МАСТЕР-КЛАСС «КРОССЕНС» КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЫ, ЛОГИЧЕСКОГО И ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ»
учебно-методический материал

Тимошенко Елена Александровна

В работе описано  использование «Кроссенса» на уроках  как метода развития мотивации, логического и неординарного творческого мышления обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Мастер-класс17.99 КБ

Предварительный просмотр:

МАСТЕР-КЛАСС

«КРОССЕНС» КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЫ, ЛОГИЧЕСКОГО И ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ»

 

 

СЛАЙД   . Давайте с вами поиграем. Я вам задам 3 вопроса, на которые вы должны ответить все вместе, т.е хором.

Готовы!

Давайте хором попробуем -Готовы?

Какого цвета чистый лист?

Какого цвета снег?

Что пьет к?

Многие из вас ответили молоко. Как вы думаете ,почему?

Видите, с образным мышлением у нас с вами все в порядке.

Слайд  .  Давайте пойдем с вами дальше.

Перед вами 4 картинки. Что связывает эти картинки или каким одним словом они объединены? ( кросс) корень кросс.

Слово кросс произошло от английского слова  кросс – пересечение.

Скажите, с чем у вас ассоциируется слово «кроссенс»? (Ответы.)

Тема моего мастер-класса – «Кроссенс» как метод  развития познавательной инициативы, логического и творческого мышления».

Скажите, знаком ли кто-то с этим методом? Может кто-то использует его в своей практике? (Ответы.) Замечательно… Сегодня вы будете моими помощниками…

 

СЛАЙД  . Идея создания данного метода принадлежит нашим соотечественникам писателю, педагогу и математику Сергею Федину и доктору технических наук, художнику и философу Владимиру Бусленко.

 

СЛАЙД  . Слово «кроссенс» придумано авторами по аналогии со словом «кроссворд». Когда мы отгадываем кроссворды, то видим пересечение слов, а кроссенс с английского означает «пересечение смыслов». Это ассоциативная головоломка нового поколения, соединяющая в себе сразу несколько интеллектуальных развлечений: головоломки, загадки и ребуса.

Для более полного понимания работы этого метода проведём подготовительное упражнение. Найдите ассоциативную связь между ёжиком и ёлкой? (У обоих есть иголки!)

А что общего может быть между рыбой и приложенным к губам пальцем? (Молчание.)

Это очень простые примеры, они под силу даже маленькому ребенку.

А вот более сложный пример: что общего между Ван Гогом и колорадским жуком? Приходит что-то в голову?... В Интернете ответ такой: первый шедевр Ван Гога, написанный художником в голландский период, называется «Едоки картофеля». И колорадский жук - это тоже «едок картофеля». Вот такая между ними связь.

 

СЛАЙД   . Итак, представляю вашему вниманию кроссенс.        Как видите, он  размещается на  поле из девяти квадратов. Но в отличие от кроссворда, где все клеточки пусты, в кроссенсе они уже заполнены картинками. Нужно найти ассоциативные связи между изображениями и дать название кроссенсу.

Как же читать этот кроссенс?

Как же решать этот кроссенс?

Мы пока оставим его и познакомимся со способами чтения.

Существует  3 способа чтения кроссенса.

 

СЛАЙД    . На слайде показаны схемы чтения кроссенса. 1 кроссенс нужно читать с первого квадрата. Дальше идем только вперед и останавливаемся на центральном 5 квадрате.

 

 Во втором варианте кроссенс можно начать как с первой, так и с любой узнаваемой картинки, но суть в том, что центральный 5 квадрат по смыслу связан со всеми изображениями в данном квадрате.

И 3 способ чтения - можно читать кроссенс по периметру и дополнительно по кресту. В этом случае изображения расставлены  таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу несколько.   Связи могут быть как поверхностными, так и глубинными, но в любом случае это отличный метод для развития логического и творческого мышления.  Попробуем?

 

СЛАЙД   . Наша задача - найти связь между соседствующими картинками, составить рассказ – ассоциативную цепочку.

 

 

СЛАЙД   . А сейчас я предлагаю поработать в парах  (группах)над разгадкой следующего кроссенса. (Раздаются листы с заданием, звучит музыка, идёт работа в парах.)

 

СЛАЙД    . Кто готов озвучить своё решение кроссенса?

«Улыбка» - результат хорошего настроения. Как она связана с енотом? (Всем известно, что дружба начинается с улыбки и песня об этом звучала в мультфильме про енота.) Движемся дальше… (Енота звали  Крошка, а крошки лучше не выбрасывать, а посыпать в кормушку, чтобы помочь птицам зимой.) Ищем следующую связь…(Помогла мальчику справиться с недугом и девочка Женя из сказки Валентина Катаева «Цветик – семицветик».) А что общего у неё с шариками? (Она отрывала лепестки и они летели, как могут летать воздушные шарики.) Далее…(Шарами украшают новогоднюю ёлку. А этот новый год – год собаки. Собака – друг человека. У человека тоже есть друг.)

