Формирование у младших школьников умения оценивать свои возможности в учебной деятельности.
статья

Козлова Светлана Сергеевна

Младший школьный возраст является периодом интенсивного складывания самооценки, что обусловлено включением ребенка в новую общественно значимую и оценочную деятельность, существенным расширением круга общения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Козлова С.С.,

учитель начальных классов

Формирование у младших школьников умения оценивать свои возможности в учебной деятельности.

      Самооценка играет большую роль в овладении ребенком учебной деятельностью, поэтому педагог должен уделять этому особое значение. Младший школьный возраст является периодом интенсивного складывания самооценки, что обусловлено включением ребенка в новую общественно значимую и оценочную деятельность, существенным расширением круга общения. Формирование самооценки связано с активными действиями ребёнка, с самонаблюдением и самоконтролем. Игры, занятия, общение постоянно обращают его внимание на самого себя, ставят его в ситуации, когда он должен как-то отнестись к себе – оценить свои умения что-то делать, подчиняться определённым требованиям и правилам, проявлять те или иные качества личности. Решающее влияние на формирование самооценки оказывают два фактора: отношение окружающих и осознание самим ребёнком особенностей своей деятельности, её хода и результатов. И это осознание не появится автоматически: родителям и воспитателям надо учить ребёнка видеть и понимать себя, учить координировать свои действия с действиями других людей, согласовывать свои желания с желаниями и потребностями окружающих. В каждом возрастном периоде на формирование самооценки преимущественно влияет та деятельность, которая в этом возрасте является ведущей. В младшем школьном возрасте ведущей является учебная деятельность; именно от её хода и зависит в решающей степени формирование самооценки ребёнка, она прямо связана с его успеваемостью, успехами в учении.

       Самооценка младших школьников ещё не самостоятельна, над ней довлеют оценки окружающих. То, как оценивает себя учащийся, представляет собой копию оценок, сделанных учителем. Отстающие школьники нелегко мирятся с низкими оценками их деятельности и качеств личности – возникают конфликтные ситуации, усиливающие эмоциональное напряжение, волнение и растерянность ребёнка. У слабых учеников постепенно начинает развиваться неуверенность в себе, тревожность, робость, они плохо чувствуют себя среди одноклассников, настороженно относятся к взрослым.

Ребёнок младшего школьного возраста большую часть времени проводит в школе. И основной его деятельностью является учебная деятельность. В этой связи, считается, что мощным фактором воздействия на самооценку младшего школьника выступает оценка учителя. Оценивая знания, учитель одновременно оценивает личность, её возможности и место среди других. Именно так воспринимаются оценки детьми.

Ориентируясь на оценки учителя, дети сами ранжируют себя и своих товарищей как отличников, средних, слабых, старательных или нестарательных, ответственных или безответственных, дисциплинированных или недисциплинированных.

Оценочная деятельность учителя обычно осуществляется в форме отметок в журнале и в вербальной форме. Между этими двумя формами оценок имеется существенное различие. Оценка, которую учитель ставит в журнал, является официальным документом. Поэтому учитель ставит её на основе специально разработанных критериев и требований общества. К вербальным же оценочным суждениям учителя общество предъявляет лишь общие, принципиальные требования, не контролируемые строгими показателями, – они должны отвечать гуманистическим тенденциям народного образования, способствовать развитию учащихся. Поэтому вербальная оценка не менее ответственна для учителя, чем оценка в журнале. Она позволяет педагогу учитывать сложившуюся ситуацию, подчёркивать прилежность учеников, которым трудно даётся учёба, и наоборот, выражать осуждение способных, но ленивых из них.

      Необходимость сформировать у детей младшего школьного возраста контроль и самооценку не вызывает никаких сомнений. Необходимо довести до сознания младшего школьника то, что, повторяя урок самому себе, товарищам, родителям, можно убедиться, выучил ты его или нет, то есть показать контролирующую функцию повторения. Необходимо приучать ребёнка всё время, и в процессе работы, и по её окончании, сравнивать свою работу с каким-то образцом. В качестве образца для сравнения может выступать не только то, что демонстрировал учитель в классе, но и ответы лучших учеников. Таким образом, помочь ребёнку c первых дней обучения овладеть контролем, показать, что это такое, как он осуществляется, и постепенно приучить его самого контролировать и оценивать свои действия – вот задача, которая встаёт перед педагогом. До сознания ребёнка необходимо довести, что само по себе первоначальное понимание ещё не обеспечивает уверенного ответа, когда его вызывают на уроке. Необходимо обратить особое внимание на то, чтобы у школьника постоянно складывались достаточно прочные, устойчивые и объективные критерии оценки самого себя и своих знаний.

