Технологическая карта урока чтения по теме « Лисичка – сестричка и волк (русская народная сказка)» (4 класс)
план-конспект урока (4 класс)

Данный урок проводился в соответствии с программой для коррекционных школ и рабочей учебной программой, утвержденной директором школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_chteniya_4_klass_.docx37.95 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное общеобразовательное учреждение Республики Коми

«Специальная (коррекционная) школа – интернат № 6» г. Печоры

Технологическая карта

урока чтения

по теме « Лисичка – сестричка и волк (русская народная сказка)»

(4 класс)

Учитель начальных классов

Артеева Виктория Кимовна

Печора, 2020

Технологическая карта урока по   чтению

4 класс                                                         

Полное наименование учреждения

Государственное общеобразовательное учреждение Республики Коми

«Специальная (коррекционная) школа – интернат № 6» г. Печоры

Учитель

Артеева Виктория Кимовна

Предмет. Класс

Чтение. 4 класс. Авторы С.Ю. Ильина

Тема урока

« Лисичка – сестричка и волк (русская народная сказка)»

Тип урока

Открытие новых знаний

Цель урока

 Способствовать формированию  условий для  знакомства обучающихся с русской народной сказкой

Задачи урока

Образовательные: 

познакомить с русской народной сказкой;

понимать глубину содержания произведения;

совершенствовать навык выразительного чтения целыми словами.

Развивающие: 

содействовать формированию учебно-информационных умений и навыков младших школьников: развивать речь, пополнять словарный запас, умение работать с текстом, сравнивать, обобщать, выделять главное, делать выводы.

Воспитывающие:

 способствовать нравственному воспитанию учащихся, прививать интерес к устному народному творчеству;

воспитывать положительное отношение к совместному труду.

Планируемые результаты

Метапредметные:

Регулятивные: 

принимать и сохранять учебную задачу; планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять пошаговый контроль и оценивать правильность выполнения работы по результату; адекватно воспринимать словесную оценку учителя и товарищей.

Познавательные: 

осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя; строить речевые высказывания в устной форме, правильно оформлять свою мысль, проводить сравнения по заданным критериям, устанавливать причинно-следственные связи, закрепить знания об особенности народных сказок.

Коммуникативные:

 формулировать собственное мнение; допускать возможность существования различных точек зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной  парной деятельности, строить понятные для партнёра высказывания, отвечать на вопросы по содержанию текста.

Личностные: 

осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить поведение героев с нравственными нормами, стремиться к самоизменению.

Ресурсы

Чтение. 4 класс. Авторы С.Ю. Ильина Учебник для общеобразовательных организаций, осуществляющих АООП; Москва «Просвещение», 2019

 мультимедийный проектор, ноутбук; презентация в программе PowerPoint, классная доска с оформлением

Технологии

Технология проблемного обучения; элементы здоровьесберегающей технологии; ИКТ

Формы организации познавательной деятельности

групповая, парная, индивидуальная, фронтальная.

Методы обучения

проблемно – поисковые; практические; словесные.

1 этап урока. Мотивация к учебной деятельности.

Цель: создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Деятельность  учителя

            Деятельность учащихся

Познавательные

Коммуникативные

Регулятивные

Учитель приветствует учащихся, настраивает их на урок.

– Прозвенел звонок,

  Начинается урок.

 Очень приятно видеть в ваших глазах улыбку, радость, лучики любознательности и творчества.

– Проверим готовность к уроку.

Приветствуют учителя.   Выражают положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое. Проявлять внимание.

 Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе.

Настраиваются на успешную деятельность.

2 этап урока. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Цель:  повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

Подготовка речевого аппарата к работе

Артикуляционная гимнастика

-Проведем небольшую речевую разминку.

На экране:

Ва – ва – ва  – повтори слова.

Ва – ва – ва – выросла трава.

Вы-вы-вы, вы-вы-вы - даже выше головы.
Ве-ве-ве, ве-ве-ве - васильки видны в траве.
Ву-ву-ву, ву-ву-ву - васильков букет нарву. Слайд 2

В лесу лиса под сосенкой
Стелила постель лисенку.
Из листьев постель для сына,
А листья слетели с осины.
 Слайд 3

( Учитель включает музыкальную фонограмму)

В некотором царстве,

в дружном школьном государстве

жил да был 4 класс.