О чём этот кроссенс? (О дружбе.) Спасибо большое.

 

А были другие ассоциации?.. Объясните свою трактовку связей по картинкам… 

Было трудно?.. Да, приходится потрудиться, но это оправдывает себя заинтересованностью детей, их желанием отвечать и самостоятельно выполнять такие задания.

 

Кроссенс может иметь несколько правильных вариантов ответа,  не нужно  устанавливать  единственную заложенную педагогом связь, важно находить любую из возможных. В этом и прелесть этого метода, научить детей мыслить, порой нестандартно.

 

СЛАЙД    . Итак, раз принцип разгадывания кроссенса стал вам понятен, предлагаю вашему вниманию алгоритм его создания. Читаем…

- Во-первых, необходимо определить тематику, общую идею.

- Затем подобрать 8-9 элементов, которые имеют отношение к данной теме или идее.

- Найти связи между элементами, определить последовательность.

- Сконцентрировать смысл в одном элементе (центр).

- Подобрать картинки, иллюстрирующие элементы.

- Можно заменить прямые образы и ассоциации косвенными, символическими.

 

Для облегчения создания кроссенса удобно сначала каждый квадрат заполнить словом или словосочетанием по выбранной теме, а затем заменить его ассоциативной картинкой.

(практическая работа – собрать кроссенс)

 

Уважаемые коллеги!  Раньше мы учителя, учебные заведения пытались дать своим ученикам образование на всю жизнь. Сейчас новый образовательный стандарт ставит перед нами иные задачи, т.е мы должны научить своих учеников самим добывать знания, т. е образование на протяжении всей жизни.

Как же этого добиться?

Учитель ищет разные приемы, технологии, методы и вот кроссенс как методический прием помогает нам с вами в этом. Т. е применение кроссенса в учебном процессе способствует  логическому мышлению ученика, самостоятельности, инициативности и развития творческих способностей.

 

Как вы думаете, на каких этапах занятия можно использовать этот метод? (Создать проблемную ситуацию или обобщить знания, оригинально подвести итог. «Кроссенс» может стать и творческим домашним заданием).

 

СЛАЙД   . Эти этапы отображены на слайде, обратите внимание на последний пункт:

- на стадии определения темы занятия,

- для определения и постановки проблемы,

- для закрепления материала,

- как способ организации групповой работы на повторительно-обобщающем уроке,

- как творческое домашнее задание и т. д.

Они также могут быть составлены по теме праздничного мероприятия, стать способом оформления портфолио, организации КТД и др.

Слайд    Практическая значимость.

Кроссенсы  с успехом могут использовать в своей работе и учителя-предметники в школах, и воспитатели в детских садах… от самых простых до самых сложных…

 

Слайд   . Подведем итог. Уважаемые коллеги. Мастер –класс я начала с 3 вопросов. Сейчас я хочу ,чтобы вы охарактеризовали кроссенс как методический прием с помощью трех слов, но все слова должны быть одной и той же части речи. ( Рефлексия)

«Кроссенс» - это метод, позволяющий на практике создать условия для самостоятельного творческого поиска. Дети не только находят связи между предметами и явлениями, они углубляют свои знания, раскрывают новые грани понимания привычных вещей… И составлять, и разгадывать кроссенсы – одно удовольствие! Пробуйте!... Я благодарю вас за работу.

 

Слайд   А закончить хочется словами знаменитого писателя Льва Николаевича Толстого: «Если ребёнок не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать…». Так давайте же, уважаемые коллеги, научим наших детей мыслить логично и творчески. Спасибо за внимание…

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект По теме: «Проектная деятельность как форма развития познавательной инициативы» «Цветы на подоконнике и на клумбе»

Цель:  Развивать интерес к развитию и росту растений комнатных и на клумбе; наблюдательность и любознательность, наглядно – действенное мышление. Создание условий для познавательного ...

Мастер-класс для педагогов «Социально-коммуникативное и познавательное развитие детей методами социо-игровой технологии»

Мастер-класс для педагогов «Социально-коммуникативное и познавательное развитие детей методами социо-игровой технологии».  Конспект и презентация...

Кроссенс как метод развития логического и творческого мышления школьников путём установления ассоциативных связей

 Кроссенс (англ.) - пересечение смыслов.    Это ассоциативная головоломка для первоклассников общеобразовательной школы, которые изучали курс "Шахматы"....

Мастер-класс по психологии на тему: «Развитие познавательной активности и креативности»

Мастер-класс по психологии на тему:«Развитие познавательной активности и креативности»Участники: учащиеся 1-2 класса, 2-4 человека.Цель: формирование познавательной активнос...

Мастер - класс"Использование дидактических игр для развития познавательного интереса на уроках математики"

В презентации рассказывается о дидактических играх  на уроках математики...