        Для формирования самооценки младшего школьника нужны специальные ситуации, требующие от ребенка переориентировки в ней. Необходимо введение специальных приемов создания нарушений, затруднений, самостоятельного построения деятельности. В целях диагностики и формирования самооценки можно практиковать письменный анализ учеником своей работы. Например, ввести особую тетрадь, условно назвать «Моя учеба», в которой учащиеся по специальной схеме будут делать записи, анализируя и оценивая свою работу на уроке: определять меру усвоения материала, степень его трудности, выделять наиболее интересные моменты работы. Для повышения самооценки: работы выполненные в классе, передавать на взаимное рецензирование, необходимо отметить достоинства и недостатки, высказать свое мнение об оценке. После рецензирования работа возвращается автору, и учащийся может еще раз проанализировать собственную работу. Овладев определенными эталонами, способами оперирования ими, способами оценочных суждений и опытом содержательной оценки работ товарищей, школьник активно включает оценочный компонент в свою самостоятельную учебно-познавательную деятельность. Этому способствуют некоторые специальные приемы. Например, время от времени тот или иной ученик выступает в классе с анализом своих знаний, умений и навыков в той или иной области, делясь своими ближайшими планами.

      Оценка должна показывать ребенку его продвижение вперед, приободрять, внушать веру в свои силы. Для этого можно организовать так называемое «соревнование с самим собой». Соревнование по изменению успеваемости. Эффективность этого соревнования обусловлена тем, что все ученики при таком соревновании находятся в одинаковых условиях. Всю неделю ребенок старается учиться лучше. А в конце недели подводится итог, дается словесная оценка «лучше», «хуже». Эти оценки служат постоянным стимулятором, а их действие обеспечивает рост прилежания и успеваемости учеников.

     Для того чтобы помочь ребёнку повысить самооценку, нужно учить его умению учиться – умению видеть подлинные учебные задачи и находить оптимальные способы их решения. Это важно не только непосредственно в процессе учёбы, но и в любой другой деятельности. Самооценка младших школьников зачастую складывается лишь по результатам; сам процесс деятельности и предшествующие этапы планирования и прогнозирования не находят в ней отражения. Значит, надо учить ребёнка в любой момент контролировать свои действия, правильно их оценивать, быть внимательным к каждому этапу своей работы, к любым её промежуточным результатам. Это не замедлит сказаться на учебных успехах, что объективно создаст не очень уверенному в себе школьнику новые основы самооценки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курсовая работа " Формирование у младших школьников умения учиться как основы развития универсальных учебных действий"

Задача учителей начальной школы , обеспечить условия для развития целостной личности младшего школьника. Средством решения этой задачи выступает учебная деятельность, организуемая по поводу различног...

Курсовая работа по теме: «Методический анализ УМК и проектирование урока, направленного на формирование у младших школьников умения учиться как основы развития универсальных учебных действий»

Обращение к разработке Программы развития универсальных учебных действий на начальной ступени школы отвечает новым социальным запросам, закрепленным Федеральным Государственным образовательным станда...

«Содержание, формы и методы деятельности учителя начальной школы по формированию у младших школьников умений, навыков ведения здорового образа жизни»

 Здоровье –бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья так к...

Формирование у младших школьников умения учиться через надпредметный курс «Мир деятельности»

Надпредметный курс «Мир деятельности» направлен на формирование у младших школьников универсальных учебных действий, умения учиться в целом, сопровождает и  дополняет учебную деятельность младшег...

Формирование у младших школьников умений самостоятельной работы, как фактора повышения уровня их познавательной деятельности.

Самостоятельность, как качество личности в значительной степени формируют самостоятельные работы. Правильно организованная самостоятельная работа даёт большой потенциал для развития школьников....

Формирование учебной мотивации у младших школьников и ее влияние на успешность учебной деятельности

Методическая разработка. В статье рассматривается вопрос о внедрении в воспитательный и образовательный процессы применения закона Йеркса-Додсона, который позволяет по-новому взглянуть на формирование...

ВКР на тему "Формирование у младших школьников умения адекватно использовать коммуникативные средства в процессе внеурочной деятельности"

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) ориентирует школы не только на достижение предметных образовательных результатов, но и на формирование лич...