Слышите, ребята, я про вас.

Хорошо ли в царстве жить?

Много ль дети в царстве знают?

Хорошо ль они читают?

На вопросы отвечают?

 

- Кто из вас догадался, о чем будем говорить? (о сказках)

- Что такое сказка? (отвечают с подсказкой)

- Что значит русская народная сказка? (отвечают с подсказкой)

Проговаривают чистоговорку.

Работают над скороговоркой. Четко проговаривают каждое слово, произносят все звуки в словах.

Строят речевые высказывания в устной форме

Отвечают

Воспринимают информацию, отвечают на вопросы учителя.

Формулируют собственное мнение.

Выполняют артикуляционные упражнения.

 

 

3 этап урока. Выявление места и причины затруднения.

Цель: организовать анализ учащимися возникшей проблемы и на этой основе выявить места и причины затруднения.

- Вы не смогли ответить точно на некоторые вопросы.

-Не смогли точно сказать, что такое сказка, русская народная сказка.

-Можно ли сказать, что вы все знаете о сказках  как о фольклорном жанре? (нет)

- Согласны ли вы, что  у нас возникло  затруднение, проблема (да)

Дети затрудняются ответить на вопросы.

Слушают учителя.

 Обнаруживают   и формулируют проблему.

4 этап урока. Построение проекта выхода из проблемы.

Цель: построение проекта выхода из проблемы, постановка целей учебной деятельности, определение темы урока.

- Для того, чтобы решить нашу проблему, предположите, что нам необходимо сделать сегодня на уроке?

- Вы хотите больше узнать о сказках?  

 - Хотите научиться употреблять в своей речи выражения из сказки? (ответы детей)

- Чтобы ответить на все мои вопросы, давайте определимся с задачами нашего сегодняшнего урока.

–Какие задачи мы с вами поставим? Записаны на доске

1. Продолжить изучать сказки.

2. Больше узнать о русских народных сказках  как фольклорном  жанре.

3. Познакомиться с новой сказкой.

3. Научиться читать выразительно по ролям.

 Отвечают.

Определяют тему урока.

Грамотно формулируют высказывания.

Слушают и понимают речь одноклассников.

Ставят задачи и планируют свою работу.

Принимают и сохраняют задачи урока.

5 этап урока.  Реализация построенного проекта.

Цель:  познакомить детей с новой русской народной сказкой,  помочь учащимся активно воспринимать изучаемый материал, сохранить интерес к теме при  работе с новой информацией, расширить, активизировать словарный запас учащихся.

 -Сегодня я предлагаю вам познакомиться с русской народной сказкой.

- А чтобы узнать её название, нужно отгадать загадки 

1) Хитрая плутовка,

рыжая головка,        

пушистый хвост-краса.

Кто это? (лиса ) Слайд 4

2) Предок всех собак, поверь

Этот серый хищный зверь.

Знает в овцах, козах толк

Страшный, хитрый, лютый… (волк ) Слайд 5

- Какие названные в загадке признаки помогли вам узнать отгадку?

- Какие слова получились?  (Лиса и Волк)

- Что знаете об этих животных?  (ответы детей)

-Как вы думаете, кто будет главными героями басни? (Лиса и Волк)

- Как в сказках называют лису? (Лисичка – сестричка)

- Сформулируйте   название сказки  (сказка «Лисичка – сестричка и волк») Слайд 6

- Послушайте внимательно сказку. (Слушают сказку в аудиозаписи.)

- О ком эта сказка? ( О Лисичке – сестричке и Волке)

-Какие эмоции вы испытывали при прослушивании? (ответы детей)

- Прочитаем слова, словосочетания, которые встретятся в этой сказке (записаны  на доске)

 Словарная  работа (толкование слов, словосочетаний: запрягу сани, полный воз, славная находка, улучила время, кумушка, куманёк).

Отгадывают загадки.

Отгадывают слова

 Дают ответы на вопросы.

Определяют сказку

 

Слушают сказку в аудиозаписи.

Дают ответы на вопросы.

Высказывают свое мнение, отвечают.

 

Грамотно формулируют высказывания

 

Слушают и понимают речь одноклассников.

