Авторская программа стажировки учителей "РОсток-центр развивающего образования"
рабочая программа

Астрихинская Людмила Ивановна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_rostok_-_tsentr.docx31.02 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация Муниципального образования «Бичурский район»

Муниципальное образовательное учреждение  Мало-Куналейская средняя общеобразовательная школа

Авторская программа стажировки

                                                       

«РОсток» -  Центр развивающего образования (система   Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова) как  средство  подготовки  учителей начальной и основной школы  и руководителей образовательных учреждений   к работе в условиях реализации новых Федеральных государственных образовательных стандартов»

                

Малый Куналей

ФИО разработчика:  Смолина Т.А., директор МОУ Мало-Куналейская СОШ, Астрихинская Л.И., методист развивающего обучения.

Название программы :  «РОсток  » -  Центр развивающего образования  (система        Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова) как  средство  подготовки  учителей начальной и основной школы  и руководителей образовательных учреждений   к работе в условиях реализации  новых Федеральных государственных образовательных стандартов.

                     Направление программы: 

                   - формирование профессионального педагогического сообщества, способного

                     решать общие педагогические задачи обучения и воспитания на основе принципов

                     развивающего обучения в соответствии с требованиями ФГОС;

                   - разработка и реализация новых подходов к организации образовательной среды

                     в системе повышения квалификации работников образования.

                   Цель  программы:

 создание условий для саморазвития учителей и руководителей    

 школ как субъектов собственной деятельности через практическую  реализацию   научно –  методических принципов  развивающего обучения (система Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова).

          

         Задачи  программы: 

  1. создавать условия для  становления деятельности  диалогического типа для учителей и руководителей школ;
  2. создавать условия для становления учителей и руководителей школ  как субъектов учебной деятельности, заинтересованных  в самоизменении, саморазвитии  и самореализации;
  3. повышать научно-теоретический уровень и психолого-педагогическую культуру педагогов
  4. создавать механизм развития сетевой образовательной системы подготовки учителей начальной  и основной школы и руководителей образовательных учреждений.

 

Ключевые идеи опыта

         Система развивающего обучения Д.Б.Эльконина- В.В.Давыдова  сама является развивающей образовательной  средой не только для учащихся, но и для учителей.   Развивающаяся школа, развивающийся учитель,  развивающийся ученик  – вот необходимые компоненты, без которых невозможно создание условий для саморазвития и самореализации педагогов и руководителей образовательных учреждений.  

      Распространено ошибочное представление о том, что достаточно обучить учителей на соответствующих курсах, вооружить их учебно-методическими комплектами по предметам, все остальное -  случится само собой. Из опыта работы школы развивающего обучения следует очевидная недальновидность этой позиции. Переподготовка учителя -  это процесс длительный,  болезненный, требующий не только терпения и понимания со стороны администрации школы, но и реальной помощи.

     Эта деятельность  по созданию развивающей образовательной среды  должна осуществляться  совместными усилиями всех заинтересованных сторон.  В исходной форме эта работа представляет собой  сотрудничество учителей, желающих освоить систему развивающего обучения, управленцев и методистов соответствующей  квалификации. В этих условиях  все субъекты получают возможность выполнять совместную работу на всех стадиях учебного процесса: при проектировании уроков, их проведении, анализе и оценке. В таких условиях учитель, как правило, овладевает новым типом педагогической деятельности, содержанием и методами развивающего обучения, оказываясь затем  способным осуществлять его самостоятельно. Управленец начинает понимать сферу своей компетенции и учится осознанно ставить задачи на развитие образовательного учреждения.

       Важно осознавать, что принимая решение об изменении позиции педагога, мы принимаем решение об изменении школы. Задача администрации школы в этом случае состоит в том, чтобы создать творческую атмосферу в педагогическом коллективе и максимально вовлечь педагогов в процессы принятия решения, а не только в процессы их исполнения. Школа станет развивающимся организмом только тогда, когда наряду с задачей обеспечения образовательного процесса кадровыми и техническими ресурсами будет четко поставлена задача формирования коллектива единомышленников, педагогической команды.

       

       Особое внимание следует уделять повышению квалификации школьного управленческого звена (директора, его заместителей). Содержание такой работы не может сводиться только к информированию об особенностях образовательной системы. В школе развивающего обучения должен быть и иной тип управления, особую роль начинает играть процесс управления внедрением инновации.

       Поэтому программа стажировки на базе школы развивающего обучения  рассчитана на школьные команды, состоящие из руководителей образовательных учреждений и учителей начальной и основной школы.  

        Начинается стажировка с вводного семинара. На вводном семинаре руководитель стажировки стремится через мини-лекцию, непринужденную беседу создать общую атмосферу творчества и содержательного взаимопонимания. Этот этап нельзя игнорировать, поскольку система Д.Б. Эльконина – В.В.Давыдова является активно развивающейся, становящейся системой. Поэтому она в сильной степени подвержена влияниям различных позиций авторов и специалистов. Соответственно и слушатели имеют самое разное отношение к новой образовательной системе и иногда противоположные  взгляды на то, что является нормой педагогического действия.  

