Групповая форма работы на уроках в начальной школе
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Блюм Оксана Викторовна

Статья посвящена организации групповой работы на уроках в начальной школе. В статье рассмотрены задачи групповой работы с позиции системно – деятельностного подхода, описаны этапы технологического процесса групповой работы, представлены практические приемы организации групповой работы на уроках в начальной школе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gruppovaya_forma_raboty_na_urokah_v_nachalnoy_shkole.docx28.18 КБ

Предварительный просмотр:

Групповая форма работы на уроках в начальной школе

В условиях информационного общества появляются новые требования к человеку: его личностным и профессиональным качествам, знаниям и умениям, творческим способностям. Современный человек должен в первую очередь уметь добывать знания  и применять их во всевозможных ситуациях. Именно это является главной задачей, сформулированной в Новых образовательных стандартах. Принципиальным отличием  современного  подхода является ориентация ФГОС на результаты освоения основных образовательных  программ. В соответствии с этим принципиальным отличием изменились структура, содержание и способы применения стандартов в образовательном процессе. Теперь под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности. Вся учебная деятельность должна строиться на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности. Образовательная задача состоит в организации таких условий, которые сделают  учебный процесс более увлекательным и интересным, раскроют значение получаемых в школе знаний и их практическое применение в жизни. Решение этой задачи вызывает необходимость применения новых педагогических подходов и технологий на уроках.

Одной из форм внутриклассной дифференциации, хорошо зарекомендовавшей себя в личностно-ориентированной педагогике, является групповая работа.

Групповая работа — это форма организации учебно-познавательной деятельности на уроке, предполагающая функционирование разных малых групп, работающих как над общими, так и над специфическими заданиями педагога, стимулирует согласованное взаимодействие между учащимися, отношения взаимной ответственности и сотрудничества.

Цель групповой работы с позиции системно – деятельностного подхода: активное включение каждого ученика в процесс усвоения и присвоения учебного материала.

Использование групповой формы работы на уроках позволяет решать комплекс задач:

  • активизация познавательной деятельности учащихся;
  • развитие навыков самостоятельной учебной деятельности (определение ведущих и промежуточных задач, выбор оптимального пути, умение предусматривать последствия своего выбора, объективно оценивать его);
  • формирование навыков сотрудничества (умение слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание и т.д.);
  • совершенствование межличностных отношений в классе.

Эстонский ученый Х.И. Лийметс выделяет следующие принципы групповой работы:

  • класс разбивается на несколько групп от 3 до 6 человек;
  • каждая группа получает свое задание, которое может быть одинаковое для всех либо дифференцированное;
  • внутри каждой группы, между ее участниками распределяются роли («лидер», «спикер», «аналитики», «хранитель времени» и т.п.);
  • процесс выполнения задания в группе осуществляется на основе обмена мнениями, оценками;
  • выработанные в группе решения обсуждаются всем классом.

/Х.И.Лийметс. Групповая работа на уроке.-М. 1975/

Из принципов групповой работы видно, что для такой работы характерно непосредственное взаимодействие и сотрудничество между учащимися, которые становятся активными субъектами собственного учения. А это принципиально меняет в их глазах смысл и значение учебной деятельности.

Технологический процесс групповой работы складывается из следующих этапов:

1. Подготовка к выполнению группового задания.

  • Постановка познавательной задачи (проблемной ситуации).
  • Инструктаж о последовательности работы.
  • Раздача дидактического материала по группам.

2. Групповая работа.

  • Знакомство с материалом, планирование работы в группе.
  • Распределение заданий внутри группы.
  • Индивидуальное выполнение задания.
  • Обсуждение индивидуальных результатов работы в группе.
  • Обсуждение общего задания в группе.
  • Подведение итогов группового задания.

3. Заключительная часть.

  • Сообщение о результатах работы в группах.
  • Анализ познавательной задачи, рефлексия.
  • Общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи.

Таким образом, работа в группе предполагает передачу учащимся на период такой работы функций, традиционно выполняемых учителем: информационных, организационных, контролирующих и (частично) оценивающих. Групповая форма учебной работы предполагает включение группы учащихся в совместное планирование учебной деятельности, восприятие и уяснение информации, обсуждение, взаимный контроль.

