Типовые задачи по формированию универсальных учебных действий в начальной школе для слепых и слабовидящих школьников
учебно-методический материал

Васькина Жанна Николаевна

Типовые задания по формированию универсальных учебных действий на уроках в начальных классах, которые могут быть использованы в учебном процессе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Типовые задачи по формированию универсальных учебных действий в начальной школе для слепых и слабовидящих школьников».

Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться». Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

В широком значении «универсальные учебные действия» – саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) «универсальные учебные действия» – это совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесс.

Универсальные учебные действия (УУД) подразделяются на 4 группы: регулятивные, личностные, коммуникативные и познавательные.

Я считаю, что универсальные учебные действия – это фундамент для формирования ключевых компетенций обучающихся. Важно то, что дети могут почувствовать себя равноправными участниками образовательного процесса. Они сами стараются научить, самостоятельно добывая знания, учат других. И, в то же время, им важно знать, что в случае затруднения учитель может им помочь, направить их действия. Главным на уроке становится сотрудничество, возникает взаимопонимание между всеми участниками, повышается работоспособность и мотивация к учению. Работать в этом направлении нужно с первого школьного дня ребёнка и до выпуска его из начальной школы, а затем в средних и старших классах.

Примеры типовых задач по формированию регулятивных УУД

При объявлении темы урока, целей задача учителя состоит в том, чтобы подвести детей к самостоятельной постановке задач, при этом учащиеся должны чётко понимать границы. Так, научить детей целеполаганию, формулированию темы урока возможно через введение в урок проблемного диалога, необходимо создавать проблемную ситуацию для определения учащимися границ знания – незнания. Например:

Задание 1. «Пропущенные слова»

Цель: формирование умений определять цель (проблему) и план действий, действовать по плану решая проблему, оценивать результат действия.

Возраст обучающихся: 8–10 лет.

Учебные дисциплины: русский язык.

 На уроке русского языка по теме «Разделительный мягкий знак» предлагаю учащимся вписать в предложения пропущенные слова «Таня … (польёт) цветы. Мы совершили … (полёт) на самолёте». Пройдя по классу и просмотрев записи в тетрадях, выписываю на доске варианты написания слов (конечно, среди них есть как верные, так и неверные). После прочтения детьми написанного, задаю вопросы: «Задание было одно? («Одно») А какие получились результаты? («Разные») Как думаете, почему?» Приходим к выводу, что из-за того, что чего-то ещё не знаем, и далее – не всё знаем о написании слов с мягким знаком, о его роли в словах. «Какова же цель нашей работы на уроке?» - обращаюсь к детям («Узнать больше о мягком знаке»). Продолжаю: «Для чего нам это необходимо?» («Чтобы правильно писать слова»). Так через создание проблемной ситуации и ведение проблемного диалога учащиеся сформулировали тему и цель урока.

Задание 2. Игра «Вопрос-ответ»

Цель: формирование умений определять цель (проблему) и план действий, действовать по плану решая проблему, оценивать результат действия.

Возраст обучающихся: 8–10 лет.

Учебные дисциплины: математика.

Форма выполнения задания: фронтальная работа.

Материалы: карточки с вопросами и карточки с ответами.

Описание задания: каждый обучающийся получает несколько карточек с ответами, у учителя остаются карточки с вопросами. Учитель зачитывает вопрос, обучающиеся, у кого правильный ответ, его зачитывают. В этом задание можно оставить одного или двух обучающихся без карточек, они будут выступать экспертами, которые будут следить за правильностью ответа и оценивать ответ обучающихся. В дальнейшем это задание исключает присутствие учителя.

Примеры типовых задач по формированию личностных УУД

Задание 1.

Учебная дисциплина: окружающий мир

Тема урока: «Полевые цветы»

Упражнение «Цветы радости»:

Каждый учащийся рисует полевые цветы (достаточно крупные), в каждом цветке, после беседы о чувстве радости, пишет окончание предложения «Я радуюсь, когда...». Делается выставка работ, и анализируются полученные результаты. Особое внимание уделяется социально - значимым ответам (порадоваться за другого человека, порадовать другого человека и т.д.).

Задание 2.

Учебная дисциплина: литературное чтение

Тема урока: «А. Плещеев «СЕЛЬСКАЯ ПЕСЕНКА».

А. Майков «ЛАСТОЧКА ПРИМЧАЛАСЬ …», «ВЕСНА»»

Внимательное отношение к красоте окружающего мира, к собственным переживаниям, вызванным восприятием произведений искусства (музыка, живопись).

Учитель предлагает послушать музыкальную пьесу П. И. Чайковского «Песня жаворонка» и рассмотреть репродукцию картины И. Левитана «Март» .

– Какое настроение передает музыкальное произведение?

– Какие чувства возникают у вас при рассматривании картины «Март»?

