Формирование УУД в период адаптации первоклассников
статья (1 класс)

Невзорова Галина Анатольевна

Формирование УУД в период адаптации первоклассников средством курса Г. А. Цукерман "Введение в школьную жизнь"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

г.о. Королёв Московской области

«Гимназия № 11 с изучением иностранных языков»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доклад на тему:

«Формирование УУД в период адаптации первоклассников»

(из опыта работы)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                              Подготовила:

                                                                                             учитель начальных

классов

Невзорова Г.А.

 

Апрель, 2017 г.

Если посмотреть на модель первоклассника в свете новых стандартов, то нужно отметить следующее:

1. Здоровье: физическое; психическое (внимание, память, мышление, речь)

2. Личностные качества: навыки самообслуживания; умение вести себя в обществе; мотивация: познавательная, социальная; осознание новой социальной роли

3. Регулятивные умения (основа обучения в начальной школе): умение слушать, слышать, принимать к действию; уметь сравнивать работу по образцу, по плану: удерживать инструкции и т.д.

4. Коммуникативные умения: умение высказывать свою точку зрения; умение общаться с детьми и взрослыми; умение раб., в паре, в группе, умение работать с источниками информации;

5. Познавательные качества: общие сведения об окружающем мире, словарный запас; логические операции (анализ, классификация, наблюдение); информационные умения (умения

выполнять задание в печатной тетради не читая, но условным обозначенном); знаково -символичные моделирование (основа обучения) модели слова, звука, числа.

6. Моторика (недостаточное развитие мелкой моторики пальцев отрицательно сказывается на развитии речи);

7. Пространственные отношения.  

     Начать стремиться получить  такого первоклассника можно с учебного курса Цукерман Г. А. и Поливановой К. Н. «Введение в школьную жизнь».

      Цель курса «Введение в школьную жизнь» - создать у ребёнка представление о школе как о месте, где он будет принят весь целиком: со всеми своими чувствами, мыслями, знаниями, проблемами, озарениями, большими и малыми событиями личной жизни, представление, что всё это важно, интересно и помогает строить общую жизнь класса.

     «Введение в школьную жизнь» - это приглашение ребёнка в новую учебную систему отношений и своеобразный тренинг «учебного общения».

       Задачи курса «Введение в школьную жизнь»:

психологически адаптировать детей;

познакомить с основными школьными правилами;

привить навыки индивидуальной, парной и коллективной работы;

обучить элементарным приёмам обратной связи;

развить внимание, память, мышление, воображение;

организовать работу классного коллектива.  

      Курс «Введение в школьную жизнь» создан для того,

чтобы на пороге школы, в промежутке между дошкольным и школьным детством, помочь ребенку построить содержательный образ «настоящего школьника».

    Курс «Введение в школьную жизнь» носит промежуточный характер, соответствующий самоощущению ребенка, который уже не дошкольник, но и еще не школьник.

 Но материал, с которым работают дети, чисто дошкольный: дидактические игры на конструирование, классификацию, рассуждение, запоминание, внимание и т. п.. Усилия детей сосредоточены на освоении отношений: на выработке умений договариваться, обмениваться мнениями, понимать и оценивать друг друга и себя так, «как это делают настоящие школьники».

    Приоритетные ценности:

-эмоциональное благополучие (Личностные и регулятивные УУД)

-умение учиться (познавательные УУД)

-навыки сотрудничества (коммуникативные УУД)

      Характеристика учебного сотрудничества ребёнка со взрослым:

1. Учебное сотрудничество должно строиться как договор о сотрудничестве и взаимопомощи, в составлении которого участвуют обе «высокие стороны»: и учитель, и дети.

2. Каждый раз, предлагая новую норму учебных взаимоотношений, учитель предлагает детям ситуацию открытого выбора между правилосообразным (школьным) и «не-правильным» (дошкольным) поведением и предоставляет каждому возможность попробовать, примерить к себе и то и другое, не на словах, а на деле перейти от дошкольного поведения к школьному.

3. НОРМА — это всегда разнообразие равнодостойных индивидуальных вариантов. Чтобы помочь ребенку «подогнать» общую школьную норму к его индивидуальности, нужен набор допустимых образцов в пределах данной нормы.

4. Чтобы помочь ребенку выполнить норму, недостаточно ее сформулировать. Необходимо ввести средства для регуляции и саморегуляции нормативного поведения. В нашем курсе такими средствами являются разнообразные знаки и жесты, с помощью которых взаимодействия в классе строятся как правила уличного движения, регулируемые с помощью дорожных знаков, сигналов, жестов постового.

5. Все нормы школьных взаимоотношений должны носить общий характер и регулировать не только отношения ребенок-взрослый, но и отношения ребенок-ребенок. При этом нормосообразное поведение эффективнее складывается не в целом классе, а в малых детских группах, являющихся для ребенка одновременно и группами эмоциональной поддержки.

