Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов Кеняйкиной В.Н.
материал

Кеняйкина Валентина Николаевна

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Публичное представление

собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов

ОСП «Школа №2» МБОУ «Большеберезниковская средняя общеобразовательная школа»

Большеберезниковского муниципального района Республики Мордовия»

Кеняйкиной Валентины Николаевны

«Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся в начальной школе в условиях                           реализации ФГОС»

Введение.

1.Тема опыта «Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся в начальной школе                  в условиях реализации ФГОС»

2. Сведения об авторе:

Ф.И.О.— Кеняйкина Валентина Николаевна

Образование – высшее

Стаж педагогической работы – 24 года

В данной организации – 24 года

     3. Актуальность опыта

    Для меня, как человека и учителя начальных классов духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются моей первостепенной задачей. Образованию в начальной школе отводится ключевая роль в духовно-нравственном воспитании человека.

Общество лишь тогда способно развиваться, когда у него есть общая система нравственных ориентиров. А есть эти ориентиры там, где хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории.

Новый закон «Об образовании» требует, чтобы содержание образования обеспечивало формирование духовно-нравственной личности, а Федеральный Государственный Образовательный Стандарт ориентирован на становление личности выпускника (т.е. любящий свою Родину, уважающий свой народ, принимающий ценности семьи, креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир и т.д.).

Ребенок школьного возраста, особенно в начальной школе, наиболее восприимчив к духовно-нравственному развитию и воспитанию. А вот недостатки этого развития и воспитания трудно восполнить в последующие годы.

    Актуальность моего педагогического опыта обусловлена необходимостью духовно- нравственного возрождения человека. Сегодня уже не вызывает сомнений тот факт, что качество образования определяется не только количеством и качеством знаний, но и качеством личностного, духовного, гражданского развития подрастающего поколения. Поэтому, анализируя множество ролей, в которые нам, учителям, приходится воплощаться, я считаю особо значимой роль педагога-воспитателя, целенаправленно и организованно помогающего ребёнку «восходить» к культуре современного ему общества и развивать способности жить в этом обществе. Я убеждена, что жить достойно в обществе может только духовно-нравственный человек. Воспитание духовно-нравственного начала тесно и неразрывно связано с развитием самосознания учащихся, сознанием ими своих национальных корней, потребности любви к Родине и народу.

     4. Основная идея

    Воспитание должно быть ориентировано на достижение определенного идеала. На какой же идеал ориентироваться мне как учителю начальных классов?

Мне хотелось бы, чтобы мои воспитанники стали высоконравственным, творческим, компетентным гражданином России. Это тяжело, когда всё народное, традиционное теряет силу примера, в том числе «великий и могучий» русский язык.

В связи с этим необходимо уделять особое место предметам гуманитарного цикла, в частности, русскому языку, литературе, а также окружающему миру, которые являются одним из наиболее важных предметов с точки зрения воспитательных возможностей.

В своей педагогической работе опираюсь на обеспечение условий формирования духовно богатой, способной к самоусовершенствованию и самореализации в обществе личности, умеющей творчески мыслить. Для этого нужно овладевать современными образовательными технологиями и внедрять их в свою практику.

Всем известно, что большую часть своего времени дети проводят в школе. И вовсе не стоит считать устаревшим выражение про учителя: «Она как вторая мама». И я не могу, не имею права пренебрегать этим. Поэтому, на формирование опыта работы по данной проблеме повлияли, прежде всего, мои ученики. Моя жизненная позиция – «делай так, как хочешь, чтобы поступали с тобой».

Базовые ценности должны лежать в основе уклада школьной жизни, определять урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей.

К сожалению, изменение общественных отношений в нашей стране повлекло за собой сложные духовные проблемы, которые выразились в обесценивании многих жизненных идеалов и образовании идеологической пустоты.

Именно поэтому мы все вместе должны защитить наших детей от мира насилия, сделать их невосприимчивыми к злу и способными творить добро. Для организации такого пространства необходимо взаимодействие школы с семьей. Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. А это можно решить одним – единственным способом – дать подрастающему поколению полноценное духовно – нравственное воспитание. И у нас должно хватить мужества поставить и решать эту задачу средствами школьных предметов, и в первую очередь на уроках.

Если вопросам духовно - нравственного воспитания учащихся придавать серьезное значение и проводить регулярную работу по духовному оздоровлению, то труд не будет напрасным.

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия. «Действие для людей и на людях» спектра занятий, направленных на развитие школьника.

