Формирование навыков грамотного письма у младших школьников с ОВЗ
статья (4 класс)

Боева Наталия Михайловна

В статье отображается опыт работы учителя начальных классов по формированию грамотного письма учащихся с ОВЗ. Поднимаются вопросы оказания эффективной помощи в освоении правил русского языка, повышение шансов на успех в дальнейшем школьном обучении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.15 КБ

Предварительный просмотр:

Боева Наталия Михайловна

учитель-дефектолог

МБОУ лицей №7 имени маршала авиации А.Н. Ефимова

г. Миллерово, Ростовская область

Формирование навыков

грамотного письма у младших школьников с ОВЗ

Аннотация: в статье отображается опыт работы учителя начальных классов по формированию грамотного письма учащихся с ОВЗ. Поднимаются вопросы оказания эффективной помощи в освоении правил русского языка, повышение шансов на успех в дальнейшем школьном обучении.

        Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, орфографическая грамотность, мотивация, эмоциональный настрой.

Есть такая пословица: «Мудрым никто не родился, а научился». Учителя начальных классов знают: от того, насколько прочно будут заложены основы грамотного письма, во многом зависит последующий процесс овладения грамотой. Я считаю, что основная причина появления ошибок в правописании идет от неразвитого орфографического «чутья» школьников. Как добиться орфографической грамотности, как предупредить ошибки?

В орфографическом действии выделяются две ступени: постановка орфографической задачи (выделение орфограммы) и ее решение (выбор письменного знака в соответствии с правилом). Каждому хорошо известна ситуация, когда после изучения правила, например, о безударных гласных в корне, ученики достаточно успешно справляются с заданием «вставить пропущенные буквы», но допускают ошибки на то же правило в собственном тексте. Объяснить эту ситуацию нетрудно: чтобы вставить букву, нужно лишь осознанно решить орфографическую задачу. Главная задача учителя – научить видеть орфограмму, научить думать при письме.

Существует множество методических приемов, развивающих орфографическую зоркость, навык звукобуквенного анализа, самоконтроль. Всем известна роль зрительных, слуховых, рукодвигательных факторов.

1.Зрительный фактор срабатывает при запоминании непроверяемых написаний. Ученые-психологи доказали, что стоит ребенку один раз неправильно написать слово, как он запоминает его и зрительно, и рука зафиксирует неверный графический образ слова, и отложится он в памяти так крепко, что затем надо будет написать это слово много раз, чтобы ликвидировать ошибку. Поэтому золотое правило ученика: никогда не пиши, если точно не знаешь, сначала предупреди ошибку. Можно использовать следующие приемы:

а) письмо с пропусками – не знаешь точно, не пиши, спроси у учителя, справься в словаре;

б) можно построить так называемые опорные схемы. Например, в 1 классе, можно записать рассказ из трех предложений с предварительным построением опорных схем.

После составления опорных схем дети пишут предложения под диктовку учителя намного грамотнее, чем написали бы сами. А это и есть запоминание нелегких слов, фиксирование их в тетради, отложение в памяти;

2.Слуховой фактор. Пишущий человек, как известно, всегда отправляется от слышимого. Поэтому он должен хорошо слушать и слышать то, что говорит учитель или что он сам проговаривает себе. Поэтому учитель должен развивать фонематический слух. Начинать эту работу надо с 1 класса. Например, при изучении темы” Безударные гласные” можно проводить следующие игры:

а) «найди опасное место»

Учитель произносит слова, а дети хлопают в ладоши, как только услыщат звук, которому нельзя доверять.

Б) «Светофор». Дети показывают красный сигнал, как только находят «опасное место».

3.Проговаривание. Большую роль в формировании орфографического навыка играет орфографическое проговаривание, т. Е. проговаривание так, как надо писать. Этот прием используют многие учителя. И он дает неплохие результаты. Такую работу необходимо вести с 1 класса.

         А как строится работа по формированию грамотного письма у детей с ОВЗ?

Коррекционно-развивающая работа по предупреждению и преодолению нарушений письменной и устной речи у детей с ОВЗ носит комплексный характер.

Комплексность заключается в следующем:

-Единство коррекционных, образовательных и воспитательных задач.

-Развивающий характер работы и формирование качеств личности ребёнка.

-Принцип максимального выявления и использования резервов психического

развития школьника.