      Итак, мы выделили три ведущие характеристики учебного сотрудничества ребенка со взрослым:

1) оно несимметрично — ребенок не имитирует взрослого,

2) оно предполагает познавательную инициативу ребенка, указывающего взрослому ближайшую учебную цепь их совместных усилий,

3) ученик обращается к учителю не с жалобой на свои трудности, а с конкретным запросом по поводу нового знания.

      Чтобы правила жизни школьного сообщества были отчетливо выделены для детей, мы обозначили их специальными знаками, как правила дорожного движения. Так, встретив задание-ловушку, ребенок поднимает специальный знак ловушки (буква Л). Столкнувшись с недоопределенной ситуацией, ребенок поднимает знак вопроса. На эти знаки учитель реагирует с особой чуткостью, видя в них зародыши учебного сотрудничества, основанного на познавательной инициативе самих учеников, на их способности искать новые учебные цели.

    Мы хотим приучить детей к самостоятельности суждений, сформировать у них умения спорить, отстаивать свое мнение, задавать вопросы, быть инициативными в получении новых знаний.

    Психологи доказали, что «инкубатором» самостоятельного мышления, познавательной инициативы ребенка является не индивидуальная работа под руководством сколь угодно чуткого взрослого, а деятельность в группе совместно работающих детей. Условием рождения первых познавательных вопросов к учителю является спор между детьми, предлагающими разные способы решения общей задачи. Но чтобы детский спор был содержательным, не превращался в склоку и взаимообвинения («Ты глуп и ничего не понимаешь!» — «Сам ты глупый, я с тобой больше не разговариваю!»), собеседники должны уметь по крайней мере следующее:

1) формулировать свою точку зрения;

2) выяснять точки зрения своих партнеров;

3) обнаруживать разницу точек зрения;

4) пытаться разрешить разногласия с помощью логических аргументов, не переводя логическое противоречие в плоскость личных отношений.

     Мы учили детей оценивать их работы с помощью «волшебных линеечек», которые измеряют все, что пожелаешь: аккуратность и правильность работы, старательность и заинтересованность того, кто ее выполняет, и многое другое. Выполнив какое-то задание, ученик рисовал 3-4 вертикальные линеечки, вместе с классом выбирал, за что будет оцениваться его работа, и отдельными буквами озаглавливал линеечки: «К» — красиво, «П» — правильно, «И» — интересно, «Т» — трудно, «С» — я старался, «X» — хочу научиться этому, «Д» — мы работали дружно, «3» — завтра хочу снова это сделать и т.п. Озаглавив линеечку, ребенок ставит на ней крестик, оценивая свою работу. Крестик ставился на самом верху, если ребенок считал, что сделал работу «абсолютно правильно» или что работа «самая интересная». Крестик ставился внизу, если ребенок считал, что работа «очень некрасивая» или «самая скучная». Собрав тетради, учитель ставит свои плюсики на линеечках «красиво» и «правильно». Совпадение детской и учительской оценок (вне зависимости от того, низко или высоко оценил свою работу ребенок} означало: «Молодец! Ты умеешь себя оценивать».

     Кроме работы с индивидуальными самооценками, учитель проводит работу по объективизации для детей их субъективных переживаний на уроке. Он рисует  большую общеклассную линеечку, на которую выносит  все суждения детей о том, понравилась ли им работа (или о том, было ли трудно, хочется ли еще потренироваться).

    Содержание курса

-Курс не совмещён с учебными предметами

-Предметные курсы по обучению грамоте и математике начинаются на следующий учебный день после окончания учебного модульного курса «Введение в школьную жизнь».

-   Знакомство ребенка с новым школьным миром организовывается на дошкольном материале: игре, рисовании, конструировании, элементарном экспериментировании.

     Планируемые результаты:

К концу изучения курса учащиеся научатся:

- Принимать школьное правило «Поднятая рука» для поочередного высказывания.

- Использовать знаки «Я», «Хор».

- Взаимодействовать в группах для выполнения коллективного задания,

- Взаимодействовать в парах,

- Использовать знаки «+» и «–» для демонстрации внимательного слушания.

- Оценивать свою и чужую работу; формировать адекватную самооценку.

- Применять школьное правило «Приветствие учителя»

- Вести дискуссию


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого педагогические аспекты деятельности учителя в период адаптации первоклассников

В работе представлены психологические особенности готовности детей к школе, деятельность учителя в период адаптации первоклассников....

Формирование коммуникативных компетенций в период адаптации первоклассников

Статья. Формирование коммуникативных компетенций на уроках и во внеклассной деятельности.     В связи с внедряемыми сегодня новыми стандартами обучения (ФГОС) процесс развития...

" роль диагностики в период адаптации первоклассников"

Диагностический материал в помощь учителю 1 класса . Презентация поможет учителям, работающим в школе без психолога....

Организация уроков в период адаптации первоклассников.

Организация уроков в период адаптации первоклассников....

Гуманно-личностный подход в период адаптации первоклассников к школе.

Реализация подхода Ш.Амонашвили в системе Л.В.Занкова в 1 классе....

Актуальность использования динамического часа в период адаптации первоклассников

Статья. "Актуальность использования динамического часа в период адаптации первоклассников". ...