Смена ценностных ориентиров современного общества, расширение информационного пространства, снижение эффективности традиционных методов обучения заставляют нас искать новые методы и технологии в образовании и воспитании подрастающего поколения.

     5. Наличие теоретической базы

       На примере технического оснащения школы можно проследить, как менялась год от года материально-техническая база образования, как внедрялись новые технологии.

В школах имеется доступ к Интернету, создана библиотека электронных учебных пособий по различным предметам, имеется компьютерный класс для учащихся.

Идейные ресурсы современного образования заложены в ФГОС и новой редакции Закона об образовании. В этих документах акцент сделан на расширение правовой базы образования. В этих документах говорится о компетентностном подходе в обучении.

Цели и задачи своей работы я реализую через содержание основного учебного материала, изучаемого школьниками. В нем трансформированы социокультурный опыт человечества, образцы подлинной нравственности, духовности, гражданственности, гуманизма, творческого мышления. Русский язык как учебный предмет несет чрезвычайно высокую познавательную ценность: привитие любви к родному языку, культуру речи, осмысление общечеловеческих ценностей, воспитание личности с высоким чувством патриотизма. Для того чтобы прививать интерес к изучению школьных предметов я применяю различные формы и методы обучения.

Разработаны поурочные планы-конспекты уроков, внеурочных занятий и внеурочной деятельности по направлению духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, большое количество дидактического материала, в том числе проверочные и тестовые работы.

Внедрение Федерального государственного стандарта образования предусматривает использование системно-деятельностного подхода и личностно-ориентированных технологий обучения. Я широко использую организационно - деятельностные игры. Они не только оживляют занятия, но и позволяют формировать базовые компетенции  учащихся.

Большое значение уделяется интеграции содержания образования. Интегрированные уроки дают учащимся более широкое и яркое представление о мире и человеке, о взаимосвязи предметов и явлений. Они развивают творческий потенциал учащихся, побуждают к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, коммуникативных способностей.

Важным для современного учителя является и овладение компьютерными технологиями. Они обогащают арсенал методических средств обучения, представляют педагогу богатый наглядный материал, позволяют разнообразить уроки, делая их интересными. В своей работе постоянно использую ИКТ при подготовке к урокам, изготовлении дидактического материала.                           6.Новизна опыта

    Новизна опыта ориентирована на вступивший в силу Федеральный государственный образовательный стандарт школьного образования. Одной из основных целей которого является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

     7.Технология опыта

         Одной из моих задач в настоящее время является создание условий для творческого    развития каждого ученика, его самоопределения и самореализации на уроке.

Урок - место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопление опыта нравственных взаимоотношений. На уроках дети приучаются к самостоятельной работе, для успешного осуществления которой необходимо соотносить свои усилия с усилиями других, научиться слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать мнение, помогать и принимать помощь. На уроках дети могут переживать вместе острое чувство радости от самого процесса получения новых знаний, огорчения от неудач, ошибок.

Учебные предметы в начальной школе обладают мощным развивающим потенциалом. Благодаря духовно - нравственной направленности на уроках у младших школьников закладывается целостный процесс духовного, нравственного и интеллектуального развития.

В школе с детьми проводится немало различных мероприятий: беседы на этические темы, чтение художественной литературы и анализ произведений, обсуждение положительных и отрицательных поступков детей, проведение различных внеурочных мероприятий, в том числе экскурсий.

Целью моей педагогической деятельности является: создание системы духовно-нравственного воспитания детей для формирования социально-активной личности на уроках. Создание условий для разностороннего развития личности на основе усвоения общечеловеческих ценностей; воспитание личности, обладающей чувством национальной гордости и гражданской ответственности за свое будущее. Своей работой я стремлюсь решить следующие задачи:

- работать над созданием условий для развития личности, побуждения ее к самоанализу, самовоспитанию на основе литературных произведений, прививать нравственные ориентиры в жизни;

- добиваться сознательной дисциплины в классе, уважения к закону;

- воспитывать любовь к Родине, приобщая к ее культуре через экскурсии, поездки, походы, вечера, встречи с интересными людьми;

- воспитывать потребность в заботе о других людях через беседы, совместную деятельность.

