Формирование и развитие универсальных учебных действий у учащихся на уроке из опыта работы в начальных классах
статья

Аркатова Анастасия Михайловна

Проблема формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках развития речи в начальной школе является одной из основных вопросов современной педагогики. УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Поэтому перед школой остро встала и в настоящее время остаётся актуальной проблема самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл arkatova_vystuplenie.docx19.1 КБ

Предварительный просмотр:

Аркатова Анастасия Михайловна,

учитель начальных классов

ГБОУ № 54

Красносельского района Санкт-Петербурга

Формирование и развитие универсальных учебных действий у учащихся на уроке из опыта работы в нач.классах

Проблема формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках развития речи в начальной школе является одной из основных вопросов современной педагогики. УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Поэтому перед школой остро встала и в настоящее время остаётся актуальной проблема самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться

Перед школой остро встала и в настоящее время остаётся актуальной проблема самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться.

Огромные возможности для этого предоставляет освоение универсальных учебных действий (УУД). В широком значении термин ’’универсальные учебные действия” означает умение учиться, т.е. способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Формирование УУД у младших школьников осуществляется посредством использования современных образовательных технологий и помощи учителя.

Работа по фopмированию лoгических познавательных УУД должна быть организована на протяжении всего обучения, и каждая дисциплина должна вносить в этот процесс свой вклад, тoлько в этом случае она будет результативнa. Дидактическая игра может быть эффективным средством развития логических универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте. Этому способствует выполнение следующих условий: подбор комплекса дидактических игр и их систематическое проведение на занятиях; подбор содержания игр и строгое соблюдение этапов игры; использование игр в обучении, направленных на развитие логической учебной деятельности учащихся.

Для того, чтобы продолжить формирование метапредметных результатов, можно использовать работу в группе, ученики могут проверять работы друг друга, разрабатывать задания друг для друга [1]. Групповая работа дает возможность осмысления учебных действий, происходит разработка плана, контроль выполнения. Потом каждый сможет самостоятельно выполнить данные операции. Групповая работа дает ученикам поддержку в эмоциональной сфере, помогает включиться в деятельность. Правила групповой работы: добровольное участие, длительность не более 15 мин, нельзя требовать тишины. Поощрение к объявлению точки зрения, воспитание возможности слушать и слышать, терпимость к чужому мнению [2].

Применение различных форм, приёмов и методов системно-деятельностного подхода в обучении позволяет педагогам более эффективно осуществлять свою педагогическую деятельность. Эффективность нестандартных уроков состоит в таком структурировании содержания и формы, которое вызвало бы интерес у учеников, содействовало их оптимальному развитию и воспитанию [2].

 К нестандартным урокам, которые можно эффективно использовать при проектировании уроков изобразительного искусства для начальной школы относятся: уроквикторина, урок-поиск, проектный урок, урок-экскурсия, урок-экспедиция, стихотворномузыкальный урок, урок-взаимообучение, конкурс знаний, умений, творчества, деловые, ролевые, ситуативные игры, интегрированные уроки, урок-фантазия, урок-сказка, урокспектакль, урок-игра, урок-поход, урок творчества, урок-соревнование.

При обучении детей проектной деятельности главным является умение работать с информацией, использовать приемы проектирования для самоорганизации иначе говоря «научить учиться». Преимущество индивидуального проекта в том, что даётся возможность для каждого ребенка работать в удобном для него режиме, привычном темпе. Работая в группе каждый ребёнок выполняет свои функции. При работе над любым проектом важно, чтоб дети понимали, что они делают, зачем это нужно и кому предназначено. чтобы дети в процессе проектной деятельности всегда помнили: кто и для чего будет использовать в дальнейшем созданный ими продукт (осознавать практическую и социальную значимость проекта). Вместе с детьми мы создали памятку для исследователей. Рассмотрим этапы разработки проекта для младших школьников I этап: «Погружение» в проблему (на этом этапе важно научить детей видеть проблему, ставить цели и задачи предстоящего проекта, выдвигать гипотезы) II этап: Сбор информации (идет сбор необходимой информации из сборников, учебников, интернета) [8]. III этап: Разработка своей теории решения проблемы: актуальность и важность данной проблемы; анализ разнообразной информации; программа действий; разработка варианта реализации своей программы. IV этап: На данном этапе происходит фиксирование результатов. (в форме рисунков, записей, коллекций) V этап: Подготовка к защите проекта (учащиеся делятся на группы) представляют проект на конференции готовят стендовую защиту разрабатывают электронную презентацию и т.д. VI этап: Презентация проекта (для младших школьников применимы все виды представления проекта: доклад-защита, инсценировка, электронная презентация и т.д.) VII этап: Рефлексия (самоанализ и самооценка проделанной работы, свои впечатления) Использование проектной деятельности в начальной школе не только позволяет повысить эффективность преподавания, но и более интересно и познавательно использовать время на уроках[3]. Современные возможности проектной деятельности способствуют в начальной школе не только обеспечению первоначального становления личности ребёнка, но и выявлению, развитию у него способностей, формированию умений и желания учиться. Очень важно уже в начальной школе заложить мысль, что проектная деятельность – это не игра и путешествие, а инструмент для нахождения нужной информации [4].

