Программа внеурочной деятельности учащихся начальных классов "Истоки" - новый инструментарий образования и система подготовки на основе активных и интерактивных форм обучения
статья

«Истоки» – уникальный учебно-методический комплекс, развивающий социокультурные приоритеты образования и общества в целом. В статье перечисляются особенности  программы ,  принципы её реализации,  раскрываются    понятия  "активные  и интерактивные формы обучения".

Скачать:


Предварительный просмотр:

       

Программа

 внеурочной деятельности

 учащихся начальных классов

 « Истоки» - новый инструментарий  образования  и  система  подготовки  на основе активных  и  интерактивных форм обучения.

                                Учитель  начальных  классов

                                МКОУ «СОШ №2» им. генерала

                                армии В. И. Исакова  

                                Борисова Л.Г.

                                                                г. Киров,  2021 г.

       «Истоки» – уникальный учебно-методический комплекс, развивающий социокультурные приоритеты образования и общества в целом, задачи которого – научить ребенка почувствовать и осознать свои корни, родство с землей, приобщить его к коренным устоям российской цивилизации.

Особенностью программы «Истоки»  является стержневая основа

содержания образования и воспитания –

  • предмет «Истоки» (авторы: А.В. Камкин, профессор ВГПУ, г.Вологда, И.А. Кузьмин,

профессор РАЕН, г. Москва),

  • программа        «Воспитание на социокультурном опыте» (авторы: И.А. Кузьмин, О.А. Бандяк, В.Н. Синицына, М.А. Сергеева, Н.А. Костромина)
  • программа дополнительного образования «Северная Фиваида».

                                        Актуальность  программы

           Ценность  программы  заключается в  том,  что она  направлена на развитие социокультурных ценностей личности с приоритетом духовной основы, формирование элементов управленческой культуры, эффективное общение на основе принципа диалогизма.

            Актуальность ее состоит в возможности обогатить, вывести на качественно новый уровень выработанные в предшествующий период в образовании подходы по достижению учащимися социальной компетентности в культурно-исторической, социально-правовой, информационно-методологической, экологической и сфере культуры здоровья.

                              Основные принципы реализации программы:

- принцип доступности,

- демократичности,

- научности,

- систематичности  и последовательности.

               Цель: инициирование процесса становления социокультурной компетентности учащихся, их творческого саморазвития, приобщение к неизменным социокультурным ценностям Российской цивилизации и истокам, формирующим и сохраняющим эти ценности.

              Задачи программы: освоить и принять духовно-нравственные категории внутреннего мира человека и социума, в котором живет и развивается ребенок; оснащать учащихся различными созидательными способами взаимодействия с осваиваемыми социокультурными ценностями; осмысливать личностное отношения к ближайшему природному и социальному окружению, к духовно-нравственным ценностям своего народа, к Православной культуре; развивать мотивации к саморазвитию.

                                            Содержание  программы

                  Программа  предусматривает  4 раздела обучения:

1. Мир. Слово. Образ. Книга.

2. Родной очаг. Родные просторы. Труд земной. Труд души.

3. Вера. Надежда. Любовь. София.

4. Традиции Слова, Образа, дела, праздника.

            В 1 классе дети подводятся к пониманию духовных истоков человеческого бытия, осознанию мира, в котором они живут. С этой целью они знакомятся с социокультурным наполнением ценностей, обозначаемых как «МИР», «СЛОВО», «ОБРАЗ», «КНИГА».
     Во 2 классе дети осваивают истоки ближайшей социокультурной среды, своего родного края 
и основной деятельности человека в ней. 
     В 3 классе основной акцент переносится на 
истоки ценностей внутреннего мира человека, на его духовные и душевные начала. 
     В 4 классе осуществляется знакомство с истоками традиций народов родного края  и России в целом.

                                          Специфика программы

               Специфической особенностью кружка «Истоки» является инициирование процесса становления социокультурной компетентности учащихся, их творческого саморазвития, приобщение к неизменным социокультурным ценностям Российской цивилизации и истокам, формирующим и сохраняющим эти ценности.

             Активное  участие  родителей   способствует   созданию   благоприятной атмосферы    взаимопонимания с учителем, что значительно повышает эффективность обучения. Дети приобретают опыт личного осмысления понятий с помощью Слова, Образа, Книги, получают значимые социокультурные результаты, учатся работать самостоятельно и в сотрудничестве с родителями.

                             Формы  организации  учебного  процесса

               Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Занятия проводятся один раз в неделю в учебном кабинете, в музеях, библиотеках, на пришкольном участке.

                Деятельность  кружка  включает   проведение наблюдений,  экскурсий, олимпиад, викторин, создание проектов, исследовательских работ, встреч с интересными людьми и т.д., предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, в Интернете, СМИ и т.д.