Реализация проводимых мероприятий позволит:

- создать условия для сохранения и преумножения интеллектуального и творческого потенциала трудовых ресурсов страны, усилить внимание к Человеку и его развитию;

- создать условия для адаптации детей в постиндустриальном обществе;

- нацелить учащихся на верные жизненные ориентиры и нравственные ценности, научить осуществлять нравственный выбор и давать моральную оценку, стремиться к самосовершенствованию.                                                                                                                                                                      В своей работе в целях воспитания нравственности и патриотизма использую следующие приёмы:

  • приведение примера;
  • анализ фактов, явлений;
  • яркий рассказ;
  • использование сравнения, сопоставления, противопоставления.

До возникновения письменности существовало устное народное творчество, в котором отражалось мировоззрение русского человека, его душа. Не зря пословицы и поговорки мы используем и сегодня. На уроках русского языка и литературы я привожу примеры пословиц, поговорок, фразеологизмов и прошу ребят объяснить их смысл. Проблема сейчас состоит в том, что у многих ребят очень скудный словарный запас и для них эта работа составляет некоторые трудности. Эту проблему мы пытаемся решить на уроках русского языка при изучении тем: «Синонимы», «Антонимы», «Омонимы». Совместная работа с учениками может строиться двумя способами:

- я даю задание составить как можно больше слов, близких данному слову (например, сострадание, забота, милосердие и т.д.), поделиться своими примерами и подвести итог (составить общий ряд слов);

-совместно с учениками обсуждается и выстраивается общий ряд слов, а потом каждый ученик у себя в тетради осмысливает их содержание.

Но важно научить ребенка не только объяснять значение нового слова, но и пользоваться изученным материалом на практике. Этому помогают образцы употребления слов - готовые словосочетания и предложения, которые могут быть прочитаны, а затем записаны под диктовку.

Например, при изучении такой темы как Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова» нам попадается такое выражение: «Не хлебом единым жив человек». На уроке мы разбираем это выражение, определяем его смысл. Акцентирую внимание ребят на то, что это выражение пришло к нам из давних времен, что такое выражение мог придумать только очень умный человек. Во время беседы с детьми пытаюсь вызвать гордость за Родину, в которой мог  родится такой человек.

Глубоких и прочных знаний, учащихся добиваюсь через повышение эффективности каждого урока. Практикую работу с тестами, раздаточным материалом разного уровня сложности, использую ИКТ. Включаю в уроки элементы занимательности, провожу игры «Четвертый лишний», «Найди ошибку», использую кроссворды, шарады, викторины. С целью привития интереса к предмету использую различную наглядность (таблицы, схемы, картины).

    Литература – это учебный предмет, где ученики могут, не стесняясь, высказывать свою точку зрения, спорить, вместе решать проблемы, находить выход из трудных ситуаций, и моя роль как учителя заключается в том, чтобы направить их мысли в нужное русло. Важное место занимают литературные дискуссии, так как они развивают самостоятельность мышления учащихся, готовят их к реальной жизни. Для решения духовно-нравственного воспитания на уроках литературы я провожу уроки-исследования, беседы, семинары, дискуссии, которые позволяют в непринужденной беседе рассуждать о настоящих человеческих ценностях.

При их использовании требуется личностное отношение обучаемых к усваиваемым мировоззренческим и моральным понятиям, вырабатывается система взглядов и убеждений, которые становятся принципами, мотивами поведения обучающихся.

Например, такие произведения как: «Заячьи лапы» К. Паустовского, «Слон» А.Куприна, «Жил на свете слоненок Г.Цыферова, «Сухопутный или морской» О. Кургузова и многие другие - учат добру, взаимовыручке, ответственности за более слабого.

Произведения таких поэтов, как А. Пушкин, М. Лермонтов, И. Бунин, А. Фет, Ф. Тютчев, С. Есенин – учат любви к природе, к своей малой Родине.

Произведения Л. Пантелеева «Честное слово», С. Махотина «Самый маленький», Л. Муур "Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду", Н. Гарин-Михайловский "Детство Тёмы", А.Гайдар «Чук и Гек» - учат честности, любви к своим близким, мужеству.

Каждый урок – это открытие в себе тех или иных положительных или отрицательных качеств характера.

Дидактический материал разного типа позволяет воздействовать на чувства учащихся, формируя любовь к Родине, к человеку, чувство милосердия, совести и т.д.

Говоря о духовном воспитании молодого поколения, я имею в виду и воспитание внутреннего мира, и отношение к окружающему миру. Любая тема в литературе может рассматриваться с точки зрения духовно-нравственного понимания.

Например, сказки, где всегда добро побеждает зло. Они учат нас тому, что хороший человек всегда на уровень выше злодея. Былины воспитывают в детях чувство патриотизма.