Музыка первого месяца весны нежная и звонкая. Она очень похожа на разливающиеся над полями трели жаворонков. Сама песня светлая, мелодичная. Слушаешь – и словно вдыхаешь свежий, ароматный запах весны, словно ощущаешь удивительное весеннее солнце, тепло лучей которого смешивается со свежестью холодного по-зимнему ветерка. Воздух прозрачный, чистый…

Картина И. Левитана «Март» передает звонкую холодноватость мартовского воздуха и яркость солнечных лучей на белом снегу, и ожидание тепла, которого еще немного в этот мартовский день. Но уже греют солнечные лучи, уже подтаивает снег… И вся природа ждет настоящей весны.

Примеры типовых задач по формированию познавательных УУД

Задание 1.

Учебная дисциплина: русский язык

Тема урока: «Имя существительное»

Упражнение – игра «Отгадай задуманное»

Ведущий загадывает слово. Участники задают вопросы, чтобы отгадать загаданное слово. Ведущий может отвечать только «да» и «нет».

Примечание: на первом этапе загадываются слова, обозначающие предметы, затем постепенно можно переходить к абстрактным понятиям.

Задание 2.

Учебная дисциплина: литературное чтение 1 класс

Тема урока: И. Гамазковой, Е. Григорьевой «Живая азбука».

Уметь прогнозировать содержание произведения по его названию и ключевым словам, сравнивать произведения и героев.

– Прочтите фамилии авторов.

– Прочтите название стихотворения.

– Рассмотрите иллюстрации.

– Как вы думаете, о чем расскажет это стихотворение?

Заранее подготовленные учащиеся читают стихотворение, остальные ученики подбирают пропущенные слова.

– Сравните это стихотворение со стихотворением «Кто как кричит?». Что в них общего?

– Чем эти два стихотворения отличаются?

Задание №3

Игра «Назовите буквы».

Уметь проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом; познакомиться с иллюстрациями букв.

Учитель на доске открывает рисунки со сказочными буквами.

– Какие буквы вы видите? Назовите!

Внимательные люди – художники – увидели и показали буквы вокруг нас.

– А какие буквы видите вы вокруг, рядом, дома, на улице?

– Нарисуйте и вы сказочные буквы.

Примеры типовых задач по формированию коммуникативных УУД

Задание №1

Учебная дисциплина: литературное чтение

Тема урока: «Животные – герои сказок»,

В процессе обобщения материала по теме учащимся предлагается задание.

- Вы заметили, наверное, что каждое животное в сказках разных народов наделено определёнными качествами. Лиса, например, всегда хитрая, обманщица, медведь …, волк …, белка …, ёж …, тигр …, заяц …. Поработайте в парах. Продолжите сами эту мысль: назовите как можно больше сказочных героев – животных и их основные качества. Вспомните, в каких сказках вы их встречали. Учащиеся учатся общаться и взаимодействовать с товарищами: владеть устной и письменной речью, понимать друг друга, договариваться, сотрудничать.

Таким образом, в процессе учебной деятельности учащиеся учатся правильно общаться, договариваться, уважать мнение других товарищей, находить сообща или советуясь, правильное решение.

Задание № 2.

Учебная дисциплина: «Окружающий мир»

Тема урока: «Карта. Условные обозначения»

Упражнение «Маршрут»

Описание задания: двоих детей сажают друг напротив друга за стол, перегороженный экраном (ширмой). Одному дают карточку с линией, изображающей маршрут, другому — карточку с ориентирами-точками. Первый ребенок говорит, как надо двигаться по маршруту. Второй старается провести линию по инструкции. Разрешается задавать любые вопросы, но нельзя смотреть на карточку с изображением маршрута. После выполнения задания дети меняются ролями.

Целесообразно практиковать выполнение хотя бы части такого рода заданий детьми, объединенными в пары или микрогруппы по 3–4 человека, когда они, например, должны выработать общее мнение или создать общее описание.

Упражнения на развитие внимания

Проставь значки.

      Задание предназначено для развития переключения и распределения внимания ребенка. Перед началом выполнения задания детям показывают рисунок и объясняют, как с ним работать. Эта работа заключается в том, чтобы в каждом из квадратиков, треугольников, кружков и ромбиков проставить тот знак, который задан вверху на образце, т.е., соответственно, галочку, черту, плюс или точку. Ребенок непрерывно работает, выполняя это задание в течение двух минут.

Развитие произвольного внимания.

Детям дают лист бумаги, цветные карандаши и просят нарисовать в ряд 10 треугольников. Когда эта работа будет завершена, ребёнка предупреждают о необходимости быть внимательным, так как инструкция произносится только один раз: «Будь внимательным, заштрихуй красным карандашом третий, седьмой и девятый треугольники». Если ребёнок справился с заданием, постепенно можно усложнять условия. Так же хорошо использовать на уроках математики в качестве смены виды деятельности.

