и по-новому ответить на вопросы: как обучать, как сформировать у детей умение и желание учиться, да и что это значит уметь учиться, притом учиться всю жизнь, как формировать и развивать универсальные учебные действия. Ведь это я, педагог начальных классов, должна их сформировать в полной мере, тогда и дальше детям несложно будет учиться. И здесь я не могла обойтись, да и не должна была, без технологии системно-деятельностного метода обучения.

В ходе работы над этим методом обучения я познакомилась с АМО (активными методами обучения) и стала включать их в работу на разных этапах работы. Особенности активных методов обучения состоят в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями.

Появление и развитие активных методов обусловлено тем, что перед обучением встали новые задачи: не только дать учащимся знания, но и обеспечить формирование и развитие познавательных интересов и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда.  Покажу на примере урока  введения новых знаний:

I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) – 1-2 минуты

Цель: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:

  • актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности (“надо”);
  • создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”);
  • устанавливаются тематические рамки (“могу”).

Используются АМО:

  • «Дерево ожиданий»,
  •  «Поляна снежинок»,
  • «Разноцветные листы»,
  • «Фруктовый сад»;
  • «Солнышко и туча»;
  • «Поздороваемся ладошками»;
  • «Обнимашки».

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии – 4-5 минут

Цель: повторение изученного материала, необходимого для “открытия нового знания”, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося.

Возникновение проблемной ситуации.

Методы постановки учебной проблемы:

  • побуждающий, подводящий  диалоги;
  • мотивирующий  приём  “яркое пятно” – сказки, легенды, фрагменты из художественной  литературы,  случаи из истории, науки, культуры, повседневной жизни, шутки и др.)

Используются АМО:

  • «Кластер»;
  • «Веришь – не веришь»;
  • «Чёрное – белое»;
  • «Знаю – не знаю».

III. Постановка учебной задачи – 4-5 минут 

Цель: обсуждение затруднения (“Почему возникли затруднения?”, “Чего мы ещё не знаем?”)

На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения.

Для этого учащиеся должны:

  • восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место – шаг, операцию, где возникло затруднение;
  • соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения – те конкретные знания, умения или способности, которых недостаточно для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

Используются АМО:

  • «Мозговой штурм»;
  • «Составление алгоритма»;
  • «Инструкция»;
  • «Сравнение – противопоставление»;
  • «Я хочу научиться».

IV. Открытие нового знания (построение   проекта выхода из затруднения) – 7-8 минут

На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства – алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.

Используются АМО:

  • «Практический эксперимент»;
  • «Проблемный диалог»;
  • «Метод проектов»;
  • «Инфо – угадайка»;
  • «Ошибка!»
  • «Установи соответствие».

V. Первичное закрепление – 4-5 минут

Цель: проговаривание новых знаний,   (запись в виде опорного сигнала) фронтальная работа, работа в парах;

комментирование, обозначение знаковыми символами.

Используются АМО:

  • «Метод ключевых слов»;
  • «Мини – исследование»;
  • «Экспресс опрос».

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону) – 4-5 минут.

Каждый должен для себя сделать вывод о том, что он уже имеет.

Письменно выполняется небольшая по объёму самостоятельная работа (2-3 типовые задания).

Самоконтроль, самопроверка.

Используются АМО:

  • «Мудрый совет»,
  • «Ошибка!»

VII.   Включение нового знания в систему знаний и повторение - 7-8 минут.

Сначала детям предлагаются задания, которые содержат новый алгоритм, новое понятие.

Затем предлагаются задания, в которых новое знание используется  вместе с изученными ранее.

Используются АМО:

  • «Мозговой штурм»;
  • «Утверждение – аргумент»;

VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог). Дача домашнего задания. – 2-3 минуты.

Цель: осознании обучающимися  своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса.

Вопросы:

  • Какую задачу ставили на уроке?
  • Удалось решить поставленную задачу?
  • Каким способом?
  • Какие получили результаты?
  • Что нужно сделать ещё?
  • Где можно применить новые знания?
  • Что на уроке у вас хорошо получилось?
  • Над чем ещё надо поработать?  и другие.