    Изучение окружающего мира оказывает благотворное влияние на развитие ребенка и, прежде всего, формированию гуманного отношения ко всему живому. Ребенок усваивает правила поведения в природе, в обществе, учится взаимодействовать с другими людьми, понимать самого себя и управлять своим поведением. Изучение нашего общества, истории государства, его культуры, обычаев, гражданских воин создает условия для воспитания высших нравственных чувств – патриотизма, гуманизма, духовно – нравственного развития.

     6. Результативность опыта

Формирование духовно - нравственных понятий – это очень сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий учителя, систематической и планомерной работы по формированию чувств и сознания детей. Один из видов этой работы, это проводимые мною занятия по внеурочной деятельности.  На этих занятиях дети учатся общению со своими сверстниками, совместному деланию, пониманию, разучивают игры. Эта работа помогает осознавать роль и значение учителя в жизни ребенка, проходить уроки послушания учителю, родителям, формировать в себе навык к добру. Дети глубже осознают, как должен себя вести христианин, давать нравственную оценку своим поступкам, оказывать посильную помощь в семье, друзьям, другим людям, принимать активное участие в жизни школы.

           Кроме проводимой воспитательной работы на уроках и во внеурочных занятиях проводятся беседы, классные часы, утренники, тематические экскурсии, конкурсы с участием родителей.

Наиболее значимые из них: открытый урок по ОПК «Масленица», открытое внеклассное мероприятие «Рождественская история», классный час «Ангел - хранитель» (на этих мероприятиях присутствовал Епископ Ардатовский и Атяшевский Вениамин). Пугаев Павел занял 1 место в республиканском конкурсе Ардатовской епархии стихотворение собственного сочинения «Рождество Христово», 1 место в муниципальном этапе конкурса детского творчества «Рождественская звезда», Надежкин Никита занял 2 место в конкурсе творческих работ «Моя православная книга», проводимым религиозной организацией «Ардатовская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат), совместно с Библиотекой г.Москвы в рамках празднования Дня православной книги, Ифутина Дарья приняла участие в Региональном этапе международного конкурса детского творчества «Красота Божьего мира».

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в котором народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков. Дети должны знать традиции, обычаи русского народа, историю народной культуры, проникнуться чувством понимания её древности и величия, чтобы приобщиться к её истокам. Мы с ребятами посещали Кафедральный собор Феодора Ушакова в г.Саранске.  По собору нам была организована групповая экскурсия с подробным рассказом. Побывали на службе, поклонились мощам Святого, посетили библиотеку, актовый зал и классы воскресной школы. Ребят напоили ароматным чаем со сладостями в трапезной. Затем поднялись на смотровую площадку, откуда открываются великолепные виды на центр города. Экскурсия произвела на детей большое впечатление.

Ребята готовят информацию для классных часов и самостоятельно их проводят. Так проводились классные часы на следующие темы: «Герои земли русской», «Святая Русь», «Война коснулась моей семьи», «Блокадный хлеб». Данная работа очень помогает в воспитании самостоятельности, ответственности, коммуникативных навыков.  В 2021 году с Пугаевым Павлом мы приняли участие в Республиканском конкурсе стихов собственного сочинения для школьников, приуроченных к 76-й годовщине Великой Победы, 20летия канонизации Федора Ушакова и 8000-летия со дня рождения князя Александра Невского на тему «Герои», пока результат не пришел.  Процесс формирования духовных ценностей – длительный, быстрого результата быть не может, но та работа, которая проводится мною на уроках и во внеурочной деятельности, поможет «заронить» драгоценное зерно в души моих учеников. Конечно, необходимо воспитание и в семье, и в школе. Но только чтобы семья и школа не спорили между собой, как это случается сплошь и рядом, не ломали ребенка разнобоем воспитательных средств, а действовали в согласии. В своей практике уделяю большое внимание приобщению детей и родителей к участию в совместных мероприятиях, на которых происходит формирование идеала крепкой, благополучной семьи, ведь ни один праздник не обходится без участия и помощи родителей. Так ежегодно проводятся совместные праздники «Папа, мама, я - спортивная семья», «День Победы», «Масленица» и другие.  Стало традицией приглашать родителей на классные часы, на которых они рассказывают о своей профессии, а также периодически являются членами жюри на различных конкурсах и викторинах.                                                                                                                            Мною был проведен  мониторинг духовно-нравственного воспитания младших школьников направленный на выявление следующих параметров:

- уровень сформированности личностной культуры через диагностику личностной сферы учеников с использованием методики «Я разный».