Отвечают на вопрос учителя, высказывают предположения.

Грамотно формулируют высказывания.

Отвечают на вопросы учителя.

 Высказывают и обосновывают свою точку зрения.

 Оценивают результаты своей деятельности.

  Выдвигают предположения на основе имеющихся

знаний и обосновывают их.

Организуют выполнение задания учителя.

 

 Выдвигают предположения на основе имеющихся знаний и обосновывают их.

Оценивают результаты своей деятельности.

 

Физминутка.

Цель: организовать отдых детей. Смену деятельности.

Учитель организует отдых детей.  

Мы заходим с вами в лес  (Дети маршируют на месте.)
Сколько здесь вокруг чудес!  (Удивились, развели руками.)
Сколько ёлочек зелёных,
Столько выполним наклонов.  (Раз, два, три.)
Сколько здесь у нас игрушек,
Столько сделаем прыжков.  (Раз, два, три ...)
Впереди из-за куста
Смотрит хитрая лиса.
Мы лису обхитрим,
На носочках убежим.  (Бег на носочках.)
Всё вокруг мы рассмотрели  Слайд 7
И тихонечко все сели.

 

Учащиеся выполняют движения физминутки.

Установка на здоровый образ жизни.

6 этап урока.  Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель: Закрепление усвоенных новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации, анализ.

Учитель организует    чтение в паре по очереди  сказки по заданию (Подчеркнуть аккуратно  слова лисы и волка).

Первичное чтение

- Какая группа  желает прочитать 1 часть? Давайте Николай и Эльнар. Я вам помогаю. Распределим  слова автора читает Николай, слова Лисы – Эльнар, слова волка - учитель

- Много ли наловил дед рыбы? Как об этом сказано в сказке?

- Кого увидел дед на дороге? Как об этом написано в сказке?

- Что значит выражение «свернулась калачиком»?

- Почему старик обрадовался, когда увидел лису на дороге?

- Что сделала лиса, пока старик вёз рыбу?

- Кого встречает Лиса?

- Прочитайте, разговор Лисы и Волка.

 

- Кто желает прочитать 2 часть?

- Зачем волк опустил хвост в прорубь?

- Что произошло, когда волк опустил хвост в прорубь?

- Зачем лиса забралась в дом? Что с ней там произощло?

- Как лиса во второй раз обманула волка?

- Что предложил лисе волк?

- Как ты думаешь, почему он это сделал?

- Что можно сказать  лисе? Какая она была по характеру?

- А каким был волк? 

 

 

 

Извлекают главную информацию из текста.

Читают по ролям и анализируют первую часть сказки.

Дают ответы на вопросы

 

Читают и анализируют вторую  часть сказки.

Дают характеристику лисе.

Дают характеристику волку.

Сравнивают героев.

 Читают в паре по очереди

Читают

Отвечают на вопросы учителя.

Выдвигают свои предположения,  обосновывают их.

Слушают и понимают речь одноклассников.

Дополняют ответы других учащихся.

Строят монологические высказывания

Исправляют ошибки одноклассников

Коллективно обсуждают.

Высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Оценивают результаты своей деятельности.

Ориентируются  в содержании сказки.

Осуществляют самоконтроль

Ориентируются в содержании басни

Исправляют ошибки одноклассников, осуществляют контроль.

7 этап урока. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель: выявление  уровня знаний, а также выявление недостатков в знаниях, установление причин выявленных недостатков, проверка по эталону.

Учитель дает задание: составить и записать «Синквейн» про главных героев басни (работают в паре).

Лисичка - сестричка

Волк

Хитрая, коварная

Глупый, доверчивый

Обманывает, льстит, лукавит

Верит, слушает.

Лисица всегда добивается своего

Волк доверяет лисе

Плутовка

Простофиля

Проверим. Дети зачитывают свои «Синквейны», проверяют по эталону.

-У всех  ли  правильно  получился «Синквейн»? (ответы детей)

-Кому было трудно? (ответы детей)

-Как вы думаете почему? (ответы детей).

-Над чем еще надо поработать? (ответы детей).

Составляют «Синквейн»

 

Работают самостоятельно в паре.

Обмениваются работами с товарищами соседней парты.