Используется АМО:

  • «Тренинг»;
  • «Кластер»;
  • «Перепутанные логические цепочки»;
  • «Плюс – минус»;
  • «Ромашка»;
  • «Солнышко и туча»;
  • «Оживи деревце»;
  • «Четыре Я».

Для проверки практической работы на уроках мои ученики используют различные формы самоконтроля и взаимоконтроля. Этому нужно учить с самого начала обучения, тогда все ребята научатся давать объективную оценку своей работе.

Использую АМО, формирующие умения взаимообучения:

  • Подумай- найди пару- поделись идеями;
  • Творческая мастерская;
  • Ролевое обучение сообща;
  • Совместный поиск.

АМО, формирующие читательскую компетентность:

  • Ежедневник ученика;
  • Ролевая игра в читателей;
  • Имитационная игра;
  • Игровое проектирование;
  • Кейс-метод;
  • «Дерево мудрости».  

АМО, формирующие умения задавать вопросы:

  • Интервью;
  • Перекрестная дискуссия;
  • Вопросы к рассказу учителя;
  • Вопросы к тексту;
  • Вопросы к сообщениям  обучающихся;
  • Вопросы к самостоятельно изучаемому материалу;
  • Вопросы друг другу.

Эффективность АМО. Как показали исследования ученых, человек запоминает только 10% того, что он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит; 50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях, 80% - при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем. И лишь когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90%.

Таким образом, использование активных методов обучения позволяет обеспечить эффективную организацию и последовательное осуществление игрового образовательного процесса для достижения высокой заинтересованности и вовлеченности обучающихся в учебную, проектную, исследовательскую деятельность; формирования качеств личности, нравственных установок, ценностных ориентиров, соответствующих ожиданиям и потребностям обучающихся, родителей, общества.

Подводя итоги сказанному, можно с уверенностью сказать, что активные методы обучения обеспечивают решение образовательных задач в разных аспектах:

  • формирование положительной учебной мотивации;
  • повышение познавательной активности учащихся;
  • активное вовлечение обучающихся в образовательный процесс;
  • стимулирование самостоятельной деятельности;
  • развитие познавательных процессов – речи, памяти, мышления;
  • эффективное усвоение большого объема учебной информации;
  • развитие творческих способностей и нестандартности мышления;
  • развитие коммуникативно-эмоциональной сферы личности обучающегося;
  • раскрытие личностно-индивидуальных возможностей каждого учащегося и определение условий для их проявления и развития;
  • развитие навыков самостоятельного умственного труда;
  • развитие универсальных навыков.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/412830-iz-opyta-raboty-sistemno--dejatelnostnyj-pod


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Применение активных методов обучения на разных этапах уроков в начальной школе"

Материал содержит сценарий мастер-класса и презентацию. Данный мастер-класс был проведен в рамках районного фестиваля мастер-классов "Мои инновации в образовании"...

Мастер-класс «Применение активных методов обучения на различных этапах урока в начальной школе»

Главная задача каждого преподавателя – не только дать учащимся определённую сумму знаний, но и развить у них интерес к учению, научить учиться. Учителю необходимо не только доступно все рассказать и п...

Мастер-класс Применение активных методов обучения на различных этапах урока в начальной школе

Активные методы обучения (АМО) – это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом....

Мастер - класс «Применение активных методов обучения на разных этапах урока в начальной школе»ДОКЛАД.МАТЕРИАЛ НА КОНКУРС "УЧИТЕЛЬ ГОДА 2017Г."

Мастер - класс«Применение активных методов обучения на разных этапах урока в начальной школе» ДОКЛАД....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ УРОКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Игра «Скажем «Здравствуйте!»»Проводится по усмотрению учителя либо в паре, либо со всем классом одновременно.- Здравствуйте! -       ты скажешь че...

Применение активных методов обучения на разных этапах уроков в начальной школе

Педстудия для председателей методических объединений...

Статья «Применение активных методов обучения на различных этапах урока в начальной школе»

  Изменения, происходящие в мире, вызвали необходимость разработки новых подходов в системе обучения и воспитания, внедрения государственных стандартов второго поколения. Перед учителем по...