- уровень сформированности социальной культуры через диагностику нравственных представлений младших школьников (Тест «Что такое хорошо, что такое плохо»)

- уровень сформированностим семейной культуры через диагностику семейных ценностей и представлений учеников, (анкета «Я и моя семья»).

- уровень нравственного развития и воспитания младших школьников.

В процессе анализа работы выявила, на что ориентированы дети в плане духовно-нравственного воспитания. Эта работа дает представление о том, понимает ли младший школьник, что есть такое хорошо, а что такое плохо, какие поступки правильные, а какие нет. В результате школьник становится выдержаннее, спокойнее, начинает лучше и адекватно относиться к людям, может держать себя «в руках», происходит улучшение поведения, с уважением и любовью относится ко всему живому и не живому, истории и традиции своего народа и т.д. В общем, получает «установку на добро».

Уровень сформированности духовно-нравственной культуры у учащихся исследуется на основе стандартной диагностической методики В.И.Андреева «Оценка духовно – нравственного развития учащихся». Диагностические замеры за последние три года позволили сделать следующие выводы:

- прослеживается четкая позитивная возрастная динамика духовно – нравственного развития учащихся от первого к третьему классу;

Полученным результатом считаю, что проведенная диагностическая работа, показала хороший результат. Мои ученики не состоят на учёте, дети дружелюбны, послушны, уважительно относятся к взрослым, в классном коллективе нет изолированных детей, присутствует взаимовыручка и сопереживание. Наблюдается позитивная динамика от класса к классу. Ребята участвуют в муниципальных и республиканских конкурсах, в дистанционных олимпиадах, создают собственные презентации и проекты на различные темы. Это говорит о том, что мы на правильном пути.

                             

7.Список литературы

. Федеральный государственный стандарт начального общего образования.

Министерство образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2010

2. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно – нравственного

развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2010

3. Планируемые результаты начального общего образования. М.: Просвещение, 2010

Федеральный государственный стандарт начального общего образования.

Министерство образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2010

2. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно – нравственного

развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2010

1. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2010

2. Планируемые результаты начального общего образования. М.: Просвещение, 2010

3.Данилюк А.Я. Духовно – нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации. М.: Просвещение,2011

4. Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников. Ж. «Начальная школа» - 2005 - №11 - С. 68-71

5. Духовно – нравственное воспитание (тема номера). Ж. «Начальная школа плюс до и после», №9 – 2010

6. Новые родительские собрания: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2006. Нравственное воспитание детей в семье, с.97

7. Степанов Е.Н. Классный руководитель: современная модель воспитательной деятельности. М.,2007.

8. Плинер Я.Г., Бухвалов В.А. Воспитание личности в коллективе. М.,2001


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов Тимофеевой Наталии Валерьевны

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классовТимофеевой Наталии Валерьевны...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов МБОУ "Лицей № 4" Рузаевского муниципального района Республики Мордовия

Одна из особенностей преподавательской деятельности заключается в том, что учитель  закладывает фундамент личности задолго до того, как это осознанно самим объектом воспитания и я, как учитель на...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов МБОУ "Лицей № 4" Рузаевского муниципального района Республики Мордовия

Одна из особенностей преподавательской деятельности заключается в том, что учитель  закладывает фундамент личности задолго до того, как это осознанно самим объектом воспитания и я, как учитель на...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов МБОУ "Лицей № 4" Рузаевского муниципального района Республики Мордовия

Одна из особенностей преподавательской деятельности заключается в том, что учитель  закладывает фундамент личности задолго до того, как это осознанно самим объектом воспитания и я, как учитель на...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов МБОУ "Лицей № 4" Рузаевского муниципального района Республика Мордовия

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов МБОУ "Лицей № 4" Рузаевского муниципального района  Республика Мордовия...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов Аникиной Татьяны Ивановны.

Тема опыта :«Применение современных педагогических технологийв обучении младших школьников»«Педагоги не могут успешно кого-то учить,если в это же время усердно не учатся сами». (Али Апшерони)...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов МОУ «Луховский лицей» г.о.Саранск Лямцевой Светланы Анатольевны

Тема инновационного педагогического опыта:«Использование современных электронных образовательных ресурсов на уроках в начальной школе как эффективный способ повышения качества знаний»....