Условиями эффективной организации групповой работы являются:

  • правильное, продуманное комплектование групп (учитывать уровень учебных успехов учащихся и характер межличностных отношений);
  • отбор учебного материала для групповой работы (по своей структуре задание должно быть таким, чтобы его можно было расчленить на отдельные подзадачи и подпункты; содержание материала должно быть достаточно трудным, желательно проблемным, допускать различные точки зрения, не совпадение позиций).

Эффективность групповой работы во многом зависит от усилий и мастерства учителя. Организация групповой работы требует от учителя особых умений, затрат и усилий. Групповой работе надо сначала научить. Для этого учитель должен потратить немало времени на уроках. Без соблюдения этого условия групповая работа бывает неэффективна.

Так как важной задачей начальной школы является обучение детей различным формам взаимодействия (коммуникации), использование метода группового обучения весьма эффективно в реализации данной задачи. Опытные учителя начинают обучать своих учеников групповой работе уже в 1 классе.

Парную работу рассматривают как начальную стадию формирования деловых межличностных отношений первоклассников. Это определяется тем, что в начале учебного года большинство первоклассников: не владеют умениями совместной деятельности; не готовы сотрудничать в больших группах; плохо знают друг друга; не умеют общаться с малознакомыми сверстниками, избегают совместной деятельности с ними. Работа в парах является наиболее комфортной формой организации учебного процесса, целью которого является формирование деловых межличностных отношений.  Работа в парах формирует у детей умения принимать общую цель, разделять обязанности, согласовывать способы достижения предложенной цели; соотносить свои действия с действиями партнера по совместной деятельности; принимать участие в сравнении цели и результата работы. Именно на этом этапе целесообразно познакомить учащихся с правилами сотрудничества. Эти правила станут основой для дальнейшего эффективного взаимодействия в группах.

 Правила сотрудничества.

1. Уважать и ценить мнение каждого.

2. Выслушивать, не перебивая.

3. Помогать друг другу.

4. Быть тактичным и вежливым.

5. Работать дружно и сплочённо.

6. Не повышать голос.

7. Помнить, что общий результат зависит от твоей работы.

Следующий этап - это организация групповой работы. Деятельность группы из четырех учащихся более продуктивна, чем работа пары. При чем, группа из четырех - пяти человек является самой оптимальной. Однако в классе всегда найдется ребенок, желающий работать в одиночестве, надо создать условия для этого. Учителю необходимо помочь такому учащемуся, заинтересовать его, научить работать в группе.

Деление младших школьников на группы – это важный момент в организации групповой работы. Способов разделения существует множество: по желанию (объединение в группы происходит по взаимному выбору), случайным образом (формируется по признаку случайности), по определенному признаку (по первой букве имени, в соответствии с тем, в какое время года родился, по цвету глаз и т. д.), по выбору «лидера» или педагога. В дальнейшем нужно стремиться к тому, чтобы сами ученики могли выбрать способ деления на группы, который будет наиболее эффективным для решения той или иной учебной задачи.

При комплектовании групп учителю важно учитывать характер межличностных отношений учащихся. По мнению психолога Ю.Н.Кулюткина «В группу должны подбираться учащиеся, между которыми сложились отношения доброжелательности. Только в этом случае возникает психологическая атмосфера взаимопонимания и взаимопомощи, снимаются тревожность и страх».

/Ю.Н. Кулюткин. Психология обучения взрослых.-М.,1985, с.119/

На этом этапе важно научить распределять роли внутри каждой группы между ее участниками (случайным образом или по желанию). В 1 классе достаточно выбрать только «лидера», а в дальнейшем познакомить учащихся с ролями «секретарь», «наблюдатель», «докладчик», «журналист», «хранитель времени».

С самого начала в 1 классе при работе в группах нужно познакомить учеников с алгоритмом данной работы (к 4 классу этот алгоритм будет усложняться).

1 класс

4 класс

План работы в группе.

1. Выбрать «лидера».

2. Познакомиться с предложенным материалом.

3 .Выполнить задания.

4. Подготовиться к выступлению.

План работы в группе.

  1. Распределить роли в группе: «лидер», «секретарь», «наблюдатель», «докладчик», «журналист», «хранитель времени».
  2. Познакомься с предложенным материалом.
  3. Распределить задания внутри группы.
  4. Выполнить задания.
  5. Обсудить, как выполнил каждый свое задание.
  6. Обсудить общее задание группы.
  7. Подвести итог, подготовиться к выступлению.
  8.  Оценить работу каждого в группе.