Таким образом, анализ теоретических и практических аспектов приводит нас к следующему:  перед педагогом стоит профессиональная задача: обучить ребенка способности к обучению, основываясь на структуре учебной деятельности (мотивы, цели, задания и деятельность), так как уметь учиться – уметь познавать мир;  учебная задача – основа учебной деятельности;  в образовательном процесса важна роль как учителя, так и ученика;  УУД – ориентир деятельности учащихся; в процессе обучения учащиеся могут выполнять 8 типов познавательных задач, заданных педагогом в рамках двухфазной проблематизации; рефлекия и повторное выполнение задания позволяет детям не только быть деятелями, но и становиться экспертами, тем самым развивать аналитическое мышление для прогнозирования и моделирования своей будущей деятельности;  педагогу важно использовать различные формы и методы на уроках для стимуляции учащихся, оценивая при этом возможные риски для совершенствования своей деятельности и деятельности учащихся.

Список источников:

  1. Потупчик Екатерина Георгиевна, Симонова Анна Леонидовна, Ломаско Павел Сергеевич Формирование универсальных учебных действий младших школьников в процессе сетевого взаимодействия на уроках информатики // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2021. №2 (56). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-universalnyh-uchebnyh-deystviy-mladshih-shkolnikov-v-protsesse-setevogo-vzaimodeystviya-na-urokah-informatiki (дата обращения: 02.12.2021).
  2. Снигирева, Л. Н. Формирование познавательных универсальных учебных действий в процессе организации метапредметной деятельности на уроках математики / Л. Н. Снигирева // Математическое образование в школе и вузе: опыт, проблемы, перспективы (MATHEDU'2021) : материалы X Международной научно-практической конференции, Казань, 22–28 марта 2021 года. – Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет, 2021. – С. 194-204.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы. За период 2011-2013 год. Тема: Формирование и развитие универсальных учебных действий в условиях реализации ФГОС с использованием современных педагогических технологий

Работа представлена в двух документах текстовый "Опыт работы"  и фото, графики, грамоты "Приложения" Понятия УУД.Стандарты 2 поколения.Особенности развития детей в условиях реализации ФГОС.Соврем...

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ И УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У УЧАЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ И УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У УЧАЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ...

Статья «Формирование и развитие универсальных учебных действий у учащихся на уроке математики»

laquo;Формирование и развитие универсальных учебных действий у учащихся на уроке математики»...

Статья "Развитие универсальных учебных действий у учащихся начального звена в рамках проблемного обучения на уроках дисциплины «Окружающий мир»"

В ходе рассмотрения проблематики обучения и воспитания в условиях начальной школы в настоящее время актуальными становятся вопросы эффективной организации учебного процесса и внеурочной работы младших...

Мастер класс "Формирование и развитие универсальных учебных действий младших школьников в учебной деятельности"Мастер

Мастер класс предназначен для учителей начальных классов. Цель мастер класса:продемонстрировать способы формирования универсальных учебных действий;научить определять и находить универсальные уче...

Статья "Формирование и развитие универсальных учебных действий у учащихся на уроке в начальной школе"

Обобщение педагогического опыта по созданию комфортной успешной образовательной среды для учащихся начальных классов...