             

               Виды активных занятий «Пословицы о правде»  и  др.(Рабочая тетрадь  3 класс , 1 часть темы  «Правда», «Честь», «Терпение»)

                          Ресурсный  круг  -  форма  интерактивного   обучения

                       Виды ресурсного круга в работе со школьниками.

По форме проведения:

1.Ресурсный круг.

2.Ресурсный круг с делегированием (обсуждение ключевого вопроса детьми в малых группах по 3-5 человек, нахождение общего ответа и делегирование одному из участников малой группы права высказать совместное решение)

По образовательной направленности:

1.Развивающий ресурсный круг  при первом знакомстве детей с ключевым произведением темы (понятием).

2.Оценивающий ресурсный круг проводится как часть обобщающего активного занятия по пройденной теме.

                       Этапы  ресурсного  круга  и  методика  их  проведения

Этапы работа

Длительность

Ресурсный круг

Ресурсный круг с делегированием

Оценочный ресурсный круг

Подготовительный

До 5 минут

Учитель заинтересовывает участников, раскрывая суть задания, рассказывая о предстоящей работе.

Основной

До 15-20 минут

(с учетом возраста детей)

Диалог учителя и детей по ключевому вопросу ресурсного круга с использованием дополнительных вопросов разного уровня сложности.  

Делегирование:

обсуждение ключевого вопроса детьми в малых группах по 3-5 человек, нахождение общего ответа и делегирование одному из участников малой группы права высказать совместное решение.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

Отличительной особенностью оценивающего ресурсного круга является то, учитель задает один – основной вопрос по теме обсуждения, на который дети отвечают по очереди, последним в круге говорит учитель и подытоживает обсуждение проговариванием первоначального смысла нравственной категории.

Рефлексия

До 3-4 минут

Учитель, дети анализируют и оценивают результат, устанавливают обратную связь друг с другом, акцентируется важность совместной работы группы.

Учитель  обобщает высказывания детей с позиции соответствия первоначальному контексту обсуждаемой нравственной категории.

Допускаются оценивающие высказывания  по теме обсуждения, но не по высказываниям отдельных участников обсуждения.

 Рекомендации к формулировке вопросов для обсуждения в развивающем ресурсном кругу. Основные правила: 

1.Основной вопрос не должен предполагать конкретного и (или) однозначного ответа – в  отсутствие мнений и  обсуждать нечего.

2.Основной вопрос должен соответствовать уровню литературного развития детей группы, т.е. учитывать готовность детей понять содержание текст.

                                             4  уровня  результативности

 1    .Предполагает приобретение первоклассниками понимания духовных истоков человеческого бытия, осознанию мира, в котором они живут.

2.     Предполагает освоение второклассниками истоков ближайшей социокультурной среды, своего родного края    и основной деятельности человека в ней. 

3.  Предполагает понимание истоков ценностей внутреннего мира человека, его духовные  и   душевные начала. 

4.  Предполагает понимание  традиций народов родного края и России в целом как важнейшим механизмом передачи из века в век базовых социокультурных ценностей российской цивилизации.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ПО ОКОНЧАНИЮ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

   Обучающийся на курсах «Истоки» станет:

  • любознательным, активно и заинтересованно познающим мир;
  • владеющим основами умения учиться, способным к организации собственной деятельности;
  • любящим свой народ, свой край и свою Родину;
  • уважающим и принимающим ценности семьи и общества;
  • готовым самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
  • доброжелательным, умеющим слушать и слышать собеседника, обосновывать  свою позицию, высказывать свое мнение;
  • выполняющим правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ  РЕАЛИЗАЦИИ  ПРОГРАММЫ

Результатом освоения курса будет развитие системы гуманистических отношений на различных уровнях:
- межличностные отношения (ребенок — ребенок, ребенок – учитель, ребенок – родитель);
-ценностные отношения (ребенок – культура, ребенок – природа, ребенок – социум).
   Данная система отношений проявляется на вербальном и поведенческом уровнях, а также на уровне переживаний:
- изменения в речи (диалогичность, доброжелательность, расширение лексических и психологических средств общения);
- изменения в поведении – соответствие принятым нормам культуры;
-обогащение мира переживаний – способность 
и готовность к сопереживанию, к сочувствию. 

https://newsvo.ru/sites/default/files/inline/images/12.04.2018/prezentaciya_0.jpg

Учебно-методический комплект  программы «Истоки»  в 2002 году получил гриф Министерства образования Российской Федерации и рекомендован для использования вобразовательном процессе субъектов РФ.

Это качественно новый инструментарий образования.