Подведение итогов, рефлексия, общий вывод о работе и достижении поставленной задачи – это неотъемлемый важный этап групповой работы. Групповая рефлексия дает возможность оценить  деятельность каждого члена группы для достижения максимального результата в решении поставленной задачи, помогает учащемуся провести самоанализ работы и услышать анализ его работы другими учащимися. Один из вариантов данной работы – это использование листов самооценки и взаимооценки работы в группе. Простые оценочные листы можно использовать, начиная с 1 класса.

Лист самооценки и взаимооценки работы в группе

ФИ__________________________________________

Роль в группе_________________________________

                                                               

Критерий
(за каждый критерий – от 0 до 5 баллов)

Моя
оценка

Оценка группы

Я внес(-ла) большой вклад в работу группы

Я  умею выслушивать мнения других ребят, принимать другую точку зрения

Я умею объяснять свою точку зрения, приводить доводы и убеждать

Я готов(а) принимать новые и неожиданные идеи, отличающиеся от моего первоначального мнения

Я доволен(а) результатом своей работы

Оценочный лист

Роль в группе

ФИ члена группы

Оценка

«Лидер»

«Секретарь»

«Наблюдатель»

«Докладчик»

«Журналист»

«Хранитель времени»

В начальной школе групповая форма работы может быть использована практически на любом этапе урока: при закреплении изученного материала; при объяснении нового материала; при повторении пройденного; при контроле знаний; при выполнении домашнего задания.

Нет такого учебного предмета в начальной школе, в рамках которого использование групповой работы было бы неоправданно. Организация групповой работы на уроках окружающего мира, литературного чтения, русского языка, математики, ИЗО, технологии успешно используется для обучения младших школьников.

Групповая форма организации работы имеет немало достоинств: повышение учебной и познавательной мотивации; психологический комфорт в общении; возможность открыто помогать друг другу; учитель не доминирует, а сотрудничает или координирует деятельность учащихся; учащиеся свободно анализируют свои ошибки, осознают границы своего незнания; возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся; возрастает сплоченность класса - дети начинают лучше понимать друг друга; возможность научиться способам взаимодействия в обучении (при распределении этапов работы); лучшее понимание и запоминание материала.

Таким образом, групповая работа в начальной школе помогает каждому ученику активно включаться в процесс усвоения и присвоения учебного материала, что обеспечивает  системно – деятельностный подход в обучении.

Литература

  1. Дьяченко В. К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. – М.: Педагогика, 1989.
  2. Дьяченко В. К. Сотрудничество в обучении. – М.: Просвещение, 1991.
  3. Землянская Е. Н. Учебное сотрудничество младших школьников на уроках. Начальная школа. – 2008. – № 1.
  4. Королькова Л.В., Лебедева Н.Б. Групповые формы взаимодействия младших школьников. Начальная школа. – 2007. – № 2.
  5. Цукерман Г.А. Зачем детям учиться вместе? – М.: Просвещение, 1985.
  6. Цукерман Г.А. Введение в школьную жизнь. – М.: Просвещение, 1993.
  7. Х.И.Лийметс. Групповая работа на уроке.-М. 1975


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Групповая форма работы на уроках в начальной школе.

Наиболее благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу на уроке создают групповые формы работы....

Доклад на тему "Групповые формы работы на уроке в начальной школе.

Доклад был подготовлен для выступления на районом МО....

Групповые формы работы на уроках в начальной школе.

Основной формой организации процесса обучения является урок. В начальной школе эффективно использовать на уроках групповые формы обучения, которые позволяют добиться лучшего усвоения материала, ...

Групповые формы работы на уроках в начальной школе.

Материал для выступления на МО учителей начальных классов....

Групповая форма работы на уроках в начальной школе.

В материале дается пояснение тому,как можно использовать груповую форму работы на уроках в начальной школе.В данном материале раскрывается суть применяемой формы работы на уроках. Даны некоторые напра...

Групповая форма работы на уроках в начальной школе

Опыт организации групповой формы деятельности является актуальным и перспективным, так как современное образование требует от школы, а значит и от учителя, сохранить психическое и ф...

Групповая форма работы на уроках в начальной школе. Обучение работе в парах в 1 классе.

В материале описываются этапы введения групповой работы в 1 классе...