Несколько учеников зачитывают свои «Синквейны»

 Проверяют работы друг у друга. Отвечают на вопросы учителя. Взаимодействуют с учителем во время проверки самостоятельной работы

Коллективно обсуждают.

Оценивают результаты своей деятельности и других групп.

 

Проверяют  по эталону.

8 этап урока.     Включение в систему знаний и повторение.

Цель: повторить  и закрепить изученный материал.

Работа с пословицами.

- Как вы понимаете смысл пословиц?  

- Как они соотносятся с содержанием сказки? (ответы детей)

С хитрецом водиться – в оба глаза глядеть.  Слайд 8

Хитростью поймаешь даже льва. Слайд 9

- Какой вывод мы можем для себя сделать?

Вывод: Сказка «Лисичка -  сестричка  и волк» учит нас быть осторожными и внимательными, не доверять первому встречному, а уж если знаешь, что кто-то хитростью своей славится, то и подавно такому плуту доверять не следует. 

Работают с информацией, представленной в форме пословиц

Дают объяснения

Систематизируют, обобщают изученное.

 

Работа в парах.

Осуществляют взаимный контроль в парах.

Грамотно строят речевые высказывания.

Оценивают правильность выполнения действий.  

Анализируют и оценивают результаты своей деятельности.

Делают выводы.

Включают новый способ действий в систему знаний

        9 этап урока. Рефлексия учебной деятельности на уроке.        

Цель: Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

 - Что такое сказка? Слайд 10

- Что такое народная сказка? Слайд 11

- Что такое русская народная сказка? Слайд 12

-С какой сказкой познакомились на уроке?  Слайд 13

- Что показалось смешным, а что поучительным?

- Чему учит  эта сказка? Объясните ее.

- Кто хотел бы  прочитать другие русские народные сказки?

-Давайте вспомним, на какие вопросы нам предстояло ответить на уроке в начале?

- Где мы будем применять новые знания?

- Получилось ли у вас выполнить задания, решить проблему, которые мы  наметили выполнить на уроке, которая возникла в начале урока?

 

Учитель объясняет    содержание домашнего  задания (прочитать, подготовить чтение по ролям)

Задание на выбор:        сделать иллюстрации к сказке.

-К сожалению, наш урок подходит к концу.

Закончите предложения. Слайд 14

Сегодня на уроке я узнал о….

Я научился……

Мне показалось интересным…

Меня удивило….        

Над чем надо поработать……

 Спасибо за урок.

 Систематизируют, обобщают изученное.

 

Записывают  домашнее задание. Получают консультации.

Дети отвечают на вопросы.  

 

Проявляют активность, строят грамотно речевые высказывания, соблюдают правила общения.

Взаимодействуют с учителем во время рефлексии

Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке.

Соотносят цели с результатом  работы и со способами его достижений.

 Оценивают свою работу.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения во 2 классе "Напуганные медведь и волки" (русская народная сказка)

Урок литературного чтения во 2 классе (авт. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.) Тип урока: Урок знакомства с новым произведением. Технология урока: Формирование типа правильной читательской деятельности. Тема ...

Урок литературного чтения по теме: "Образ Бабы Яги в русских народных сказках"

УМК "Гармония", 3 класс, р.н.с. «Баба Яга» и «Падчерица и мачехина дочка»...

"Лиса и волк" русская народная сказка

Предлагаю вам сказку " Лиса и волк". Роли озвучивали члены моей семьи....

Урок литературного чтения(слушание),Ефросинина Л.А. "Мир сказок. Русская народная сказка "Кот,петух и лиса"

Урок литературного чтения(слушание),Ефросинина Л.А. "Мир сказок. Русская народная сказка "Кот,петух и лиса"...

Русская народная сказка «Лиса и тетерев». Особенности русской народной сказки. Характеристика героев сказки.

Создать условия для понимания восприятия русской народной сказки «Лиса и тетерев»....

Конспект урока по чтению «Лиса, заяц, петух» Русская народная сказка 1 класс

Конспект урока по чтению «Лиса, заяц, петух» Русская народная сказка 1 класс УМК "Перспектива"...

Тест «Иван царевич и серый волк» русская народная сказка

Тест по сказке "Иван царевич и серый волк"...