Для незрячих детей предлагается выложить треугольники в ряд  и взять сначала третий, потом седьмой и девятый треугольники.

Сделай, как я!  (счетные палочки).

     Развитие объема внимания (результат достигается путем многократного повторения вариантов игры). Педагог рисует фигуру на доске, потом стирает дети должны выложить по памяти из палочек. Первоначально у каждого ребенка по 6 палочек.

Для незрячих детей готовятся карточки с рельефным изображением. При успешном выполнении количество палочек постепенно увеличивается до 12-15. Хорошо использовать на уроках математики. В качестве смены вида деятельности.

Слухачи.

     Развивать слуховое внимание. Детям предлагается послушать звуки, которые «живут» только в комнате, затем переключить слуховое внимание на звуки, «живущие» внутри  дома, затем – на звуки во дворе и т.д.

     По окончании цепочки переключения слухового внимания обсудить с детьми все услышанные ими звуки.

Что изменилось?

     Мелкие предметы (ластик, карандаш, блокнот, спичка и т. п. в количестве 10-15 штук) раскладывают на столе и накрывают листом бумаги. Ребенку предлагают ознакомиться с расположением предметов; потом он должен повернуться спиной к столу, а в это время три или четыре предмета перекладывают на другие места. Снова дается на осмотр предметов, после чего опять накрывают их листом. Теперь спросим играющего: что изменилось в расположении предметов, какие из них были переложены? Ответы оцениваются в очках. За каждый правильно указанный предмет играющему засчитывается в выигрыш 1 очко, но зато и за каждую ошибку 1 очко снимается из числа выигранных. Ошибкой считается, когда назван предмет, который не перекладывался на другое место.

     Незрячие ребята ощупывают предметы руками и называют, что изменилось. Игру хорошо проводить в качестве смены вида деятельности.

Игровые задания на коррекцию и развитие логических приемов

запоминания

Картинка-схема.

     На одном столе выкладывается 5-10 картинок с изображениями хорошо знакомых предметов, а на другом столе лежат карточки с соответствующими схематическими изображениями данных предметов.

Для незрячих, и картинки, и надписи выполнены шрифтом Брайля.

Картинка-картинка.

     На одном столе лежат 8 картинок с предметами. На другом столе лежат картинки, имеющие с первыми смысловые связи (1: трактор, солнце, карандаш, груша, дерево, якорь, цветок, картофель; 2: колесо, лампа, резинка, яблоко, лес, корабль, клумба, книга). Упражнение проводится в форме взаимно-обратных действий.

     Для незрячих картинки имеют рельефные изображения.

Слово-слово.

     Детям предлагают запомнить цепочку из 6-8 слов (холод, молоко, обезьяна, корова, снег, банан). Чтобы лучше их запомнить, требуется предварительно образовать смысловые пары: холод-снег, молоко-корова, обезьяна-банан).

Смысловые ассоциации.

     Предлагают детям слово (курица), к слову необходимо подобрать как можно больше ассоциаций (зерно, петух, цыпленок, яйцо и т.д.).

Схема-слово.

     Ученикам предлагают схематичные рисунки (погода, время года…), а они составляют рассказ по схеме.

     Незрячим предлагается просто составить рассказ на заданную тему.

Пересказ текста по плану.

Учитель читает небольшой рассказ, состоящий из ряда эпизодов. Затем совместно с детьми каждому эпизоду придумывают заглавие и составляют план рассказа. После этого дети пересказывают.

Игровые задания на коррекцию и развитие логического мышления.

Первая группа: логические операции, осуществляемые на уровне

представлений

Характеристика предмета по заданным признакам.

     Детям предлагают дать словесное описание предмета, руководствуясь алгоритмом или схемой описания. Предмет: цвет, материал, форма, величина, свойства, вид. Яблоко – красное, круглое, большое, сладкое, сочное, для варенья, фрукт

Узнавание предметов по описанию.

     Ученики должны определить предмет, спрятанный за ширмой, задавая учителю вопросы относительно свойств и качествпредмета по образцу. Либо: детям предлагают определить предмет по описанию в виде готовой книжной загадки или придуманной самими детьми.

Группировка предметов по их основным свойствам.

     Детям предлагаются карточки с изображением 4-х предметов, три из которых принадлежат одной группе, а четвертый - лишний.

       Незрячим школьникам учитель предлагает для выполнения игрушки.

Это можно провести как на геометрическом материале, так и на буквах (гласные-согласные), словах и т.д. Классификация предметов по заданному (видовому, родовому) признаку. Можно проводить на любом предметном материале (одежда, мебель …).

Сериация (упорядочивание) объектов.