В 2011 году Издательский дом «Истоки»включен в Федеральный перечень.

        «Истоки» помогают  узнать  мир,  в котором  вы живёте. В самом  простом  и  понятном открывать новое, скрытное  и  поучительное. Узнать основы духовной жизни, прикоснуться  к ним  не только  разумом, но  и душой  и сердцем.

                                                                                                              (А.В. Камкин)

                                               

                                               

 ЛИТЕРАТУРА:

Преподавание предмета в начальной школе обеспечено социокультурным учебно-методическим комплексом, в который входят следующие издания:

  1. Бандяк О.А. Воспитание на социокультурном опыте: 1 класс. Активные формы обучения (системная разработка): Методическое пособие. – М., 2000.
  2. Бандяк О.А. Истоки: 2 класс. Активные формы обучения (системная разработка): Дидактический материал. – М., 2000.
  3. Бандяк О.А. Истоки: 2 класс. Активные формы обучения (системная разработка): Методическое пособие. – М., 2000.
  4. Бандяк О.А. Истоки: 2 класс: Методические указания.– М., 1996.
  5. Истоки-2. Программа и комментарии // Истоки. Приложение № 6.–1998. – Декабрь.
  6. Истоки: 2 класс. Социокультурный инструментарий // Истоки. Приложение № 7. – 1998. – Декабрь.
  7. Истоки: 2 класс. Педагогический опыт // Истоки. Приложение № 4. – 1998.– Декабрь.
  8. Камкин А.В. Истоки: 2 класс. – М., 2018
  9. Камкин А.В. Истоки: 3 класс. – М., 2018
  10.  Камкин А.В. Истоки: 4 класс. – М., 2018
  11.  Камкин А.В., Кузьмин И.А. Истоки (1–11 классы): Программа и комментарии // Истоки. Приложение № 2. – 1998. – Декабрь.
  12.  Камкин А.В., Кузьмин И.А. Истоки. Программа для начальной школы (1–4 классы). – М., 1997.
  13.  Камкин А.В., Котельникова Н.В. Истоки: 3 класс: Программа и комментарии // Истоки. Приложение № 3(16). – 2000. – Ноябрь.
  14.  Котельникова Н.В. Истоки: 2 класс: Рабочая тетрадь (3-е издание).– М., 2018.
  15.  Котельникова Н.В. Истоки: 3 класс: Рабочая тетрадь. – М., 2018.
  16.  Кузьмин И. А., Бандяк О. А., Синицына В. Н. Воспитание на социокультурном опыте: Программа для начальной школы (1–4 классы) // Истоки. Приложение № 5. – 1999. – Сентябрь.
  17.  Кузьмин И.А., Давыдова Е.Ю. Азбука истоков. Золотое сердечко: 1 класс. – М., 2018.
  18.  Смирнова Т.Н., Ергина В.Д. Истоки: 4 класс. Активные формы обучения (системная разработка): Рабочая тетрадь. – М., 2004.
  19.  Твардовская Н.Ю. Истоки: 3 класс. Активные формы обучения (системная разработка): Методическое пособие. – М., 2000.
  20. Твардовская Н.Ю. Истоки: 3 класс. Активные формы обучения

(системная   разработка): Дидактический материал. – М., 2000


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 4 класс в системе развивающего обучения Л.В.Занкова

Данное тематическое планирование составлено на основании сборника программ для начальной школы по системе Л. В. Занкова. План предусматривает обучение в объёме 170 часов, по 5 часов в неделю. Тематиче...

Программа внеурочной деятельности по ОБЖ для детей с ЗПР (домашнее обучение)

адаптированная программа внеурочной деятельности...

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа внеурочной деятельности «Край мой - Ульяновск» для обучающихся первого года обучения с умеренной умственной отсталостью

Основным двигателем общественных сил всегда был патриотизм - любовь к Родине, Отечеству, своему народу, к лучшим национальным традициям. В настоящее время отмечается возросший интерес к изучению истор...

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «РАДУГА КАРНАВАЛА» 1 – 8 классы (4 года обучения)

Программа «Радуга карнавала» раскрывает перед школьниками яркий спектр культурных традиций народов России, рождает эмоциональные реакции, чувство удивления и восторга красотой изобразитель...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ПРОГРАММЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ: ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА» УРОК ИГРА-ПУТЕШЕСТВИЕ ОТКРЫТИЕ НОВОЙ ГАЛАКТИКИ «ВЕСЁЛАЯ МАТЕМАТИКА»

Методическая разработка по программе внеурочной деятельности «Математическая грамотность: занимательная математика». Урок игра-путешествие открытие новой галактики «Весёлая математика». Юрчук Ири...