Статья "Формирование коммуникативной компетенции у обучающихся с ОВЗ (умеренной умственной отсталостью)"
статья

Епифанова Светлана Викторовна

Предварительный просмотр:

Статья по теме: «Формирование коммуникативной компетенции у учащихся с ограниченными возможностями здоровья».

Учитель начальных классов

МОУ «С(К)ОШ № 15»

Епифанова С.В.

        В современной педагогической науке проблема формирования и развития связной устной и письменной речи обучающихся с умственной отсталостью рассматривается достаточно часто и подробно. В качестве научно - исследовательских условий формирования опыта выступают исследования А.К.Аксеновой, М.Н.Шишковой, В.Г.Петровой, Р.И.Лалаевой и др. В то же время,  в связи с развитием методики преподавания, изменениями в развитии коррекционного образования, подготовкой к введению ФГОС обучающихся с интеллектуальной недостаточностью возникает необходимость в формировании коммуникативной компетентности обучающихся, которая по содержанию шире, чем формирование коммуникативных умений и включает не только поведенческий, но и эмоциональный и когнитивный компоненты(Ю.М. Жуков, Г.В.Безюлева, Н.Ю.Белоусова).Методическими  условиями формирования опыта являются программы по письму, чтению  и развитию речи  специальных (коррекционных) образовательных  учрежденийVIII вида под редакцией В.В.Воронковой и методика преподавания  под редакцией А.К.Аксеновой. Тема опыта формировалась и развивалась также в ходе работы школьного методического объединения учителей - предметников, педагогического совета школы, обсуждения в сетевых учительских сообществах(

        Общее нарушение интеллектуальной деятельности умственно отсталого ребенка приводит к значительным затруднениям в овладении процессами речи. Речевое недоразвитие вызывает у умственно отсталых детей затруднения в общении с окружающими людьми.

        Овладение коммуникативными навыками - важнейшее условие адаптации выпускников в социуме. Своевременная коррекция речевых расстройств является необходимым условием формирования коммуникативной компетенции и психологической адаптации умственно отсталых детей к новым социальным условиям, таким образом,  тема опыта актуальна.Каждый человек, ребенок или взрослый, здоровый или больной, обделенный или одаренный способностями, имеет право на жизнь и развитие. В этой связи, обучение и воспитание детей с  интеллектуальной недостаточностью, их социализация и интеграция должны быть не менее важны для общества. Проблема социальной и  коммуникативной реабилитации лиц с умеренной умственной отсталостью всегда была. Дети с осложненными формами умственной отсталости, несмотря на общность признаков психофизического недоразвития, не являются однородной группой. Многие из них при условии специального, направленного обучения и воспитания способны овладеть элементарными коммуникативными умениями и навыками социального поведения.

        Под воздействием обучения и воспитания у умственно отсталых детей постепенно формируются навыки и умения, совершенствуется интеллектуальная деятельность и более ощутимой становится их социальная адаптация. В исследованиях Г.М. Дульнева, Ж.И. Шиф, В.Г. Петровой доказано, что с переходом из класса в класс у умственно отсталых детей наступают существенные сдвиги в их психическом развитии в сторону самостоятельной организации учебной деятельности и влияние дефекта ослабевает под воздействием обучения и воспитания.

        Работа учителя с такими детьми представляет чрезвычайную сложность. И делится на несколько этапов.

        На начальных этапах обучения основными задачами работы должно быть не только и не столько овладение детьми общеобразовательными знаниями, сколько привитие им навыков самообслуживания, элементарной культурой поведения и общения, развитие моторики, речи, ручной умелости.  

        Второй этап. Составление план работы с детьми. Каждому ребенку был разработан индивидуальный маршрут, исходя из его особенностей и потребностей. 