     Требуется найти закономерность в расположении объектов, упорядоченных по одному признаку и размещенных в ряд. Для этого можно использовать задания, в которых к уже упорядоченным по этому признаку объектам необходимо добавить еще один такой, чтобы он не нарушал их закономерности (числовые последовательности, рисунки, слова, объекты, признаки и т.д.).

Вторая группа:  логические операции, осуществляемые на уровне конкретных понятий

Сформированность понятий.

     Предлагают назвать одним словом ряды конкретных понятий (платье, пальто, брюки – одежда).

Конкретизация понятий.

     Предлагают назвать объекты, входящие в понятия более широкого объема (птицы – перелетные, зимующие…).

Определение конкретных понятий.

     Предлагают дать определение знакомых конкретных понятий, ориентируясь на существенные признаки (яблоня – это дерево, на котором растут яблоки).

Сравнение понятий.

     Предлагают сравнивать между собой конкретные понятия (утро-вечер, растения-животные, дождь-снег…).

Исключение понятий.

     Предлагают 5 слов, 4 из которых объединяются родовидовым понятием, а 5-ое – нет. Необходимо найти лишнее слово: береза, сосна, дуб,сирень, ель (дерево-куст).

Выявление общих понятий.

     Предлагают подобрать слова, имеющие обще родовые признаки, т.е. логические связи с определенным обобщающим словом.  Река-берег, рыба, рыболов, тина, вода.

Смысловое соотношение понятий.

     Предлагают завершить неоконченное утверждение самостоятельно: дом-кирпич, стакан - …?

Смысловая сериация.

     Предлагаются задачи, в которых заданы определенные отношения между объектами. По одному известному признаку надо ответить на вопросы: дружили три девочки – Катя, Маша, Таня. Катя училась лучше Тани, а Таня училась лучше Маши. Кто учился лучше (хуже) всех?

Игровые задания на коррекцию и развитие умения рассуждать

Зачем и почему?

     Учитель задает вопросы, а дети на них должны логично ответить. Вопросы могут быть на: угадывание, додумывание, предположение, выяснение причины, выяснение смысла, принятие решения, планирование действий.

Причина-следствие.

     Учитель рассказывает о событии одним предложением (Дети бросили в лесу зажженную спичку.). Ученики должны придумать и описать возможные последствия этой ситуации. Либо: учитель называет следствие, а дети выясняют варианты причин (В лесу начался пожар.).

Рассказ по алгоритму.

     Учитель предлагает детям последовательность описания событий: кто – что – где – зачем – как – когда - …

Пословицы.

     Предлагают простые пословицы, дети дают свое объяснение смысла.

Логические задачи.

     Что тяжелее 1 кг железа или 1 кг ваты?

Важно сочетать разные методы, но учитывать особенности учеников (в зависимости от дефектной зоны и ведущего анализатора), это определяет учитель путем наблюдения за учениками. В зависимости от характера учебного материала и особенностей его усвоения школьниками учитель выбирает те или иные методы для конкретного урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Пути и средства достижения планируемых результатов средствами учебно-методического комплекта в системе Л.В. Занкова через формирование универсальных учебных действий учащихся начальной школы».

  В федеральных государственных образовательных стандартах общего образования второго поколения выделены ключевые компетентности, имеющие универсальное значение для различных видов деятель...

Тема: Формирование универсальных учебных действий (УУД) Тема: Характеристика типовых задач по формированию универсальных учебных действий на уроках Тема: Здоровьесберегающие технологии в профилактике и сохранении здоровья учащихся

Тема: Формирование универсальных учебных действий (УУД)Тема: Характеристика типовых задач по формированию универсальных учебных действий на урокахТема: Здоровьесберегающие технологии в профилактике и ...

"Формирование универсальных учебных действий в начальной школе (тема выступления: «Формирование коммуникативных учебных действий во внеурочной деятельности»)

Коммуникативные действия обеспечивают компетентность и учет позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог,участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группы сверстников...

Типовые задачи по формированию универсальных учебных действий в начальной школе.

Сегодня УУД придается огромное значение. Это совокупность способов действий обучающегося, которая обеспечивает его способность к самостоятельному  усвоению новых знаний, включая и организацию сам...

Типовые задачи по формированию универсальных учебных действий в начальной школе

Типовые задания по формированию универсальных учебных действий на уроках в начальных классах, которые могут быть использованы в учебном процессе....

Типовые задачи по формированию универсальных учебных действий на предмете «Литературное чтение»

Типовые задачи по формированию универсальных учебных действий на предмете  «Литературное чтение» ...

«Формирование универсальных учебных действий учащихся начальной школы средствами УМК «Начальная школа 21 века» с использованием проблемно – диалогической технологии»

Из опыта работы учителя начальной школы. Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашенных в концепции модернизации российского образования....