-Воспитание у детей интереса к занятиям, познавательной активности и самостоятельности.

-Достижение успеха на каждом занятии как важнейшее средство стимуляции

познавательной деятельности детей.

-Принцип индивидуализации и дифференциации обучения на основе комплексной диагностики развития школьника.

У ребенка должен быть мотив, по которому он стремится познать смысл слова: этому могут способствовать нетрадиционные задания в игровой форме:

  1. Игра «Кто больше напишет слов».

Учитель называет слова, а дети записывают к ним синонимы.

2. Игра «Наоборотки»

Учитель называет слово, а дети к нему подбирают антонимы

3. Диктант-игра «Запоминайка». Эта игра учит правильно писать слова с отрицанием Не.

Учитель предлагает задание: Образуйте пары слов с противоположным значением, добавляя к словам отрицание Не. Объясните значение слов с Не.

Чуткий – нечуткий

Внимательный – невнимательный.

4. Игра «Букву заменишь – смысл слова изменишь»

Эта игра развивает сообразительность, способность к усвоению орфографии, помогает запоминать значение многих слов.

С О всегда будешь чистым и опрятным, а с А нежным и добрым.

(поласкать – полоскать).

С Е нужно старость уважать, а с И можно просто отдохнуть (поседел- посидел)

Хорошая поддержка учебного процесса – компьютер. По окончании изучения любой темы можно проверить сформированность навыков работы у детей тестированием. Компьютерное тестирование проводится в условиях школьного урока. Все учащиеся выполняют задания одновременно, форма выполнения – индивидуальная. Время выполнения не более 15 минут.

При применении описанных мною коррекционно–развивающих упражнений в обучении учащихся корригируются недостатки зрительного восприятия, мелкой моторики руки, устраняются дефекты произношения, уточняется словарь, преодолеваются ошибки в построении простого предложения, развиваются внимание, память, мыслительная операция, а это тем самым способствует развитию и формированию навыков письма.

Эффективность работы зависит от эмоционального настроя ребѐнка, уровня сформированности познавательных интересов. Выполнение разнообразных заданий становится для учащихся мотивированным и интересным процессом.

Литература:

1. Кобзарева Л. Г., Система упражнений по коррекции письма и чтения детей с ОНР / Л. Г. Кобзарева, М. П. Резунова, Г. Н. Юшина. – Воронеж, 2006.

2. Прищепова И. В. Дизорфография младших школьников: Учебно-методическое пособие / И. В. Прищепова. – СПб.: КАРО, 2006.

3. Сластенина В.А. Психолого-педагогический практикум: учебное пособие. – М.: Академия, 2011.

4. Ястребова А. В. Обучаем читать и писать без ошибок: Комплекс упражнений для работы учителей-логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма / А. В. Ястребова, Т. П. Прищепова. – М.: АРКТИ, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме Развитие орфографической зоркости учащихся первой ступени на уроках русского языка как важнейший фактор формирования навыков грамотного письма

Цель педагогической идеи:lЗаключается в совершенствовании способов практической деятельности младших школьников на уроках русского языка, литературного чтения, окружающего мира для формирования навыко...

Некоторые приемы формирования навыка грамотного письма

Чтобы повысить грамотность учащихся учитель должен развивать орфографическую зоркость при коллективной работе над ошибками, применяя разные приемы, используя индивидуальный дифференцированный подход. ...

Выступление на тему: «Методы и приемы формирования навыков каллиграфического письма у младших школьников»

Выступление на тему: «Методы и приемы формирования навыков каллиграфического письма у младших школьников»...

Формирование грамотного письма у младших школьников

   В презентации представлен нетрадиционный подход к традиционным видам деятельности (работа над ошибками и  заучивание словарных слов) в работе с младшими школьниками....

Профилактика дизорфографии. Приемы формирования грамотного письма у младших школьников на логопедических занятиях.

      В статье  анализируются причины  "невнимательного письма"  у детей, приводящие  к дизорфографии. В  коррекционной работе первостепенное з...

«Методы и приемы формирования навыков каллиграфического письма у младших школьников»

laquo;Методы и приемы формирования навыков каллиграфического письма у младших школьников»...

Методическая копилка по теме: Формирование навыков грамотного письма у младших школьников. Работа с безударными гласными.

Данный материал поможет учителю подобрать упражнения при работе по теме "Безударные гласные"....