        Третий  этап- это непосредственная работа с детьми.
На уроке необходимо организовать постоянную активную практическую деятельность детей, вести обучение не путем изолированных упражнений, а организуя различные виды практической деятельности: манипулятивные действия с предметами, различные виды игр, элементарное конструирование, работу с мозаикой, бумагой, пластилином. Использование сюжетно-ролевых, дидактических игр, бесед, участие детей в конкурсах, праздниках (на доступном уровне). Во время дидактических и сюжетно –ролевых игр происходит обучение умениям и навыкам, необходимым в повседневной жизни. Во время дидактических и сюжетно-ролевых игр, драматизацмий происходит обучение умениям и навыкам, необходимым в повседневной жизни ( умение следить за временем, умениеподдерживать  в порядке одежду, пользоваться предметами личной гигены и предметами первой необходимости,производить элементарную уборку в помещении,пользоваться правилами поведения в общественных местах) Экскурсии в магазины, кинотеатры, парки города - это подготовка детей к восприятию окружающей среды.

        На четвертом этапе проводится диагностика детей и анализ достижения цели. Условия реализации включают в себя: организация взаимодействия специалистов.

Ожидаемые результаты это- формирование у детей представлений об оружающей жизни и навыков взаимодействия с окружающими: развитие личностных качеств ребенка;преодоление эмоционально- личностных и поведенческих нарушений у детей с проблемами в развитии; формирование коммуникативных навыков; успешная социальная адаптация детей в общество.

Кропотливую, систематическую работу по формирование коммуникативной компетенций у учащихся с интеллектуальной недостаточностью надо начать с младших классов и с привлечением семьи.

Список литературы:

1.Аксенова Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании: Учебное пособие для студ.сред.пед.учеб.заведений.-М.: «Академия»,2001

2.Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии.М.: Артики,2002

3.Калмыкова Е.А. Психология лиц с умственной отсталостью: Уч.метод.пособие.- Курск: Курск.гос.ун-т,2007.-121с

4. Олигофренопедагогика / Под ред. Б. П. Пузанова. - М.: Академия, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка конкурса «Математический Петербург» по предметам «Математические представления и конструирование», «Наш город» для обучающихся с умеренной умственной отсталостью

Разрабатывая этот Конкурс, мы преследовали цель: создание условий для обучающихся с умеренной умственной отсталостью возможности показать достижения в освоении учебных предметов «Математические предст...

Рабочая программа логопедического сопровождения для учащихся начальной школы с легкой умственной отсталостью и средней школы с умеренной умственной отсталостью по обучению грамоте

Программа для работы с детьми, обучающимися в начальной школе, с легкой умственной отсталостью и детьми, обучающимися в средней школе с умеренной умственной отсталостью....

Доклад «Коррекционно- развивающие технологии в работе учителей, обучающих с умеренной умственной отсталостью»

Доклад на педагогическом совете школы. В статье говорится о том, что при работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, применяются особые коррекционно-развивающие педагогические техноло...

«Формирование коммуникативных компетенций у обучающихся с умственной отсталостью на занятиях логопедической коррекции»

Общение является одним из основных условий развития ребёнка, важнейшим компонентом формирования его личности, ведущим видом человеческой деятельности, направленным на познание и оценку самого себя чер...

Развитие коммуникативных навыков у детей с умеренной умственной отсталостью в процессе обучения

В данной статье подробно рассказано о развитии коммуникативных навыков у детей с умеренной умственной отсталостью в процессе обучения...

Статья на тему "ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ БАЗОВЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 6–7 КЛАССОВ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ"

В статье анализируются результаты реализации программы по формированию коммуникативных базовых учебных действий у обучающихся 6–7 классов с умеренной умственной отсталостью в контексте Федеральн...

Публикация «Подходы к формированию коммуникативных учебных действий у обучающихся с умеренной умственной отсталостью»

Беляева О.Л., Муравьева Е.А. «Подходы к формированию коммуникативных учебных действий у обучающихся с умеренной умственной отсталостью».Сборник научных статей II Всероссийского молодежного...