       На втором этапе стажеры посещают несколько уроков учителей - экспериментаторов и учителей - методистов с большим стажем работы и обсуждают эти уроки. Этот этап преследует несколько целей: продолжается работа по созданию общего пространства понимания; демонстрируются образцы учительского мастерства (формируются «образы идеального урока»); происходит знакомство с детьми, а также с изучаемым в настоящий момент предметным содержанием.

        На третьем этапе учителя по группам проектируют урок или серию уроков, следующих за просмотренным. Проектирование может осуществляться как под руководством специалиста развивающего обучения (но без содержательной помощи, оказывается помощь только в организации обсуждения и оформлении проекта), так и без его непосредственного участия.   Перед началом проектирования целесообразно прочитать лекцию об основах проектирования, задать определенные целевые установки и рамки для учителей. Завершается этот этап коллективным обсуждением разработанных проектов, который организует руководитель стажировки.  Желательно привлекать в качестве экспертов авторов курсов, методистов, опытных учителей.

        Четвертый этап – этап реализации проектов. Слушатели проводят уроки по разработанным проектам в классе (допускается участие нескольких стажеров в организации одного урока). В обязательном порядке должна вестись видеосъемка (некоторые специалисты рекомендуют использовать две или даже три камеры, на которых фиксируется учитель и его действия, отслеживается ход дискуссии, проводятся наблюдения за детьми, непосредственно не участвующими в данный момент в дискуссии).  

        На пятом этапе проводится обсуждение уроков под руководством специалистов развивающего обучения. Возможно два вида обсуждений, которые мы условно называем «макроанализ» и «микроанализ». При макроанализе происходит сопоставление проекта и его реализации, оценивается сам проект с точки зрения получившегося продукта. Главная задача макроанализа – научить самому процессу проектирования. При микроанализе акцент делается на анализе конкретных ситуаций, которые возникали на уроках. Рассматривается следующая цепочка: действие учителя (что и зачем делает учитель) – действие ученика (как и почему ученик действует именно так) – действие учителя (адекватна ли реакция на действия ученика). Таким образом, главная задача микроанализа - обнаружить причинно-следственные связи в учебном процессе (какие действия учителя к каким последствиям с точки зрения организации деятельности детей приводят), научить строить учительское действие. Микроанализ может обходиться без постоянного обращения к видеозаписи, фрагменты рассматриваются только в спорных моментах. Весь микроанализ строится на поэлементном просмотре видеозаписи, поэтому этот вид работы занимает намного больше времени, чем макроанализ. Выбор той или иной формы определяется составом аудитории и конкретными целями стажировки. Завершается пятый этап обсуждением типичных ошибок проектирования и способов их преодоления.

        Шестой этап посвящается либо перепроектированию того же урока с учетом выявленных дефектов или         поставленных новых целей, либо проектированию следующего урока. На этом этапе специалисты развивающего обучения могут уже содержательно, а не только организационно, участвовать в разработке проекта, а также в последующем проведении урока.  Далее соответствующие этапы повторяются.    

         Завершается стажировка «круглым столом», на котором подводятся итоги и формулируются новые целевые установки.

         Руководители школ на всех этапах проектирования и реализации уроков работают вместе с учителями, так как понимание  деятельностной  парадигмы обучения невозможно без практической деятельности.

 

Содержательный блок программы.

Кадровое  обеспечение

п/п

ФИО

предмет

Название документа

1

Астрихинская Л.И.

Учитель  развивающего обучения начальной  школы

Методист развивающего обучения

Диплом  Сибирского института развивающего обучения (г.Томск)

У №000939

Сертификат СибИРО  

М №001284

2

Слепнева Е.Е.

Учитель  развивающего обучения начальной  школы

Диплом  СибИРО

У №001352

3

Беляева Н.Г.

Учитель  развивающего обучения начальной  школы

Сертификат СибИРО

4

Мартынова В.Г.

Учитель  развивающего обучения начальной  школы

Сертификат СибИРО

5

Бурцева О.Л.

Учитель  развивающего обучения начальной  школы

Диплом СибИРО

У № 001374

6

Бурцева М.Н.

Учитель русского  языка (квалификация РО)

Сертификат СибИРО

7

Смолина Т.А.

Учитель  математики (квалификация РО)

Сертификат СибИРО

8

Трифанова В.С.

Учитель  математики (квалификация РО)

Сертификат СибИРО

Материально-техническое обеспечение

Количество компьютерных классов

2

Количество компьютеров, используемых в учебном процессе

24

Количество компьютеров, используемых в управлении ОУ

4

Количество компьютеров в библиотечно-информационном центре

2

Количество компьютеров, имеющих доступ в Интернет

26

Количество компьютеров, объединенных в локальную сеть

24

Интерактивная доска

3

Проектор

5

Принтер

6

Сканер

4

Видеокамера

2

 

Программа стажировки

       

тема

Кол-во

часов

содержание

Форма контроля

Вводный модуль

4

Открытие стажировки. Установка на работу. Выявление потребности и запросов слушателей.

Овладение слушателями понятийного фонда развивающего обучения (учебная задача, моделирование, рефлексия, учебный диалог и др.)

Стажёрские пробы

(проект «Равный среди равных»)

Мастер - классы

6

Проведение уроков учителями-экспериментаторами и учителями - методистами

Модуль 2

Проектирование  уроков

9

 Овладение технологией проектирования уроков в группах

Стажёрские пробы

(Проекты :  «Принципы проектирования уроков», «Технология построения развивающего урока», «Позиция учителя на уроке».)

Модуль 3

Проведение уроков

стажёрами

6

Реализация проектов

Анализ уроков методистом

Стажёрские пробы

(самоанализ уроков)

Модуль 4

Перепроектирование уроков

8

Перепроектирование  того же урока с учетом выявленных дефектов уроков

Стажёрские пробы

(Проект «Деятельностный подход на уроках РО»)

«Круглый стол»

3

Подведение итоги и формулирование  новых  целевых  установок.

Анкета стажёра

Итого:

36 часов

Учебный план стажировки ( 36 часов)

п/п

тема

Количество часов

мастер-

класс

семинар

стажёрские пробы

«on-

lain»-

занятие

1

Вводный модуль

3

1

2

Мастер - классы

4

2

3

Модуль 2

Проектирование  уроков

1

4

4

4

Модуль 3

Проведение уроков

стажёрами

4

2

5

Модуль 4

Перепроектирование уроков

3

3

2

6

«Круглый стол»

3

Итого :

8 ч.

8 ч.

14 ч.

6 ч.

Способы оценки результатов стажировки:

Внешняя форма оценки

результатов стажировки

Способ фиксации

оценивания

Ответственный

Наблюдение за стажёром во время урока

Анкета «Учитель на уроке»

(автор: Каминская М.В.)

Методист

Учителя - экспериментаторы

Самоанализ урока

Баллы

Методист

Учителя - экспериментаторы

Анкетирование

Зачёт

Методист

Учителя - экспериментаторы

Дидактические материалы

Оценка содержания

Методист

Учителя - экспериментаторы

Стажёрские пробы:

  1. Учебная задача, учебный диалог,

моделирование

  1. Проектирование уроков
  2. Проведение урока
  3. Перепроектирование урока
  4. Проведение урока

самоанализ

Методист

Учителя - экспериментаторы

     

Самооценивание стажёрами собственных результатов.

  1. Рефлексивный анализ посещённых уроков на  стажировочной  площадке
  2. Самоанализ  результатов  выполнения практических заданий стажёра
  3. Самоанализ  спроектированного урока и результат его реализации
  4. Рефлексия личностных качеств и профессиональных компетенций стажёра
  5. Самооценивание уровня сформированности компетенций:

п/п

Формируемые компетенции

Степень выраженности

Выс

Средн

Низк.

I.

Общекультурные

1.1.

Понимание роли культуры при работе в малых группах

1.2.

Организация и управление проектной деятельностью

II.

Социальные

2.1.

Способность видеть, ставить и решать проблемы в определённой области деятельности

2.2.

Способность адаптироваться в новых условиях

2.3.

Способность осуществлять результативное общение, понимать точку зрения собеседника

III.

Личностные

3.1.

Инновативность

3.2.

Самостоятельность в работе

3.3.

Потребность в самоизменении, саморазвитии, самооценивании

3.4.

Инициативность

3.5.

Здоровый образ жизни

IY.

Специальные

4.1.

Аналитические

4.2.

Проективные

4.3.

Прогностические

4.4.

Коммуникативные

4.5.

Информационные

4.6.

Ориентационные

4.7.

Педагогическая техника

Анкета стажёра

  1. Личные данные стажёра (ФИО, должность, место работы, стаж работы в РО)
  2. Стажировка мне помогла…….
  3. Для меня самым трудным было….
  4. Наиболее важными занятиями стажировки для меня являлись…..
  5. Что вы ожидали от этой стажировки?  (перечислите)
  6. Я жду в дальнейшем следующей помощи от Центра….


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа "Развивающие игры"

Созданная мной программа "Развивающие игры" ставит перед собой задачу развитие умственных способностей: развитие памяти, внимания, наблюдательности, развитие речи, логического мышления и доказательнос...

Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полного ) образования по английскому языку с учётом авторской программ

Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и  примерной  программы среднего (полног...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы и авторской программы по литературному чтению для учащ

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы...

Рабочая программа по литературному чтению на основе авторской программы В.Ю.Свиридовой (система развивающего обучения Л.В. Занкова) 1-4 классы

Рабочая программа начального общего образования на основе авторской программы В.Ю.Свиридовой «Литературное чтение»(система развивающего обучения Л.В. Занкова, 2020 г.)...